Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.03.2013 ПО ДЕЛУ N А42-4463/2012

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2013 г. по делу N А42-4463/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2134/2013) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.12.2012 по делу N А42-4463/2012 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по заявлению ТСЖ "Ферсмана 54"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области
о признании недействительным предписания

установил:

Товарищество собственников жилья "ФЕРСМАНА 54": 184209, Мурманская область, г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 54, кв. 104, ОГРН 1085101000478 (далее - товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области: 183025, г. Мурманск, ул. Буркова, д. 4, ОГРН 1045100194567 (далее - управление) о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности г. Апатиты Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Мурманской области от 03.05.2012 N 2/3/1-4 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны.
Решением от 03.12.2012 заявленные требования удовлетворены, предписание Отдела надзорной деятельности г. Апатиты Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Мурманской области от 03.05.2012 N 2/3/1-4 признано недействительным, как не соответствующее Федеральному закону "О гражданской обороне".
Главное управление МЧС России по Мурманской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.12.2012 по делу N А42-4463/2012 и принять новый судебный акт. Податель жалобы считает, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в решении суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей не направили. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника ОНД г. Апатиты от 11.04.2012 N 2 (л.д. 33) Отделом надзорной деятельности г. Апатиты в период с 18.04.2012 по 03.05.2012 проведена плановая выездная проверка ТСЖ "Ферсмана 54", расположенного по адресу: Мурманская область г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 54.
В ходе данной проверки, результаты которой зафиксированы в акте проверки N 2 от 03.05.2012 (л.д. 35), установлены нарушения товариществом требований в области гражданской обороны, а именно:
- 1) не разработан план гражданской обороны (в нарушение части 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ; пунктов 5, 6 Положения об утверждении положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях");
- 2) не разработан план основных мероприятий организации на год, который должен быть согласован с органом местного самоуправления (в нарушение части 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ; пункта 4 Положения об утверждении положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях");
- 3) работник организации не обеспечен средствами индивидуальной защиты органов дыхания - противогазами из расчета 105% от общей численности их работников и индивидуальной защиты из расчета 100% от их общей численности на военное время (в нарушение части 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ; пунктов 1 - 9 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; пунктов 2, 3, 4, 6 - 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты; пункта 16 Положения об утверждении положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях);
- 4) руководящий состав организации не прошел обучение в области гражданской обороны (руководитель) (в нарушение части 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пунктов 3, 4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны; пункта 16 Положения об утверждении положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях).
В целях устранения выявленных при проверке нарушений установленных требований в области гражданской обороны, ТСЖ "Ферсмана 54" выдано предписание N 2/3/1-4 (л.д. 37), с установлением срока исполнения - июль 2013 года.
Считая предписание незаконным, товарищество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление товарищества, исходил из того, что ТСЖ не относится к объектам надзора, указанным в пункте 4 Административного регламента (в редакции, действующей на момент проверки); доказательств того, что товарищество является объектом производственного или социального назначения и имеет трудовые отношения с работниками, либо относится к организациям, отнесенным к группам по гражданской обороне, продолжающим работу в военное время, надзорным органом в материалы дела не представлено.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции признал жалобу Главного управления МЧС России по Мурманской области не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предписанием Управление обязало ТСЖ разработать план гражданской обороны, разработать план основных мероприятий организации на год, который должен быть согласован с органом местного самоуправления, работника организации обеспечить средствами индивидуальной защиты органов дыхания - противогазами из расчета 105% от общей численности их работников и индивидуальной защиты из расчета 100% от их общей численности на военное время, руководящему составу организации пройти обучение в области гражданской обороны (руководителю).
Согласно статье 1 Закона N 28-ФЗ под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
- планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
- осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;
- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно статье 8 Закона N 28-ФЗ обязанность создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 постановления Правительства РФ N 379 от 27.04.2000 года "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; создают и содержат запасы, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.
На основании статьи 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС РФ N 993 от 21.12.2005, обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Из пункта 2 Устава товарищества следует, что товарищество является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирной доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 147 ЖК РФ и положениями Устава товарищества руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.
Предметом и целями деятельности товарищества собственников жилья являются управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством порядке распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме.
Трудовой договор или гражданско-правовой договор с председателем ТСЖ "Ферсмана 54" Ульянкиным М.Н. не заключались; получение заработной платы либо иных материальных поощрений Уставом не предусмотрено; сотрудников Товарищество в штате не имеет.
Пунктом 4 приказа МЧС РФ от 09.08.2010 N 381 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны" определено, что объектами надзора являются федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).
Суд первой инстанции правильно указал, что административным органом не представлены доказательства отнесения товарищества к объектам производственного или социального назначения и что оно имеет трудовые отношения с работниками, либо относится к организациям, отнесенным к группам по гражданской обороне, продолжающим работу в военное время.
При таких обстоятельствах, правомерность вменения товариществу указанных в предписании обязанностей не обоснована по праву и подтверждена надлежащими доказательствами.
Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства дела и принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 03 декабря 2012 года по делу N А42-4463/20122 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.ШУЛЬГА

Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Е.А.ФОКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)