Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.11.2013 ПО ДЕЛУ N А12-17177/2013

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2013 г. по делу N А12-17177/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "12" ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" ноября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
при участии в заседании:
от министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области - Орлова В.В., доверенность от 04.12.12,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомфорт" (400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, 17, ОГРН 1063459053910, ИНН 3442086070)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 05 сентября 2013 года по делу N А12-17177/2013 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомфорт" (400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, 17, ОГРН 1063459053910, ИНН 3442086070)
к министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. им. Рокоссовского, 62, ОГРН 1063444056048, ИНН 3444134770)
об оспаривании постановления об административном правонарушении,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомфорт" (далее заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании постановления министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (далее административный орган) от 25.06.2013 N 03-05/13-139 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 3991 рубля 26 копеек.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 05 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Жилкомфорт", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 16 октября 2013 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей общества с ограниченной ответственностью "Жилкомфорт", надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного органа, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в связи с поступившим из инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области обращением гражданина на основании распоряжения заместителя министра топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 20.03.2013 N 13/042-кт должностным лицом министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области проведена внеплановая документарная проверка общества с ограниченной ответственностью "Жилкомфорт" на предмет правильности соблюдения требований законодательства о ценообразовании при применении тарифов на коммунальные ресурсы при начислении платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения.
В результате внеплановой документарной проверки выявлены нарушения действующего порядка ценообразования, выразившиеся в начислении и предъявлении платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения собственникам/нанимателям жилых помещений многоквартирных домов: N 14, 15, 16, расположенных по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Городище, улица Прямая и находящихся в управлении общества с ограниченной ответственностью "Жилкомфорт", с применением завышенных тарифов на холодную воду и водоотведение.
Заместителем начальника отдела по контролю за применением цен (тарифов) департамента тарифного контроля, экономического анализа и работы с обращениями граждан в отношении общества с ограниченной ответственностью "Жилкомфорт" составлен протокол от 20.05.2013 N 03-05/13-139 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества при надлежащем извещении общества о времени и месте составления протокола (уведомление о составлении протокола от 29.04.2013 N УРТ-16/1196 вручено 30.04.2013).
25.06.2013 административным органом вынесено постановление от N 0305/13-139 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 3991 рубля 26 копеек.
Считая вынесенное постановление незаконным, общество с ограниченной ответственностью "Жилкомфорт" обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденного постановлением правительства Волгоградской области от 19 июня 2012 N 125-п, министерство является органом исполнительной власти Волгоградской области, участвующим в проведении единой государственной политики в сфере обеспечения эффективного и устойчивого функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в области государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), включая контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.
Статьей 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регулированию подлежат тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тариф на водоотведение.
До вступления в силу Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании части 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливали тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Постановлением Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 30.11.2011 N 47/25 "Об установлении тарифов на холодную воду (питьевая вода), водоотведение и очистку сточных вод для потребителей МУП "Горводоканал г. Волгограда" городского округа город-герой Волгоград" для категории потребителей "население" на период с 01 сентября 2012 года по 30 июня 2013 года установлены и действуют тарифы на холодную воду в размере 13,50 руб. /м3 и на водоотведение и очистку сточных вод в размере 9,68 руб. /м.
С 01 сентября 2012 года вступили в силу новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила N 354).
Коммунальные услуги согласно определению, приведенному в пункте 2 Правил N 354, это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя: плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Жилкомфорт" с января 2012 года оказывало услуги по содержанию и ремонту общего имущества, а также с февраля 2012 года предоставляло коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения собственникам помещений многоквартирных домов N 14, 15, 16, расположенных по адресу: Волгоградская область, р.п. Городище, улица Прямая.
Для оказания коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения общество заключило с ресурсоснабжающей организацией муниципальное унитарное предприятие "Городской водоканал г. Волгограда" договор от 01.01.2013 N 011093 холодного водоснабжения и водоотведения.
Проанализировав платежные документы, предъявленные собственникам жилых помещений многоквартирных домов N 14, 15, 16 по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Городище, улица Прямая, министерством установлено, что в январе 2013 года общество с ограниченной ответственностью "Жилкомфорт" предъявляло плату за холодную воду, применяя тариф в размере 21,71 руб. /м3 (с учетом НДС) и тариф на водоотведение и очистку сточных вод в размере 23,80 руб. /м.
Указанные тарифы не соответствует тарифам, утвержденным постановлением Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 30.11.2011 N 47/25 "Об установлении тарифов на холодную воду (питьевая вода), водоотведение и очистку сточных вод для потребителей МУП "Горводоканал г. Волгограда".
При этом общество в январе 2013 года начисляло и предъявляло плату за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения с применением завышенных тарифов на холодную воду и водоотведение, что является нарушением действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что действия (бездействие) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомфорт" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомфорт" не представило каких-либо доводов, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, препятствующих своевременно исполнить установленную законом обязанность. При этом у общества имелась возможность для соблюдения норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Следовательно, вина ООО "Жилкомфорт" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлена и доказана.
Порядок привлечения общества к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания соразмерна совершенному деянию.
Довод заявителя о нарушении административным органом части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" апелляционный суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
Как следует из материалов, выездная внеплановая проверка назначена распоряжением от 20.03.2013 N 13/042-кт. Срок проведения проверки установлен с 01.04.2013 по 26.04.2013, что составляет 20 рабочих дней. Обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомфорт" в первый день проведения проверки сопроводительным письмом от 01.04.2013 N 108 направлены по почте запрашиваемые документы, в министерство указанные документы поступили 17.04.2013.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Организация документарной проверки осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Проверка окончена 25.04.2013, что подтверждается актом от 25.04.2013 N 0305/13-043.
Таким образом, проверка проведена в установленные федеральным законодательством сроки.
Как следует из акта от 25.04.2013 N 03-05/13-043, продолжительность проверки составила 19 дней, то есть в пределах общего срока, указанного в распоряжении, что соответствует части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Доводу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомфорт" о не рассмотрении министерством заявленного обществом ходатайства судом первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований для переоценки которого суд апелляционной инстанции не находит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 03 июня 2013 года от представителя общества с ограниченной ответственностью "Жилкомфорт" Ведяпина М.Ю. поступило ходатайство, в котором сообщается, что общество до начала проверки, а именно с 01 марта 2013 года гражданам, проживающим в домах N 14, 15, 16 по улице Прямая, р.п. Городище, Волгоградской области, прекращено начисление платы по коммунальным услугам холодного водоснабжения и водоотведения, а также произведены перерасчеты по указанным услугам, что подтверждается квитанциями за март 2013 года и письмом директора общества от 26.02.2013. В связи с тем, что общество к моменту проверки приняло все меры по соблюдению закона и состав административного правонарушения в действиях общества отсутствует, общество просило прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Данное ходатайство министерством рассмотрено и удовлетворено в части приема документов и информации об отсутствии в квитанциях начислений по коммунальным услугам "холодное водоснабжение" и "водоотведение" за март 2013 года гражданам, проживающим в домах N 14,15,16 по улице Прямая, п.г.т. Городище, Волгоградской области.
Согласно распоряжению от 20.03.2013 N 13/042-кт министерством проводилась внеплановая документальная проверка соблюдения требований законодательства о ценообразовании при применении тарифов на коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения за январь 2013 года.
Обществом не оспаривается факт совершения правонарушения в январе 2013 года.
Следовательно, прекращение начисления платы по коммунальным услугам холодного водоснабжения и водоотведения, а также произведенные перерасчеты по указанным услугам не могут служить основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Жилкомфорт", а расцениваются как смягчающие административную ответственность обстоятельства.
Таким образом, совершенные обществом действия - начисление и предъявление платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения за январь 2013 года собственникам жилых помещений многоквартирных домов N 14, 15, 16, расположенных по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Городище, улица Прямая, с применением завышенных тарифов на холодную воду и водоотведение, содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, касающихся выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 05 сентября 2013 года по делу N А12-17177/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомфорт" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.

Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА

Судьи
М.А.АКИМОВА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)