Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.11.2008 ПО ДЕЛУ N А57-4291/2008-22

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2008 г. по делу N А57-4291/2008-22


Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей: Дубровиной О.А., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волоховой С.Е.
при участии в судебном заседании представителей:
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Павлова М.Л. доверенность от 17.10.2008 года N 02/2-4089;
- от ООО "Саратовская газовая компания" - Лукъянчиков М.И. доверенность от 23.04.2008 года N 46-04-1981, Полякой Д.В. доверенность от 20.01.2008 года N 46-04-1738Д;
- от Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - не явились, извещены (уведомление N 90306),
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 августа 2008 года по делу N А57-4291/2008-22, принятое судьей Храмовой Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саратовская газовая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области,
третье лицо:
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (г. Москва),
о признании незаконным решения N 35-137 от 20.02.2008 г., предписания N 35-137 от 20.02.2008 г.,

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Саратовская газовая компания" (далее - ООО "Саратовская газовая компания") с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - Управление), третье лицо: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, о признании незаконными решения N 35-137 от 20.02.2008 года, предписания N 35-137 от 20.02.2008 года.
Решением Арбитражного суда Саратовской области решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области N 35-137 от 20.02.2008 года и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области N 35-137 от 20.02.2008 года были признаны не законными.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 07 августа 2008 года отменить.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, решение арбитражного суда является не законным, вынесенным с нарушением норм материального права и подлежащим отмене.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что температурные коэффициенты для приведения к стандартным условиям объема газа утверждены заместителем Ростехрегулирования 10 ноября 2008 года. По мнению заявителя жалобы, данный акт недействителен, поскольку он не был утвержден приказом.
Кроме того, по мнению Управления, судом первой инстанции не учтен тот факт, что действия ООО "Саратовская газовая компания" по введению поправочных коэффициентов противоречат пунктам 2.9, 2.12 "Правил учета газа", зарегистрированных в Минюсте РФ от 15.11.1996 года N 1198.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Управления поддержала доводы апелляционной жалобы и просила решение суда первой инстанции отменить.
Представители ООО "Саратовская газовая компания" пояснили, что считают решение арбитражного суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области было принято решение N 35-137 от 20.02.2008 года, которым действия ООО "Саратовская газовая компания", выразившиеся во введении на территории Саратовской области температурных коэффициентов и применении их при расчетах с гражданами за потребленный газ, признаны противоречащими части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции".
Данное решение Управление мотивировало тем, что действия по введению на территории Саратовской области температурных коэффициентов и по применению их при расчетах за потребленный газ совершены ООО "Саратовская газовая компания" в нарушение положений статьи 157 Жилищного Кодекса РФ, пункта 94 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года, пунктам 2.9., 2.12. Правил учета газа, зарегистрированных в Минюсте РФ N 1198 от 15.11.1996 года.
На основании решения N 35-137 от 20.02.2008 года, Управление выдало ООО "Саратовская газовая компания" предписание N 35-137 от 20.02.2008 года о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции", выразившегося во введении на территории Саратовской области температурных коэффициентов и применении их при расчетах с гражданами за потребленный газ; а также об осуществлении перерасчета с абонентами-гражданами Саратовской области, в отношении которых были применены температурные коэффициенты при расчетах за потребленный газ в 2007-2008 годах.
ООО "Саратовская газовая компания" с решением N 35-137 от 20.02.2008 года и предписанием N 35-137 от 20.02.2008 года не согласилось, обратилось в суд с заявлением о признании вышеуказанных актов незаконными.
По мнению суда апелляционной инстанции арбитражным судом сделан правомерный вывод о незаконности решения и предписания Управления по следующим основаниям.
ООО "Саратовская газовая компания" с учетом положений статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке Саратовской области по поставке природного газа по регулируемым ценам.
Статьей 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Как следует из оспариваемых решения и предписания, ООО "Саратовская газовая компания" нарушило запрет, предусмотренный статьей 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции", посредством совершения действий по введению на территории Саратовской области температурных коэффициентов и по применению их при расчетах с гражданами за потребленный газ.
ООО "Саратовская газовая компания" в 2007-2008 годах осуществляло поставки газа потребителям Саратовской области. Согласно ГОСТ 2939-63 "Газы. Условия для определения объема" для определения объемов газа при расчетах с потребителями газ должен приводиться к стандартным условиям (температура 20°С, давление 760 мм рт. ст., влажность 0). Для измерения объемов потребляемого абонентами Саратовской области газа используются газовые счетчики как приводящие объем газа к стандартным условиям автоматически, так и счетчики, не имеющие корректоров по температуре и давлению.
В пункте 94 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года, закреплено, что в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации показания этих приборов учета используются в расчетах за газ с использованием температурных коэффициентов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии. Таким органом является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Из данной нормы следует, что температурные коэффициенты применяются лишь в случае использования потребителем газа приборов учета без температурной компенсации; сами коэффициенты утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии. Пункт 94 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не содержит каких-либо обязательных требований к порядку утверждения температурных коэффициентов на основании методики, нормативно разработанной органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.
Таким образом, применение температурных коэффициентов при расчетах за газ в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации предусмотрено действующим законодательством и не противоречит ни статье 157 Жилищного Кодекса РФ, ни пункту 2.9. Правил учета газа.
Поскольку правила предоставления коммунальных услуг гражданам не предъявляют специальных требований к порядку утверждения спорных коэффициентов, то обстоятельство, что на момент их утверждения отсутствовала вступившая в законную силу Инструкция утверждения температурных коэффициентов для счетчиков газа без корректоров, не влечет за собой невозможность их применения. Поэтому вывод антимонопольного органа о невозможности использования газоснабжающей организацией коэффициентов в связи с тем, что они утверждались не на основании нормативно разработанной методики, не соответствует действующему законодательству.
Таблицы температурных коэффициентов для расчетов с потребителями на 2 полугодие 2007 года и на 1 полугодие 2008 года для Саратовской области, утвержденные 20.04.2007 года и 19.11.2007 года заместителем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Крутиковым В.Н., приняты в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года, во исполнение Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 2266 от 21.08.2006 года.
Исходя из вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, то ООО "Саратовская газовая компания" правомерно применяло на территории Саратовской области температурные коэффициенты, утвержденные заместителем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Крутиковым В.Н., при расчетах с гражданами за потребленный газ, в связи с чем действия ООО "Саратовская газовая компания" не противоречат части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции".
Кроме того, согласно пункту 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 30 от 30.06.2008 года "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителя к административной ответственности. Однако необходимо учитывать, что, прекращая указанное нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований, для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 августа 2008 года по делу N А57-4291/2008-22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в федеральный бюджет сумму государственной пошлины в размере 1000 за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Астраханской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
А.В.СМИРНИКОВ

Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
С.Г.ВЕРЯСКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)