Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Юрченко Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в составе:
председательствующего Кореневой И.В.
судей Ушаковой Л.В., Ус Е.А,
при секретаре К.,
в судебном заседании 11 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" на решение Воркутинского городского суда РК от 08 февраля 2013 года, которым
в удовлетворении исковых требований С. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" о признании права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг холодного водоснабжения в размере 1/2 доли фактического объема потребления услуги, горячего водоснабжения в размере 1/2 доли фактического объема потребления услуги, водоотведения в размере 1/2 доли фактического потребления услуги, с 01 января 2010 года - отказано.
Признано за С. право на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения, в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100% без ограничения социальной нормой жилой площади, теплоснабжению (отоплению) в размере 100% без ограничения социальной нормой жилой площади, электроснабжению в размере 100% без ограничения нормой потребления с 01 января 2010 года.
Обязано Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" предоставить С. меры социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения, в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100% без ограничения социальной нормой жилой площади, теплоснабжению (отоплению) в размере 100% без ограничения социальной нормой жилой площади, электроснабжению в размере 100% без ограничения нормой потребления с 01 января 2010 года.
Взыскана с Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" государственная пошлина в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., судебная коллегия,
установила:
С. обратилась с иском к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Воркуты" о признании права на предоставление мер социальной поддержки с учетом членов семьи и обязать ответчика произвести выплату компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, включая расходы на оплату услуг по ремонту и содержанию жилого помещения, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению и освещению, за период с 01.01.2010, указывая на нарушение ответчиком норм действующего законодательства при предоставлении ей мер социальной поддержки по оплате жилья.
Стороны участия в судебном заседании не приняли. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных сторон и судом поставлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Воркуты" просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, С. с 01.06.1996 работает в должности ... в Государственном учреждении Республики Коми "Воркутинский дом ребенка специализированный", расположенном по адресу: <Адрес обезличен>.
С. зарегистрирована и проживает по адресу: <Адрес обезличен> Республики Коми, <Адрес обезличен>. Кроме нее в указанной квартире зарегистрированы С.В.М. (супруг), С.Е.В. (сын).
Согласно протоколу о предоставлении социальной выплаты ответчиком принято решение о предоставлении ФИО1 с 01.06.2009 мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по категории специалисты государственных учреждений Республики Коми (образование, культура, здравоохранение, ветеринарная служба, физическая культура и спорт), работающие и проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции, анализируя положения Федерального закона N 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании", Устав ГУ РК "Воркутинский дом ребенка специализированный", должностной инструкции истицы, исходил из того, что С. является педагогическим работником, работающим и проживающим в поселке городского типа, и соответственно имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории населения в соответствии с ст. 55 Федерального закона N 3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании".
Статьей 55 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (в редакции действовавшей до 10.01.2011) было установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Реализация данного Закона в указанной части возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статей 18 ч. 1 (1) Закона РК от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения РК" установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 100% педагогическим работникам за пользование жилым помещением (плата за наем); оплата в размере 100% педагогическим работникам за содержание и ремонт жилого помещения в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения; оплата в размере 100% педагогическим работникам коммунальных услуг, за исключением электроснабжения и отопления (теплоснабжения), в пределах установленных нормативов потребления; оплата в размере 100% педагогическим работникам электроснабжения и отопления (теплоснабжения).
В статье 3 ФЗ N 439-ФЗ "О внесении изменений в ст. 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании" на федеральном уровне прямо установлен запрет на снижение в нормативных правовых актах РФ, нормативных правовых актах субъектов РФ, принимаемых во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Из изложенных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, однако это не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
В силу изложенного, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) является федеральной мерой социальной поддержки, которая должна предоставляться, в порядке, установленном законодательством РФ.
Суд с достаточной полнотой проверил материалы дела, установил обстоятельства, имеющие значение, и сделал обоснованный выводу о праве С. на предоставление мер социальной поддержки по оплате услуг по ремонту и содержанию жилого помещения, отопления и освещения без ограничения социальной нормой с учетом членов семьи, указав, что из системного толкования правовых норм, в том числе статей 153, 154 Жилищного кодекса РФ следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь, установленное федеральным законодательством, не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении, в том числе и в части возмещения платы за содержание и ремонт, отопление и освещение жилья.
Установив, что выплата мер социальной поддержки с 01.01.2010 производится ответчиком не в полном объеме, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика предоставить С. указанные меры социальной поддержки с указанного периода, учитывая дату создания ГБУ "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Воркута".
Доводы жалобы со ссылкой на положения п. 2 ч. 1 ст. 18 Закона РК "О социальной поддержке населения в РК" от 12.11.2004 N 55-РЗ и постановление Конституционного Суда РК от 25.01.2012, которым приведенная норма закона была признана соответствующей Конституции Республики Коми, не опровергают выводов суда по делу и не могут являться основаниями для отмены постановленного по делу решения по приведенным выше основаниям.
Однако, из мотивировочной и резолютивной части решения подлежит исключению указание на взыскание с ответчика государственной пошлины, поскольку согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно положению об Агентстве Республики Коми по социальному развитию, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2011 N 580, Агентство Республики Коми по социальному развитию является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функцию по разработке и реализации государственной политики, нормативно правовому регулированию в области социального развития, социальной защиты населения, организации оказания государственных услуг в сфере социальной защиты населения, организации оказания государственных услуг в сфере социального развития, включая организацию предоставления социальных гарантий населению Республики Коми, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
При этом ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Воркуты" входит в структуру Агентства РК по социальному развитию и приказом Агентства РК по социальному развитию N 2987 от 29.12.2012 наделено полномочиями по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме.
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение "государственные органы". Однако, исходя из толкования данного понятия, следует, что он определяет круг субъектов публичных правоотношений, через которые Российская Федерация и субъекты Российской Федерации реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности.
Учитывая изложенное, ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Воркуты" в силу пп. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Воркутинского городского суда РК от 08 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной и резолютивной части решения указание на взыскание государственной пошлины с Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере ... рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 11.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2053/2013
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 апреля 2013 г. по делу N 33-2053/2013
Судья: Юрченко Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в составе:
председательствующего Кореневой И.В.
судей Ушаковой Л.В., Ус Е.А,
при секретаре К.,
в судебном заседании 11 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" на решение Воркутинского городского суда РК от 08 февраля 2013 года, которым
в удовлетворении исковых требований С. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" о признании права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг холодного водоснабжения в размере 1/2 доли фактического объема потребления услуги, горячего водоснабжения в размере 1/2 доли фактического объема потребления услуги, водоотведения в размере 1/2 доли фактического потребления услуги, с 01 января 2010 года - отказано.
Признано за С. право на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения, в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100% без ограничения социальной нормой жилой площади, теплоснабжению (отоплению) в размере 100% без ограничения социальной нормой жилой площади, электроснабжению в размере 100% без ограничения нормой потребления с 01 января 2010 года.
Обязано Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" предоставить С. меры социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения, в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100% без ограничения социальной нормой жилой площади, теплоснабжению (отоплению) в размере 100% без ограничения социальной нормой жилой площади, электроснабжению в размере 100% без ограничения нормой потребления с 01 января 2010 года.
Взыскана с Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" государственная пошлина в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., судебная коллегия,
установила:
С. обратилась с иском к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Воркуты" о признании права на предоставление мер социальной поддержки с учетом членов семьи и обязать ответчика произвести выплату компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, включая расходы на оплату услуг по ремонту и содержанию жилого помещения, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению и освещению, за период с 01.01.2010, указывая на нарушение ответчиком норм действующего законодательства при предоставлении ей мер социальной поддержки по оплате жилья.
Стороны участия в судебном заседании не приняли. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных сторон и судом поставлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Воркуты" просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, С. с 01.06.1996 работает в должности ... в Государственном учреждении Республики Коми "Воркутинский дом ребенка специализированный", расположенном по адресу: <Адрес обезличен>.
С. зарегистрирована и проживает по адресу: <Адрес обезличен> Республики Коми, <Адрес обезличен>. Кроме нее в указанной квартире зарегистрированы С.В.М. (супруг), С.Е.В. (сын).
Согласно протоколу о предоставлении социальной выплаты ответчиком принято решение о предоставлении ФИО1 с 01.06.2009 мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по категории специалисты государственных учреждений Республики Коми (образование, культура, здравоохранение, ветеринарная служба, физическая культура и спорт), работающие и проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции, анализируя положения Федерального закона N 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании", Устав ГУ РК "Воркутинский дом ребенка специализированный", должностной инструкции истицы, исходил из того, что С. является педагогическим работником, работающим и проживающим в поселке городского типа, и соответственно имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории населения в соответствии с ст. 55 Федерального закона N 3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании".
Статьей 55 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (в редакции действовавшей до 10.01.2011) было установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Реализация данного Закона в указанной части возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статей 18 ч. 1 (1) Закона РК от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения РК" установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 100% педагогическим работникам за пользование жилым помещением (плата за наем); оплата в размере 100% педагогическим работникам за содержание и ремонт жилого помещения в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения; оплата в размере 100% педагогическим работникам коммунальных услуг, за исключением электроснабжения и отопления (теплоснабжения), в пределах установленных нормативов потребления; оплата в размере 100% педагогическим работникам электроснабжения и отопления (теплоснабжения).
В статье 3 ФЗ N 439-ФЗ "О внесении изменений в ст. 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании" на федеральном уровне прямо установлен запрет на снижение в нормативных правовых актах РФ, нормативных правовых актах субъектов РФ, принимаемых во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Из изложенных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, однако это не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
В силу изложенного, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) является федеральной мерой социальной поддержки, которая должна предоставляться, в порядке, установленном законодательством РФ.
Суд с достаточной полнотой проверил материалы дела, установил обстоятельства, имеющие значение, и сделал обоснованный выводу о праве С. на предоставление мер социальной поддержки по оплате услуг по ремонту и содержанию жилого помещения, отопления и освещения без ограничения социальной нормой с учетом членов семьи, указав, что из системного толкования правовых норм, в том числе статей 153, 154 Жилищного кодекса РФ следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь, установленное федеральным законодательством, не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении, в том числе и в части возмещения платы за содержание и ремонт, отопление и освещение жилья.
Установив, что выплата мер социальной поддержки с 01.01.2010 производится ответчиком не в полном объеме, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика предоставить С. указанные меры социальной поддержки с указанного периода, учитывая дату создания ГБУ "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Воркута".
Доводы жалобы со ссылкой на положения п. 2 ч. 1 ст. 18 Закона РК "О социальной поддержке населения в РК" от 12.11.2004 N 55-РЗ и постановление Конституционного Суда РК от 25.01.2012, которым приведенная норма закона была признана соответствующей Конституции Республики Коми, не опровергают выводов суда по делу и не могут являться основаниями для отмены постановленного по делу решения по приведенным выше основаниям.
Однако, из мотивировочной и резолютивной части решения подлежит исключению указание на взыскание с ответчика государственной пошлины, поскольку согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно положению об Агентстве Республики Коми по социальному развитию, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2011 N 580, Агентство Республики Коми по социальному развитию является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функцию по разработке и реализации государственной политики, нормативно правовому регулированию в области социального развития, социальной защиты населения, организации оказания государственных услуг в сфере социальной защиты населения, организации оказания государственных услуг в сфере социального развития, включая организацию предоставления социальных гарантий населению Республики Коми, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
При этом ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Воркуты" входит в структуру Агентства РК по социальному развитию и приказом Агентства РК по социальному развитию N 2987 от 29.12.2012 наделено полномочиями по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме.
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение "государственные органы". Однако, исходя из толкования данного понятия, следует, что он определяет круг субъектов публичных правоотношений, через которые Российская Федерация и субъекты Российской Федерации реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности.
Учитывая изложенное, ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Воркуты" в силу пп. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Воркутинского городского суда РК от 08 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной и резолютивной части решения указание на взыскание государственной пошлины с Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере ... рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)