Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ларченко О.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Быханова А.В.
судей Сухаревой С.И. и Петровой Ю.Ю.
при секретаре Ю.
рассмотрела в судебном заседании 26 марта 2013 года дело N 2-870/12 по апелляционным жалобам Б. и СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2012 года по иску Б. к СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" об обязании выполнить работы.
Заслушав доклад судьи Быханова А.В., объяснения представителя СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" - С. (доверенность от 20.09.2011 года сроком на 3 года), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Б. обратилась в суд с иском к СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга", в котором указала, что ответчик является наймодателем жилого помещения, и в нарушение ст. 65 ЖК РФ, не осуществляет капитальный ремонт жилого помещения квартиры N <...> дома N <...> по <...> в Санкт-Петербурге, в котором проживает истица, где требуется замена (капитальный ремонт) конструктивных элементов. Устранение имеющихся дефектов в квартире, по мнению истицы, является обязанностью ответчика в силу прямого указания закона, а также допустимо только при капитальном ремонте дома или капитальном ремонте квартиры, поскольку в домах данной серии имеются следующие особенности: внутриквартирная проводка расположена в скрытых полостях плит конструкции дома и ее ремонт вынужденно влечет за собой изменение физического состояния элементов капитальности строения дома, замена внутриквартирных трубопроводов влечет повреждение целостности внутриквартирных перегородок, система теплоснабжения замурована в стены, в связи с чем просит обязать ответчика произвести капитальный и косметический ремонт помещения, переданного по договору социального найма. В обоснование требований истица представила заключение ООО "Центра Экспертизы и независимой оценки Санкт-Петербурга" N <...> по результатам исследования конструктивных элементов и систем жизнедеятельности в помещениях квартиры. После уточнения исковых требований истица просила: обязать ответчика произвести следующие работы, относящиеся по ее мнению к работам капитального характера: заменить входную дверную коробку с дверным полотном; заменить межкомнатные двери (коробка + дверное полотно) 4 шт., сдвоенный блок в санузел и туалет, арку; заменить оконные конструкции (4 оконных блока - 1 трехстворный и 3 двустворных); заменить электропроводку (девять розеток, пять выключателей); отремонтировать стены - произвести затирку панелей потолка по всем помещениями квартиры, произвести протравку ржавых пятен в кухне на потолке и стенах, в ванной и туалете, произвести антикоррозийную обработку крепления закладных деталей полотенцесушителя - 2 шт. с двух сторон, заменить штукатурный слой по всей площади стен мест общего пользования, произвести ремонт щелей в стенах и потолках квартиры при их выявлении, произвести антисептирование всех стен во всех помещениях квартиры по всей их площади; произвести ремонт потолка в ванной комнате; произвести полную замену паркетных полов в 3-х комнатах, покрыть их лаком (демонтаж пола, антисептирование бетонного пола, полная замена подложки, укладка паркетных полов - паркет штучный, укладка паркета "елочкой" на выравнивающую подложку, установка плинтусов); заменить основной деревянный (несущий) пол в 2-х комнатах, кухне и коридоре; полностью заменить линолеум в кухне и коридоре (демонтаж старого линолеума и настил нового безосновного линолеума на мастику по деревянному полу в соответствии с первоначальным устройством пола); заменить газовую трубу; заменить газовую плиту; отремонтировать полы и оборудование в ванной, туалете, кухне (выровнять бетонный пол в ванной и туалете, отремонтировать бетонный пол и цементные плинтусы в ванной и туалете, произвести антисептирование бетонного пола, заменить линолеум, произвести гидроизоляцию пола в ванной и туалете, заменить чугунную ванну на новую, заменить сливной компакт-бачок, заменить раковину на металлическую эмалированную); заменить магистральную фановую чугунную трубу и горизонтальный отвод в туалете; заменить 4 радиатора в системе отопления; заменить трубы системы отопления как внутри квартиры, так и вмурованные в стены. Также в связи с необходимостью проведения вышеуказанных работ капитального характера, истица также просила обязать ответчика произвести косметический ремонт с выполнением следующих работ: оклейка стен и потолков обоями, окраска оконных переплетов с внешней и внутренней сторон, покрытие паркетного пола лаком, окраска радиаторов, труб центрального отопления, газопровода, водопровода и канализации, смена электроприборов (выключатели, розетки), ремонт штукатурки стен, потолков, перегородок отдельными листами в помещениях.
Решением суда от 17.10.2012 года постановлено: "Обязать СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести с соблюдением Строительных норм и правил, действующих на момент проведения работ в квартире N <...> дома N <...> по <...> в Санкт-Петербурге следующие работы:
- - замену входной дверной коробки с дверным полотном;
- - замену четырех межкомнатных дверей, включая коробку и дверное полотно;
- - замену сдвоенного дверного блока в санузел, туалет, арку;
- - замену оконных конструкций - одного трехстворного и трех двустворных оконных блоков с окраской оконных переплетов с внешней и внутренней сторон;
- - замену паркетных полов в трех комнатах, включая демонтаж полов, полную замену подложки, укладку паркетных полов, установку плинтусов;
- - замену электропроводки;
- - замену штукатурного слоя по всей площади ванной, туалета и кухни;
- - выравнивание и ремонт бетонного пола и цементных плинтусов в ванной и туалете;
- - замену чугунной ванны;
- - замену компактного сливного бачка;
- - замену газовой трубы и газовой плиты;
- - замену магистральной фановой чугунной трубы и горизонтального отвода в туалете;
- - замену четырех радиаторов системы отопления, с заменой труб системы отопления, включая вмурованные в стены трубы.
Взыскать с СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" в пользу Б. расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб., расходы по оформлению доверенности представителя 700 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб. 00 коп.
В остальной части иска - отказать.
В апелляционной жалобе Б. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, а также изменить в части взыскания судебных расходов, взыскав судебные расходы в полном объеме, считая решение суда незаконным и необоснованным.
В апелляционной жалобе СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" просит отменить решение суда, считая, что судом были нарушены нормы материального и процессуального права.
ООО "Жилкомсервис N 1 Московского района Санкт-Петербурга", Б. в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили.
Б. в судебное заседание явилась, однако до начала доклада дела, после заявления отвода всему составу судебной коллегии и ходатайства, покинула зал судебного заседания.
Согласно ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга", проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Б. является нанимателем квартиры N <...> дома N <...> по <...> в Санкт-Петербурге.
СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" является наймодателем указанного жилого помещения.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 676 ГК РФ и ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан помимо прочего осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено понятие капитального ремонта многоквартирного дома - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Часть 3 статьи 15 названного Закона содержит перечень видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, к которым относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газопотребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение N 8).
Согласно приложению N 8 к указанным Правилам к капитальному ремонту отнесено оборудование дома системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб).
В соответствии с пунктом 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 года N 15/1, к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
Руководствуясь указанными нормами, судебная коллегия полагает, что суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Б. в части возложения на СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" обязанности по проведению работ по замене газовой трубы, замене магистральной фановой чугунной трубы и горизонтального отвода в туалете, замене четырех радиаторов системы отопления, с заменой труб системы отопления, включая вмурованные в стены трубы, поскольку данное имущество длительное время не ремонтировалось, согласно экспертизе имеет большой износ и подлежит замене, кроме того, данное имущество относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома, обязанность по его содержанию и ремонту возложена на наймодателя, решение суда в указанной части отмене не подлежит.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан проводить текущий ремонт жилого помещения.
В соответствии с подп. "е" п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 года N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" в качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан производить текущий ремонт жилого помещения.
Согласно абз. 2 подп. "е" п. 4 "Типового договора социального найма жилого помещения", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 года N 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
В соответствии с ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 года N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" наниматель в качестве пользователя жилым помещением обязан: поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в многоквартирном доме (квартире), соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования, обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования; производить текущий ремонт жилого помещения.
Перечень работ по ремонту квартиры, выполняемых за счет средств нанимателей, утвержден приказом Госкомархитектуры при Госстрое от 23.11.1988 года N 312, в приложении N 8 ВСН, и к ним относятся: замена оконных, дверных и печных приборов, вставка стекол, замена дверных полотен, отделка помещений с целью благоустройства квартиры, ремонт или смена электропроводки от ввода в квартиру, смена электроприборов и т.п., работы по улучшению отделки квартир, замена и ремонт покрытий полов.
Судебная коллегия считает, что, руководствуясь указанными нормами, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на ответчика по ремонту стен, ремонту потолка в ванной комнате, обязании произвести протравку ржавых пятен в кухне на потолке и стенах, в ванной и туалете, полностью заменить линолеум в кухне и коридоре (демонтаж старого линолеума и настил нового безосновного линолеума на мастику по деревянному полу в соответствии с первоначальным устройством пола), произвести ремонт щелей в стенах и потолках квартиры при их выявлении, оклейке стен и потолка обоями, окраске оконных переплетов с внешней и внутренней сторон, покрытии паркетного пола лаком, окраске радиаторов, труб центрального отопления, газопровода, водопровода и канализации, смене электроприборов (выключателей, розеток), ремонту штукатурки стен, потолков, перегородок отдельными листам помещениях, решение суда в данной части является законным и обоснованным.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части удовлетворения требований Б. об обязании ответчика произвести работы по замене входной дверной коробки с дверным полотном; замене четырех межкомнатных дверей, включая коробку и дверное полотно, замене сдвоенного дверного блока в санузел, туалет, арку; замене оконных конструкций - одного трехстворного и трех двустворных оконных блоков с окраской оконных переплетов с внешней и внутренней сторон, замене паркетных полов в трех комнатах, включая демонтаж полов, полную замену подложки, укладку паркетных полов, установку плинтусов; замене электропроводки; замене штукатурного слоя по всей площади ванной, туалета и кухни; выравниванию и ремонт бетонного пола и цементных плинтусов в ванной и туалете, замене чугунной ванны, замене компактного сливного бачка, замене газовой плиты, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 67 Жилищного кодекса РФ, а также с ч. 4 раздела II Постановления Правительства РФ от 21.05.2005 года N 315 "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения" в обязанности нанимателя, в том числе, входит:
- - обеспечение сохранности жилого помещения;
- - поддержание надлежащего состояния жилого помещения;
- - проведение текущего ремонта жилого помещения.
К текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Типовой договор социального найма, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 N 315, является публичным и обязателен для исполнения сторонами.
В соответствии с позицией Верховного Суда РФ (Определение от 03.10.2006 N КАС06-368) согласно ст. ст. 65 и 67 Жилищного кодекса РФ, предусматривающим права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, а наниматель обязан, в том числе, проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Закон распределяет бремя ремонта (капитальный и текущий) жилого помещения, однако определение ремонта жилищного фонда, в зависимости от вида работ, осуществляемых наймодателем и нанимателем, не дает, поэтому работы, относящиеся к текущему ремонту, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя от 27.09.2003 года N 170 (далее - Правила и нормы). Данными Правилами и нормами предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.
В связи с этим, работы, не отнесенные Правилами и нормами к капитальному ремонту жилищного фонда должны осуществляться нанимателем за свой счет как текущий ремонт занимаемого жилого помещения.
Условия типового договора социального найма не противоречат требованиям ст. ст. 65 и 67 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми наймодатель обязан принимать участие в содержании и ремонте только общего имущества в многоквартирном доме, а также осуществлять его капитальный ремонт, а наниматель - производить текущий ремонт.
Таким образом, суд необоснованно обязал СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" произвести работы, которые относятся к текущему ремонту, в частности, работы по замене входной дверной коробки с дверным полотном; замене четырех межкомнатных дверей, включая коробку и дверное полотно, замене сдвоенного дверного блока в санузел, туалет, арку; замене оконных конструкций - одного трехстворного и трех двустворных оконных блоков с окраской оконных переплетов с внешней и внутренней сторон, замене паркетных полов в трех комнатах, включая демонтаж полов, полную замену подложки, укладку паркетных полов, установку плинтусов; замене электропроводки; замене штукатурного слоя по всей площади ванной, туалета и кухни; выравниванию и ремонту бетонного пола и цементных плинтусов в ванной и туалете, замене чугунной ванны, замене компактного сливного бачка, замене газовой плиты, решение суда в данной части подлежит отмене, в удовлетворении требований надлежит отказать.
Решение суда в части взыскания судебных расходов судебная коллегия находит законным и обоснованным, поскольку данные требования рассмотрены судом в полном соответствии со ст. ст. 94, 98, 100 ГПК РФ, размер взысканных расходов на оплату услуг представителя соответствует принципам разумности, определен судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
О возмещении судебных расходов связанных с проведением экспертиз истица в суде первой инстанции не обращалась, доказательств несения данных расходов истицей не представлено.
Доводы апелляционной жалобы Б. сводятся к переоценке выводов суда и не могут являться основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что вопрос о капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома, в том числе замене газовой трубы, замене магистральной фановой чугунной трубы и горизонтального отвода в туалете, замене четырех радиаторов системы отопления с заменой труб системы отопления, включая вмурованные в стены трубы в квартире N <...> дома N <...> по <...> в Санкт-Петербурге относится к исключительной компетенции собственников помещений в данном многоквартирном доме и проводится за счет средств этих собственников, отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Из материалов дела следует, что кв. N <...> дома N <...> по <...> в Санкт-Петербурге находится в собственности Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге действует Закон "О предоставлении средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга", который регулирует отношения, связанные с предоставлением управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам средств бюджета Санкт-Петербурга на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга (далее - многоквартирные дома), а также отношения, связанные с определением объема долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга как обязательного условия предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
В соответствии со ст. 1 этого Закона ежегодно из бюджета Санкт-Петербурга выделяются средства в форме, в том числе субсидий на проведение всех видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии со ст. 165 ЖК Российской Федерации.
В целях реализации данного Закона разработано Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при формировании и утверждении адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также включении многоквартирных домов в адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденное Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2009 года N 13, в котором, в том числе, регламентированы полномочия администраций районов Санкт-Петербурга применительно к вопросам проведения капитального ремонта многоквартирных домов (п. 6 Положения).
Так, согласно п. 6.1.3 указанного Положения администрации районов Санкт-Петербурга инициируют проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, в которых расположены помещения, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, включенных в проекты адресных программ, финансируемых с использованием субсидий, в целях принятия следующих решений, связанных с проведением капитального ремонта указанных многоквартирных домов:
- - о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе утверждении видов, объемов и сроков проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома;
- - об утверждении сметы расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе по видам работ (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций);
- - о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее пяти процентов от общего объема затрат, составляющих сметную стоимость работ по проведению капитального ремонта многоквартирного дома (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций);
- - об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе об определении размера платы для каждого собственника помещения соразмерно его доле в праве общей собственности на общее имущество в таком многоквартирном доме с учетом объемов работ, стоимости материалов, порядка финансирования, сроков проведения работ по капитальному ремонту (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций);
- - об участии в региональной адресной программе (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций, при планировании включения таких домов в региональную адресную программу).
Таким образом, указанные выше доводы ответчика являются необоснованными, поскольку в данном случае принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о производстве капитального ремонта не зависит от действий Б., чьи права непроведением капитального ремонта в квартире нарушаются. Ответчик, являясь наймодателем, вправе инициировать проведение общего собрания по капитальному ремонту дома, однако до настоящего времени он своими правами злоупотребляет.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2012 года в части возложения на СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" обязанности в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести с соблюдением Строительных Норм и Правил, действующих на момент проведения работ в квартире N <...> дома N <...> по <...> в Санкт-Петербурге следующие работы: по замене газовой трубы, замене магистральной фановой чугунной трубы и горизонтального отвода в туалете, замене четырех радиаторов системы отопления, с заменой труб системы отопления, включая вмурованные в стены трубы; в части взыскания расходов на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб., расходов по оформлению доверенности представителя в размере 700 руб., расходов по оплате госпошлины в размере 200 руб. 00 коп., а также в части отказа в удовлетворении исковых требований Б. оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В остальной части решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2012 года отменить, в удовлетворении требований Б. об обязании СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" произвести работы по замене входной дверной коробки с дверным полотном; замене четырех межкомнатных дверей, включая коробку и дверное полотно, замене сдвоенного дверного блока в санузел, туалет, арку; замене оконных конструкций - одного трехстворного и трех двустворных оконных блоков с окраской оконных переплетов с внешней и внутренней сторон, замене паркетных полов в трех комнатах, включая демонтаж полов, полной замене подложки, укладке паркетных полов, установке плинтусов; замене электропроводки; замене штукатурного слоя по всей площади ванной, туалета и кухни; выравниванию и ремонту бетонного пола и цементных плинтусов в ванной и туалете, замене чугунной ванны, замене компактного сливного бачка, замене газовой плиты - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 26.03.2013 N 3064
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 марта 2013 г. N 3064
Судья: Ларченко О.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Быханова А.В.
судей Сухаревой С.И. и Петровой Ю.Ю.
при секретаре Ю.
рассмотрела в судебном заседании 26 марта 2013 года дело N 2-870/12 по апелляционным жалобам Б. и СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2012 года по иску Б. к СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" об обязании выполнить работы.
Заслушав доклад судьи Быханова А.В., объяснения представителя СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" - С. (доверенность от 20.09.2011 года сроком на 3 года), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Б. обратилась в суд с иском к СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга", в котором указала, что ответчик является наймодателем жилого помещения, и в нарушение ст. 65 ЖК РФ, не осуществляет капитальный ремонт жилого помещения квартиры N <...> дома N <...> по <...> в Санкт-Петербурге, в котором проживает истица, где требуется замена (капитальный ремонт) конструктивных элементов. Устранение имеющихся дефектов в квартире, по мнению истицы, является обязанностью ответчика в силу прямого указания закона, а также допустимо только при капитальном ремонте дома или капитальном ремонте квартиры, поскольку в домах данной серии имеются следующие особенности: внутриквартирная проводка расположена в скрытых полостях плит конструкции дома и ее ремонт вынужденно влечет за собой изменение физического состояния элементов капитальности строения дома, замена внутриквартирных трубопроводов влечет повреждение целостности внутриквартирных перегородок, система теплоснабжения замурована в стены, в связи с чем просит обязать ответчика произвести капитальный и косметический ремонт помещения, переданного по договору социального найма. В обоснование требований истица представила заключение ООО "Центра Экспертизы и независимой оценки Санкт-Петербурга" N <...> по результатам исследования конструктивных элементов и систем жизнедеятельности в помещениях квартиры. После уточнения исковых требований истица просила: обязать ответчика произвести следующие работы, относящиеся по ее мнению к работам капитального характера: заменить входную дверную коробку с дверным полотном; заменить межкомнатные двери (коробка + дверное полотно) 4 шт., сдвоенный блок в санузел и туалет, арку; заменить оконные конструкции (4 оконных блока - 1 трехстворный и 3 двустворных); заменить электропроводку (девять розеток, пять выключателей); отремонтировать стены - произвести затирку панелей потолка по всем помещениями квартиры, произвести протравку ржавых пятен в кухне на потолке и стенах, в ванной и туалете, произвести антикоррозийную обработку крепления закладных деталей полотенцесушителя - 2 шт. с двух сторон, заменить штукатурный слой по всей площади стен мест общего пользования, произвести ремонт щелей в стенах и потолках квартиры при их выявлении, произвести антисептирование всех стен во всех помещениях квартиры по всей их площади; произвести ремонт потолка в ванной комнате; произвести полную замену паркетных полов в 3-х комнатах, покрыть их лаком (демонтаж пола, антисептирование бетонного пола, полная замена подложки, укладка паркетных полов - паркет штучный, укладка паркета "елочкой" на выравнивающую подложку, установка плинтусов); заменить основной деревянный (несущий) пол в 2-х комнатах, кухне и коридоре; полностью заменить линолеум в кухне и коридоре (демонтаж старого линолеума и настил нового безосновного линолеума на мастику по деревянному полу в соответствии с первоначальным устройством пола); заменить газовую трубу; заменить газовую плиту; отремонтировать полы и оборудование в ванной, туалете, кухне (выровнять бетонный пол в ванной и туалете, отремонтировать бетонный пол и цементные плинтусы в ванной и туалете, произвести антисептирование бетонного пола, заменить линолеум, произвести гидроизоляцию пола в ванной и туалете, заменить чугунную ванну на новую, заменить сливной компакт-бачок, заменить раковину на металлическую эмалированную); заменить магистральную фановую чугунную трубу и горизонтальный отвод в туалете; заменить 4 радиатора в системе отопления; заменить трубы системы отопления как внутри квартиры, так и вмурованные в стены. Также в связи с необходимостью проведения вышеуказанных работ капитального характера, истица также просила обязать ответчика произвести косметический ремонт с выполнением следующих работ: оклейка стен и потолков обоями, окраска оконных переплетов с внешней и внутренней сторон, покрытие паркетного пола лаком, окраска радиаторов, труб центрального отопления, газопровода, водопровода и канализации, смена электроприборов (выключатели, розетки), ремонт штукатурки стен, потолков, перегородок отдельными листами в помещениях.
Решением суда от 17.10.2012 года постановлено: "Обязать СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести с соблюдением Строительных норм и правил, действующих на момент проведения работ в квартире N <...> дома N <...> по <...> в Санкт-Петербурге следующие работы:
- - замену входной дверной коробки с дверным полотном;
- - замену четырех межкомнатных дверей, включая коробку и дверное полотно;
- - замену сдвоенного дверного блока в санузел, туалет, арку;
- - замену оконных конструкций - одного трехстворного и трех двустворных оконных блоков с окраской оконных переплетов с внешней и внутренней сторон;
- - замену паркетных полов в трех комнатах, включая демонтаж полов, полную замену подложки, укладку паркетных полов, установку плинтусов;
- - замену электропроводки;
- - замену штукатурного слоя по всей площади ванной, туалета и кухни;
- - выравнивание и ремонт бетонного пола и цементных плинтусов в ванной и туалете;
- - замену чугунной ванны;
- - замену компактного сливного бачка;
- - замену газовой трубы и газовой плиты;
- - замену магистральной фановой чугунной трубы и горизонтального отвода в туалете;
- - замену четырех радиаторов системы отопления, с заменой труб системы отопления, включая вмурованные в стены трубы.
Взыскать с СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" в пользу Б. расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб., расходы по оформлению доверенности представителя 700 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб. 00 коп.
В остальной части иска - отказать.
В апелляционной жалобе Б. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, а также изменить в части взыскания судебных расходов, взыскав судебные расходы в полном объеме, считая решение суда незаконным и необоснованным.
В апелляционной жалобе СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" просит отменить решение суда, считая, что судом были нарушены нормы материального и процессуального права.
ООО "Жилкомсервис N 1 Московского района Санкт-Петербурга", Б. в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили.
Б. в судебное заседание явилась, однако до начала доклада дела, после заявления отвода всему составу судебной коллегии и ходатайства, покинула зал судебного заседания.
Согласно ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга", проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Б. является нанимателем квартиры N <...> дома N <...> по <...> в Санкт-Петербурге.
СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" является наймодателем указанного жилого помещения.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 676 ГК РФ и ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан помимо прочего осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено понятие капитального ремонта многоквартирного дома - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Часть 3 статьи 15 названного Закона содержит перечень видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, к которым относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газопотребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение N 8).
Согласно приложению N 8 к указанным Правилам к капитальному ремонту отнесено оборудование дома системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб).
В соответствии с пунктом 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 года N 15/1, к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
Руководствуясь указанными нормами, судебная коллегия полагает, что суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Б. в части возложения на СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" обязанности по проведению работ по замене газовой трубы, замене магистральной фановой чугунной трубы и горизонтального отвода в туалете, замене четырех радиаторов системы отопления, с заменой труб системы отопления, включая вмурованные в стены трубы, поскольку данное имущество длительное время не ремонтировалось, согласно экспертизе имеет большой износ и подлежит замене, кроме того, данное имущество относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома, обязанность по его содержанию и ремонту возложена на наймодателя, решение суда в указанной части отмене не подлежит.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан проводить текущий ремонт жилого помещения.
В соответствии с подп. "е" п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 года N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" в качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан производить текущий ремонт жилого помещения.
Согласно абз. 2 подп. "е" п. 4 "Типового договора социального найма жилого помещения", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 года N 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
В соответствии с ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 года N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" наниматель в качестве пользователя жилым помещением обязан: поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в многоквартирном доме (квартире), соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования, обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования; производить текущий ремонт жилого помещения.
Перечень работ по ремонту квартиры, выполняемых за счет средств нанимателей, утвержден приказом Госкомархитектуры при Госстрое от 23.11.1988 года N 312, в приложении N 8 ВСН, и к ним относятся: замена оконных, дверных и печных приборов, вставка стекол, замена дверных полотен, отделка помещений с целью благоустройства квартиры, ремонт или смена электропроводки от ввода в квартиру, смена электроприборов и т.п., работы по улучшению отделки квартир, замена и ремонт покрытий полов.
Судебная коллегия считает, что, руководствуясь указанными нормами, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на ответчика по ремонту стен, ремонту потолка в ванной комнате, обязании произвести протравку ржавых пятен в кухне на потолке и стенах, в ванной и туалете, полностью заменить линолеум в кухне и коридоре (демонтаж старого линолеума и настил нового безосновного линолеума на мастику по деревянному полу в соответствии с первоначальным устройством пола), произвести ремонт щелей в стенах и потолках квартиры при их выявлении, оклейке стен и потолка обоями, окраске оконных переплетов с внешней и внутренней сторон, покрытии паркетного пола лаком, окраске радиаторов, труб центрального отопления, газопровода, водопровода и канализации, смене электроприборов (выключателей, розеток), ремонту штукатурки стен, потолков, перегородок отдельными листам помещениях, решение суда в данной части является законным и обоснованным.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части удовлетворения требований Б. об обязании ответчика произвести работы по замене входной дверной коробки с дверным полотном; замене четырех межкомнатных дверей, включая коробку и дверное полотно, замене сдвоенного дверного блока в санузел, туалет, арку; замене оконных конструкций - одного трехстворного и трех двустворных оконных блоков с окраской оконных переплетов с внешней и внутренней сторон, замене паркетных полов в трех комнатах, включая демонтаж полов, полную замену подложки, укладку паркетных полов, установку плинтусов; замене электропроводки; замене штукатурного слоя по всей площади ванной, туалета и кухни; выравниванию и ремонт бетонного пола и цементных плинтусов в ванной и туалете, замене чугунной ванны, замене компактного сливного бачка, замене газовой плиты, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 67 Жилищного кодекса РФ, а также с ч. 4 раздела II Постановления Правительства РФ от 21.05.2005 года N 315 "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения" в обязанности нанимателя, в том числе, входит:
- - обеспечение сохранности жилого помещения;
- - поддержание надлежащего состояния жилого помещения;
- - проведение текущего ремонта жилого помещения.
К текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Типовой договор социального найма, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 N 315, является публичным и обязателен для исполнения сторонами.
В соответствии с позицией Верховного Суда РФ (Определение от 03.10.2006 N КАС06-368) согласно ст. ст. 65 и 67 Жилищного кодекса РФ, предусматривающим права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, а наниматель обязан, в том числе, проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Закон распределяет бремя ремонта (капитальный и текущий) жилого помещения, однако определение ремонта жилищного фонда, в зависимости от вида работ, осуществляемых наймодателем и нанимателем, не дает, поэтому работы, относящиеся к текущему ремонту, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя от 27.09.2003 года N 170 (далее - Правила и нормы). Данными Правилами и нормами предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.
В связи с этим, работы, не отнесенные Правилами и нормами к капитальному ремонту жилищного фонда должны осуществляться нанимателем за свой счет как текущий ремонт занимаемого жилого помещения.
Условия типового договора социального найма не противоречат требованиям ст. ст. 65 и 67 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми наймодатель обязан принимать участие в содержании и ремонте только общего имущества в многоквартирном доме, а также осуществлять его капитальный ремонт, а наниматель - производить текущий ремонт.
Таким образом, суд необоснованно обязал СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" произвести работы, которые относятся к текущему ремонту, в частности, работы по замене входной дверной коробки с дверным полотном; замене четырех межкомнатных дверей, включая коробку и дверное полотно, замене сдвоенного дверного блока в санузел, туалет, арку; замене оконных конструкций - одного трехстворного и трех двустворных оконных блоков с окраской оконных переплетов с внешней и внутренней сторон, замене паркетных полов в трех комнатах, включая демонтаж полов, полную замену подложки, укладку паркетных полов, установку плинтусов; замене электропроводки; замене штукатурного слоя по всей площади ванной, туалета и кухни; выравниванию и ремонту бетонного пола и цементных плинтусов в ванной и туалете, замене чугунной ванны, замене компактного сливного бачка, замене газовой плиты, решение суда в данной части подлежит отмене, в удовлетворении требований надлежит отказать.
Решение суда в части взыскания судебных расходов судебная коллегия находит законным и обоснованным, поскольку данные требования рассмотрены судом в полном соответствии со ст. ст. 94, 98, 100 ГПК РФ, размер взысканных расходов на оплату услуг представителя соответствует принципам разумности, определен судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
О возмещении судебных расходов связанных с проведением экспертиз истица в суде первой инстанции не обращалась, доказательств несения данных расходов истицей не представлено.
Доводы апелляционной жалобы Б. сводятся к переоценке выводов суда и не могут являться основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что вопрос о капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома, в том числе замене газовой трубы, замене магистральной фановой чугунной трубы и горизонтального отвода в туалете, замене четырех радиаторов системы отопления с заменой труб системы отопления, включая вмурованные в стены трубы в квартире N <...> дома N <...> по <...> в Санкт-Петербурге относится к исключительной компетенции собственников помещений в данном многоквартирном доме и проводится за счет средств этих собственников, отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Из материалов дела следует, что кв. N <...> дома N <...> по <...> в Санкт-Петербурге находится в собственности Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге действует Закон "О предоставлении средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга", который регулирует отношения, связанные с предоставлением управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам средств бюджета Санкт-Петербурга на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга (далее - многоквартирные дома), а также отношения, связанные с определением объема долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга как обязательного условия предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
В соответствии со ст. 1 этого Закона ежегодно из бюджета Санкт-Петербурга выделяются средства в форме, в том числе субсидий на проведение всех видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии со ст. 165 ЖК Российской Федерации.
В целях реализации данного Закона разработано Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при формировании и утверждении адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также включении многоквартирных домов в адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденное Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2009 года N 13, в котором, в том числе, регламентированы полномочия администраций районов Санкт-Петербурга применительно к вопросам проведения капитального ремонта многоквартирных домов (п. 6 Положения).
Так, согласно п. 6.1.3 указанного Положения администрации районов Санкт-Петербурга инициируют проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, в которых расположены помещения, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, включенных в проекты адресных программ, финансируемых с использованием субсидий, в целях принятия следующих решений, связанных с проведением капитального ремонта указанных многоквартирных домов:
- - о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе утверждении видов, объемов и сроков проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома;
- - об утверждении сметы расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе по видам работ (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций);
- - о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее пяти процентов от общего объема затрат, составляющих сметную стоимость работ по проведению капитального ремонта многоквартирного дома (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций);
- - об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе об определении размера платы для каждого собственника помещения соразмерно его доле в праве общей собственности на общее имущество в таком многоквартирном доме с учетом объемов работ, стоимости материалов, порядка финансирования, сроков проведения работ по капитальному ремонту (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций);
- - об участии в региональной адресной программе (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций, при планировании включения таких домов в региональную адресную программу).
Таким образом, указанные выше доводы ответчика являются необоснованными, поскольку в данном случае принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о производстве капитального ремонта не зависит от действий Б., чьи права непроведением капитального ремонта в квартире нарушаются. Ответчик, являясь наймодателем, вправе инициировать проведение общего собрания по капитальному ремонту дома, однако до настоящего времени он своими правами злоупотребляет.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2012 года в части возложения на СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" обязанности в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести с соблюдением Строительных Норм и Правил, действующих на момент проведения работ в квартире N <...> дома N <...> по <...> в Санкт-Петербурге следующие работы: по замене газовой трубы, замене магистральной фановой чугунной трубы и горизонтального отвода в туалете, замене четырех радиаторов системы отопления, с заменой труб системы отопления, включая вмурованные в стены трубы; в части взыскания расходов на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб., расходов по оформлению доверенности представителя в размере 700 руб., расходов по оплате госпошлины в размере 200 руб. 00 коп., а также в части отказа в удовлетворении исковых требований Б. оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В остальной части решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2012 года отменить, в удовлетворении требований Б. об обязании СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" произвести работы по замене входной дверной коробки с дверным полотном; замене четырех межкомнатных дверей, включая коробку и дверное полотно, замене сдвоенного дверного блока в санузел, туалет, арку; замене оконных конструкций - одного трехстворного и трех двустворных оконных блоков с окраской оконных переплетов с внешней и внутренней сторон, замене паркетных полов в трех комнатах, включая демонтаж полов, полной замене подложки, укладке паркетных полов, установке плинтусов; замене электропроводки; замене штукатурного слоя по всей площади ванной, туалета и кухни; выравниванию и ремонту бетонного пола и цементных плинтусов в ванной и туалете, замене чугунной ванны, замене компактного сливного бачка, замене газовой плиты - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)