Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.05.2013 ПО ДЕЛУ N А27-19108/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2013 г. по делу N А27-19108/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Е. Лобановой
судей И.И. Терехиной
О.Б. Нагишевой
при ведении протокола судебного заседания помощником Сластиной Е.С.
при участии сторон:
от истца: Бедарева А.А. по дов. N 1919 от 10.12.2012 г.
от ответчика: Унегова О.В. по дов. от 10.01.2013 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Водоканал"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27 февраля 2013 года по делу N А27-19108/2012 (судья Капштык Е.В.)
по иску ООО "Водоканал", г. Ленинск-Кузнецкий (ОГРН 1084212001169)
к ОАО "Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг города Ленинска-Кузнецкого", г. Ленинск-Кузнецкий (ОГРН 1074212002358)
о взыскании 9226218 руб. 68 коп.

установил:

ООО "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к ОАО "Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг города Ленинска-Кузнецкого", с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании 9449511 руб. 28 коп. задолженности по оплате услуг теплоснабжения с июля по декабрь 2012 года за услуги, оказанные ответчику по договору на подачу и потребление тепловой энергии N 4/12 от 10 января 2012 года.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27 февраля 2013 года по делу N А27-19108/2012 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда от 27 февраля 2013 года, ООО "Водоканал" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, удовлетворить исковые требования. В жалобе заявитель считает не соответствующим фактическим обстоятельствам дела вывод суда о том, что решением Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 28.06.2012 г. N 100 утвержден размер платы населения за услуги горячего водоснабжения, оказываемые ООО "Водоканал", в размере 76,77 руб./куб. м, по которой производилось начисление за коммунальные услуги гражданам в спорный период, а также оплата задолженности управляющей организацией, поскольку предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам. Считает необоснованно ссылку на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 09.06.2009 N 525/09 по делу N А31-333/2008-8. Свой расчет истец обосновывает применением стоимости 1 куб. м горячей воды, руководствуясь разделом 3 "Горячее водоснабжение" Приложения 1 к Методике определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (практическое пособие к Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы) МДС 41-4.2000, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105, СНиП 2.04.01.-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий", а также Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Приказом Минрегионразвития от 15.02.2011 N 47. В стоимость 1 куб. м горячей воды в открытой системе горячего водоснабжения был включен (теплоснабжения) тариф на теплоноситель, утвержденный РЭК Кемеровской области в размере 15,99 руб. без НДС. Поскольку из открытой системы теплоснабжения сетевая вода отбирается потребителем для нужд ГВС и полного возврата теплоносителей в тепловую сеть не происходит, теплоснабжающей организацией компенсируется разбор горячей воды за счет добавления подпиточной воды. Исполнители коммунальных услуг при открытой системе теплоснабжения обязаны оплачивать ресурсоснабжающим организациям услугу теплоснабжения в Гкал по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством в сфере теплоснабжения, а также расходы теплоносителя на цели горячего водоснабжения.
ОАО "УЕЗ ЖКУ" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, ссылаясь на то, что истец в отсутствии соответствующего правового обоснования произвел начисление ответчику платы за услуги на подачу и потребление тепловой энергии. Цена, полученная расчетным путем ООО "Водоканал" (96,21 руб./м3) более чем на 28% превышает стоимость соответствующей услуги населения в предыдущем периоде (76,77 руб. м3), что превышает предельный индекс изменения тарифов на услуги теплоснабжения и противоречит Приказу ФСТ РФ от 06.10.2011 N 242-э/7 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год". Пункт 7 Методических указаний по расчету и надбавкам в сфере деятельности организаций коммунального комплекса от 15.02.2011 N 47 Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2011 г. N ВАС-4747/12.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кемеровской области от 27 февраля 2013 года по делу N А27-19108/2012, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 10 января 2012 года между ООО "Водоканал" (энергоснабжающая организация) и ОАО "УЕЗ ЖКУ" (управляющая организация) заключен договор на подачу и потребление тепловой энергии N 4/12 (в редакции спорных пунктов, урегулированных решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.09.2012 г. по делу N А27-13350/2012, вступившим в законную силу 13.12.2012 г.), предметом которого является подача энергоснабжающей организацией и прием управляющей организацией коммунальных ресурсов на объекты теплоснабжения для предоставления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения потребителям коммунальных в объектах теплоснабжения, согласно адресного списка жилых домов жилищного фонда, указанном в Приложении N 1 к договору. Энергоснабжающая организация обязуется подать управляющей организации тепловую энергию для нужд населения в виде горячей воды в соответствии с установленными нормативами потребления в период с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г. для отопления 366145, 912 Гкал и горячего водоснабжения 1639712, 1 куб. м. Отапливаемая площадь 1325631,1 кв. м.
Управляющая организация обязалась оплачивать полученную тепловую энергию для нужд населения согласно актов выполненных работ и счетов-фактур (пункты 1.1, 1.2, 2.3.1 договора).
Согласно пункту 4.1 договора расчет получаемой тепловой энергии для нужд населения производится по нормативам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством, на отопление - в размере 0,023 Гкал/м2 и на горячее водоснабжение - в кубических метрах на человека в зависимости от степени благоустройства жилых помещений согласно решению Ленинск-Кузнецкого городского совета народных депутатов от 26.11.2009 г. N 109.
В соответствии с пунктом 4.2 в редакции, утвержденной арбитражным судом, тарифы на коммунальные услуги устанавливаются для энергоснабжающей организации на основании нормативных правовых актов уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и вводятся в сроки, оговоренные указанными нормативными актами. Изменение тарифов на коммунальные ресурсы в период действия договора не требует его переоформления.
Оплата за тепловую энергию производится управляющей организацией ежемесячно с 15 числа по 25 число следующего за расчетным месяца, на основании платежных документов энергоснабжающей организации и с учетом фактического поступления из бюджета субсидий на компенсацию выпадающих доходов от предоставления населению услуг теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек предприятия (пункт 4.4 договора).
Во исполнение договора N 4/12 от 10 января 2012 года ООО "Водоканал" с июля по декабрь 2012 года осуществило отпуск тепловой энергии, выставив ответчику акты выполненных работ и счета-фактуры N 11425 от 31.07.2012 г. на сумму 7190728,78 руб., N 11434 от 31.08.2012 г. на сумму 3725819,45 руб., N 11885 от 30.09.2012 г. на сумму 40381975,09 руб., N 12442 от 31.10.12 г. на сумму 72927179,78 руб., N 12970 от 30.11.2012 г. на сумму 73335994,76 руб., N 13493 от 31.12.2012 г. на сумму 74104609,61 руб., в том числе за горячую воду по указанным счетам-фактурам предъявлено 46775163,51 руб. Стоимость услуги по горячему водоснабжению истцом в счетах-фактурах указана в размере 81,53 руб./м3 без НДС (96,21 руб./м3 с НДС).
Ответчик, ссылаясь на отмену примененного энергоснабжающей организацией коэффициента 0,055 Гкал/м3, установленного Постановлением Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 19.12.12.2005 г. N 40, оплатил оказанные услуги, исходя из размера оплаты, произведенного гражданами за горячее водоснабжение по тарифу 76,77 руб./м3 на основании решением Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов "Об установлении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения Ленинск-Кузнецкого городского округа на 2012 год" от 28.06.2012 г. N 100.
Ссылаясь на наличие у ОАО "УЕЗ ЖКУ" задолженности за оказанные услуги водоснабжения ООО "Водоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании 9449511 руб. 28 коп. задолженности по оплате услуг теплоснабжения с июля по декабрь 2012 г. за услуги, оказанные ответчику по договору на подачу и потребление тепловой энергии N 4/12 от 10 января 2012 года.
По существу между сторонами возникли разногласия в части применяемых тарифов на услуги горячего водоснабжения.
По мнению истца, при установлении РЭК Кемеровской области тарифа на горячую воду для ООО "Водоканал" на 2012 год были учтены затраты на холодную воду и ее химическую очистку. Затраты на подогрев холодной воды до необходимой температуры при установлении тарифа не учитывались, в связи с чем, с 1 июля 2012 года, стоимость одного кубометра горячей воды, с учетом количества тепловой энергии, необходимой для ее подогрева, должна определяться расчетным путем, при помощи экспертного заключения и составлять 96,21 рублей за один кубический метр с учетом НДС.
Между тем, ответчик не приобретает отдельно холодную воду для дальнейшего ее подогрева, а получает горячую воду, которую в виде услуги "горячее водоснабжение" предоставляет как исполнитель коммунальных услуг собственникам помещений в обслуживаемых им многоквартирных жилых домах.
Согласно пункту 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 ответчик обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
При этом Правила N 307 не содержат указаний на такую коммунальную услугу, как холодная вода в составе ГВС (для нужд горячего водоснабжения).
На основании пункта 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 октября 2011 года N 5257/11 отношения между конечными потребителями, являющимися исполнителями коммунальной услуги горячего водоснабжения (управляющими организациями), и генерирующей компанией (РСО) подпадают под действие пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, согласно которому приобретение исполнителем горячей воды осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. При этом, применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифа на подогрев и тарифа на холодную воду Приложением 2 к названным Правилам не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев холодной воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (рублей/куб. м).
Таким образом, приобретение ответчиком как исполнителем коммунальных услуг горячей воды осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. При этом применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на подогрев" и тарифов на холодную воду приложением N 2 к Правилам N 307 не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями подлежат обязательному регулированию. Тарифы на тепловую энергию рассчитывались в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на тепловую энергию на розничном рынке, утвержденными Приказом ФСТ России от 06.08.2004 г N 20-2э, которые разработаны в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ (утратил силу 31.12.2010 г.), "Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и "Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" от 26.02.2004 г. N 109. В соответствии с указанными нормативными актами до 2012 года тарифы на теплоноситель не подлежали обязательному регулированию и не устанавливались. Изменения в Закон о теплоснабжении, распространившие его действие на отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использование открытых систем теплоснабжения вводятся в действие только с 01.01.2013 г.
Согласно требованиям Федерального закона "О теплоснабжении" и действующих методических указаний по расчету тарифов РЭК Кемеровской области на 2012 год установила тариф на реализацию тепловой энергии и тариф на теплоноситель. Тарифы на тепловую энергию устанавливались в соответствии с Приказом ФСТ России от 06.10.2011 г. N 242-э/7 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов не тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год".
В соответствии с письмом РЭК Кемеровской области N КР-2-37/872-02 от 21.05.2012 г. при установлении тарифа на теплоноситель на 2012 г. в связи с отсутствием методических указаний по расчету тарифа на теплоноситель учитывались затраты на холодную воду и ее химводоподготовку. Затраты на подогрев воды для нужд населения по горячему водоснабжению не учитывались. Таким образом, суд первой инстанции правомерно правильно указал на то, что ООО "Водоканал", определив стоимость 1 куб. горячей водоснабжения расчетным путем, не представил в суд правового обоснования для самостоятельного расчета своих затрат за услуги горячего водоснабжения. По существу истец просит взыскать свои затраты по компенсации разбора горячей воды за счет добавления подпиточной воды.
Пункт 7 Методических указаний по расчету и надбавкам в сфере деятельности организаций коммунального комплекса от 15.02.2011 N 47 Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2011 г. N ВАС-4747/12 признаны недействующими как не соответствующие Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и "Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.
Ответчик оплатил истцу услуги горячего водоснабжения, исходя из размера установленного решением Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 28.06.2012 г. N 100 (76, 77 руб./куб. м), в соответствии с которым были выставлены и счета-фактуры гражданам. В связи с этим, оснований считать, что у ответчика имеется задолженность по оплате поставленного горячего водоснабжения, отсутствуют.
Ссылка истца на положения пункта 1 Приказа ФСТ РФ от 06.10.2011 г. N 242-э/7 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год" о максимальном росте тарифов не обоснована. Указанные положения применимы не для расчетов сторон по возникшим отношениям по поставке горячей воды, а для уполномоченного органа в целях установления тарифов.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27 февраля 2013 года по делу N А27-19108/2012 принято судом на основании фактических обстоятельств дела существовавших на момент рассмотрения дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы (ответчика) относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 АПК РФ, апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27 февраля 2013 года по делу N А27-19108/2012 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в двухмесячный срок.

Председательствующий
Л.Е.ЛОБАНОВА

Судьи
И.И.ТЕРЕХИНА
О.Б.НАГИШЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)