Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.12.2012 N 15АП-15311/2012 ПО ДЕЛУ N А32-45555/2011

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2012 г. N 15АП-15311/2012

Дело N А32-45555/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малыхиной М.Н.,
судей Галова В.В., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куликовым Г.А.,
при участии: от истца: не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: от ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" МО РФ: Круглова Н.А. (доверенность от 22.11.2012), от остальных не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественных отношений администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.10.2012 по делу N А32-45555/2011
по иску Департамента имущественных отношений администрации города Сочи
к Министерству обороны Российской Федерации
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, Федеральное государственное казенное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации
об обязании согласовать схему расположения земельных участков,
принятое в составе судьи Нигоева Р.А.,

установил:

Департамент имущественных отношений администрации города Сочи
(далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны) об обязании согласовать схемы расположения земельных участка, формирующегося из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302015:6, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:16, необходимых для эксплуатации многоквартирного жилого дома N 78/1 по Курортному проспекту в Хостинском районе города Сочи (с учетом произведенной замены ненадлежащего ответчика).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление Росимущества) и Федеральное государственное казенное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации (ранее - ФГУ "Сочинский Центральный военный санаторий", далее - санаторий).
Заявленные требования мотивированы необходимостью сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом из состава земельного участка, принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования санаторию.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии надлежащей легитимации у департамента, установив, что собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:16 является Российская Федерация.
Не согласившись с указанным решением, департамент обжаловал его в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, удовлетворив заявленные требования.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Минобороны управомочено распоряжаться имуществом Российской Федерации, санаторий незаконно уклоняется от согласования местоположения границ участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома, чем препятствует его постановке на кадастровый учет.
В отзыве на апелляционную жалобу санаторий просит оставить решение без изменения. а жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание явился представитель ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" МО РФ, остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассматривалась в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ, в отсутствие указанных лиц.
Представитель третьего лица представил отзыв на апелляционную жалобу, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя санатория, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как указывает истец, на основании обращения уполномоченного лица собственников помещений в многоквартирном жилом доме N 78/1 по Курортному проспекту в Хостинском районе г. Сочи администрацией города начата работа по формированию земельного участка с целью последующей передачи его в собственность собственникам помещений многоквартирного дома.
Земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома подлежит формированию из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302015:6, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:16 площадью 56185 кв. м, являющегося федеральной собственностью.
Данный земельный участок закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГУ "Сочинский Центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.05.2008.
В настоящий момент участок закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФБУ "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации (приказ Министерства обороны Российской Федерации от 15.12.2010 N 1802 "О реорганизации федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации"), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права
от 13.01.2012.
Департаментом имущественных отношений администрации города Сочи в адрес департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации направлено письмо от 10.03.2010 N 02-05-15/2054 с просьбой сообщить о согласии на раздел земельного участка с кадастровым номером 23:49:000000016 в границах предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, необходимой для эксплуатации многоквартирного жилого дома N 78/1 по Курортному проспекту в Хостинском районе города Сочи.
Согласно ответа департамента имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации для согласования местоположения границ указанного земельного участка необходимо представить в их адрес акт согласования местоположения границ земельного участка, согласованный с правообладателем земельного участка, т.е. с ФГУ "Центральный военный клинический санаторий "Сочи" Министерства обороны Российской Федерации.
На основании данного ответа департаментом имущественных отношений администрации города Сочи в адрес ФГУ "Центральный военный клинический санаторий "Сочи" Министерства обороны Российской Федерации направлено обращение от 04.03.2011 N 02-05-16/2842 с просьбой согласовать акт местоположения границ земельного участка, необходимого для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома N 78/1 по Курортному проспекту в Хостинском районе города Сочи.
В ответ на указанное обращение, письмом от 24.03.2011 N 256 ФГУ "Центральный военный клинический санаторий "Сочи" Министерства обороны Российской Федерации сообщило, что согласование границ не представляется возможным, в связи с проведением процедуры уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:16, а именно проведением кадастровых работ и формированием межевого плана для санатория.
Отсутствие согласия на раздел земельного участка с кадастровым номером 23:49:000000016 в границах предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, необходимой для эксплуатации многоквартирного жилого дома N 78/1 по Курортному проспекту в Хостинском районе города Сочи явилось основанием для обращения с настоящими требованиями в суд.
При правильном применении норм материального права суд первой инстанции обоснованно указал, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Земельный участок под многоквартирным домом, сформированный после введения в действие Кодекса и поставленный на государственный кадастровый учет, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
Согласно пункту 67 постановления Пленумов Верховного Суда и
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22
(далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22), если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
По заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен жилой дом (части 3 и 4 статьи 16 Вводного закона).
Для целей формирования земельного участка под многоквартирным домом необходим раздел земельного участка с кадастровым номером 23:49:000000016.
Между тем, в силу положений статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Кодекса.
По смыслу положений статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 9 Кодекса раздел земельного участка, находящегося в федеральной собственности, производится на основании решения соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе путем раздела регламентирован положениями статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, в силу пункта 2 приведенной нормы права решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Между тем, Департамент имущественных отношений администрации города-курорта Сочи таковым не является.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что надлежащим будет обращение собственников помещений многоквартирного дома к федеральному собственнику земельного участка.
С учетом того, что земельный участок для целей эксплуатации многоквартирного дома еще не сформирован, приведенные нормы права подлежат применению с учетом положений пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и частей 3, 4 статьи 16 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
То есть формирование земельного участка надлежит осуществлять федеральному органу исполнительной власти по заявлению собственников помещений многоквартирного дома с обращением такого органа в соответствующий (по месту нахождения многоквартирного дома) орган местного самоуправления с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в целях последующего принятия решения для раздела земельного участка.
Соответственно на момент рассмотрения спора у Департамента отсутствовали как правомочия по разделу участка, так и основания для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровой карте.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации согласие санатория на раздел участка не требуется. Согласование же границ при межевании со смежным землепользователем осуществляется на ином этапе (после принятия федеральным собственником решения о разделе участка при постановке вновь сформированного участка на кадастровый учет, а не в момент подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровой карте).
При изложенных обстоятельствах отказ в удовлетворении заявленных требований правомерен, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании вышеуказанного, судебная коллегия полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2012 по делу N А32-45555/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
М.Н.МАЛЫХИНА

Судьи
В.В.ГАЛОВ
Н.Н.МИСНИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)