Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Шелега Д.И., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании: представителей товарищества собственников жилья "Аэропорт" Муромцевой Любови Генриховны (доверенность от 12.12.2012), Лапицкой Юлии Сергеевны (доверенность от 12.12.2012), прокуратуры Иркутской области Забродиной Юлии Борисовны (удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Емельяновского района Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 января 2013 года по делу N А33-10675/2012 (суд первой инстанции: Иванова Е.А., Крицкая И.П., Чурилина Е.М.),
установил:
товарищество собственников жилья "Аэропорт" (далее - ТСЖ "Аэропорт", ОГРН 1082411001441, аэропорт Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Емельяновского района Красноярского края (далее - администрация) о признании пунктов 1, 3 постановления от 13.01.2010 N 12 "Об установлении тарифа на услуги холодного водоснабжения для открытого акционерного общества "Аэропорт Красноярск" недействующим и не соответствующим правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета сора, - открытого акционерного общества "Аэропорт Красноярск" (далее - ОАО "Аэропорт Красноярск", общество).
На основании абзаца второго части 1, части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено с участием прокурора.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 января 2013 года заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с судебным актом, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители ТСЖ "Аэропорт" считают судебный акт законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Прокуратура считает доводы кассационной жалобы обоснованными, а судебное решение подлежащим отмене.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 апреля 2013 года до 14 часов 40 минут 15 апреля 2013 года, о чем сделано публичное извещение.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.10.2010 по делу N А33-9400/2009 открытое акционерное общество "Аэропорт Красноярск" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.
Между ТСЖ "Аэропорт" и ОАО "Аэропорт Красноярск" существуют фактически сложившиеся отношения по холодному водоснабжению многоквартирных жилых домов N 1 - 4 по ул. Аэропорт р.п. Емельяново.
27.01.2010 в газете "Емельяновские вести" N 4 опубликовано постановление администрации Емельяновского района от 13.01.2010 N 12 "Об установлении тарифа на услуги холодного водоснабжения для открытого акционерного общества "Аэропорт Красноярск".
Пунктом 1 указанного постановления установлен тариф на услуги холодного водоснабжения для ОАО "Аэропорт Красноярск" в размере 16,76 руб./м3 (без НДС).
Пунктом 3 постановления закреплено, что тариф действует с 01.02.2010 по 31.01.2011.
Полагая, что оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления с превышением пределов компетенции, оспариваемые пункты постановления нарушают его права, а также права собственников помещений, являющихся членами ТСЖ, ТСЖ "Аэропорт" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд исходил из недоказанности администрацией экономической обоснованности установленного тарифа на услуги холодного водоснабжения для ОАО "Аэропорт "Красноярск" на 2010 год.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210) общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ; установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
Арбитражный суд Красноярского края пришел к обоснованному выводу о том, что постановление администрации от 13.01.2010 N 12 в оспариваемой части нарушает права ТСЖ "Аэропорт" в сфере иной экономической деятельности и администрацией не доказана экономическая обоснованность установленного им тарифа.
В силу части 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Правила регулирования тарифов).
Согласно пункту 16 Правил регулирования тарифов в процессе рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования вправе осуществлять экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок и оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. При проведении экспертизы с привлечением экспертных организаций размещение заказа на оказание услуг по проведению экспертизы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов по результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.
В случае если при установлении тарифов и надбавок органом регулирования не были учтены отдельные расходы, предлагавшиеся организацией коммунального комплекса, мотивы принятия такого решения отражаются в протоколе заседания органа регулирования.
Постановлением администрации Емельяновского района от 03.02.2006 N 102 "Об утверждении положения о порядке согласования производственных программ организаций коммунального комплекса" органом регулирования определено Муниципальное учреждение службы "заказчика" по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики Емельяновского района.
Согласно пункту 5 постановления администрации Емельяновского района от 03.02.2006 N 102 "Об утверждении положения о порядке согласования производственных программ организаций коммунального комплекса" при поступлении производственной программы от организации коммунального комплекса, орган регулирования представляет данную программу на проверку представленных расчетов в экономический отдел финансового управления администрации Емельяновского района. Экономический отдел осуществляет проверку представленных расчетов, по результатам которой представляется отчет, подписанный руководителем экономического отдела и направляется в орган регулирования.
Пунктом 9 постановления администрации Емельяновского района от 03.02.2006 N 102 "Об утверждении положения о порядке согласования производственных программ организаций коммунального комплекса" установлено, что по завершении проверки обоснованности представленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей необходимых для реализации ее производственной программы, соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования выносит протокол согласования производственной программы, который подписывается руководителем органа регулирования и представляется на утверждение Главы Емельяновского района, названный протокол устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Как следует из материалов дела при установлении на 2010 год тарифа в размере 16,76 руб./м3 (без НДС) администрацией применен метод установления фиксированных тарифов; тариф для ОАО "Аэропорт "Красноярск" устанавливался и ранее (в 2009 составлял 9,75 руб./м3), схема водоснабжения не изменилась (подземная вода из скважин), объем услуг значительно не изменился (уменьшился с 500 до 437,49 м3).
Кроме того, как установлено судом и следует из материалов дела ОАО "Аэропорт "Красноярск" муниципальному учреждению службы "заказчика" по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики Емельяновского района не представило заявление об установлении тарифа, а также бухгалтерскую и налоговую отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года, отчет о доходах и расходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам, что является нарушением требований пункта 3 Правил регулирования тарифов.
По мнению заявителя, отсутствие в материалах дела для установления тарифов на 2010 год указанных доказательств не влияет на экономическую обоснованность тарифов, так как орган регулирования вправе самостоятельно производить расчет тарифа.
Проверяя указанный довод администрации, суд пришел к обоснованному выводу о том, что орган регулирования обязан руководствоваться Правилами регулирования тарифов, не предусматривающими частичное представление документов установленного перечнем. При оценке экономической обоснованности тарифа оцениваются не только данные производственной программы и расчетов финансовой потребности организации, но и результаты хозяйственной деятельности общества, отраженные в бухгалтерской и налоговой отчетности, поэтому полнота (неполнота) пакета представленных документов для установления тарифа, влияет на экономическую обоснованность тарифа.
Кроме того, судом сделан правильный вывод о том, что в случае самостоятельного расчета тарифов орган регулирования обязан провести мотивы принятия такого решения в соответствующем протоколе, обосновав правильность расчета тарифа (почему отдельные показатели расходов изменены в большую или меньшую сторону), в том числе и с точки зрения доступности для потребителя товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Из представленных администрацией доказательств не усматриваются мотивы принятия такого решения (установления фиксированного тарифа в ином размере), что как правильно посчитал суд, является нарушением требований пунктов 16, 17 Правил регулирования тарифов.
Органом регулирования не проводилась и экспертиза, включающая в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной программы, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок, а также оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Судом проверен довод ответчика о том, что установленный в оспариваемом постановлении тариф не превышает индекс роста тарифов для организаций коммунального комплекса муниципальному образованию Емельяновский район и обоснованно не принят, поскольку регулирующим органом при установлении тарифа применялся метод установления фиксированного тарифа (а не иной метод, из указанных в пункте 18 Основ ценообразования).
Арбитражный суд Красноярского края, руководствуясь частью 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно рассмотрел дело по правилам главы 23 указанного Кодекса, поскольку оспариваемый нормативный акт принят в сфере государственного регулирования тарифов и пришел к правильному выводу о том, что администрация не доказала экономическую обоснованность установленного им тарифа на услуги холодного водоснабжения для ОАО "Аэропорт "Красноярск".
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем решение арбитражного суда Красноярского края в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 января 2013 года по делу N А33-10675/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Ю.ПУЩИНА
Судьи:
Д.И.ШЕЛЕГ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 22.04.2013 ПО ДЕЛУ N А33-10675/2012
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. N А33-10675/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Шелега Д.И., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании: представителей товарищества собственников жилья "Аэропорт" Муромцевой Любови Генриховны (доверенность от 12.12.2012), Лапицкой Юлии Сергеевны (доверенность от 12.12.2012), прокуратуры Иркутской области Забродиной Юлии Борисовны (удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Емельяновского района Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 января 2013 года по делу N А33-10675/2012 (суд первой инстанции: Иванова Е.А., Крицкая И.П., Чурилина Е.М.),
установил:
товарищество собственников жилья "Аэропорт" (далее - ТСЖ "Аэропорт", ОГРН 1082411001441, аэропорт Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Емельяновского района Красноярского края (далее - администрация) о признании пунктов 1, 3 постановления от 13.01.2010 N 12 "Об установлении тарифа на услуги холодного водоснабжения для открытого акционерного общества "Аэропорт Красноярск" недействующим и не соответствующим правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета сора, - открытого акционерного общества "Аэропорт Красноярск" (далее - ОАО "Аэропорт Красноярск", общество).
На основании абзаца второго части 1, части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено с участием прокурора.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 января 2013 года заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с судебным актом, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители ТСЖ "Аэропорт" считают судебный акт законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Прокуратура считает доводы кассационной жалобы обоснованными, а судебное решение подлежащим отмене.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 апреля 2013 года до 14 часов 40 минут 15 апреля 2013 года, о чем сделано публичное извещение.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.10.2010 по делу N А33-9400/2009 открытое акционерное общество "Аэропорт Красноярск" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.
Между ТСЖ "Аэропорт" и ОАО "Аэропорт Красноярск" существуют фактически сложившиеся отношения по холодному водоснабжению многоквартирных жилых домов N 1 - 4 по ул. Аэропорт р.п. Емельяново.
27.01.2010 в газете "Емельяновские вести" N 4 опубликовано постановление администрации Емельяновского района от 13.01.2010 N 12 "Об установлении тарифа на услуги холодного водоснабжения для открытого акционерного общества "Аэропорт Красноярск".
Пунктом 1 указанного постановления установлен тариф на услуги холодного водоснабжения для ОАО "Аэропорт Красноярск" в размере 16,76 руб./м3 (без НДС).
Пунктом 3 постановления закреплено, что тариф действует с 01.02.2010 по 31.01.2011.
Полагая, что оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления с превышением пределов компетенции, оспариваемые пункты постановления нарушают его права, а также права собственников помещений, являющихся членами ТСЖ, ТСЖ "Аэропорт" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд исходил из недоказанности администрацией экономической обоснованности установленного тарифа на услуги холодного водоснабжения для ОАО "Аэропорт "Красноярск" на 2010 год.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210) общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ; установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
Арбитражный суд Красноярского края пришел к обоснованному выводу о том, что постановление администрации от 13.01.2010 N 12 в оспариваемой части нарушает права ТСЖ "Аэропорт" в сфере иной экономической деятельности и администрацией не доказана экономическая обоснованность установленного им тарифа.
В силу части 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Правила регулирования тарифов).
Согласно пункту 16 Правил регулирования тарифов в процессе рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования вправе осуществлять экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок и оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. При проведении экспертизы с привлечением экспертных организаций размещение заказа на оказание услуг по проведению экспертизы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов по результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.
В случае если при установлении тарифов и надбавок органом регулирования не были учтены отдельные расходы, предлагавшиеся организацией коммунального комплекса, мотивы принятия такого решения отражаются в протоколе заседания органа регулирования.
Постановлением администрации Емельяновского района от 03.02.2006 N 102 "Об утверждении положения о порядке согласования производственных программ организаций коммунального комплекса" органом регулирования определено Муниципальное учреждение службы "заказчика" по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики Емельяновского района.
Согласно пункту 5 постановления администрации Емельяновского района от 03.02.2006 N 102 "Об утверждении положения о порядке согласования производственных программ организаций коммунального комплекса" при поступлении производственной программы от организации коммунального комплекса, орган регулирования представляет данную программу на проверку представленных расчетов в экономический отдел финансового управления администрации Емельяновского района. Экономический отдел осуществляет проверку представленных расчетов, по результатам которой представляется отчет, подписанный руководителем экономического отдела и направляется в орган регулирования.
Пунктом 9 постановления администрации Емельяновского района от 03.02.2006 N 102 "Об утверждении положения о порядке согласования производственных программ организаций коммунального комплекса" установлено, что по завершении проверки обоснованности представленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей необходимых для реализации ее производственной программы, соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования выносит протокол согласования производственной программы, который подписывается руководителем органа регулирования и представляется на утверждение Главы Емельяновского района, названный протокол устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Как следует из материалов дела при установлении на 2010 год тарифа в размере 16,76 руб./м3 (без НДС) администрацией применен метод установления фиксированных тарифов; тариф для ОАО "Аэропорт "Красноярск" устанавливался и ранее (в 2009 составлял 9,75 руб./м3), схема водоснабжения не изменилась (подземная вода из скважин), объем услуг значительно не изменился (уменьшился с 500 до 437,49 м3).
Кроме того, как установлено судом и следует из материалов дела ОАО "Аэропорт "Красноярск" муниципальному учреждению службы "заказчика" по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики Емельяновского района не представило заявление об установлении тарифа, а также бухгалтерскую и налоговую отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года, отчет о доходах и расходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам, что является нарушением требований пункта 3 Правил регулирования тарифов.
По мнению заявителя, отсутствие в материалах дела для установления тарифов на 2010 год указанных доказательств не влияет на экономическую обоснованность тарифов, так как орган регулирования вправе самостоятельно производить расчет тарифа.
Проверяя указанный довод администрации, суд пришел к обоснованному выводу о том, что орган регулирования обязан руководствоваться Правилами регулирования тарифов, не предусматривающими частичное представление документов установленного перечнем. При оценке экономической обоснованности тарифа оцениваются не только данные производственной программы и расчетов финансовой потребности организации, но и результаты хозяйственной деятельности общества, отраженные в бухгалтерской и налоговой отчетности, поэтому полнота (неполнота) пакета представленных документов для установления тарифа, влияет на экономическую обоснованность тарифа.
Кроме того, судом сделан правильный вывод о том, что в случае самостоятельного расчета тарифов орган регулирования обязан провести мотивы принятия такого решения в соответствующем протоколе, обосновав правильность расчета тарифа (почему отдельные показатели расходов изменены в большую или меньшую сторону), в том числе и с точки зрения доступности для потребителя товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Из представленных администрацией доказательств не усматриваются мотивы принятия такого решения (установления фиксированного тарифа в ином размере), что как правильно посчитал суд, является нарушением требований пунктов 16, 17 Правил регулирования тарифов.
Органом регулирования не проводилась и экспертиза, включающая в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной программы, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок, а также оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Судом проверен довод ответчика о том, что установленный в оспариваемом постановлении тариф не превышает индекс роста тарифов для организаций коммунального комплекса муниципальному образованию Емельяновский район и обоснованно не принят, поскольку регулирующим органом при установлении тарифа применялся метод установления фиксированного тарифа (а не иной метод, из указанных в пункте 18 Основ ценообразования).
Арбитражный суд Красноярского края, руководствуясь частью 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно рассмотрел дело по правилам главы 23 указанного Кодекса, поскольку оспариваемый нормативный акт принят в сфере государственного регулирования тарифов и пришел к правильному выводу о том, что администрация не доказала экономическую обоснованность установленного им тарифа на услуги холодного водоснабжения для ОАО "Аэропорт "Красноярск".
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем решение арбитражного суда Красноярского края в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 января 2013 года по делу N А33-10675/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Ю.ПУЩИНА
Судьи:
Д.И.ШЕЛЕГ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)