Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2009 ПО ДЕЛУ N А57-5530/2009

Разделы:
Членство в товариществе собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2009 г. по делу N А57-5530/2009


резолютивная часть постановления оглашена 14 октября 2009 года
в полном объеме постановление изготовлено 14 октября 2009 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Агибаловой Галины Ивановны,
судей Клочковой Наталии Александровны, Никитина Александра Юрьевича,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дементьевой Мариной Сергеевной,
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от истца - Соколовой Юлии Юрьевны, действующей на основании доверенности от 02 мая 2007 года,
от ответчика, администрации муниципального образования "Город Саратов", - Носыревой Оксаны Владимировны, действующей на основании доверенности от 19 июня 2009 года N 01-02-41/33,
от ответчика, комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", - Губина Сергея Владимировича, действующего на основании доверенности от 21 сентября 2009 года N 02-02-864,
от третьего лица, комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов", - не явился, извещен надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уведомление о вручении почтового отправления адресату приобщено к материалам дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
и апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение арбитражного суда Саратовской области от 06 августа 2009 года по делу N А57-5530/2009, судья Игнатьев Д.Ю.,
по иску товарищества собственников жилья "5-Микрорайон", г. Саратов,
к ответчикам: 1. администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
2. комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора: комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
о взыскании 1 626 982 рублей 35 копеек

установил:

Товарищество собственников жилья "5-Микрорайон" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к ответчикам: администрации муниципального образования "Город Саратов" и комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", о взыскании 1 626 982 рублей 35 копеек с муниципального образования "Город Саратов", в лице комитета по финансам администрации г. Саратова, за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов", взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "5-Микрорайон", за период с 1 мая 2006 года по 01 марта 2009 года.
Определением суда первой инстанции от 29 июня 2009 года, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (л.д. 89).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06 августа 2009 года исковые требования удовлетворены в полном объеме: с муниципального образования "Город Саратов", в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов", взысканы в пользу товарищества собственников жилья "5-Микрорайон" взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "5-Микрорайон", за период с 1 мая 2006 года по 01 марта 2009 года в сумме 1 626 982 рублей 35 копеек (л.д. 109-111).
Ответчики, администрация муниципального образования "Город Саратов" и комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", не согласившись с принятым судебным актом, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Заявители жалоб считают принятое решение подлежащим отмене, поскольку судом не дана оценка доводам ответчиков о регулировании вопросов, связанных с перечислением средств бюджета Бюджетным кодексом РФ, судом не установлено правовых оснований для взыскания обязательных платежей на капитальный ремонт, а также поскольку истец не доказал своего права на взыскание заявленных денежных средств.
Истец полагает, что решение суда первой инстанции является законным и не подлежит отмене.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав в открытом судебном заседании участников процесса, апелляционный суд находит, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Как следует из материалов дела, с 01 мая 2006 года по 01 марта 2009 года муниципальное образование "Город Саратов" являлось собственником ряда муниципальных квартир, расположенных в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "5-Микрорайон", всего общей площадью, по состоянию на:
- 01.06.2006 г. - 15 609,45 кв. м;
- 01.07.2006 г. - 15 259,35 кв. м;
- 01.08.2006 г. - 15 041,88 кв. м;
- 01.09.2006 г. - 15 041,88 кв. м;
- 01.10.2006 г. - 15 003,75 кв. м;
- 01.11.2006 г. - 14 805,88 кв. м;
- 01.12.2006 г. - 14 463,64 кв. м;
- 01.01.2007 г. - 14 099,43 кв. м;
- 01.02.2007 г. - 13 919,46 кв. м;
- 01.03.2007 г. - 13 674,56 кв. м;
- 01.04.2007 г. - 13 610,99 кв. м;
- 01.05.2007 г. - 13 442,79 кв. м;
- 01.06.2007 г. - 13 442,79 кв. м;
- 01.07.2007 г. - 13 442,79 кв. м;
- 01.08.2007 г. - 13 241,19 кв. м;
- 01.09.2007 г. - 13 241,19 кв. м;
- 01.10.2007 г. - 13 124,66 кв. м;
- 01.11.2007 г. - 13 060,26 кв. м;
- 01.12.2007 г. - 12 986,72 кв. м;
- 01.01.2008 г. - 12 922,72 кв. м;
- 01.02.2008 г. - 12 820,72 кв. м;
- 01.03.2008 г. - 12 683,58 кв. м;
- 01.04.2008 г. - 12 667,08 кв. м;
- 01.05.2008 г. - 12 667,08 кв. м;
- 01.06.2008 г. - 12 603,51 кв. м;
- 01.07.2008 г. - 12 603,51 кв. м;
- 01.08.2008 г. - 12 476,04 кв. м;
- 01.09.2008 г. - 12 221,30 кв. м;
- 01.10.2008 г. - 12 041,50 кв. м;
- 01.11.2008 г. - 11 939,76 кв. м;
- 01.12.2008 г. - 11 939,76 кв. м;
- 01.01.2009 г. - 9 413,73 кв. м;
- 01.02.2009 г. - 9 413,43 кв. м;
- 01.03.2009 г. - 9 349,86 кв. м.
Данное обстоятельство подтверждается справкой МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" исх. N 01/279 от 06 апреля 2009 года о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "5-Микрорайон" в период с 01 мая 2006 года по 01 марта 2009 года (т. 1 л.д. 25-26) и не оспаривается ответчиками.
Обращаясь с требованиями в суд, истец указал на то, что, в нарушение требований ЖК РФ муниципальное образование "Город Саратов" не оплачивает расходы по содержанию общего имущества, в части капитального ремонта, установленные решением общего собрания от 28 апреля 2006 года.
Муниципальное образование "Город Саратов" является собственником недвижимости в многоквартирных домах, управляемых ТСЖ "5-Микрорайон", расположенных по адресу: N 7, 9 по ул. Топольчанская, N 33, 35 по ул. Тархова, N 10 по ул. Батавина.
Указанное обстоятельство подтверждается постановлением Администрации города Саратова N 310А от 10 октября 2005 года (т. 1 л.д. 27-32) и пунктом 1.1. устава ТСЖ "5-Микрорайон" (т. 1 л.д. 53-59).
Поскольку в многоквартирных домах, управляемых ТСЖ "5-Микрорайон", находится муниципальное жилье, муниципальное образование "Город Саратов" вступило в члены товарищества, в соответствии с пунктом 3.2 "Временного Положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда", утвержденного постановлением мэра города Саратова N 510 от 18 июня 2003 года и согласно письменному заявлению главы администрации Ленинского района
Лукьянова А.В. от 19 февраля 2004 года, действующему на основании доверенности собственника, муниципального образования "Город Саратов" (т. 1 л.д. 13-14).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в соответствия с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Статьи 153, 152 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
При этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива (пункт 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья, либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (пункт 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
28 апреля 2006 года общее собрание членов товарищества большинством голосов приняло решение установить с 01 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах ТСЖ "5-Микрорайон" ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующими постановлением Правительства Российской Федерации (на 2006 год - это 3 рубля 20 копеек за кв. метр, согласно постановлению Правительства РФ N 541 от 29 августа 2005 года; на 2007 год - это 3 рубля 60 копеек за кв. метр, согласно постановлению Правительства РФ N 772 от 16 декабря 2006 года; на 2008 год - это 4 рубля 00 копеек за кв. метр, согласно постановлению Правительства РФ N 405 от 26 июня 2007 года) (т. 1 л.д. 24). Данное решение не оспорено.
Расчет иска также ответчиками не оспаривается.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований либо возражений по делу.
Ответчики не представили ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд доказательств внесения платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, обслуживаемых истцом, соразмерно доле муниципального имущества.
Поскольку муниципальное образование "Город Саратов" как собственник муниципальных квартир, не оплачивало ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества жилых домов, расположенных по адресу: N 7, 9 по ул. Топольчанская, N 33, 35 по ул. Тархова, N 10 по ул. Батавина, в размере и в порядке, установленными Уставом и общим собранием членов товарищества от 28 апреля 2006 года, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу о том, что МО "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "5-Микрорайон", в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества, в связи с чем удовлетворил исковые требования.
В силу статей 244, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальное образование "Город Саратов" как сособственник обязано нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, управляемых ТСЖ "5-Микрорайон", расположенных по адресу: N 7, 9 по ул. Топольчанская, N 33, 35 по ул. Тархова, N 10 по ул. Батавина.
По смыслу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Оснований для освобождения ответчика, собственника помещений в многоквартирных домах, от несения расходов по содержанию общего имущества, а именно, на капитальный ремонт, за период с 01 мая 2006 года по 01 марта 2009 года в деле не имеется, поскольку положения статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации носят императивный характер.
Доводы подателей апелляционных жалоб основаны на неверном толковании норм материального права и ошибочной оценки имеющихся в деле доказательств.
По данному спору между сторонами сложились гражданско-правовые правоотношения, и подменять их регулирование вместо гражданско-правовых норм нормами Бюджетного кодекса недопустимо.
Поскольку в соответствии с 8 статьей Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, у суда отсутствуют правовые основания для создания приоритета для муниципального образования "Город Саратов" относительно других сособственников жилья по срокам и порядку внесения обязательных платежей, в частности, на капитальный ремонт общего имущества, в зависимости от времени формирования расходной части бюджета муниципального образования "Город Саратов" и времени предоставления субсидий.
Свои права собственника имущества, в части проверки целевого использования платежей на капитальный ремонт общего имущества, Муниципальное образование "Город Саратов" имеет возможность реализовать в порядке, предусмотренном пунктами 8.2, 8.5 и др. Устава ТСЖ "5-Микрорайон", а также главой 14 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции, в части взыскания с надлежащего ответчика суммы долга по внесению обязательных платежей, связанных с содержанием жилых домов, а именно, на капитальный ремонт общего имущества.
Ответчиками указанная сумма не опровергнута соответствующими доказательствами, своим процессуальным правом на проведение соответствующей экспертизы ответчики не воспользовались.
На основании изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем необходимым документам дана правовая оценка.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 августа 2009 года по делу N А57-5530/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Направить постановление арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Г.И.АГИБАЛОВА

Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
А.Ю.НИКИТИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)