Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-12792/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 сентября 2011 г. по делу N 33-12792/2011


Судья: Матвиенко Н.О.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего - Мун Г.И.
судей - Гантимурова И.А., Манаенковой Е.Н.
при секретаре - Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ворошиловского района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО "Волгоградэнергосбыт", ООО "МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда" о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за услуги по энергоснабжению, возложении обязанности по прекращению действий,
по кассационной жалобе ОАО "Волгоградэнергосбыт" на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 12 июля 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Ворошиловского района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО "Волгоградэнергосбыт", ООО "МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда" о признании незаконными действий по начислению и взиманию латы за услуги по энергоснабжению, возложении обязанности по прекращению действий - удовлетворить.
Признать незаконными действия ОАО "Волгоградэнергосбыт" и ООО "МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда" по начислению и взиманию платы за услуги по электроснабжению с собственников жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК Ворошиловского района г. Волгограда" по следующим адресам:
Обязать ОАО "Волгоградэнергосбыт", ООО "МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда" прекратить начисление и взимание платы за услуги по электроснабжению с собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, по выше указанным адресам.
Взыскать с ОАО "Волгоградэнергосбыт", ООО "МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда" в солидарном порядке государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Манаенковой Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

Прокурор Ворошиловского района г. Волгограда, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО "Волгоградэнергосбыт", ООО "МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда" о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за услуги по энергоснабжению, возложении обязанности по прекращению действий.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам проверки соблюдения жилищного законодательства, проведенной Прокуратурой Ворошиловского района, было установлено, что собственникам жилых помещений в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО "УК Ворошиловского района г. Волгограда" и расположенных по адресам:, одновременно направляются платежные документы по оплате услуг энергоснабжения, как управляющей организацией ООО "УК Ворошиловского района г. Волгограда", так и ООО "МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда", заключившим 01 декабря 2010 года с ресурсоснабжающей организацией ОАО "Волгоградэнергосбыт" агентский договор, по условиям которого ООО "МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда" от своего имени, за счет ОАО "Волгоградэнергосбыт" производит информационно-вычислительные работы по расчетам за электроснабжение с населением, проживающим, в том числе, в указанных выше жилых домах, расположенных в Ворошиловском районе г. Волгограда.
Указывая, что на территории Ворошиловского района г. Волгограда многоквартирные дома, управление которыми осуществляется непосредственно собственниками помещений, отсутствуют, а в силу действующего законодательства исполнителем коммунальной услуги "электроснабжение" является управляющая компания, которая вправе начислять и взимать с собственников и пользователей жилых помещений плату за оказанную услугу, в связи с чем действия ответчиков по начислению и взиманию платы непосредственно в пользу ОАО "Волгоградэнергосбыт" противоречат действующему законодательству, прокурор Ворошиловского района г. Волгограда просил суд признать незаконными действия ОАО "Волгоградэнергосбыт" и ООО "МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда" по начислению и взиманию платы за услуги по электроснабжению с собственников жилых помещений перечисленных выше многоквартирных домов, а также возложить на ответчиков обязанность прекратить начисление и взимание платы за услуги по электроснабжению с собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах по указанным адресам.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ОАО "Волгоградэнергосбыт" оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить и отказать в удовлетворении требований прокурора, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и указывая, что договор энергоснабжения между ОАО "Волгоградэнергосбыт" и ООО "УК Ворошиловского района г. Волгограда" в отношении спорных многоквартирных домов надлежащим образом заключен не был, в связи с чем ООО "УК Ворошиловского района г. Волгограда" не имело права распоряжаться поставляемой гражданам электрической энергией, принадлежащей ОАО "Волгоградэнергосбыт", и взимать с населения плату за указанную энергию.
В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав представителя ОАО "Волгоградэнергосбыт" - С.Е., поддержавшую жалобу, возражения прокурора отдела Прокуратуры Волгоградской области - Нугаева Р.К. и представителя ООО "УК Ворошиловского района" - Х.Е., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании ч. 7 ст. 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно п. 3 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530, субъектами розничных рынков электрической энергии являются потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики, а также исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В Письме Министерства Регионального развития Российской Федерации РФ от 20.03.2007 N 4989-СК/07 "О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307" разъясняется, что согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 3 и подпунктами "а" - "г" пункта 49 Правил обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Согласно подпункту "г" пункта 49 Правил исполнитель коммунальных услуг обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора.
На основании п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, плата за коммунальные услуги вносится потребителем коммунальных услуг на основании платежного документа, предоставляемого исполнителем коммунальных услуг.
В силу пп. "б" п. 38 указанных Правил, в платежном документе указываются наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.
Согласно Письму Министерства Регионального развития Российской Федерации от 02 мая 2007 г. N 8167-ЮТ/07 "О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги", расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а на ресурсоснабжающие и подрядные организации указанные обязанности возлагаются только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками находящихся в нем жилых помещений.
Таким образом, из указанных положений действующего законодательства следует, что начислять и взимать плату за подачу жителям многоквартирных домов электрической энергии имеет право лицо, обладающее статусом исполнителя соответствующей коммунальной услуги, который, в свою очередь, зависит от выбранного собственниками жилых помещений в многоквартирных домах способа управления домами, в связи с чем ресурсоснабжающая организация имеет право начислять и взимать плату за поставляемые ресурсы только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками расположенных в нем помещений.
При рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам:, находятся в управлении ООО УК "Ворошиловского района г. Волгограда".
ООО УК "Ворошиловского района г. Волгограда", как управляющая организация указанных многоквартирных жилых домов, ежемесячно производит начисление платы за услуги электроснабжения, направляя населению соответствующие платежные документы.
01 декабря 2010 года между ОАО "Волгоградэнергосбыт" (принципалом) и ОАО "МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда" (агентом) был заключен агентский договор, по условиям которого агент обязался от своего имени, но за счет принципала производить, в частности, информационно-вычислительные работы по расчетам за электроснабжение с населением, проживающим в жилых домах, расположенных, в том числе, в Ворошиловском районе г. Волгограда. В соответствии с указанным договором, ОАО "МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда" обязалось ежемесячно производить начисление платы за электроснабжение населению, проживающих в жилых домах, расположенных, в том числе, в Ворошиловском районе г. Волгограда, с учетом действующих тарифов и мер социальной поддержки; направлять принципалу необходимую и достаточную информацию о начисленных платежах за электроэнергию населению для печати и конвертирования платежных документов принципалом; получать от принципала и обеспечивать доставку распечатанных принципалом платежных документов за электроснабжение до пунктов приема документов контрагентами для их доставки населению; осуществлять обработку оплаченных населением платежных документов за электроснабжение.
Во исполнение указанного агентского договора ОАО "МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда" стало направлять населению указанных выше многоквартирных жилых домов платежные документы об оплате электроэнергии, дублирующие аналогичные платежные документы, направляемые гражданам управляющей организацией ООО УК "Ворошиловского района г. Волгограда".
На основании Постановления Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской обл. от 12.10.2006 N 15/2 "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Волгоградской области" ОАО "Волгоградэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электрической энергии в административных границах Волгоградской области, за исключением зон, соответствующих зонам деятельности гарантирующих поставщиков, указанных в пунктах 2 - 4 Постановления.
В ноябре 2010 года во исполнение положений действующего законодательства о заключении между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией договора энергоснабжения, ОАО "Волгоградэнергосбыт" направило в адрес ООО УК "Ворошиловского района г. Волгограда" договор энергоснабжения N 5011184 от 25 ноября 2010 года и перечень документов, необходимых для заключения данного договора. Срок действия договора энергоснабжения был установлен с 01 декабря 2010 года.
ООО УК "Ворошиловского района г. Волгограда", не согласившись со всеми условиями указанного договора, направило в адрес ОАО "Волгоградэнергосбыт" протокол разногласий от 30 декабря 2010 года, в котором срок действия договора был установлен с 01 января 2010 года.
24 января 2011 года ОАО "Волгоградэнергосбыт" направило в адрес ООО УК "Ворошиловского района г. Волгограда" протокол согласования указанных разногласий, однако в связи с тем, что ООО УК "Ворошиловского района г. Волгограда" не представило ОАО "Волгоградэнергосбыт" полный пакет документов, необходимый для заключения договора энергоснабжения, указанный договор между ОАО "Волгоградэнергосбыт" и ООО УК "Ворошиловского района г. Волгограда" заключен не был.
При этом, ни один из спорных многоквартирных жилых домов непосредственно собственниками жилых помещений не управляется, что сторонами по настоящему делу не оспаривалось.
Учитывая изложенное, суд правильно пришел к выводу о том, что факт незаключения между управляющей организацией ООО УК "Ворошиловского района г. Волгограда" и ресурсоснабжающей организацией ОАО "Волгоградэнергосбыт" договора энергоснабжения не является предусмотренным законом основанием для лишения управляющей организации статуса, прав и обязанностей поставщика коммунальных услуг и приобретения такого статуса, а также прав на начисление и взимание непосредственно с граждан платы за электроэнергию, равно как и прав на передачу таких полномочий третьим лицам по агентскому договору ответчиком, в связи с чем действия ОАО "Волгоградэнергосбыт" и ООО "МВЦ ЖКХ и ТЭК г. Волгограда" по начислению и взиманию платы за услуги по электроснабжению с собственников жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК Ворошиловского района г. Волгограда", были обоснованно признаны судом незаконными, и на ответчиков возложена обязанность по прекращению данных действий.
При таком положении доводы кассационной жалобы ОАО "Волгоградэнергосбыт" о том, что в связи с отсутствием заключенного надлежащим образом договора энергоснабжения между ООО "УК Ворошиловского района г. Волгограда" и ОАО "Волгоградэнергосбыт", последнее имеет право начислять и взимать с граждан плату за электроэнергию самостоятельно, не могут быть признаны состоятельными к отмене обжалуемого решения суда, поскольку основаны на неправильном применении кассатором норм материального права.
Доводы кассационной жалобы ОАО "Волгоградэнергосбыт" о том, что действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты нарушенного права, как признание действий коммерческой организации незаконными, в связи с чем прокурором был избран ненадлежащий способ защиты права, не могут быть признаны состоятельными, так как по настоящему делу также были заявлены требования о прекращении действий ответчиков, нарушающих права неопределенного круга лиц, по начислению и взиманию платы за электроэнергию, в то время, как статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право, а предварительное признание таких действий незаконными, по смыслу указанной нормы, является необходимым условием обоснованности их пресечения.
Указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены судом при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения, или сведений, опровергающих выводы решения суда, кассационная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено. Все юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами.
При таком положении основания для отмены вынесенного судебного постановления отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 12 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Волгоградэнергосбыт" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)