Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.03.2011 N 05АП-283/2011 ПО ДЕЛУ N А51-12926/2010

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2011 г. N 05АП-283/2011

Дело N А51-12926/2010

Резолютивная часть постановления оглашена 01 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Т.А. Солохиной, Г.М. Грачева
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
от Товарищества собственников жилья "Лучки": адвокат Смольский А.А., доверенность от 17.05.2010 N 1/юр сроком на три года
от Сельскохозяйственного производственного кооператива "Лучковский": адвокат Смольский А.А., доверенность от 03.03.2010 N 19 сроком на три года
от Главы Лучкинского сельского поселения администрации Лучкинского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Лучки"
апелляционное производство N 05АП-283/2011
на решение от 02.12.2010
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-12926/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Товарищество собственников жилья "Лучки"
к Главе Лучкинского сельского поселения администрации Лучкинского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края
третьи лица: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Лучковский"
об оспаривании решения

установил:

- Товарищество собственников жилья "Лучки" (далее - товарищество, ТСЖ "Лучки") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения главы Лучкинского сельского поселения - Главы администрации Лучкинского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края Стефанович Н.Е. от 09.08.2010 N 294 об отказе в передаче в ТСЖ "Лучки" учетных документов по регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания в домах жилищного фонда СХПК "Лучковский" и обязании орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение и незамедлительно передать в ТСЖ "Лучки" следующие учетные документы по домам СХПК "Лучковский" согласно Акту приема передачи жилого фонда СХПК "Лучковский" по состоянию на 14.04.2010 г.;
- - заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1;
- - адресные листки прибытия по форме N 2;
- - адресные листки убытия по форме N 7;
- - карточки регистрации по форме N 9;
- - поквартирные карточки по форме N 10;
- - домовые (поквартирные) книги по форме N 11;
- - листки статистического учета прибытия по форме N 12П;
- - листки статистического учета выбытия по форме N 12 В;
- - документы, являющиеся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), на предоставление гражданину жилого помещения, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением) (с учетом уточнения требований).
Решением суда от 02.12.2010 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое решение главы Лучкинского сельского поселения - Главы администрации Лучкинского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края соответствует закону и не нарушает права и законные интересы ТСЖ "Лучки".
Не согласившись с решением суда, Товарищество собственников жилья "Лучки" подало апелляционную жалобу, просит судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права. В обоснование своих доводов заявитель жалобы указал, что согласно статье 3.2.8. Устава Товарищество собственников жилья обязано производить оформление документов для регистрации граждан РФ по месту жительства и по месту пребывания, снятие с регистрационного учета по месту жительства граждан РФ, проживаемых в домах жилищного фонда СХПК "Лучковсикй". Ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации N 713 от 17.07.1995 и Административный регламент, утвержденный приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208, заявитель жалобы указал, что должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются уполномоченные лица товарищества собственников жилья. Заявитель жалобы считает, что при вынесении решения судом не учтено то обстоятельство, что приказом N 9 от 14.04.2010 Курк З.П. назначена ответственной за оформление документов для регистрации граждан РФ по месту жительства и по месту пребывания, снятие с регистрационного учета по месту жительства граждан РФ, а также оформление документов для получения и обмена недействительных паспортов граждан РФ, проживаемых в домах жилищного фонда СХПК "Лучковский", которые переданы в обслуживание ТСЖ "Лучки" с 14.04.2010 года. По мнению заявителя жалобы, осуществление органом местного самоуправления приема и оформления документов для регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства граждан - нанимателей жилых помещений в жилищном фонде СХПК "Лучковский" не соответствует цели его деятельности. Товарищество собственников жилья является лицом, ответственным за регистрацию и первичный прием граждан. Заявитель жалобы указал, что отсутствие в ТСЖ "Лучки" документов регистрационного учета по регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания в домах жилищного фонда СХПК "Лучковский" нарушает права и обязанности товарищества, возложенные на него законом и Уставом, и делает невозможным уставную деятельность Товарищества.
От Главы Лучкинского сельского поселения - Главы администрации Лучкинского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя и письменный отзыв, согласно которому Глава Лучкинского сельского поселения с доводами жалобы Товарищества не согласна, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Товарищества и СХПК "Лучковский" в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме.
На основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчика по имеющимся документам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, апелляционный суд считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
03.04.2010 состоялось собрание правления сельскохозяйственного производственного кооператива "Лучковский", на котором было принято решение о выборе способа управления многоквартирными домами, входящими в жилищный фонд СХПК "Лучковский" товарищество собственников жилья.
Товарищество собственников жилья "Лучки" зарегистрировано в качестве юридического лица 13.04.2010 Инспекцией ФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1102540002157.
14.04.2010 приказом N 09 председателя ТСЖ "Лучки" Курк З.П. назначена ответственной за оформление документов для регистрации граждан РФ по месту жительства и по месту пребывания, снятия с регистрационного учета по месту жительства граждан РФ, а также оформление документов для получения и обмена недействительных паспортов граждан РФ, проживаемых в домах жилищного фонда СХПК "Лучковский", переданных в обслуживание Товариществу.
В тот же день (14.04.2010) в администрацию Лучкинского сельского поселения был направлен вышеуказанный приказ с заявлением о передаче товариществу по акту приема-передачи документов для регистрации граждан в домах жилищного фонда СХПК "Лучковский".
По результатам рассмотрения заявления администрацией Лучкинского сельского поселения было отказано в передаче испрашиваемых документов по причине того, что вопрос о передаче документов должен был рассматриваться в Арбитражном суде Приморского края на основании заявления СХПК "Лучки" об оспаривании действия органа местного самоуправления.
11.07.2010 председатель правления ТСЖ "Лучки" повторно обратился с заявлением о предоставлении документов для регистрации граждан в домах жилищного фонда СХПК "Лучковский", рассмотрев которое письмом исх. N 294 от 09.08.2010 администрация Лучкинского сельского поселения отказа в связи с отсутствием правовых оснований.
Не согласившись с решением администрации Лучкинского сельского поселения, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы товарищества в сфере предпринимательской деятельности, ТСЖ "Лучки" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно исходил из положений Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения", в соответствии со статьей 4 которого в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.
Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, в соответствии с пунктом 4 которых ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" приказом МВД Российской Федерации от 23.10.1995 N 393 утверждена Инструкция, зарегистрированная в Министерстве юстиции Российской федерации, о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с Правилами регистрации и Инструкцией о применении Правил регистрации прием, первичная обработка, проверка правильности оформления документов, необходимых для регистрации, доставка документов в соответствующие компетентные органы, а также хранение карточек регистрации и поквартирных карточек должны производиться должностными лицами, ответственными за регистрацию.
Аналогичные положения закреплены и в пункте 6 действующего в настоящее время Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 N 208.
Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета, контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.
Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.
Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.
По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания. Собственнику (нанимателю) жилого помещения направляется в 3-дневный срок уведомление о регистрации этого гражданина.
Аналогичный порядок установлен и для регистрации граждан по месту жительства.
Исходя из положений вышеуказанных норм права, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что органами регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства граждан в населенных пунктах являются территориальные органы Федеральной миграционной службы, а в местах, в которых указанные органы отсутствуют - органы местного самоуправления. Все документы по регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания должны быть переданы в органы регистрационного учета.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, председатель правления ТСЖ "Лучки" обратился с заявлением о предоставлении документов для регистрации граждан в домах жилищного фонда СХПК "Лучковский", которые касаются регистрации граждан по месту жительства и должны находиться в органе регистрационного учета, которым в данном случае является Глава Лучкинского сельского поселения администрации Лучкинского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края.
В связи с чем, коллегия считает необоснованным довод заявителя жалобы о том, что учетные документы для регистрации граждан должны быть переданы ТСЖ.
Довод заявителя жалобы о том, что ТСЖ и его члены относятся к тем должностным лицам, на которых возложена обязанность по регистрации граждан, является необоснованным в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (в редакции Постановления Правительства РФ от 28 марта 2008 г. N 220) утвержден Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, в пункте 2 которого указаны уполномоченные лица управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Пунктом 6 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 20 сентября 2007 г. N 208, также предусмотрено, что должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются, в том числе собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющие организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что ТСЖ "Лучки" является организацией, осуществляющей подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов для регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания, то есть на Товарищество возложена обязанность по подготовке документов, необходимых для регистрации граждан по месту пребывания или снятие с регистрационного учета по месту жительства, и передаче в орган регистрационного учета, который осуществляет регистрацию граждан.
В соответствии с Уставом ТСЖ предметом деятельности товарищества является, в том числе содержание в постановке и снятие с учета по месту жительства.
Между тем, Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 20.12.2006 N 14313-РМ/07 "О передаче технической документации на многоквартирный дом" указывает, что согласно ч. 10 ст. 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом (далее - Техническая документация). Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2006 N 491.
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений (п. 26 Названных Правил).
В соответствии с п. 56, 58 Административного регламента, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 N 208, поквартирная карточка (по форме N 10) относится к документам регистрационного учета, оформляемых при регистрации граждан в жилые помещения, и в состав документов, связанных с управлением многоквартирным домом, не включена.
Таким образом, законных оснований для передачи в ТСЖ "Лучки" учетных документов по регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания у Главы Лучкинского сельского поселения администрации Лучкинского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края не имелось.
Следовательно, решение Главы Лучкинского сельского поселения от 09.08.2010 N 294 об отказе в передаче в ТСЖ "Лучки" учетных документов по регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания в домах жилищного фонда СХПК "Лучковский" соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Товарищества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, коллегия считает решение суда законным и обоснованным, основания для его отмены нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2011 по делу N А51-12926/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
З.Д.БАЦ

Судьи
Т.А.СОЛОХИНА
Г.М.ГРАЧЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)