Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Ильичевой Т.В.,
судей: Рогачевой В.В. и Титовой М.Г.,
при секретаре: Р.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания ЖКХ N 1" и открытого акционерного общества "Коммунальные системы Гатчинского района" на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 01 апреля 2013 года по гражданскому делу N 2-910/2013 по иску П. к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ N 1" и открытому акционерному обществу "Коммунальные системы Гатчинского района" об обязании произвести перерасчет платы за отопление, не начислять плату за отопление, обеспечить надлежащую работу системы отопления и взыскании денежной компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., объяснения представителей ответчиков ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" Б. и ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" Д. и Л., поддержавших доводы своих жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
П.А.Ю. 21 января 2013 года обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском к ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" об обязании произвести перерасчет платы за отопление по квартире <адрес> за период с 2009 года по 2012 год и не начислять с января 2013 года плату за отопление до момента обеспечения надлежащего состояния работы системы отопления, а к ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" - об обязании обеспечить надлежащее состояние работы системы отопления в указанной квартире. С обоих ответчиков истец просит взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере <...>
В обоснование своих требований истец указал, что на основании договора купли-продажи от 13.07.2006 г. он является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей производство, передачу и распределение тепловой энергии по сетям до границы балансовой принадлежности, является ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района". Управляющей организацией является ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1", в функции которой входит содержание и текущий ремонт общего имущества дома.
Со дня его вселения в квартиру в 2006 году температура приборов отопления не обеспечивает тепловой режим внутри ее помещений. Он неоднократно, как письменно, так и устно обращался к ответчикам с требованием о составлении акта о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, однако его обращения либо игнорировались, либо ответчик ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" проводил замеры температуры радиаторов отопления без использования специальных приборов, и с указанием в актах информации, не соответствующей действительности.
Только после направления им жалоб в жилищную инспекцию, прокуратуру и администрацию Гатчинского района в его квартире в рамках прокурорской проверки были составлены акты замера параметров теплоносителя на тепловом узле, из которых следует, что температура в квартире не отвечает требованиям по качеству и составляет всего 13,9 градуса.
В связи с ненадлежащим выполнением ответчиками возложенных на них обязанностей, выразившимся в предоставлении ему коммунальных услуг ненадлежащего качества, он имеет право требовать перерасчета платы за отопление, обеспечения надлежащей работы системы отопления и вправе не вносить плату за отопление до устранения недостатков соответствующей системы.
В связи с тем, что температура в его квартире не отвечает установленным нормам, он часто страдает простудными заболеваниями в связи с переохлаждением организма. Из-за отсутствия финансовой возможности оплачивать электроэнергию, он вынужден обогревать квартиру включенными конфорками газовой плиты. Включенные конфорки сжигают кислород в квартире, что приводит к обезвоживанию его организма, сухости кожи и другим функциональным нарушениям. Кроме того, он вынужден жить в комнате, смежной с кухней, так как в ней теплее. Таким образом, действиями ответчиков ему причинен моральный вред, размер компенсации которого он оценивает в <...> (Т. 1, л.д. 2 - 6).
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 01 апреля 2013 года ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" обязано произвести П. перерасчет платы за отопление квартиры по адресу: <адрес>, за период с 01 декабря 2011 года по 31 декабря 2012 года.
ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" обязана обеспечить соблюдение параметров микроклимата - температуры в жилом помещении истца П. по адресу: <адрес>, требованиям СанПиН 2.1.2.12645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" и СанПиН 2.1.2.2801-10 "Изменения и дополнения N 1 к СанПиН 2.1.2.12645" (в пределах 18 - 24 гр. С).
С ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" и ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" (с каждого) в пользу П. взыскана компенсация морального вреда в размере <...> и штраф в размере <...>
В удовлетворении остальной части иска П. отказано.
С ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" и ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" (с каждого) в доход местного бюджета Муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" взыскана государственная пошлина в размере 200 руб. (Т. 1, л.д. 197 - 205).
ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" подало апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что нарушения в работе системы отопления дома <адрес> произошли по вине собственников квартир данного дома и не являются следствием неправомерных действий управляющей компании. О том, что в квартире истца пониженная температура воздуха, ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" стало известно из обращения истца от 06.11.2012 г. В ходе рассмотрения данного обращения специалистами ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" 16.11.2012 г. был произведен осмотр системы отопления дома <адрес>, в ходе которого установлено, что во многих квартирах собственниками самовольно внесены изменения в данную систему с нарушением установленных норм и правил. Аналогичный осмотр был проведен 14.12.2012 г. В ходе данного осмотра установлено, что в квартирах N трубопроводы отопления и приборы отопления заменены собственниками самовольно, при отсутствии проекта и без согласования с управляющей организацией.
Истцом не предоставлено ни одного документа, подтверждающего информацию о температуре в его квартире с 2006 года. Утверждение истца о том, что плановые и внеплановые осмотры системы центрального отопления жилого дома <адрес> с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению не проводились, не соответствует действительности. В ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" имеется паспорт готовности жилого дома к отопительному сезону 2012 - 2013 г. г.
С целью устранения недостатков системы отопления дома специалистами ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" произведены необходимые работы по ее восстановлению, что подтверждается заказами-нарядами (Т. 1, л.д. 218 - 220).
ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" также подало апелляционную жалобу на решение суда от 01.04.2013 г., просит его отменить в части обязания ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" произвести перерасчет платы за отопление, взыскании компенсации морального вреда, штрафа и госпошлины и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в данной части.
В обоснование своей жалобы ответчик указал, что суд необоснованно не принял в качестве доказательства акт от 20.02.2013 г. В данном акте зафиксировано, что ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района", являясь ресурсоснабжающей организацией, подает в дом <адрес> коммунальный ресурс (тепло) надлежащего качества до границы эксплуатационной ответственности многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Вывод суда, о том, что ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" не обеспечивает необходимое давление в системе отопления жилого дома истца, необоснован. Инженерные сети, которые обслуживаются ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района", находятся в исправном состоянии, реконструкции не подвергались и соответствуют изначальному проекту. Ввиду изменения конструкции внутридомовых инженерных тепловых сетей в доме <адрес> и других домах, расположенных рядом, была нарушена гидравлическая настройка между домами, что негативно влияет в целом на подачу давления в системе отопления дома, в котором проживает истец.
Паспорт готовности жилого дома <адрес> в нарушение п. 3.12 Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Ленинградской области, изготовлен и подписан без участия представителя ресурсоснабжающей организации. Данный многоквартирный дом не был подготовлен к отопительному сезону. В доме отсутствует тепловой пункт, который влияет на качество предоставления коммунальных услуг. Наличие теплового пункта позволяет контролировать все параметры теплоносителя и производить регулировку подачи тепла в жилые помещения. Отсутствие теплопункта не позволяет должным образом произвести гидравлическую настройку по стоякам жилых помещений здания.
Также суд не учел, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском районе ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" привлечено к административной ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг в жилом помещении истца.
Качество услуги отопления, оказываемой населению ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1", в части подачи теплоносителя необходимой температуры, в полном объеме зависит от содержания в исправном состоянии общего имущества многоквартирного дома. ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" подает ресурсы до внешней границы фундамента здания надлежащего качества, в связи с чем истец вправе требовать возмещения причиненных ему убытков, в том числе, вызванных внесением платы за предоставленную ему коммунальную услугу ненадлежащего качества, с ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1", которое является исполнителем коммунальных услуг и выбрано собственниками для управления многоквартирным домом (Т. 2, л.д. 1 - 3).
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца П., надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания (Т. 2, л.д. 57).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
П. с <дата> является собственником квартиры <адрес> (л.д. 9).
Из договора управления многоквартирным домом от 29.01.2010 г. следует, что ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" по поручению собственников обязалась организовать оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме <адрес>.
Поставщиком отопления в дом <адрес> является ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района", непосредственно которому жильцами данного дома вносится плата за данную коммунальную услугу (Т. 1, л.д. 22 - 37).
При рассмотрении настоящего дела судом на основании имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что в период с 01.12.2011 г. по 31.12.2012 г. параметры микроклимата в жилых комнатах квартиры истца не соответствовали требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" по показателю температуры.
В связи с этим суд пришел к выводу о необходимости возложения на ответчика ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" обязанности произвести за указанный период перерасчет платы за отопление квартиры истца, а на ответчика ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" - обязанности по обеспечению соответствия в квартире истца параметров микроклимата - температуры, требованиям СанПиН 2.1.2.12645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" и СанПиН 2.1.2.2801-10 "Изменения и дополнения N 1 к СанПиН 2.1.2.12645" (в пределах 18 - 24 гр. С).
Судебная коллегия считает решения суда первой инстанции в части обязания ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" произвести перерасчет платы за отопление не основанным на законе и вступающим в противоречие с решением в той части, в которой обязанность по обеспечению надлежащих параметров микроклимата (температуры) в квартире истца возложена на ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1".
В соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 04.06.2011 г. N 123-ФЗ, и действующей в установленный судом период оказания истцу коммунальной услуги ненадлежащего качества, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Несмотря на то, что соответствующее решение общего собрания собственников многоквартирного дома <адрес> отсутствует, фактически между сторонами сложились отношения, урегулированные ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ: плата за такие коммунальные услуги как отопление и водоснабжение вносится нанимателями и собственниками не на счет управляющей организации - ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1", а на счет ресурсоснабжающей организации - ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района". Как следует из вышеуказанного положения закона, данное обстоятельство не освобождает ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" от ответственности перед нанимателями и собственниками жилых помещений в данном доме за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, также введенной Федеральным законом от 04.06.2011 г. N 123-ФЗ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться управляющей организацией в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что принятые на себя обязательства по обеспечению надлежащего состояния инженерных коммуникаций, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>, обеспечивающего предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, ответчиком ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" не исполняются.
В период с 01.12.2011 г. по 31.12.2012 г. температура воздуха в жилых комнатах квартиры истца составляла от 14,4 до 17,5 градусов Цельсия (Т. 1, л.д. 49 - 54), что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" по показателю температуры (которая должна составлять от 18 до 24 градуса Цельсия).
Единственной установленной при рассмотрении настоящего дела причиной, по которой вышеуказанное нарушение прав истца стало возможным, является нарушение системы отопления всего жилого дома в связи с установкой рядом собственников жилых помещений (в частности, квартир N) труб отопления диаметром менее 50 мм (Т. 1, л.д. 101 - 109).
Доводы апелляционной жалобы ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" о том, что трубопроводы отопления в квартирах N жилого дома <адрес> заменены собственниками данных жилых помещений самовольно, без согласования с управляющей организацией и без проекта, не свидетельствуют о том, что ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" может быть освобождена от ответственности перед истцом за нарушение его прав.
Под общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ понимаются помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Из содержания приведенных норм следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого и нежилого помещения.
Самоуправно замененные собственниками ряда квартир жилого дома <адрес> ответвления от стояков внутридомовой системы отопления входят в состав внутридомовой системы отопления и являются общим имуществом собственников многоквартирного дома. Данные участки системы отопления не принадлежат собственникам жилых помещений, в которых они расположены, так как собственники ограничены в возможности по собственному усмотрению распоряжаться данным имуществом: необходимость их замены, а также их неисправность и другие повреждения приведут к необходимости отключения центрального отопления во всех квартирах, расположенных по данному стояку.
Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству N 170 от 27.09.2003 г. утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Согласно разделу 2 Правил, техническое обслуживание зданий включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров, целью которых является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению.
В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений. Один раз в год в ходе весеннего осмотра следует проинструктировать нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений о порядке их содержания и эксплуатации инженерного оборудования и правилах пожарной безопасности. Результаты осмотров должны отражаться в специальных документах по учету технического состояния зданий: журналах, паспортах, актах. В журнале осмотров отражаются выявленные в процессе осмотров (общих, частичных, внеочередных) неисправности и повреждения.
Согласно Приложению N 1 к Правилам, осмотр системы центрального отопления должен производиться слесарем-сантехником один раз в год.
В соответствии с п. п. 5.2.1, 5.2.4, 5.2.8, 5.2.9, 5.2.12 Правил эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе, герметичность, немедленное устранение всех видимых утечек воды; наладку системы отопления, ликвидацию излишне установленных отопительных приборов. Слесари-сантехники должны следить за исправным состоянием системы отопления, своевременно устранять неисправности и причины, вызывающие перерасход тепловой энергии. При ремонте пришедшие в негодность нагревательные приборы, трубопроводы, запорно-регулирующая арматура, воздуховыпускные устройства и другое оборудование должны быть заменены в соответствии с проектом или рекомендациями специализированной организации с учетом современного уровня выпускаемого оборудования. Обнаруженные неисправности систем отопления должны заноситься в журнал регистрации. Вид проведенных работ по устранению неисправностей отмечается в журнале с указанием даты и фамилий персонала, проводившего ремонт. Выявленные дефекты в системе отопления должны учитываться при подготовке системы к следующему отопительному сезону. Персонал организации по обслуживанию жилищного фонда должен систематически в течение отопительного сезона производить контроль за работой систем отопления.
Согласно Приложению N 2 к Правилам неисправности аварийного порядка системы центрального отопления должны устраняться немедленно.
Как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, ответчиком ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" ненадлежащим образом выполнялись вышеуказанные обязанности.
Плановые и внеплановые осмотры системы центрального отопления жилого дома <адрес> с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению не проводились, инструктаж собственников жилых помещений о порядке их содержания и эксплуатации инженерного оборудования не осуществлялся, журналы осмотра и инструктажа не велись.
В связи с отсутствием вышеуказанных осмотров ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" в период с 2009 года и до конца 2012 года (в рамках которого истец предъявляет свои требования) не был выявлен факт самоуправной замены ответвлений от стояков внутридомовой системы отопления в квартирах N <адрес>.
Доказательства, опровергающие вышеуказанные выводы суда, ответчиком ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не представлены.
Паспорт готовности жилого дома <адрес> к эксплуатации в отопительном сезоне 2012/2013 года, подписанный представителями ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" и администрации МО "Большеколпанское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области (Т. 1, л.д. 171 - 173), сам по себе, при наличии выявленных нарушений системы отопления данного жилого дома, не свидетельствует о надлежащем исполнении ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" принятых на себя обязательств. Также данный документ не подтверждает, что ответчиком проводились плановые и внеплановые осмотры системы центрального отопления жилого дома с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению.
При этом фактически ответчиком ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" своя вина в допущенных нарушениях не оспаривается. При рассмотрении настоящего дела им представлены доказательства совершения действий, направленных на устранение выявленных недостатков системы отопления жилого дома <адрес> (Т. 1, л.д. 61, 169 - 170, 185 - 188).
Постановлением и.о. начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском районе от 27.12.2012 г. ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <...> (Т. 2, л.д. 57 - 58). Указанное постановление вступило в законную силу и ответчиком не обжаловалось.
В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В связи с изложенным, суд правомерно возложил на ответчика ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" в связи с ненадлежащим выполнением им своих обязанностей по технической эксплуатации, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома <адрес> обязанность по обеспечению соблюдения параметров микроклимата - температуры в жилом помещении истца в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.12645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" и СанПиН 2.1.2.2801-10 "Изменения и дополнения N 1 к СанПиН 2.1.2.12645" (в пределах 18 - 24 гр. С).
В силу статей 13 и 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" с ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" в пользу истца судом также обоснованно взысканы денежная компенсация морального вреда и штраф за неисполнение в добровольном порядке требования потребителя об устранении недостатков системы отопления.
Пояснения представителя ответчика ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1", данные в суде апелляционной инстанции, о том, что с января 2013 года ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" не является управляющей организацией дома <адрес>, так как собственниками помещений данного дома в декабре 2012 года избран такой способ управления как непосредственное управление, не могут оказать влияние на изложенные выше выводы судебной коллегии. Доказательств в подтверждение данных утверждений, ответчиком не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции. Спорным является период 2009 - 2012 г. г., когда ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" являлось управляющей организацией дома <адрес>. Из пояснений представителя ответчика также следует, что в настоящее время ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" продолжает обслуживать дом <адрес> на основании договора с собственниками. При этом согласно данному договору обслуживающая организация несет ответственность за все действия, которые были ею совершены в то время, когда она управляла данным домом.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции в части, относящейся к ответчику ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1", является законным и обоснованным, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.
Вместе с тем, доказательства нарушения прав истца со стороны второго ответчика - ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района", отсутствуют.
Принятые на себя обязанности по подаче в жилой дом тепловой энергии ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" исполняет надлежащим образом, что подтверждается актом от 20.02.2013 г., составленным комиссией ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района", а также утвержденным исполнительным директором ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" графиком поддержки температуры теплоносителя в системе отопления в отопительный период на источниках теплоснабжения (котельных). Нарушений по параметрам подачи тепла не выявлено. Обслуживающая данный жилой дом котельная работает в соответствии с температурным графиком и выдерживает гидравлический режим. Оборудование находится в исправном состоянии.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, в материалах дела не имеется. В силу вышеуказанных положений закона и ст. 56 ГПК РФ обязанность по представлению таких доказательств возложена на ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1", которое отвечает перед собственниками и нанимателями помещений в обслуживаемом им многоквартирном доме за качество предоставляемых коммунальных услуг и может быть освобождено от такой ответственности лишь в случае предоставления доказательств отсутствия своей вины. Таких доказательств, к которым, исходя из обстоятельств дела, прежде всего относится заключение эксперта, ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" не представило.
В соответствии с п. 103 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.
Так как при рассмотрении настоящего дела установлено, что нарушение качества такой коммунальной услуги, как отопление, возникло во внутридомовых инженерных системах жилого дома <адрес>, то у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для возложения на ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" обязанности по перерасчету истцу платы за отопление за период с 01.12.2011 г. по 31.12.2012 г. Требования истца о взыскании с ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии со ст. ст. 13, 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" также не могут быть удовлетворены в связи с установлением при рассмотрении настоящего дела отсутствия нарушения каких-либо прав истца со стороны данного ответчика.
Как следует из п. 103 Правил, в данном случае способом защиты прав истца будет являться предъявление иска к ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" о взыскании убытков, вызванных внесением платы за предоставление ему коммунальной услуги отопления ненадлежащего качества.
В рамках настоящего дела таких требований истцом не заявлено, а суд в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ не может выйти за пределы заявленных истцом требований. Истец не лишен возможности обратиться с соответствующим иском к ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" в отдельном производстве.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции в части обязания ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" произвести П. перерасчет платы за отопление квартиры, в части взыскания с ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" в пользу П. денежной компенсации морального вреда в размере <...> и штрафа в размере <...> а также в части взыскания с данного ответчика в доход местного бюджета МО Гатчинский муниципальный район государственной пошлины в размере 200 руб. принято с неправильным применением норм материального права и подлежит отмене с вынесением по делу в этой части нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Коммунальные системы Гатчинского района" удовлетворить.
Решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 01 апреля 2013 года в части обязания открытого акционерного общества "Коммунальные системы Гатчинского района" произвести П. перерасчет платы за отопление квартиры по адресу: <адрес>, за период с 01 декабря 2011 года по 31 декабря 2012 года, в части взыскания с открытого акционерного общества "Коммунальные системы Гатчинского района" в пользу П. компенсации морального вреда в размере <...> и штрафа в размере <...>, а также в части взыскания с открытого акционерного общества "Коммунальные системы Гатчинского района" в доход местного бюджета Муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" государственной пошлины в размере 200 рублей - отменить с вынесением по делу в этой части нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В остальной части решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 01 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания ЖКХ N 1" - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.08.2013 N 33-3490/2013
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2013 г. N 33-3490/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Ильичевой Т.В.,
судей: Рогачевой В.В. и Титовой М.Г.,
при секретаре: Р.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания ЖКХ N 1" и открытого акционерного общества "Коммунальные системы Гатчинского района" на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 01 апреля 2013 года по гражданскому делу N 2-910/2013 по иску П. к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ N 1" и открытому акционерному обществу "Коммунальные системы Гатчинского района" об обязании произвести перерасчет платы за отопление, не начислять плату за отопление, обеспечить надлежащую работу системы отопления и взыскании денежной компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., объяснения представителей ответчиков ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" Б. и ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" Д. и Л., поддержавших доводы своих жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
П.А.Ю. 21 января 2013 года обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском к ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" об обязании произвести перерасчет платы за отопление по квартире <адрес> за период с 2009 года по 2012 год и не начислять с января 2013 года плату за отопление до момента обеспечения надлежащего состояния работы системы отопления, а к ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" - об обязании обеспечить надлежащее состояние работы системы отопления в указанной квартире. С обоих ответчиков истец просит взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере <...>
В обоснование своих требований истец указал, что на основании договора купли-продажи от 13.07.2006 г. он является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей производство, передачу и распределение тепловой энергии по сетям до границы балансовой принадлежности, является ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района". Управляющей организацией является ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1", в функции которой входит содержание и текущий ремонт общего имущества дома.
Со дня его вселения в квартиру в 2006 году температура приборов отопления не обеспечивает тепловой режим внутри ее помещений. Он неоднократно, как письменно, так и устно обращался к ответчикам с требованием о составлении акта о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, однако его обращения либо игнорировались, либо ответчик ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" проводил замеры температуры радиаторов отопления без использования специальных приборов, и с указанием в актах информации, не соответствующей действительности.
Только после направления им жалоб в жилищную инспекцию, прокуратуру и администрацию Гатчинского района в его квартире в рамках прокурорской проверки были составлены акты замера параметров теплоносителя на тепловом узле, из которых следует, что температура в квартире не отвечает требованиям по качеству и составляет всего 13,9 градуса.
В связи с ненадлежащим выполнением ответчиками возложенных на них обязанностей, выразившимся в предоставлении ему коммунальных услуг ненадлежащего качества, он имеет право требовать перерасчета платы за отопление, обеспечения надлежащей работы системы отопления и вправе не вносить плату за отопление до устранения недостатков соответствующей системы.
В связи с тем, что температура в его квартире не отвечает установленным нормам, он часто страдает простудными заболеваниями в связи с переохлаждением организма. Из-за отсутствия финансовой возможности оплачивать электроэнергию, он вынужден обогревать квартиру включенными конфорками газовой плиты. Включенные конфорки сжигают кислород в квартире, что приводит к обезвоживанию его организма, сухости кожи и другим функциональным нарушениям. Кроме того, он вынужден жить в комнате, смежной с кухней, так как в ней теплее. Таким образом, действиями ответчиков ему причинен моральный вред, размер компенсации которого он оценивает в <...> (Т. 1, л.д. 2 - 6).
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 01 апреля 2013 года ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" обязано произвести П. перерасчет платы за отопление квартиры по адресу: <адрес>, за период с 01 декабря 2011 года по 31 декабря 2012 года.
ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" обязана обеспечить соблюдение параметров микроклимата - температуры в жилом помещении истца П. по адресу: <адрес>, требованиям СанПиН 2.1.2.12645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" и СанПиН 2.1.2.2801-10 "Изменения и дополнения N 1 к СанПиН 2.1.2.12645" (в пределах 18 - 24 гр. С).
С ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" и ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" (с каждого) в пользу П. взыскана компенсация морального вреда в размере <...> и штраф в размере <...>
В удовлетворении остальной части иска П. отказано.
С ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" и ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" (с каждого) в доход местного бюджета Муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" взыскана государственная пошлина в размере 200 руб. (Т. 1, л.д. 197 - 205).
ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" подало апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что нарушения в работе системы отопления дома <адрес> произошли по вине собственников квартир данного дома и не являются следствием неправомерных действий управляющей компании. О том, что в квартире истца пониженная температура воздуха, ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" стало известно из обращения истца от 06.11.2012 г. В ходе рассмотрения данного обращения специалистами ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" 16.11.2012 г. был произведен осмотр системы отопления дома <адрес>, в ходе которого установлено, что во многих квартирах собственниками самовольно внесены изменения в данную систему с нарушением установленных норм и правил. Аналогичный осмотр был проведен 14.12.2012 г. В ходе данного осмотра установлено, что в квартирах N трубопроводы отопления и приборы отопления заменены собственниками самовольно, при отсутствии проекта и без согласования с управляющей организацией.
Истцом не предоставлено ни одного документа, подтверждающего информацию о температуре в его квартире с 2006 года. Утверждение истца о том, что плановые и внеплановые осмотры системы центрального отопления жилого дома <адрес> с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению не проводились, не соответствует действительности. В ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" имеется паспорт готовности жилого дома к отопительному сезону 2012 - 2013 г. г.
С целью устранения недостатков системы отопления дома специалистами ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" произведены необходимые работы по ее восстановлению, что подтверждается заказами-нарядами (Т. 1, л.д. 218 - 220).
ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" также подало апелляционную жалобу на решение суда от 01.04.2013 г., просит его отменить в части обязания ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" произвести перерасчет платы за отопление, взыскании компенсации морального вреда, штрафа и госпошлины и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в данной части.
В обоснование своей жалобы ответчик указал, что суд необоснованно не принял в качестве доказательства акт от 20.02.2013 г. В данном акте зафиксировано, что ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района", являясь ресурсоснабжающей организацией, подает в дом <адрес> коммунальный ресурс (тепло) надлежащего качества до границы эксплуатационной ответственности многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Вывод суда, о том, что ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" не обеспечивает необходимое давление в системе отопления жилого дома истца, необоснован. Инженерные сети, которые обслуживаются ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района", находятся в исправном состоянии, реконструкции не подвергались и соответствуют изначальному проекту. Ввиду изменения конструкции внутридомовых инженерных тепловых сетей в доме <адрес> и других домах, расположенных рядом, была нарушена гидравлическая настройка между домами, что негативно влияет в целом на подачу давления в системе отопления дома, в котором проживает истец.
Паспорт готовности жилого дома <адрес> в нарушение п. 3.12 Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Ленинградской области, изготовлен и подписан без участия представителя ресурсоснабжающей организации. Данный многоквартирный дом не был подготовлен к отопительному сезону. В доме отсутствует тепловой пункт, который влияет на качество предоставления коммунальных услуг. Наличие теплового пункта позволяет контролировать все параметры теплоносителя и производить регулировку подачи тепла в жилые помещения. Отсутствие теплопункта не позволяет должным образом произвести гидравлическую настройку по стоякам жилых помещений здания.
Также суд не учел, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском районе ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" привлечено к административной ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг в жилом помещении истца.
Качество услуги отопления, оказываемой населению ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1", в части подачи теплоносителя необходимой температуры, в полном объеме зависит от содержания в исправном состоянии общего имущества многоквартирного дома. ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" подает ресурсы до внешней границы фундамента здания надлежащего качества, в связи с чем истец вправе требовать возмещения причиненных ему убытков, в том числе, вызванных внесением платы за предоставленную ему коммунальную услугу ненадлежащего качества, с ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1", которое является исполнителем коммунальных услуг и выбрано собственниками для управления многоквартирным домом (Т. 2, л.д. 1 - 3).
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца П., надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания (Т. 2, л.д. 57).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
П. с <дата> является собственником квартиры <адрес> (л.д. 9).
Из договора управления многоквартирным домом от 29.01.2010 г. следует, что ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" по поручению собственников обязалась организовать оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме <адрес>.
Поставщиком отопления в дом <адрес> является ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района", непосредственно которому жильцами данного дома вносится плата за данную коммунальную услугу (Т. 1, л.д. 22 - 37).
При рассмотрении настоящего дела судом на основании имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что в период с 01.12.2011 г. по 31.12.2012 г. параметры микроклимата в жилых комнатах квартиры истца не соответствовали требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" по показателю температуры.
В связи с этим суд пришел к выводу о необходимости возложения на ответчика ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" обязанности произвести за указанный период перерасчет платы за отопление квартиры истца, а на ответчика ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" - обязанности по обеспечению соответствия в квартире истца параметров микроклимата - температуры, требованиям СанПиН 2.1.2.12645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" и СанПиН 2.1.2.2801-10 "Изменения и дополнения N 1 к СанПиН 2.1.2.12645" (в пределах 18 - 24 гр. С).
Судебная коллегия считает решения суда первой инстанции в части обязания ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" произвести перерасчет платы за отопление не основанным на законе и вступающим в противоречие с решением в той части, в которой обязанность по обеспечению надлежащих параметров микроклимата (температуры) в квартире истца возложена на ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1".
В соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 04.06.2011 г. N 123-ФЗ, и действующей в установленный судом период оказания истцу коммунальной услуги ненадлежащего качества, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Несмотря на то, что соответствующее решение общего собрания собственников многоквартирного дома <адрес> отсутствует, фактически между сторонами сложились отношения, урегулированные ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ: плата за такие коммунальные услуги как отопление и водоснабжение вносится нанимателями и собственниками не на счет управляющей организации - ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1", а на счет ресурсоснабжающей организации - ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района". Как следует из вышеуказанного положения закона, данное обстоятельство не освобождает ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" от ответственности перед нанимателями и собственниками жилых помещений в данном доме за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, также введенной Федеральным законом от 04.06.2011 г. N 123-ФЗ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться управляющей организацией в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что принятые на себя обязательства по обеспечению надлежащего состояния инженерных коммуникаций, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>, обеспечивающего предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, ответчиком ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" не исполняются.
В период с 01.12.2011 г. по 31.12.2012 г. температура воздуха в жилых комнатах квартиры истца составляла от 14,4 до 17,5 градусов Цельсия (Т. 1, л.д. 49 - 54), что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" по показателю температуры (которая должна составлять от 18 до 24 градуса Цельсия).
Единственной установленной при рассмотрении настоящего дела причиной, по которой вышеуказанное нарушение прав истца стало возможным, является нарушение системы отопления всего жилого дома в связи с установкой рядом собственников жилых помещений (в частности, квартир N) труб отопления диаметром менее 50 мм (Т. 1, л.д. 101 - 109).
Доводы апелляционной жалобы ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" о том, что трубопроводы отопления в квартирах N жилого дома <адрес> заменены собственниками данных жилых помещений самовольно, без согласования с управляющей организацией и без проекта, не свидетельствуют о том, что ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" может быть освобождена от ответственности перед истцом за нарушение его прав.
Под общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ понимаются помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Из содержания приведенных норм следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого и нежилого помещения.
Самоуправно замененные собственниками ряда квартир жилого дома <адрес> ответвления от стояков внутридомовой системы отопления входят в состав внутридомовой системы отопления и являются общим имуществом собственников многоквартирного дома. Данные участки системы отопления не принадлежат собственникам жилых помещений, в которых они расположены, так как собственники ограничены в возможности по собственному усмотрению распоряжаться данным имуществом: необходимость их замены, а также их неисправность и другие повреждения приведут к необходимости отключения центрального отопления во всех квартирах, расположенных по данному стояку.
Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству N 170 от 27.09.2003 г. утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Согласно разделу 2 Правил, техническое обслуживание зданий включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров, целью которых является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению.
В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений. Один раз в год в ходе весеннего осмотра следует проинструктировать нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений о порядке их содержания и эксплуатации инженерного оборудования и правилах пожарной безопасности. Результаты осмотров должны отражаться в специальных документах по учету технического состояния зданий: журналах, паспортах, актах. В журнале осмотров отражаются выявленные в процессе осмотров (общих, частичных, внеочередных) неисправности и повреждения.
Согласно Приложению N 1 к Правилам, осмотр системы центрального отопления должен производиться слесарем-сантехником один раз в год.
В соответствии с п. п. 5.2.1, 5.2.4, 5.2.8, 5.2.9, 5.2.12 Правил эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе, герметичность, немедленное устранение всех видимых утечек воды; наладку системы отопления, ликвидацию излишне установленных отопительных приборов. Слесари-сантехники должны следить за исправным состоянием системы отопления, своевременно устранять неисправности и причины, вызывающие перерасход тепловой энергии. При ремонте пришедшие в негодность нагревательные приборы, трубопроводы, запорно-регулирующая арматура, воздуховыпускные устройства и другое оборудование должны быть заменены в соответствии с проектом или рекомендациями специализированной организации с учетом современного уровня выпускаемого оборудования. Обнаруженные неисправности систем отопления должны заноситься в журнал регистрации. Вид проведенных работ по устранению неисправностей отмечается в журнале с указанием даты и фамилий персонала, проводившего ремонт. Выявленные дефекты в системе отопления должны учитываться при подготовке системы к следующему отопительному сезону. Персонал организации по обслуживанию жилищного фонда должен систематически в течение отопительного сезона производить контроль за работой систем отопления.
Согласно Приложению N 2 к Правилам неисправности аварийного порядка системы центрального отопления должны устраняться немедленно.
Как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, ответчиком ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" ненадлежащим образом выполнялись вышеуказанные обязанности.
Плановые и внеплановые осмотры системы центрального отопления жилого дома <адрес> с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению не проводились, инструктаж собственников жилых помещений о порядке их содержания и эксплуатации инженерного оборудования не осуществлялся, журналы осмотра и инструктажа не велись.
В связи с отсутствием вышеуказанных осмотров ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" в период с 2009 года и до конца 2012 года (в рамках которого истец предъявляет свои требования) не был выявлен факт самоуправной замены ответвлений от стояков внутридомовой системы отопления в квартирах N <адрес>.
Доказательства, опровергающие вышеуказанные выводы суда, ответчиком ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не представлены.
Паспорт готовности жилого дома <адрес> к эксплуатации в отопительном сезоне 2012/2013 года, подписанный представителями ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" и администрации МО "Большеколпанское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области (Т. 1, л.д. 171 - 173), сам по себе, при наличии выявленных нарушений системы отопления данного жилого дома, не свидетельствует о надлежащем исполнении ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" принятых на себя обязательств. Также данный документ не подтверждает, что ответчиком проводились плановые и внеплановые осмотры системы центрального отопления жилого дома с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению.
При этом фактически ответчиком ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" своя вина в допущенных нарушениях не оспаривается. При рассмотрении настоящего дела им представлены доказательства совершения действий, направленных на устранение выявленных недостатков системы отопления жилого дома <адрес> (Т. 1, л.д. 61, 169 - 170, 185 - 188).
Постановлением и.о. начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском районе от 27.12.2012 г. ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <...> (Т. 2, л.д. 57 - 58). Указанное постановление вступило в законную силу и ответчиком не обжаловалось.
В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В связи с изложенным, суд правомерно возложил на ответчика ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" в связи с ненадлежащим выполнением им своих обязанностей по технической эксплуатации, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома <адрес> обязанность по обеспечению соблюдения параметров микроклимата - температуры в жилом помещении истца в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.12645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" и СанПиН 2.1.2.2801-10 "Изменения и дополнения N 1 к СанПиН 2.1.2.12645" (в пределах 18 - 24 гр. С).
В силу статей 13 и 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" с ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" в пользу истца судом также обоснованно взысканы денежная компенсация морального вреда и штраф за неисполнение в добровольном порядке требования потребителя об устранении недостатков системы отопления.
Пояснения представителя ответчика ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1", данные в суде апелляционной инстанции, о том, что с января 2013 года ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" не является управляющей организацией дома <адрес>, так как собственниками помещений данного дома в декабре 2012 года избран такой способ управления как непосредственное управление, не могут оказать влияние на изложенные выше выводы судебной коллегии. Доказательств в подтверждение данных утверждений, ответчиком не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции. Спорным является период 2009 - 2012 г. г., когда ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" являлось управляющей организацией дома <адрес>. Из пояснений представителя ответчика также следует, что в настоящее время ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" продолжает обслуживать дом <адрес> на основании договора с собственниками. При этом согласно данному договору обслуживающая организация несет ответственность за все действия, которые были ею совершены в то время, когда она управляла данным домом.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции в части, относящейся к ответчику ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1", является законным и обоснованным, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.
Вместе с тем, доказательства нарушения прав истца со стороны второго ответчика - ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района", отсутствуют.
Принятые на себя обязанности по подаче в жилой дом тепловой энергии ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" исполняет надлежащим образом, что подтверждается актом от 20.02.2013 г., составленным комиссией ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района", а также утвержденным исполнительным директором ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" графиком поддержки температуры теплоносителя в системе отопления в отопительный период на источниках теплоснабжения (котельных). Нарушений по параметрам подачи тепла не выявлено. Обслуживающая данный жилой дом котельная работает в соответствии с температурным графиком и выдерживает гидравлический режим. Оборудование находится в исправном состоянии.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, в материалах дела не имеется. В силу вышеуказанных положений закона и ст. 56 ГПК РФ обязанность по представлению таких доказательств возложена на ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1", которое отвечает перед собственниками и нанимателями помещений в обслуживаемом им многоквартирном доме за качество предоставляемых коммунальных услуг и может быть освобождено от такой ответственности лишь в случае предоставления доказательств отсутствия своей вины. Таких доказательств, к которым, исходя из обстоятельств дела, прежде всего относится заключение эксперта, ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" не представило.
В соответствии с п. 103 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.
Так как при рассмотрении настоящего дела установлено, что нарушение качества такой коммунальной услуги, как отопление, возникло во внутридомовых инженерных системах жилого дома <адрес>, то у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для возложения на ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" обязанности по перерасчету истцу платы за отопление за период с 01.12.2011 г. по 31.12.2012 г. Требования истца о взыскании с ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии со ст. ст. 13, 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" также не могут быть удовлетворены в связи с установлением при рассмотрении настоящего дела отсутствия нарушения каких-либо прав истца со стороны данного ответчика.
Как следует из п. 103 Правил, в данном случае способом защиты прав истца будет являться предъявление иска к ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" о взыскании убытков, вызванных внесением платы за предоставление ему коммунальной услуги отопления ненадлежащего качества.
В рамках настоящего дела таких требований истцом не заявлено, а суд в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ не может выйти за пределы заявленных истцом требований. Истец не лишен возможности обратиться с соответствующим иском к ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" в отдельном производстве.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции в части обязания ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" произвести П. перерасчет платы за отопление квартиры, в части взыскания с ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" в пользу П. денежной компенсации морального вреда в размере <...> и штрафа в размере <...> а также в части взыскания с данного ответчика в доход местного бюджета МО Гатчинский муниципальный район государственной пошлины в размере 200 руб. принято с неправильным применением норм материального права и подлежит отмене с вынесением по делу в этой части нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Коммунальные системы Гатчинского района" удовлетворить.
Решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 01 апреля 2013 года в части обязания открытого акционерного общества "Коммунальные системы Гатчинского района" произвести П. перерасчет платы за отопление квартиры по адресу: <адрес>, за период с 01 декабря 2011 года по 31 декабря 2012 года, в части взыскания с открытого акционерного общества "Коммунальные системы Гатчинского района" в пользу П. компенсации морального вреда в размере <...> и штрафа в размере <...>, а также в части взыскания с открытого акционерного общества "Коммунальные системы Гатчинского района" в доход местного бюджета Муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" государственной пошлины в размере 200 рублей - отменить с вынесением по делу в этой части нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В остальной части решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 01 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания ЖКХ N 1" - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)