Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Кудрявцева Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе
председательствующего Ноговицина С.А.,
судей Лобановой Л.В., Галактионовой Р.А.,
при секретаре В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобановой Л.В.
дело по апелляционной жалобе Б. на решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 15 июня 2012 года по заявлению Б. об оспаривании решения Администрации Фурмановского городского поселения Ивановской области,
установила:
Б. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации Фурмановского городского поселения Ивановской области от "..." года, которым ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. С учетом уточнения требований Б. просила признать данное решение незаконным и необоснованным и принять решение о возложении на Администрацию Фурмановского городского поселения Ивановской области обязанности устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению прав заявителя как вдовы участника Великой Отечественной войны на получение жилого помещения.
Заявление мотивировано тем, что "..." года она обратилась в Администрацию Фурмановского городского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны, предоставив для этого все необходимые документы. "..." года вынесено решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. С указанным решением Б. не согласна, поскольку как вдове участника Великой Отечественной войны ей гарантированы федеральным законодательством меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета благоустроенным жильем. В жилом доме, расположенном по адресу: "...", где она проживает, отсутствуют инженерные сети по горячему водоснабжению и водоотведению, поэтому в доме отсутствуют туалет и ванная комната, отопление дома производится с использованием газового котла.
Решением суда от 15 июня 2012 года в удовлетворении заявления Б. отказано.
С решением суда не согласна Б. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение Фурмановского городского суда Ивановской области отменить.
Судебная коллегия, выслушав представителя Б. по доверенности Р., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п. п. "а" - "ж" и "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Б. является инвалидом "..." группы по общему заболеванию и вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1.
"..." года Б. обратилась с заявлением в Администрацию Фурмановского городского поселения о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны. Решением жилищной комиссии Администрации Фурмановского городского поселения, утвержденным постановлением главы Администрации Фурмановского городского поселения Ивановской области N "..." от "..." года, в признании Б. нуждающейся в жилом помещении отказано в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также в связи с тем, что не вышел предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок последствия намеренного ухудшения своих жилищных условий.
Судом исследовался вопрос о законности принятого жилищной комиссией Администрации Фурмановского городского поселения решения об отказе в признании Б. нуждающейся в жилом помещении.
Так, судом правильно установлено, что Указ Президента РФ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не регулирует порядок признания членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем порядок признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется нормами действующего законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и их постановке на учет.
Судом сделан правильный вывод о том, что основанием для обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны (членов их семей) в соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 года является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Решением Совета муниципального образования "Фурмановское городское поселение" N 79 от 04 октября 2007 года "Об установлении учетной нормы общей площади жилого помещения (учетная норма) и нормы предоставления общей площади жилого помещения (нормы предоставления)" учетная норма общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена не более 10 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Жилой дом, расположенный по адресу: "...", имеет общую площадь "..." кв. м, в том числе жилую - "..." кв. м, что подтверждается имеющимся в материалах дела техническим паспортом на указанный жилой дом.
Как следует из материалов дела, в данном доме зарегистрирована и проживает Б. Совместно с ней в жилом доме, расположенном по адресу: "...", временно проживает ее дочь, которая имеет в собственности жилое помещение. Также в жилом доме зарегистрирован, но не проживает ФИО2.
Таким образом, исходя из общей площади жилого дома, количества граждан, зарегистрированных и проживающих в жилом помещении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обеспеченности Б. площадью жилого помещения на одного члена семьи более установленной учетной нормы.
Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь, установлен Постановлением Правительства РФ N 817 от 21 декабря 2004 года.
Имеющиеся у Б. заболевания в указанный Перечень не входят, в связи с чем права на дополнительную жилую площадь в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ заявитель не имеет.
Довод апелляционной жалобы о том, что при признании Б. нуждающейся в жилом помещении не требуется установление соответствия учетной нормы жилого помещения на каждого члена семьи, поскольку в жилом доме, в котором она проживает, отсутствуют инженерные коммуникации, является несостоятельным и основан на неверном толковании Б. норм материального права.
В судебном заседании в суде первой инстанции нашел подтверждение факт ухудшения Б. в "..." году жилищных условий, который в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ является основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся.
Так, жилой дом, в котором в настоящее время зарегистрирована и проживает Б., с "..." года находился у нее в собственности. "..." года заявитель произвела отчуждение данного дома сыну ФИО3 на основании договора дарения земельного участка и расположенного на нем жилого дома с хозяйственными постройками от "..." года.
Из пояснений Б. в суде первой инстанции следует, что целью совершения сделки по отчуждению жилого дома явилась необходимость в будущем ухода за ней и иметь одного собственника дома. Вместе с тем, судом установлено, что уход за Б. осуществляет социальный работник, новый собственник дома с заявителем не проживает.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что действия Б. по отчуждению жилого дома были намеренными и могли привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечение ею другим жильем.
Обосновывая заявление, а также апелляционную жалобу, Б. ссылается на несоответствие жилого помещения, в котором она проживает, требованиям, предъявляемым к жилому помещению Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Данные доводы исследовались судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения гражданского дела.
Как следует из положений указанного Постановления признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома, установленным в Положении требованиям.
В соответствии с п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В установленном законом порядке жилой дом, в котором проживает Б., не признан непригодным для проживания.
Отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме, как правильно отмечено судом первой инстанции, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания. Степень благоустройства жилого дома не определяет нуждаемость в жилом помещении.
Следовательно, доказательства признания жилого помещения по адресу: "..." непригодным для проживания и подтверждающие, что Б. является нуждающейся в жилом помещении, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, вывод суда об отказе Б. в удовлетворении заявления об оспаривании решения Администрации Фурмановского городского поселения Ивановской области является обоснованным. Судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права при принятии решения по делу допущено не было, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и не могут являться основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 15 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИВАНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1585
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2012 г. по делу N 33-1585
Судья: Кудрявцева Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе
председательствующего Ноговицина С.А.,
судей Лобановой Л.В., Галактионовой Р.А.,
при секретаре В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобановой Л.В.
дело по апелляционной жалобе Б. на решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 15 июня 2012 года по заявлению Б. об оспаривании решения Администрации Фурмановского городского поселения Ивановской области,
установила:
Б. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации Фурмановского городского поселения Ивановской области от "..." года, которым ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. С учетом уточнения требований Б. просила признать данное решение незаконным и необоснованным и принять решение о возложении на Администрацию Фурмановского городского поселения Ивановской области обязанности устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению прав заявителя как вдовы участника Великой Отечественной войны на получение жилого помещения.
Заявление мотивировано тем, что "..." года она обратилась в Администрацию Фурмановского городского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны, предоставив для этого все необходимые документы. "..." года вынесено решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. С указанным решением Б. не согласна, поскольку как вдове участника Великой Отечественной войны ей гарантированы федеральным законодательством меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета благоустроенным жильем. В жилом доме, расположенном по адресу: "...", где она проживает, отсутствуют инженерные сети по горячему водоснабжению и водоотведению, поэтому в доме отсутствуют туалет и ванная комната, отопление дома производится с использованием газового котла.
Решением суда от 15 июня 2012 года в удовлетворении заявления Б. отказано.
С решением суда не согласна Б. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение Фурмановского городского суда Ивановской области отменить.
Судебная коллегия, выслушав представителя Б. по доверенности Р., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п. п. "а" - "ж" и "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Б. является инвалидом "..." группы по общему заболеванию и вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1.
"..." года Б. обратилась с заявлением в Администрацию Фурмановского городского поселения о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны. Решением жилищной комиссии Администрации Фурмановского городского поселения, утвержденным постановлением главы Администрации Фурмановского городского поселения Ивановской области N "..." от "..." года, в признании Б. нуждающейся в жилом помещении отказано в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также в связи с тем, что не вышел предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок последствия намеренного ухудшения своих жилищных условий.
Судом исследовался вопрос о законности принятого жилищной комиссией Администрации Фурмановского городского поселения решения об отказе в признании Б. нуждающейся в жилом помещении.
Так, судом правильно установлено, что Указ Президента РФ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не регулирует порядок признания членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем порядок признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется нормами действующего законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и их постановке на учет.
Судом сделан правильный вывод о том, что основанием для обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны (членов их семей) в соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 года является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Решением Совета муниципального образования "Фурмановское городское поселение" N 79 от 04 октября 2007 года "Об установлении учетной нормы общей площади жилого помещения (учетная норма) и нормы предоставления общей площади жилого помещения (нормы предоставления)" учетная норма общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена не более 10 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Жилой дом, расположенный по адресу: "...", имеет общую площадь "..." кв. м, в том числе жилую - "..." кв. м, что подтверждается имеющимся в материалах дела техническим паспортом на указанный жилой дом.
Как следует из материалов дела, в данном доме зарегистрирована и проживает Б. Совместно с ней в жилом доме, расположенном по адресу: "...", временно проживает ее дочь, которая имеет в собственности жилое помещение. Также в жилом доме зарегистрирован, но не проживает ФИО2.
Таким образом, исходя из общей площади жилого дома, количества граждан, зарегистрированных и проживающих в жилом помещении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обеспеченности Б. площадью жилого помещения на одного члена семьи более установленной учетной нормы.
Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь, установлен Постановлением Правительства РФ N 817 от 21 декабря 2004 года.
Имеющиеся у Б. заболевания в указанный Перечень не входят, в связи с чем права на дополнительную жилую площадь в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ заявитель не имеет.
Довод апелляционной жалобы о том, что при признании Б. нуждающейся в жилом помещении не требуется установление соответствия учетной нормы жилого помещения на каждого члена семьи, поскольку в жилом доме, в котором она проживает, отсутствуют инженерные коммуникации, является несостоятельным и основан на неверном толковании Б. норм материального права.
В судебном заседании в суде первой инстанции нашел подтверждение факт ухудшения Б. в "..." году жилищных условий, который в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ является основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся.
Так, жилой дом, в котором в настоящее время зарегистрирована и проживает Б., с "..." года находился у нее в собственности. "..." года заявитель произвела отчуждение данного дома сыну ФИО3 на основании договора дарения земельного участка и расположенного на нем жилого дома с хозяйственными постройками от "..." года.
Из пояснений Б. в суде первой инстанции следует, что целью совершения сделки по отчуждению жилого дома явилась необходимость в будущем ухода за ней и иметь одного собственника дома. Вместе с тем, судом установлено, что уход за Б. осуществляет социальный работник, новый собственник дома с заявителем не проживает.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что действия Б. по отчуждению жилого дома были намеренными и могли привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечение ею другим жильем.
Обосновывая заявление, а также апелляционную жалобу, Б. ссылается на несоответствие жилого помещения, в котором она проживает, требованиям, предъявляемым к жилому помещению Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Данные доводы исследовались судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения гражданского дела.
Как следует из положений указанного Постановления признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома, установленным в Положении требованиям.
В соответствии с п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В установленном законом порядке жилой дом, в котором проживает Б., не признан непригодным для проживания.
Отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме, как правильно отмечено судом первой инстанции, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания. Степень благоустройства жилого дома не определяет нуждаемость в жилом помещении.
Следовательно, доказательства признания жилого помещения по адресу: "..." непригодным для проживания и подтверждающие, что Б. является нуждающейся в жилом помещении, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, вывод суда об отказе Б. в удовлетворении заявления об оспаривании решения Администрации Фурмановского городского поселения Ивановской области является обоснованным. Судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права при принятии решения по делу допущено не было, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и не могут являться основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 15 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)