Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.11.2013 ПО ДЕЛУ N 33-11907/2013

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 ноября 2013 г. по делу N 33-11907/2013


Судья: Нагина О.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Гантимурова И.А.
судей Поповой Е.В., Яковлева Д.М.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить жилые помещения по договору социального найма, принять меры к изъятию земельного участка и жилых помещений
по апелляционным жалобам ответчика администрации Волгограда и третьего лица Департамента по жилищной политике администрации Волгограда
на заочное решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от <.......>, которым исковые требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.В., выслушав представителя ответчика администрации Волгограда К. и представителя третьего лица Департамента по жилищной политике администрации Волгограда Т., поддержавших доводы апелляционных жалоб, прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Бецкову И.Б., третьих лиц Ш., О., С., Л., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

Прокурор Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить жилые помещения по договору социального найма, принять меры к изъятию земельного участка и жилых помещений.
В обоснование требований указал на то, что постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N <...> утверждено заключение межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов <.......> о признании многоквартирного жилого дома <.......> аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ <.......> направлены уведомления жителям дома <.......> требование о сносе до ДД.ММ.ГГГГ. Действующим жилищным законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, возлагается на орган местного самоуправления. Таким образом, администрация Волгограда обязана выселить жильцов из занимаемых помещений по договору социального найма и предоставить им благоустроенные жилые помещения на условиях заключения договора социального найма, состоящие из аналогичного числа комнат, отвечающие санитарным и техническим требованиям со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта.
В установленный срок собственники квартир <.......> были уведомлены о необходимости его сноса, однако мероприятия по добровольному сносу не произвели, что является основанием для принятия администрацией Волгограда мер по изъятию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также жилых помещений, принадлежащих собственникам.
Однако администрацией Волгограда мер по изъятию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом <.......> выкупу жилых помещений или предоставлению равнозначных жилых помещений жильцам указанного дома не принято до настоящего времени.
- С учетом уточненных требований прокурор просил суд: признать незаконным бездействие администрации Волгограда по непринятию мер по переселению граждан из многоквартирного дома <.......>, признанного аварийным, в части исполнения обязанности по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, по принятию решения об изъятии земельного участка, расположенного под многоквартирным домом <.......> и по изъятию жилых помещений; обязать администрацию Волгограда предоставить <.......> по договору социального найма благоустроенное жилое помещение равнозначное жилому помещению - <.......> в течение <.......> месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Волгограда предоставить <.......> по договору социального найма благоустроенное жилое помещение равнозначное жилому помещению - <.......>, в течение <.......> месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Волгограда предоставить <.......> по договору социального найма благоустроенное жилое помещение равнозначное жилому помещению - <.......> в течение <.......> месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Волгограда предоставить <.......> по договору социального найма благоустроенное жилое помещение равнозначное жилому помещению - <.......> в течение <.......> месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии жилого помещения - <.......> принадлежащего на праве собственности <.......> и зарегистрировать решение об изъятии данного помещения; обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии жилого помещения - <.......> принадлежащего на праве собственности <.......> и зарегистрировать решение об изъятии данного помещения; обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии жилого помещения - <.......> принадлежащего на праве собственности <.......> и зарегистрировать решение об изъятии данного помещения; обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии жилого помещения - <.......> принадлежащего на праве собственности <.......> и зарегистрировать решение об изъятии данного помещения;
- обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии жилого помещения - <.......> принадлежащего на праве собственности <.......> и зарегистрировать решение об изъятии данного помещения; обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии жилого помещения - <.......> принадлежащего на праве собственности <.......> и зарегистрировать решение об изъятии данного помещения; обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии жилого помещения - <.......> принадлежащего на праве собственности <.......> и зарегистрировать решение об изъятии данного помещения; обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии жилого помещения - <.......> принадлежащего на праве собственности <.......> и зарегистрировать решение об изъятии данного помещения; обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии жилого помещения - <.......>, принадлежащего на праве собственности <.......> и зарегистрировать решение об изъятии данного помещения; обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии жилого помещения - <.......> принадлежащего на праве собственности <.......> и зарегистрировать решение об изъятии данного помещения; обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии жилого помещения - <.......> принадлежащего на праве собственности <.......> и зарегистрировать решение об изъятии данного помещения; обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии жилого помещения - <.......> принадлежащего на праве собственности <.......> и зарегистрировать решение об изъятии данного помещения; обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии жилого помещения - <.......> принадлежащего на праве собственности <.......> и зарегистрировать решение об изъятии данного помещения; обязать администрацию Волгограда принять меры к изъятию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом <.......> для муниципальных нужд.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Волгограда указывает на нарушение норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что администрацией Волгограда в соответствии с долгосрочной муниципальной целевой программой "Жилище" с <.......> года начнется переселение граждан из аварийного жилья. Так же считает, что администрация Волгограда не вправе принять решение об изъятии земельного участка с последующим изъятием жилых помещений, поскольку земельный участок не сформирован, государственная собственность не разграничена, границы участка и его площадь не определены, на государственный кадастровый учет он не поставлен.
В апелляционной жалобе третье лицо Департамент по жилищной политике администрации Волгограда оспаривает законность и обоснованность решения суда по аналогичным основаниям.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Так, в соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N <...> утверждено заключение межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов <.......> о признании многоквартирного жилого дома <.......> аварийным и подлежащим сносу.
Департаментом по жилищной политике администрации Волгограда утверждены списки граждан, подлежащих расселению из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного жилого дома <.......> <.......>.
Собственниками квартир в указанном доме являются: <.......>.
<.......> предъявляло к собственникам жилого дома <.......> требования о сносе данного дома до ДД.ММ.ГГГГ, которое собственниками в установленный срок не исполнено.
Указанные обстоятельства следуют из пояснений сторон, не оспариваются и подтверждаются материалами дела.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции, установив бездействие администрации Волгограда по непринятию мер по переселению граждан из многоквартирного дома <.......>, признанного аварийным, в части исполнения обязанности по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, по принятию решения об изъятии земельного участка, расположенного под многоквартирным домом <.......> и по изъятию жилых помещений, находящихся в данном доме и принадлежащих на праве собственности проживающим в нем гражданам, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Красноармейского района Волгограда.
С обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда судебная коллегия соглашается, поскольку суд правильно определил круг существенных обстоятельств дела и дал надлежащую оценку доказательствам по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда первой инстанции мотивированы и последовательны. Они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционных жалоб о том, что администрацией района начнется переселение граждан из аварийного жилья с <.......> года в рамках долгосрочной муниципальной целевой программы "Жилище" на 2014 - 2020 года не влияет на правильность принятого решения, поскольку данный срок не может быть поставлен в зависимость от права граждан на безопасные условия проживания.
Доводы жалоб о том, что для принятия решения об изъятии земельного участка его необходимо поставить на государственный кадастровый учет, а поскольку земельный участок не поставлен на кадастровый учет, он не может быть объектом гражданских прав является несостоятельным.
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию в указанном жилом доме принадлежат жилые помещения. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, до введения в действие Жилищного кодекса, не сформирован.
Исходя из толкования пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом позиции изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 N 12-П в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме, вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, учитывая, что администрация Волгограда является собственником жилых помещений в данном доме, непреодолимых препятствий для постановки земельного участка на кадастровый учет не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы и не находит оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Волгоградского областного суда

определила:

Заочное решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, а апелляционные жалобы ответчика администрации Волгограда и третьего лица Департамента по жилищной политике администрации Волгограда - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)