Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Алексеев А.А.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Няшина В.А.
судей Степанова П.В., Елецких О.Б.
при секретаре А. рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, межведомственной комиссии по признанию помещения, находящегося в государственной собственности Пермского края, жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все помещения в котором находятся в государственной собственности Пермского края
по апелляционной жалобе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 06 июня 2013 года, которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., объяснение представителя Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л., полагавшей необходимым решение оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда
установила:
первый заместитель прокурора Пермского края (далее - прокурор) обратился в суд с названным заявлением защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, просил признать незаконным бездействие Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерство) и созданной им Межведомственной комиссии по признанию помещения, находящегося в государственной собственности Пермского края, жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, созданной Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 26 мая 2010 N СЭД-38-01-03-5 (далее - Комиссия), при решении вопроса о проведении оценки пригодности для постоянного проживания жилых помещений микрорайона <...>, находящихся в государственной собственности Пермского края (ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...> ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...>), и принятию решения о пригодности (непригодности) для проживания указанных жилых помещений; понуждении Министерства и созданной им Комиссии провести оценку пригодности для постоянного проживания жилых помещений микрорайона <...>, находящихся в государственной собственности Пермского края (ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...>), и принять решение о пригодности (непригодности) для проживания указанных жилых помещений.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Пермского края проведена проверка по факту превышения предельно допустимой концентрации формальдегида в домах микрорайона <...>, в ходе которой установлено, что выборочными исследованиями отобранных в жилых домах микрорайона <...> проб воздуха ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" выявлены превышения предельно допустимых концентраций (среднесуточных) формальдегида от 3,5 до 46,6 раз. Проживание человека в течение 3-х лет в условиях постоянной концентрации формальдегида на уровне 20 среднесуточных предельно допустимых концентраций во вдыхаемом воздухе создает риск возникновения онкологических заболеваний.
Указанная концентрация создает также риск соматических заболеваний органов дыхания, глаз, иммунной системы, что оценивается как высокий риск. Концентрация химических веществ в воздухе жилых помещений при вводе зданий в эксплуатацию не должна превышать среднесуточных предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных для атмосферного воздуха населенных мест, а при отсутствии среднесуточных предельно допустимых концентраций не превышать максимальные разовые предельно допустимые концентрации или ориентировочных безопасных уровней воздействия.
Министерство осуществляет полномочия собственника по вопросам владения, пользования, распоряжения и управления жилищным фондом Пермского края в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пермского края, и осуществляет функции по оценке жилых помещений жилищного фонда Пермского края создает комиссию по при признанию жилого помещения непригодным для проживания и устанавливает порядок ее работы. Комиссией оценка соответствия жилых помещений требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, до настоящего времени не проведена, не принято решение о пригодности (непригодности) для проживания указанных жилых помещений.
Отсутствие заключения названной Комиссии создает возможность заселения указанных жилых помещений. Таким образом, не осуществляя меры по обеспечению соответствия воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам, не инициируя признание непригодными для проживания граждан жилых помещений в домах микрорайона <...>, Министерство нарушает права граждан на благоприятную среду обитания и охрану здоровья.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 06 июня 2013 года заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство просит отменить решение суда, считая его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части Комиссии по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Согласно пункту 33 названного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (пункты 42-48 Положения).
Заключение межведомственной комиссии является основанием для принятия соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Принятое решение может быть оспорено заинтересованным лицом в суде (пункты 49, 52 Положения).
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Для оценки жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края, а также признания многоквартирного дома, все помещения в котором находятся в государственной собственности Пермского края, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 26.05.2010 N СЭД-38-01-03-54 "О межведомственной комиссии" была создана межведомственная комиссия.
Из анализа вышеприведенных нормативных правовых актов и Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02.08.2012 N 607-п следует, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции не входит в компетенцию Министерства. Между тем, согласно пункту 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, основанием проведения оценки соответствия помещения для проживания, а также признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является заявление собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Однако, прокурор, Министерство, либо компетентные органы, не обращались с таким заявлением в Комиссию, следовательно, оснований для проведения оценки соответствия помещения установленным в вышеназванном Положении требованиям и решения вопроса признании жилых помещений пригодным (непригодным) для проживания, у Комиссии не имелось.
Самостоятельно инициировать решение данного вопроса Комиссия не вправе.
Нормативного правового акта, которым была бы установлена такая обязанность, не имеется.
В соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
В данном случае не имеется нормативного правового или иного акта, возлагающего обязанность на Комиссию по решению вышеуказанного вопроса, в отсутствие соответствующего заявления, поэтому оснований для признания ее бездействия незаконным не имелось, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем, в такой ситуации усматривается бездействие Министерства, осуществляющего полномочия собственника по вопросам владения, пользования, распоряжения и управления жилищным фондом Пермского края в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пермского края (п. 3.13.8 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02.08.2012 N 607-п), выражающееся в непредставлении в Комиссию заявлений о признании жилых помещений, о которых идет речь в заявлении прокурора, непригодными для проживания.
Данная обязанность вытекает из обязанностей собственника жилого помещения поддерживать помещение в надлежащем состоянии, предусмотренных нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию жилищных отношений.
Также функциями Министерства в сфере жилищных отношений являются выработка и реализация на территории Пермского края региональной политики в сфере управления жилищным фондом, по обеспечению безопасных и комфортных условий проживания граждан, участие в работе комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а одной из целей деятельности Министерства является формирование условий для приведения жилищного фонда в состояние, соответствующее действующим нормам и правилам.
Доказательств того, что Министерству не было известно, либо не могло быть известно о неблагоприятной ситуации по формальдегиду, сложившейся в жилых помещениях микрорайона <...>, находящихся в государственной собственности Пермского края, им не представлено.
Более того, в письме прокурору от 19.04.2013 г. за подписью министра, Министерство ссылается на отсутствие заявлений о проведении Комиссии, но свои полномочия в данной сфере не реализует, и самостоятельно с таким заявлением не обращается, по существу уклоняясь от исполнения возложенной на него законом и Положением о нем, обязанности.
Вышеприведенное свидетельствует о ненадлежащем осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность исполнительного органа государственной власти Пермского края в решении вопроса, находящегося в его компетенции, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Содержащееся в заявлении прокурора требования направлены на защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих в г. <...>, которые могут быть нарушены вследствие их вселения в жилые помещения, проживание в которых может представлять угрозу жизни и здоровью граждан.
В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока завершить конкретные действия (статья 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 28 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Согласно абзацу 3 пункта 28 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Названный срок устанавливается с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствий к осуществлению его прав и свобод.
Исполнение обязанности означает понуждение должника выполнить определенные действия, которые он должен совершить в силу обязывающей его нормы.
Поскольку бездействие Министерства заключается в необращении в Комиссию с соответствующим заявлением, то на него следует возложить обязанность по его представлению.
Определяя срок для устранения указанного нарушения прав неопределенного круга лиц, судебная коллегия учитывает, возможную необходимости подготовки дополнительных документов, истребования заключений соответствующих органов и считает возможным установить его в 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного, решение суда в данной части подлежит изменению, с уточнением содержания обязанности, возложенной на Министерство.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 06 июня 2013 года отменить в части признания незаконным бездействия межведомственной комиссии по признанию помещения, находящегося в государственной собственности Пермского края, жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все помещения в котором находятся в государственной собственности Пермского края, созданной Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и возложения на нее обязанности устранить допущенное нарушение, принять по делу в данной части новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Пермского края в м ой части.
В остальной части решение суда изменить, изложив его в следующей редакции:
Признать незаконным бездействие Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, выразившееся в непредставлении в межведомственную комиссию по признанию помещения, находящегося в государственной собственности Пермского края, жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все помещения в котором находятся в государственной собственности Пермского края заявлений о признании жилых помещений, расположенных в микрорайоне <...>, находящихся в государственной собственности Пермского края (ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...>), непригодными для проживания.
Обязать Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края представить в межведомственную комиссию по признанию помещения, находящегося в государственной собственности Пермского края, жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все помещения в котором находятся в государственной собственности Пермского края, заявления и прилагаемые к ним необходимые обосновывающие документы о признании жилых помещений, расположенных в микрорайоне <...>, находящихся в государственной собственности Пермского края (ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...>), непригодными для проживания, в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 04.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8305
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2013 г. по делу N 33-8305
Судья Алексеев А.А.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Няшина В.А.
судей Степанова П.В., Елецких О.Б.
при секретаре А. рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, межведомственной комиссии по признанию помещения, находящегося в государственной собственности Пермского края, жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все помещения в котором находятся в государственной собственности Пермского края
по апелляционной жалобе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 06 июня 2013 года, которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., объяснение представителя Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л., полагавшей необходимым решение оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда
установила:
первый заместитель прокурора Пермского края (далее - прокурор) обратился в суд с названным заявлением защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, просил признать незаконным бездействие Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерство) и созданной им Межведомственной комиссии по признанию помещения, находящегося в государственной собственности Пермского края, жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, созданной Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 26 мая 2010 N СЭД-38-01-03-5 (далее - Комиссия), при решении вопроса о проведении оценки пригодности для постоянного проживания жилых помещений микрорайона <...>, находящихся в государственной собственности Пермского края (ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...> ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...>), и принятию решения о пригодности (непригодности) для проживания указанных жилых помещений; понуждении Министерства и созданной им Комиссии провести оценку пригодности для постоянного проживания жилых помещений микрорайона <...>, находящихся в государственной собственности Пермского края (ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...>), и принять решение о пригодности (непригодности) для проживания указанных жилых помещений.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Пермского края проведена проверка по факту превышения предельно допустимой концентрации формальдегида в домах микрорайона <...>, в ходе которой установлено, что выборочными исследованиями отобранных в жилых домах микрорайона <...> проб воздуха ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" выявлены превышения предельно допустимых концентраций (среднесуточных) формальдегида от 3,5 до 46,6 раз. Проживание человека в течение 3-х лет в условиях постоянной концентрации формальдегида на уровне 20 среднесуточных предельно допустимых концентраций во вдыхаемом воздухе создает риск возникновения онкологических заболеваний.
Указанная концентрация создает также риск соматических заболеваний органов дыхания, глаз, иммунной системы, что оценивается как высокий риск. Концентрация химических веществ в воздухе жилых помещений при вводе зданий в эксплуатацию не должна превышать среднесуточных предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных для атмосферного воздуха населенных мест, а при отсутствии среднесуточных предельно допустимых концентраций не превышать максимальные разовые предельно допустимые концентрации или ориентировочных безопасных уровней воздействия.
Министерство осуществляет полномочия собственника по вопросам владения, пользования, распоряжения и управления жилищным фондом Пермского края в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пермского края, и осуществляет функции по оценке жилых помещений жилищного фонда Пермского края создает комиссию по при признанию жилого помещения непригодным для проживания и устанавливает порядок ее работы. Комиссией оценка соответствия жилых помещений требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, до настоящего времени не проведена, не принято решение о пригодности (непригодности) для проживания указанных жилых помещений.
Отсутствие заключения названной Комиссии создает возможность заселения указанных жилых помещений. Таким образом, не осуществляя меры по обеспечению соответствия воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам, не инициируя признание непригодными для проживания граждан жилых помещений в домах микрорайона <...>, Министерство нарушает права граждан на благоприятную среду обитания и охрану здоровья.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 06 июня 2013 года заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство просит отменить решение суда, считая его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части Комиссии по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Согласно пункту 33 названного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (пункты 42-48 Положения).
Заключение межведомственной комиссии является основанием для принятия соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Принятое решение может быть оспорено заинтересованным лицом в суде (пункты 49, 52 Положения).
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Для оценки жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края, а также признания многоквартирного дома, все помещения в котором находятся в государственной собственности Пермского края, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 26.05.2010 N СЭД-38-01-03-54 "О межведомственной комиссии" была создана межведомственная комиссия.
Из анализа вышеприведенных нормативных правовых актов и Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02.08.2012 N 607-п следует, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции не входит в компетенцию Министерства. Между тем, согласно пункту 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, основанием проведения оценки соответствия помещения для проживания, а также признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является заявление собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Однако, прокурор, Министерство, либо компетентные органы, не обращались с таким заявлением в Комиссию, следовательно, оснований для проведения оценки соответствия помещения установленным в вышеназванном Положении требованиям и решения вопроса признании жилых помещений пригодным (непригодным) для проживания, у Комиссии не имелось.
Самостоятельно инициировать решение данного вопроса Комиссия не вправе.
Нормативного правового акта, которым была бы установлена такая обязанность, не имеется.
В соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
В данном случае не имеется нормативного правового или иного акта, возлагающего обязанность на Комиссию по решению вышеуказанного вопроса, в отсутствие соответствующего заявления, поэтому оснований для признания ее бездействия незаконным не имелось, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем, в такой ситуации усматривается бездействие Министерства, осуществляющего полномочия собственника по вопросам владения, пользования, распоряжения и управления жилищным фондом Пермского края в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пермского края (п. 3.13.8 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02.08.2012 N 607-п), выражающееся в непредставлении в Комиссию заявлений о признании жилых помещений, о которых идет речь в заявлении прокурора, непригодными для проживания.
Данная обязанность вытекает из обязанностей собственника жилого помещения поддерживать помещение в надлежащем состоянии, предусмотренных нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию жилищных отношений.
Также функциями Министерства в сфере жилищных отношений являются выработка и реализация на территории Пермского края региональной политики в сфере управления жилищным фондом, по обеспечению безопасных и комфортных условий проживания граждан, участие в работе комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а одной из целей деятельности Министерства является формирование условий для приведения жилищного фонда в состояние, соответствующее действующим нормам и правилам.
Доказательств того, что Министерству не было известно, либо не могло быть известно о неблагоприятной ситуации по формальдегиду, сложившейся в жилых помещениях микрорайона <...>, находящихся в государственной собственности Пермского края, им не представлено.
Более того, в письме прокурору от 19.04.2013 г. за подписью министра, Министерство ссылается на отсутствие заявлений о проведении Комиссии, но свои полномочия в данной сфере не реализует, и самостоятельно с таким заявлением не обращается, по существу уклоняясь от исполнения возложенной на него законом и Положением о нем, обязанности.
Вышеприведенное свидетельствует о ненадлежащем осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность исполнительного органа государственной власти Пермского края в решении вопроса, находящегося в его компетенции, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Содержащееся в заявлении прокурора требования направлены на защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих в г. <...>, которые могут быть нарушены вследствие их вселения в жилые помещения, проживание в которых может представлять угрозу жизни и здоровью граждан.
В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока завершить конкретные действия (статья 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 28 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Согласно абзацу 3 пункта 28 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Названный срок устанавливается с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствий к осуществлению его прав и свобод.
Исполнение обязанности означает понуждение должника выполнить определенные действия, которые он должен совершить в силу обязывающей его нормы.
Поскольку бездействие Министерства заключается в необращении в Комиссию с соответствующим заявлением, то на него следует возложить обязанность по его представлению.
Определяя срок для устранения указанного нарушения прав неопределенного круга лиц, судебная коллегия учитывает, возможную необходимости подготовки дополнительных документов, истребования заключений соответствующих органов и считает возможным установить его в 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного, решение суда в данной части подлежит изменению, с уточнением содержания обязанности, возложенной на Министерство.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 06 июня 2013 года отменить в части признания незаконным бездействия межведомственной комиссии по признанию помещения, находящегося в государственной собственности Пермского края, жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все помещения в котором находятся в государственной собственности Пермского края, созданной Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и возложения на нее обязанности устранить допущенное нарушение, принять по делу в данной части новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Пермского края в м ой части.
В остальной части решение суда изменить, изложив его в следующей редакции:
Признать незаконным бездействие Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, выразившееся в непредставлении в межведомственную комиссию по признанию помещения, находящегося в государственной собственности Пермского края, жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все помещения в котором находятся в государственной собственности Пермского края заявлений о признании жилых помещений, расположенных в микрорайоне <...>, находящихся в государственной собственности Пермского края (ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...>), непригодными для проживания.
Обязать Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края представить в межведомственную комиссию по признанию помещения, находящегося в государственной собственности Пермского края, жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все помещения в котором находятся в государственной собственности Пермского края, заявления и прилагаемые к ним необходимые обосновывающие документы о признании жилых помещений, расположенных в микрорайоне <...>, находящихся в государственной собственности Пермского края (ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...>; ул. <...>, дома N <...>), непригодными для проживания, в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)