Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Щеглаков Г.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
судей областного суда Подвязниковой Н.А., Шукеновой М.А.
при секретаре Г.Н.
рассмотрела в судебном заседании 11 июля 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Омска Г. на решение Центрального районного суда г. Омска от 3 мая 2012 года, которым постановлено: "Признать недействительным пункт Постановления Администрации города Омска от 05.08.2009 года N 616-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов" в части изменения сроков расселения граждан из жилых помещений, расположенных по адресу: г. Омск, ул. _____, д. __, до 30.01.2013 года.
Обязать Администрацию г. Омска принять меры по незамедлительному предоставлению К.А. на состав семьи __ человека по договору социального найма в связи со сносом жилого помещения взамен занимаемого, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам, общей площадью не менее __ кв. м, жилой площадью не менее __ кв. м, состоящее не менее чем из одной комнаты, находящиеся в черте населенного пункта г. Омск".
Заслушав доклад судьи областного суда Подвязниковой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
К.А., К., З. обратились в суд с иском к Администрации г. Омска о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма, указав, что они проживают в трехкомнатной квартире N __ жилого дома N __ по ул. ____в г. Омске на основании договора социального найма. Жилое помещение признано непригодным для проживания актом межведомственной комиссии от 29 мая 2009 года N 466 - 472. Постановлением Мэра города Омска от 29.12.2007 года N 994-п "О сносе и растлении многоквартирных жилых домов" дом, в котором они проживают, включен в перечень жилых домов, подлежащих сносу, установлен срок для расселения - до 30 ноября 2008 года.
Просили обязать Администрацию города Омска предоставить жилое помещение - равнозначное по количеству комнат и метражу в черте города Омска.
В ходе судебного разбирательства истцы, ранее заявленные исковые требования уточнили, указав, что Постановлением Администрации г. Омска от 05 августа 2009 года N 616-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов" срок для расселения продлен до 30.01.2012.
Просили признать недействительным пункт Постановления Администрации города Омска от 05.08.2009 года N 616 "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов" в части срока расселения граждан из жилых помещений, расположенных по адресу: г. Омск, ул. ____, д. __, до 31.12.2012, обязать Администрацию г. Омска предоставить по договору социального найма жилое помещение, в связи со сносом жилого помещения взамен занимаемого, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам, общей площадью не менее __кв. м, жилой площадью не менее __кв. м, состоящее не менее чем из одной комнаты, находящиеся в черте населенного пункта г. Омск.
В судебном заседании истцы З., К. указали, что поддерживают требования К.А., как члены его семьи, самостоятельные требования не поддерживают.
В судебном заседании представитель Администрации города Омска, Департамента жилищной политики Администрации города Омска Г., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, указав, что определение срока расселения аварийных домов входит в компетенцию ответчика и каких-либо прав и законных интересов, проживающих в таких домах граждан не нарушает. Причиной переноса сроков расселения является отсутствие в бюджете необходимых финансовых средств.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Омска Г. просит постановленное решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Указывает, что К.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Судом не было учтено, что истец является собственником жилого помещения, в отношении которого законом предусмотрена специальная процедура выкупа.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения З., судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47.
Согласно п. 33 указанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
- ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Из п. 34 указанного Положения следует, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с распоряжением Мэра города Омска от 24.03.2006 г. N 93-р создана межведомственная комиссия г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. N 153) ограниченно работоспособное состояние - категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации.
Недопустимое состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций).
Аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Судом первой инстанции было установлено, что истцы проживают в квартире N ____ дома N ____ по ул. ____в г. Омске, являются сособственниками указанного жилого помещения согласно договора о безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации.
12.04.1989 года К.А. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из четырех человек /карточка очередника/. Данное обстоятельство не оспаривалось стороной ответчика.
Постановлением Администрации города Омска от 05 августа 2009 года N 616-п указанный жилой дом признан подлежащим сносу, срок для расселения граждан установлен до 30.01.2012 года.
Указанное постановление принято, в том числе на основании заключения межведомственной комиссии N 466 - 472 от 29.05.2009 года, согласно которому техническое состояние строения оценивается как недопустимое, техническое состояние несущих и ограждающих строительных конструкций многоквартирного дома (при физическом износе 82%) характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей, многоквартирный дом относится к категории непригодного для дальнейшего проживания, аварийный, подлежит сносу.
При принятии заключения межведомственной комиссий приняты во внимание технический паспорт дома, заключения компетентных служб, а также отчет ЗАО "Строительно-монтажного треста N 4".
Согласно указанному отчету состояние фундаментов, кирпичных стен, перекрытий, крыши, кровли, полов, окон, дверей, системы водоснабжения, канализации, отопления оценивается как недопустимое.
В обоснование заявленных требований истцы указывают, что установленный постановлением Администрации города Омска от 05 августа 2009 года N 616-п срок для расселения граждан необоснован, проживание в доме опасно, в связи с чем, на ответчика следует возложить обязанность по предоставлению жилых помещений до указанного срока.
На момент обследования можно было сделать однозначный вывод об опасности проживания и нахождения в доме людей.
Вышеуказанным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В соответствии с Положением решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Как отмечалось выше, Постановлением Администрации города Омска от 05 августа 2009 года N 616-п указанный жилой дом N __ по ул. ____в городе Омске признан подлежащим сносу, срок для расселения граждан установлен до 30.01.2012 года.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за 2 квартал 2009 г., само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Оценив в совокупности представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, многоквартирный жилой дом по указанному адресу, в котором проживают истцы, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния.
Таким образом, Постановление Администрации города Омска от 05 августа 2009 года N 616-п "О сносе и расселении многоквартирных домов" в части срока расселения граждан, проживающих в доме по адресу: г. Омск, ул. __ дом N __ до 30 января 2012 года следует признать недействительным, а бездействие Администрации г. Омска по расселению жильцов дома - незаконным.
В соответствии с положениями ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 указанной нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилье помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно изложенного в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П "По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" толкования, федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения, которое в установленном законом порядке признано непригодным для проживания.
При этом отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Как указано судом выше, истцы являются собственниками по __ доли каждый квартиры N __ дома N __ по ул. __в г. Омске, с 1989 года К.А. с семьей в составе четырех человек состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах предоставление истцам жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом жилого дома возможно.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы, не могут быть приняты во внимание.
Частью 5 ст. 15 ЖК РФ установлено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемы жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что площадь квартиры N __ дома N __ по ул. __ в г. Омске составляет - общая __ кв. м, жилая __ кв. м состоящей из двух комнат.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со статьей 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 03.05.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4191/12
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2012 г. по делу N 33-4191/12
Председательствующий: Щеглаков Г.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
судей областного суда Подвязниковой Н.А., Шукеновой М.А.
при секретаре Г.Н.
рассмотрела в судебном заседании 11 июля 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Омска Г. на решение Центрального районного суда г. Омска от 3 мая 2012 года, которым постановлено: "Признать недействительным пункт Постановления Администрации города Омска от 05.08.2009 года N 616-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов" в части изменения сроков расселения граждан из жилых помещений, расположенных по адресу: г. Омск, ул. _____, д. __, до 30.01.2013 года.
Обязать Администрацию г. Омска принять меры по незамедлительному предоставлению К.А. на состав семьи __ человека по договору социального найма в связи со сносом жилого помещения взамен занимаемого, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам, общей площадью не менее __ кв. м, жилой площадью не менее __ кв. м, состоящее не менее чем из одной комнаты, находящиеся в черте населенного пункта г. Омск".
Заслушав доклад судьи областного суда Подвязниковой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
К.А., К., З. обратились в суд с иском к Администрации г. Омска о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма, указав, что они проживают в трехкомнатной квартире N __ жилого дома N __ по ул. ____в г. Омске на основании договора социального найма. Жилое помещение признано непригодным для проживания актом межведомственной комиссии от 29 мая 2009 года N 466 - 472. Постановлением Мэра города Омска от 29.12.2007 года N 994-п "О сносе и растлении многоквартирных жилых домов" дом, в котором они проживают, включен в перечень жилых домов, подлежащих сносу, установлен срок для расселения - до 30 ноября 2008 года.
Просили обязать Администрацию города Омска предоставить жилое помещение - равнозначное по количеству комнат и метражу в черте города Омска.
В ходе судебного разбирательства истцы, ранее заявленные исковые требования уточнили, указав, что Постановлением Администрации г. Омска от 05 августа 2009 года N 616-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов" срок для расселения продлен до 30.01.2012.
Просили признать недействительным пункт Постановления Администрации города Омска от 05.08.2009 года N 616 "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов" в части срока расселения граждан из жилых помещений, расположенных по адресу: г. Омск, ул. ____, д. __, до 31.12.2012, обязать Администрацию г. Омска предоставить по договору социального найма жилое помещение, в связи со сносом жилого помещения взамен занимаемого, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам, общей площадью не менее __кв. м, жилой площадью не менее __кв. м, состоящее не менее чем из одной комнаты, находящиеся в черте населенного пункта г. Омск.
В судебном заседании истцы З., К. указали, что поддерживают требования К.А., как члены его семьи, самостоятельные требования не поддерживают.
В судебном заседании представитель Администрации города Омска, Департамента жилищной политики Администрации города Омска Г., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, указав, что определение срока расселения аварийных домов входит в компетенцию ответчика и каких-либо прав и законных интересов, проживающих в таких домах граждан не нарушает. Причиной переноса сроков расселения является отсутствие в бюджете необходимых финансовых средств.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Омска Г. просит постановленное решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Указывает, что К.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Судом не было учтено, что истец является собственником жилого помещения, в отношении которого законом предусмотрена специальная процедура выкупа.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения З., судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47.
Согласно п. 33 указанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
- ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Из п. 34 указанного Положения следует, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с распоряжением Мэра города Омска от 24.03.2006 г. N 93-р создана межведомственная комиссия г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. N 153) ограниченно работоспособное состояние - категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации.
Недопустимое состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций).
Аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Судом первой инстанции было установлено, что истцы проживают в квартире N ____ дома N ____ по ул. ____в г. Омске, являются сособственниками указанного жилого помещения согласно договора о безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации.
12.04.1989 года К.А. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из четырех человек /карточка очередника/. Данное обстоятельство не оспаривалось стороной ответчика.
Постановлением Администрации города Омска от 05 августа 2009 года N 616-п указанный жилой дом признан подлежащим сносу, срок для расселения граждан установлен до 30.01.2012 года.
Указанное постановление принято, в том числе на основании заключения межведомственной комиссии N 466 - 472 от 29.05.2009 года, согласно которому техническое состояние строения оценивается как недопустимое, техническое состояние несущих и ограждающих строительных конструкций многоквартирного дома (при физическом износе 82%) характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей, многоквартирный дом относится к категории непригодного для дальнейшего проживания, аварийный, подлежит сносу.
При принятии заключения межведомственной комиссий приняты во внимание технический паспорт дома, заключения компетентных служб, а также отчет ЗАО "Строительно-монтажного треста N 4".
Согласно указанному отчету состояние фундаментов, кирпичных стен, перекрытий, крыши, кровли, полов, окон, дверей, системы водоснабжения, канализации, отопления оценивается как недопустимое.
В обоснование заявленных требований истцы указывают, что установленный постановлением Администрации города Омска от 05 августа 2009 года N 616-п срок для расселения граждан необоснован, проживание в доме опасно, в связи с чем, на ответчика следует возложить обязанность по предоставлению жилых помещений до указанного срока.
На момент обследования можно было сделать однозначный вывод об опасности проживания и нахождения в доме людей.
Вышеуказанным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В соответствии с Положением решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Как отмечалось выше, Постановлением Администрации города Омска от 05 августа 2009 года N 616-п указанный жилой дом N __ по ул. ____в городе Омске признан подлежащим сносу, срок для расселения граждан установлен до 30.01.2012 года.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за 2 квартал 2009 г., само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Оценив в совокупности представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, многоквартирный жилой дом по указанному адресу, в котором проживают истцы, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния.
Таким образом, Постановление Администрации города Омска от 05 августа 2009 года N 616-п "О сносе и расселении многоквартирных домов" в части срока расселения граждан, проживающих в доме по адресу: г. Омск, ул. __ дом N __ до 30 января 2012 года следует признать недействительным, а бездействие Администрации г. Омска по расселению жильцов дома - незаконным.
В соответствии с положениями ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 указанной нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилье помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно изложенного в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П "По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" толкования, федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения, которое в установленном законом порядке признано непригодным для проживания.
При этом отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Как указано судом выше, истцы являются собственниками по __ доли каждый квартиры N __ дома N __ по ул. __в г. Омске, с 1989 года К.А. с семьей в составе четырех человек состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах предоставление истцам жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом жилого дома возможно.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы, не могут быть приняты во внимание.
Частью 5 ст. 15 ЖК РФ установлено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемы жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что площадь квартиры N __ дома N __ по ул. __ в г. Омске составляет - общая __ кв. м, жилая __ кв. м состоящей из двух комнат.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со статьей 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 03.05.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)