Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 24.09.2013 ПО ДЕЛУ N А78-504/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2013 г. N А78-504/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Васиной Т.П.,
судей: Кореневой Т.И., Палащенко И.И.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Бюро правовых услуг" Борисова Николая Леонидовича (доверенность от 11.02.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 6 февраля 2013 года по делу N А78-504/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Леонтьев И.В., суд апелляционной инстанции: Капустина Л.В., Клочкова Н.В., Юдин С.И.),

установил:

товарищество собственников жилья "Звездочка" (далее - ТСЖ "Звездочка", ОГРН 1080318000344) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "СибТУИО" МО РФ, ОГРН 1037550010519) о взыскании 10 826 740 рублей 50 копеек, при недостаточности средств субсидиарно с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 января 2012 года дело передано по подсудности на рассмотрение Арбитражного суда Забайкальского края.
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны, ОГРН 1037700255284), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация муниципального образования "Город Кяхта" (далее - администрация МО "город Кяхта" ОГРН 1020300715270), Территориальное управление Федерального агентства управления государственным имуществом по Республике Бурятия (далее - ТУ Росимущества в РБ, ОГРН 1090327009354), закрытое акционерное общество "Абсолют" (далее - ЗАО "Абсолют", ОГРН 1070326005090).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 6 февраля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2013 года, взыскано с ФГКУ "СибТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, а в случае недостаточности денежных средств у учреждения - субсидиарно с Российской Федерации (в лице Министерства обороны Российской Федерации) за счет ее казны в пользу ТСЖ "Звездочка" 10 826 740 рублей 50 копеек - основного долга, 370 000 рублей - судебных расходов, 2 000 рублей - государственной пошлины.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2013 года произведена замена истца на общество с ограниченной ответственностью "Бюро правовых услуг" (далее - ООО "Бюро правовых услуг").
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФГКУ "СибТУИО" МО РФ и Министерство обороны Российской Федерации обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просят их отменить, в иске отказать.
В обоснование жалобы ФГКУ "СибТУИО" МО РФ приведены доводы о том что, ни Министерство обороны Российской Федерации, ни Кяхтинская КЭЧ не выражали своего волеизъявления на проведение работ в рамках спорного договора, а также о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие необходимость проведения ремонта.
По мнению заявителя жалобы, договор подряда заключен в нарушение норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Ответчик также выражает несогласие с заключением эксперта.
В своей кассационной жалобе Минобороны приводит доводы, аналогичные, изложенным в кассационной жалобе ФГКУ "СибТУИО" МО РФ, поддерживает их.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
ФГКУ "СибТУИО" МО РФ, ТУ Росимущества в РБ, Минобороны просили рассмотреть кассационные жалобы без присутствия их представителей.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Забайкальского края и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, Министерству на праве собственности принадлежат жилые помещения (квартиры) в жилых многоквартирных домах в г. Кяхта: в ДОС N 199 - 83,84%, в ДОС N 200 - 85,31%, в ДОС N 201 - 59,15%, в ДОС N 202 - 73,47%, по ул. Оганянца, 13, 14, 15, 16 - 100%, по ул. Гармаева, 19 - 76,66%, по ул. Гармаева, 20 - 83,28%, по ул. Гармаева, 21 - 92,47%, по ул. Гармаева, 22 - 94,52%, по ул. Гармаева, 23 - 100%, по ул. Рукавишникова, 5 - 89,96%, по ул. Рукавишникова, 11 - 91,35%, по ул. Рукавишникова, 17 - 100%, по ул. Кузнецова, 8 - 91,27%, по ул. Кузнецова, 10 - 91,72%, по ул. Кузнецова, 65 - 90,71%.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 по данным свидетельства о внесении в реестр федерального имущества N 020487, выписок из реестра федерального имущества от 15.03.2003 и от 02.08.2007 жилые дома находятся в оперативном управлении Кяхтинской КЭЧ.
На основании протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, расположенных в военных городках Кяхтинского гарнизона (в том числе и спорных жилых домов) от 16.12.2008 и 18.12.2008 истец выбран организацией, осуществляющей управление общим имуществом в спорных жилых домах.
19.01.2010 на внеочередном общем собрании собственников помещений многоквартирных домов, в том числе, спорных жилых домов было принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, управляемых ТСЖ "Звездочка", за счет средств собственников жилых помещений с распределением расходов пропорционально их доли в общем имуществе домов, с привлечением подрядной организации; утверждена проектно-сметная документация (сметы по отдельным видам работ) на выполнение капитального ремонта; ТСЖ поручено изыскать денежные средства на капитальный ремонт и быть представителем собственников помещений в многоквартирных жилых домах при подписании проектно-сметной документации, актов выполненных работ и справок о стоимости работ.
Во исполнение решения собрания собственников помещений ТСЖ "Звездочка" (заказчик) и ЗАО "Абсолют" (подрядчик) заключили договор подряда от 20.06.2011, по условиям которого, подрядчик обязался выполнить капитальный ремонт кровли домов расположенных по адресу: г. Кяхта, ул. Оганьянца д. 13, 14. 15, 16, ул. Рукавишникова д. 5, 11, 17, ул. Гармаева д. 19, 20. 21, 22, 23. ул. Кузнецова д. 8, 10, 65, ДОС N 199, 200, 201, 202.
В материалы дела представлены локальные сметные расчеты, акты о приемке выполненных работ (формы КС-2), справки (формы КС-3) подтверждающие факт выполнения ЗАО "Абсолют" и принятия ТСЖ "Звездочка" работ.
Заключением судебной строительно-технической экспертизы подтверждено, что фактически по договору ЗАО "Абсолют" выполнило и передало ТСЖ работы стоимостью 12 001 453 рубля, надлежащего качества, соответствующего обязательным нормам и правилам.
Кяхтинская КЭЧ реорганизована в форме присоединения к ФГКУ "СибТУИО" МО РФ и согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц прекратила свою деятельность 21.11.2011.
По передаточному акту от 01.04.2011, подписанному между Кяхтинской КЭЧ и его правопреемником ФГКУ "СибТУИО" МО РФ, последнему на праве оперативного управления перешли квартиры, расположенные в спорных жилых домах.
Поскольку в указанных выше многоквартирных домах ФГКУ "СибТУИО" МО РФ на праве оперативного управления принадлежит часть жилых помещений и последний уклоняется от несения расходов по оплате капитального ремонта домов, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что в силу пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации ФГКУ "СибТУИО" МО РФ как универсальный правопреемник Кяхтинской КЭЧ, владевший имуществом в спорных жилых домах на праве оперативного управления, обязано нести расходы на содержание общего имущества спорных домов пропорционально размеру доли принадлежащего ему имущества.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов основанными на правильном применении норм права и соответствующими имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника. Соответственно, учреждение, владеющее объектом недвижимости (в рассматриваемом случае жилыми помещениями), несет обязательства, аналогичные обязательствам собственников.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно аналогичной норме, изложенной в пунктах 1 и 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из правового смысла приведенных норм следует, что собственники помещений в многоквартирном доме несут равные обязанности по содержанию дома в соответствии со своей долей в праве общей собственности и обязаны исполнять решения общего собрания собственников об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома. Каких-либо исключений положения гражданского законодательства не содержат.
При этом решения общего собрания собственников не оспорены в установленном порядке (в том числе ответчиками) и не признаны недействительными.
Объем, стоимость и надлежащее качество выполненного капитального ремонта кровли подтверждены документами, подписанными заказчиком и подрядчиком в ходе исполнения договора подряда, а также заключением судебной строительной экспертизы.
Министерство обороны Российской Федерации, как собственник имущества основного должника, правильно на основании статей 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации привлечено к субсидиарной ответственности.
Доводы кассационных жалоб о том, что заключение экспертов не соответствует требованиям федерального законодательства, подлежат отклонению, поскольку по сути свидетельствуют о несогласии с ее выводами, но не опровергают их. Заключением не установлено факта некачественного исполнения работ.
Экспертное заключение суды оценивали по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации наряду с иными доказательствами по делу. Заключение соответствует требованиям, предъявляемым к доказательствам данного вида (статья 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, касающиеся отсутствия необходимости проведения ремонтных работ, нельзя признать состоятельными, так как отсутствуют доказательства свидетельствующие о проведении ранее ремонтных работ, в сроки, предусмотренные строительными нормами и правилами.
Довод заявителя о необходимости применения при рассмотрении данного дела судебными инстанциями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг государственных и муниципальных нужд" несостоятелен и подлежит отклонению судом кассационной инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг государственных и муниципальных нужд" настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг государственных и муниципальных нужд" государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Договор подряда заключен между юридическими лицами в интересах всех собственников жилья.
В связи с этим, положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг государственных и муниципальных нужд" не подлежат применению в данном деле при рассмотрении вопроса о правомерности заключения договора подряда.
Доводы заявителей кассационных жалоб фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 6 февраля 2013 года по делу N А78-504/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.П.ВАСИНА

Судьи
Т.И.КОРЕНЕВА
И.И.ПАЛАЩЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)