Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-10963/2013

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 октября 2013 г. по делу N 33-10963/2013


Судья Коваленко Н.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Федоренко И.В.
судей: Ривняк Е.В., Бабайцевой Е.А.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.И.Ф. к Комитету жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области, администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области, Х.О.А. о признании устного отказа начальника отдела жилищных субсидий в приеме заявления о назначении субсидии незаконным и компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области
на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 22 июля 2013 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Ривняк Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

И.И.Ф. обратился в суд с иском к Комитету жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области, администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области, Х.О.А. о признании устного отказа начальника отдела жилищных субсидий в приеме заявления о назначении субсидии незаконным и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел жилищных субсидий комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области с заявлением о получении субсидии на оплату коммунальных услуг с приложением необходимого пакета документов. Однако ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела Х.О.А. ему было устно отказано в приеме заявления по причине непредставления им сведений, подтверждающих его доходы. Не согласившись с данным отказом, он обратился с жалобой в Камышинскую городскую прокуратуру. Из поступившего ответа следует, что должностными лицами ему незаконно отказано в принятии документов и заявления, и внесено представление председателю комитета жилищно-коммунального хозяйства. Действием (бездействием) должностного лица ему причинены нравственные страдания, которые он оценивает в <.......>.
Просил суд признать незаконным устный отказ начальника отдела жилищных субсидий Х.О.А. от ДД.ММ.ГГГГ в приеме заявления о назначении субсидии, обязать отдел жилищных субсидий принять его заявление о назначении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и назначить субсидию с ДД.ММ.ГГГГ, привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении Закона об обращении граждан, назначить проверку по факту служебного подлога, совершенного начальником отдела субсидий Х.О.А., взыскать с комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин компенсацию морального вреда в размере <.......>, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме <.......> и на оплату юридических услуг по составлению искового заявления в размере <.......>.
Судом постановлено указанное выше решение, которым исковые требования удовлетворены частично.
Признан незаконным устный отказ от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела жилищных субсидий Комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области Х.О.А. в приеме заявления И.И.Ф. на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
На отдел жилищных субсидий Комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области возложена обязанность принять заявление И.И.Ф. на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
С Комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области в пользу И.И.Ф. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <.......> и по составлению искового заявления в размере <.......>, а всего <.......>.
В апелляционной жалобе Комитет жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Исходя из положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ И.И.Ф. обратился в отдел жилищных субсидий для предоставления ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Специалистом 2 категории ФИО1 по согласованию с начальником отдела жилищных субсидий Х.О.А. в приеме заявления И.И.Ф. было отказано устно по причине непредставления сведений, подтверждающих его доходы. Требование последнего о необходимости принятия заявления и рассмотрения по существу оставлено без внимания.
Признавая незаконным устный отказ истцу в приеме заявления на получение субсидии со стороны ответчика, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ответственным исполнителем и контролером за выполнение конкретного административного действия является начальник отдела жилищных субсидий Комитета ЖКХ и КС администрации городского округа - город Камышин - Х.О.А., которая допустила существенное нарушение действующего законодательства в отношении И.И.Ф., устно отказав ему в приеме документов на получение субсидии, тогда как заявление лица, обратившегося за предоставлением субсидии, подлежит обязательному рассмотрению с направлением ему ответа в письменной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В силу ч. 3 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Законом Волгоградской области от 12.12.2005 N 1145-ОД "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Волгоградской области по оказанию мер социальной поддержки населению по оплате жилья и коммунальных услуг" определено, что органы местного самоуправления сельских поселений и городских округов наделены государственными полномочиями Волгоградской области по оказанию мер социальной поддержки населению по оплате жилья и коммунальных услуг.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761.
В соответствии с п. 8 указанных Правил для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов, исчерпывающий перечень которых перечислен в пунктах 8 и 9 настоящих правил.
Согласно п. 42 данных Правил уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил.
На основании п. 43 вышеуказанных Правил действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд.
В целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания комфортных условий для ее получателей, постановлением администрации городского округа - город Камышин от 15.08.2012 N 1756-п утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - административный регламент), который определяет сроки и последовательность административных процедур при осуществлении переданных государственных полномочий по предоставлению гражданам указанной субсидии.
Уполномоченным органом по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории городского округа - город Камышин является отдел субсидий Комитета ЖКХ и КС Администрации городского округа-город Камышин (далее - отдел субсидий).
В силу п. 2.2 административного регламента ответственным за предоставление государственной услуги является глава администрации городского округа - город Камышин, ответственным исполнителем за выполнение конкретного административного действия является начальник отдела жилищных субсидий Комитета ЖКХ и КС администрации городского округа - город Камышин.
Согласно п. 2.4 административного регламента результатом предоставления государственной услуги являются: предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг либо принятие решения об отказе в предоставлении субсидии.
Пункт 2.4.2 административного регламента предусматривает, что процедура предоставления государственной услуги завершается путем получения гражданином: уведомления о назначении субсидии либо уведомления об отказе в предоставлении субсидий.
В соответствии с п. 3.2.1 административного регламента, если специалистом по приему и назначению субсидии сделан вывод, что оценить право на получение субсидий не представляется возможным в связи с предоставлением неполного пакета документов, то он консультирует, какие документы необходимо дополнительно представить гражданину, формирует индивидуальную памятку для гражданина с перечнем представленных им документов и недостающих документов и возвращает все документы гражданину. Если специалист по приему и назначению субсидии сделает вывод о том, что гражданин не имеет права на получение субсидии, но после консультации гражданин желает продолжить процедуру приема документов и получить официальное решение, то в течение 10 дней с даты получения документов отдел субсидий принимает решение об отказе в предоставлении субсидии.
Согласно п. 3.6 административного регламента начальник отдела осуществляет проверку сформированных документов. На специалиста по приему и назначению субсидии возложена обязанность по уведомлению гражданина о принятом решении посредством выдачи соответствующего уведомления о назначении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии. При этом общий максимальный срок установления права заявителя на предоставление государственной услуги не может превышать 10 рабочих дней.
В силу п. 4.1 административного регламента текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению субсидий, осуществляется начальником отдела жилищных субсидий, ответственным за организацию работы по предоставлению государственной услуги.
Как усматривается из материалов дела, по заявлению И.И.Ф. проведена прокурорская проверка в отделе жилищных субсидий комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области, по результатам которой в адрес председателя комитета внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Согласно ответу комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области N <...> от ДД.ММ.ГГГГ изложенные в представлении факты нашли свое подтверждение, начальник отдела жилищных субсидий Х.О.А. и специалист 2 категории отдела жилищных субсидий ФИО1 привлечены к дисциплинарной ответственности.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Вместе с тем стороной ответчика суду первой инстанции не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих, что устный отказ от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела Х.О.А. соответствует должностной инструкции и административному регламенту.
Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом первой инстанции доказательств, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены или изменения правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 22 июля 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области - без удовлетворения.

Председательствующий
И.В.ФЕДОРЕНКО

Судьи
Е.В.РИВНЯК
Е.А.БАБАЙЦЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)