Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.11.2013 ПО ДЕЛУ N А12-19574/2013

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2013 г. по делу N А12-19574/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "20" ноября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен "22" ноября 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400087, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 15, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787),
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 октября 2013 года по делу N А12-19574/2013 (судья Смагоринская Е.Б.)
по заявлению открытого акционерного общества "Волгорадэнергосбыт" (400001, г. Волгоград, ул. Козловская, 14, ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523),
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400087, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 15, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787),
о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества "Волгорадэнергосбыт" - Тен А.А., представитель по доверенности N 12/1 от 19.06.2013, Фомичева В.С., представитель по доверенности N 161 от 30.12.2012
без участия в судебном заседании представителей: инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (почтовое уведомление N 78340 приобщено к материалам дела)

установил:

Открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ОАО "Волгоградэнергосбыт", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить предписание N 1129 от 14.05.2013 инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Жилищная инспекция).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04 октября 2013 года по делу N А12-19574/2013 требования открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" удовлетворены.
Признано недействительным предписание инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580) от 14.05.2013 N 1129 об устранении выявленных нарушений, вынесенное в адрес открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523).
С инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в пользу открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523) взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области, не согласившись с принятым решением, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 АПК РФ ОАО "Волгоградэнергосбыт", представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ОАО "Волгоградэнергосбыт" поддержали позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, утвержденным постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.07.2012 г. N 280-п (далее - Положение), Жилищная инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области, осуществляет государственный контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности, на территории Волгоградской области.
Жилищная инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством.
При проведении проверок заинтересованное лицо руководствуется, в том числе, и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В связи с обращением граждан, проживающих в кв. 55 дома N 143 и кв. 5 дома N 145 по ул. Кирова г. Волгограда и на основании приказа Жилищной инспекции N 1129-1 от 25.04.2013, инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области проведена внеплановая документарная проверка обоснованности расчетов платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды за период сентябрь 2012 - февраль 2013.
В ходе проверки выявлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение", предоставленную на общедомовые нужды использованы площади, не подтвержденные ОАО "Волгоградэнергосбыт" данными технического паспорта МКД., тем самым нарушены требования п. п. "г" п. 31, п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
14.05.2013 органом государственного контроля составлен акт проверки N 1129.
04.04.2013 вынесено предписание N 992 об устранении выявленных нарушений в срок до 08.07.2013.
ОАО "Волгоградэнергосбыт" предписано:
- 1. произвести корректировку размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение", предоставленную на общедомовые нужды за период с сентября 2012 по февраль 2013, с учетом следующих требований: показатель - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме (формула 15) учитывать согласно данным технического паспорта на многоквартирные дома;
- 2. в отсутствие достоверных данных по необходимых для расчета, подтвержденных техническим паспортом (п. 1) снять начисления в полном объеме.
Для подтверждения представить справку - расчет, копию технического паспорта, платежные документы, ведомость расчетного центра за месяц, где будет отражен перерасчет по дому в целом.
Не согласившись с предписанием и полагая, что оно нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
Под ненормативным актом (решением) государственного и иного органа следует понимать властное волеизъявление субъекта, осуществленное в пределах предоставленных ему полномочий, обращенное к конкретному лицу и направленное на возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей.
Следовательно, ненормативным актом (решением), законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и законные интересы указанных в нем лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое предписание содержит обязательное распоряжение, адресованное заявителю, его неисполнение может повлечь неблагоприятные последствия для заявителя, в том числе, в виде привлечения его к административной ответственности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование, исходил из того, что при осуществлении проверочных мероприятий Инспекцией не установлены конкретные виновные действия ОАО "Волгоградэнергосбыт", объективно повлиявшие на расчет размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение", предоставленную на общедомовые нужды при использовании площади, не подтвержденной данными технического паспорта.
Как установлено судом, приобретение электрической энергии жителями домов N 143, N 145 по ул. Кирова г. Волгограда осуществляется непосредственно у ОАО "Волгоградэнергосбыт".
Таким образом, предписание об устранении выявленных нарушений выдается только тому лицу, которое допустило нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ установлено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 48 Правил N 354, постановлением Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 30.07.2012 N 5 "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области", при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15 приложения N 2 к Правилам N 354.
Как пояснили в суде апелляционной инстанции представители общества, ранее гарантирующим поставщиком электрической энергии жителями домов N 143, N 145 по ул. Кирова г. Волгограда являлось общества с ограниченной ответственностью "РЭС-Энергосбыт", г. Волгоград.
ОАО "Волгоградэнергосбыт" в настоящее время гарантирующий поставщик электрической энергии жителями домов N 143, N 145 по ул. Кирова г. Волгограда, расчет поставки электрической энергии осуществляется на основании документов, переданных прежним гарантирующим поставщиком.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заинтересованного лица о том, что при расчете размера платы за электроснабжение в вышеуказанных домах ОАО "Волгоградэнергосбыт" применяет неверные количественные значения общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, поскольку оспариваемое предписание и акт проверки не содержат сведений о том, с учетом каких документов Инспекцией сформулирован вывод о нарушении ОАО "Волгоградэнергосбыт" пункта 48 Правил N 354.
Пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) определены случаи, при которых ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
В соответствии с п. 25 Правила N 354 для заключения в письменной форме договора холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с ресурсоснабжающей организацией собственник жилого помещения в многоквартирном доме или собственник жилого дома (домовладения) подает в ресурсоснабжающую организацию, осуществляющую продажу соответствующего вида (видов) коммунальных ресурсов, по месту ее нахождения, по почте или иным согласованным с ресурсоснабжающей организацией способом подписанное собственником (одним из сособственников) заявление о заключении договора в 2 экземплярах, содержащее информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д", "з", "л" и "с" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил, и копии документов, указанных в пункте 22 настоящих Правил, а именно: сведения о потребителе: для физического лица - фамилия, имя, отчество, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон; для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон; адрес помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения), по которому предоставляются коммунальные услуги с указанием размера (объема, площади) отапливаемых помещений, количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, или вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении; наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги (коммунальных услуг); сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки, а также порядок и условия приема показаний приборов учета; меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставленные потребителю коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае предоставления таких мер).
Пунктом 20 Правила N 354 установлена обязанность сообщать сведения о направлениях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи для людей, приготовление кормов для скота, отопление, подогрев воды, полив и т.д.); виды и количество сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии); площадь земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками; режим водопотребления на полив земельного участка; мощность применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов.
Пунктом 22 Правила N 354 определено предоставление в ресурсоснабжающую организацию документа, подтверждающего право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме (жилой дом); документа, удостоверяющего личность физического лиц - собственника помещения, либо свидетельство о государственной регистрации юридического лица - собственника помещения; документа, подтверждающего информацию, указанную в подпункте "з" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил (при их наличии у заявителя).
Таким образом, Правилами 354 установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, направляемых заявителем в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора.
Подпунктом "е" пункта 6 "Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 установлена обязанность управляющей организации, ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива по предоставлению в ресурсоснабжающую организацию при заключении договора на поставку коммунального ресурса документов, содержащих сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками.
Из вышеизложенного следует, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление именно ОАО "Волгоградэнергосбыт" технической документации на многоквартирный дом, равно как и право ресурсоснабжающей организации на ее истребование и проведение корректировки размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение" за период, указанный в предписании.
Как установлено судом апелляционной инстанции, Общество применяло при расчете размера платы за электрическую энергию, предоставленные собственниками данных помещений сведения по каждому жилому и нежилому помещению в виде копий лицевых счетов, что соответствует условиям представленного в материалы дела агентского договора N 122 от 01.12.2010.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Волгоградской области правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как при ее подаче заинтересованное лицо не уплачивало государственную пошлину.
Статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает освобождение государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 октября 2013 года по делу N А12-19574/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)