Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2013 N 05АП-9452/2013 ПО ДЕЛУ N А59-709/2013

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2013 г. N 05АП-9452/2013

Дело N А59-709/2013

Резолютивная часть постановления оглашена 12 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Сахалинская коммунальная компания",
апелляционное производство N 05АП-9452/2013
на решение от 08.07.2013
судьи В.Н. Джавашвили
по делу N А59-709/2013 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению открытого акционерного общества "Сахалинская коммунальная компания" (ОГРН 1056500632913, ИНН 6501157613)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области
об оспаривании решения административного органа от 14.02.13 г. N 68/2013,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "УК "ЖЭУ-8", муниципальное унитарное предприятие "Городской информационно-аналитический центр городского округа "Город Южно-Сахалинск"
при участии: стороны не явились,

установил:

ОАО "Сахалинская коммунальная компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Сахалинской области (далее - ответчик, административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 14.02.13 г. N 68/2013 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 27.03.2013 в качестве третьих лиц к участию привлечены общество с ограниченной ответственностью "УК "ЖЭУ-8" (далее - ООО "УК "ЖЭУ-8"), муниципальное унитарное предприятие "Городской информационно - аналитический центр городского округа "Город Южно-Сахалинск" (далее - МУП "ГИАЦ").
В обоснование заявленных требований со ссылкой на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) заявитель указал, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку он не является его субъектом. Избрание собственниками помещений в многоквартирном доме (МКД) в качестве управления управляющей организации и заключения договора управления с последней влекут обязанность управляющей компании предоставлять собственникам дома коммунальные услуги. Также сослался на договор, заключенный обществом с МУП "ГИАЦ", согласно которому ГИАЦ обязано обеспечивать своевременное и качественное оформление первичных и сводных учетных документов, в том числе, и платежных. Привел и другие доводы, изложенные в заявлении и дополнительных пояснениях.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 08.07.2013 в удовлетворении требований отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 08.07.2013, ОАО "Сахалинская коммунальная компания" просит его отменить как незаконное и необоснованное, в связи с чем указало, что фактические обстоятельства дела не соответствуют выводам суда, изложенным в решении. Обязанности, которые возложены, по мнению суда, на ОАО "СКК" как на исполнителя коммунальных услуг, являются в силу закона обязанностями управляющей организации по выполнению стандартов деятельности по управлению многоквартирным домом.
В канцелярию суда от административного органа, МУП "ГИАЦ" и ООО "УК "ЖЭУ-8" поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу ОАО "СКК", в которых указывают на правомерность принятого судом первой инстанции судебного акта и просят решение от 08.07.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
Управлением на основании поступившего обращения гражданки Звягиной С.Н., проживающей по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Пуркаева, 110-А, кв. 46, проведена проверка заявителя в части выполнения им требований по соблюдению прав потребителей.
По материалам проверки управление вынесло постановление от 14.02.2013 по делу об административном правонарушении N 68/2013, которым признало заявителя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ с назначением наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регламентируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей названный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребитель, согласно Закону о защите прав потребителей, - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Каких-либо исключений в отношении потребителей коммунальных услуг названный Закон не содержит, то есть его действие распространяется, в том числе, и на спорные правоотношения.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил N 354 установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354, под "Исполнителем" понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил (пункт 8 Правил N 354).
Ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с Правилами N 354 является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В силу п. 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида - собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил.
Согласно пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 Правил; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 69 Правил N 354 в платежном документе, помимо других сведений, указываются:
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) и другие сведения, подлежащие в соответствии с Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
В нарушение названной нормы в платежных документах за октябрь и ноябрь 2012 по квартире 46 дома 110-А ул. Пуркаева г. Южно-Сахалинска в строке по коду 10 до сведения потребителя доведена недостоверная информация об объеме коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Согласно показаниям индивидуального прибора учета ГВС объем потребленного коммунального ресурса в октябре составил 1 000 (1 куб. м), в то время как в строке кода 10 указан объем в размере 1. 28949 (п/п. "г" п. 69 Правил N 354); до сведения потребителя не доведена информация об объеме коммунальной услуги по ГВС, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на потребителя и размер платы за такую услугу (п/п. "д" п. 69 Правил N 354); до сведения потребителя не доведена информация об общем объеме коммунальной услуги по ГВС на общедомовые нужды, предоставленной в МКД за расчетный период, о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, о суммарном объеме коммунальной услуги по ГВС, предоставленной во всех жилых и нежилых помещениях МКД (п/п. "е" п. 69 Правил N 354).
В силу части 1 статьи 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 155 ЖК РФ регламентирован порядок внесения гражданами платы за коммунальные услуги, который зависит от того, является ли гражданин собственником помещения или его нанимателем, а также от выбранного способа управления домом.
В соответствии с частями 4, 7 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений, а также собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Из вышеуказанной нормы законодательства следует, что плата за коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) может вноситься ресурсоснабжающим организациям на основании решения общего собрания собственников помещений.
При этом право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, ресурсоснабжающим организациям не предоставлено.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (п. 13 Правил N 354).
Согласно п. 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Пунктом 17 этих же Правил определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида (б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение.
Из материалов дела усматривается, что договор о приобретении коммунального ресурса между управляющей организацией (УК "ЖЭУ-8") и ресурсоснабжающей организацией (заявителем) до настоящего времени не заключен. Это обстоятельство не оспаривается сторонами, участвующими в деле.
При указанных обстоятельствах обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, в том числе, на общедомовые нужды с граждан, проживающих в доме 110-А по ул. Пуркаева в г. Южно-Сахалинске, в том числе, в квартире 46 этого же дома, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов в указанной части, по мнению суда, возложена на ресурсоснабжающую организацию (заявителя), которая в данном случае в октябре и ноябре 2012 являлась исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению.
В соответствии с частью 16 статьи 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Объем коммунального ресурса, потребленного в многоквартирном доме на общедомовые нужды, потери в сетях, напрямую зависят от надлежащего исполнения обязанностей по содержанию общедомовых инженерных сетей.
При этом граждане также не являются исполнителями услуг по содержанию общего имущества дома, не влияют на экономию коммунальных ресурсов при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и ресурсоснабжающей организации по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования коммунального ресурса управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку ресурсоснабжающая организация заинтересована в оплате общего количества проданного ресурса и не связана перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.
Из материалов дела следует, что квартира N 46 в многоквартирном жилом доме N 110-А по ул. Пуркаева в г. Южно-Сахалинске, находится в управлении управляющей организации ООО "УК "ЖЭУ-8" по договору управления от 15.09.2010. Указанный договор заключен между ООО "УК "ЖЭУ-8" и собственником жилого помещения Звягиным Ю.Н. Согласно пункту 3.1 договора управления многоквартирным домом от 15.09.2010 управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу ул. Пуркаева, 110-А в г. Южно-Сахалинске в соответствии с перечнем и объемом работ, услуг, предусмотренных разделом 3 договора, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность, а в соответствии с пунктом 3. 5 договора коммунальные услуги, указанные в приложении 5 к договору, в том числе, горячее водоснабжение, предоставляются собственнику соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
Пунктом 5.5 договора (п. п. 5.5.1 - 5.5.5) установлено, при исполнении настоящего договора управляющая организация является третьей стороной во взаимоотношениях между ресурсоснабжающей организацией и потребителем услуг (собственником, нанимателем). Ресурсоснабжающая организация предоставляет коммунальную услугу соответствующего качества, а потребитель обязан своевременно оплатить ресурсоснабжающей организации полученную услугу. Управляющая организация обеспечивает условия предоставления услуги, а также обеспечивает контроль над своевременностью и качеством предоставляемой услуги.
Из материалов дела следует, что начисление платы за отопление и горячее водоснабжение, а также направление платежных документов потребителям и взимание платы с потребителей осуществляет непосредственно ресурсоснабжающая организация - ОАО "Сахалинская коммунальная компания". Общедомовые приборы учета тепловой энергии и горячей воды в доме N 110-А по ул. Пуркаева в г. Южно-Сахалинске установлены. Расчет суммы платы за горячую воду производился исходя из данных этих приборов учета, имеющихся в ОАО "Сахалинская коммунальная компания", что следует из договора N 45-СО от 01.05.12 между ООО "УК "ЖЭУ-8" и ООО "Инверт" (п. 6.5 договора).
Печатались и направлялись расчетно-платежные документы МУП "ГИАЦ" на основании договора, заключенного заявителем и МУП "ГИАЦ" от 01.05.12 г. N 109/СКК/12.
Из анализа вышеизложенного следует, что обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды с граждан, проживающих в доме N 11-А по ул. Пуркаева, в г. Южно-Сахалинске, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов, возложена на ОАО "Сахалинская коммунальная компания".
При таких обстоятельствах, поскольку обязанность по начислению и взиманию коммунальных платежей с населения, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов возложена на ОАО "Сахалинская коммунальная компания", являющееся исполнителем коммунальных услуг, действия общества по начислению и взиманию платы за потребленное горячее водоснабжение свидетельствуют о предоставлении обществом недостоверной информации потребителям коммунальных услуг об оказываемых услугах, а именно об обязанности потребителя вносить плату за услуги при наличии недостоверной информации в платежных документах и нарушении требований пункта 5 статьи 4, пункта 1 статьи 8, пунктов 1 и 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей и п. 69 Правил N 354.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства с их совокупности, суд первой инстанции правомерно признал доказанным факт совершенного административного правонарушения ОАО "Сахалинская коммунальная компания".
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У общества имелась реальная возможность по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты меры по соблюдению данных условий.
Вина ОАО "СКК" заключается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства, регулирующего отношения с потребителями услуг. Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Установив фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности в действиях ОАО "СКК" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, и отсутствии правовых оснований для отмены постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области от 14.02.2013 N 68/2013.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 08.07.2013 по делу N А59-709/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 АПК РФ настоящее постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Председательствующий
Е.Л.СИДОРОВИЧ

Судьи
А.В.ПЯТКОВА
Т.А.СОЛОХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)