Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С., после перерыва в судебном заседании Черняк Е.В.
при участии:
от заявителя: Пономарева А.В. по доверенности от 01.11.2012, после перерыва - не явился, извещен
от заинтересованного лица: Барской Т.Н. по доверенности от 09.01.2013, после перерыва Атарцевой Т.М. по доверенности N ОР-8/01 от 09.01.2013
от 3-го лица: 1) Зосим В.С. по доверенности N 75 от 16.06.2012, после перерыва не явился, извещен, 2) не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23751/2012, 13АП-23753/2012) Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам и Жилищно-строительного кооператива "Дружба-5" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.10.2012 по делу N А26-6636/2012 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по заявлению Жилищно-строительный кооператив "Дружба-5"
к Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам
3-е лицо: 1) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы", 2) Прокуратура Республики Карелия
Об отмене постановления
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Дружба-5": 185014, г. Петрозаводск, Лососинское ш., д. 22, корп. 1, кв. 5, ОГРН 1031000003539 (далее - ЖСК "Дружба-5) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об отмене постановления от 31.05.2012 Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам: 185003, г. Петрозаводск, ул. Мерецкова, 8а (далее - Комитет).
Определениями суда от 30.07.2012 и от 23.08.2012 к участию в деле привлечены открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы": г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 11В, ОГРН 1031000052335 (далее - ОАО "ПКС" и прокурор Республики Карелия.
Решением от 29 октября 2012 года суд признал незаконным и отменил постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 31.05.2012 о прекращении производства по делу N 8-ЛБ/2012, вынесенное в отношении открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы".
Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам заявил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.10.2012 по делу N А26-6636/2012 об отмене постановления о прекращении производства по делу N 8-ЛБ/2012 об административном правонарушении.
По мнению Комитета, у него отсутствовали основания для привлечения ЖСК "Дружба-5" к участию в деле в качестве потерпевшего, следовательно, не было и обязанности об извещении данного лица о рассмотрении дела об административном правонарушении. Комитет считает, что в действиях ОАО "ПКС" отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы.
ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.10.2012 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению ОАО "ПКС" при вынесении Комитетом постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении не были нарушены процессуальные нормы, поскольку ЖСК "Дружба-5" в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не признано потерпевшим, а в действиях ОАО "ПКС" отсутствует вменяемое ему событие административного правонарушения, поскольку в жилые дома, обслуживаемые кооперативом коммунальный ресурс "горячая вода" не поставляется.
В судебном заседании представитель ОАО "ПКС" поддержал доводы апелляционной жалобы.
ЖСК "Дружба-5", считая решение суда законным и обоснованным, возражало против доводов апелляционных жалоб. По мнению ЖСК "Дружба-5" ОАО "ПКС" не имело право использовать и выставлять счета с использованием компонента на тепловую энергию при осуществлении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
В судебном заседании представитель ЖСК "Дружба-5" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционные жалобы.
Прокурор Республики Карелия, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, не направил в судебное заседание своего представителя, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В отзыве на апелляционную жалобу, прокурор, считая решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением ЖЭК "Дружба-2", ЖЭК "Дружба-3", ЖЭК "Дружба-4", ЖСК "Дружба-5" и ТСЖ "Зеленая 14" Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия провело проверку действий ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" (далее - ОАО "ПКС") по применению тарифов на горячее водоснабжение.
В ходе проверки было установлено, что ОАО "ПКС" применяло в расчетах плату за потребленную горячую воду с ЖСК "Дружба-5" тарифа, установленного на тепловую энергию в рублях за гикакалорию, что не соответствует требованиям законодательства.
Решением от 26.08.2010 по данному делу антимонопольный орган признал, что, являясь субъектом естественной монополии, ОАО "ПКС" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии). При этом, производя расчеты за тепловую энергию на горячее водоснабжение с объединениями граждан (ТСЖ, ЖСК, ЖЭК) как с юридическими лицами, ОАО "ПКС" допустило нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которое выразилось в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения в расчетах с объединениями граждан тарифа на тепловую энергию вместо тарифа на горячее водоснабжение для населения, установленного уполномоченным органом.
По делу N 03-16/31-2010 антимонопольный орган выставил в адрес ОАО "ПКС" предписание от 26.08.2010, которым (пункт 1.2) обязал применять в расчетах за тепловую энергию на горячее водоснабжение с объединениями граждан (жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья и т.п.) тарифов на горячую воду, установленных для населения уполномоченным органом.
29 февраля и 31 марта 2012 года в адрес ЖСК "Дружба-5" ОАО "ПКС" выставило счета-фактуры N ТТ-1414 и N 1112590 об оплате тепловой энергии, измеряемой в Гигакалориях, по цене 1047 руб. 22 коп. за единицу, и подпиточной воды, измеряемой в куб. метрах, по цене 31 руб. 69 коп. за единицу.
По факту нарушения ОАО "ПКС" установленного порядка ценообразования, выразившегося в выставлении ЖКС "Дружба-5" счетов-фактур о внесении платы за горячее водоснабжение для населения по тарифу на тепловую энергию, прокурор Республики Карелия 03.05.2012 возбудил в отношении ОАО "ПКС" дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьями 23.51 и 28.7 КоАП РФ названное постановление направлено для проведения административного расследования в Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.
Постановлением от 31 мая 2012 года по делу N 8-ЛБ/2012 Комитет прекратил производство в отношении ОАО "ПКС" в связи с отсутствием в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
ЖСК "Дружба-5", полагая, что постановление Комитета является незаконным, обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции усмотрев в действиях ОАО "ПКС" событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ и нарушение процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении, признал незаконным и отменил постановление Комитета.
В судебном заседании 16.01.2013 объявлялся перерыв до 09-30 час. 23.01.2013. Судебное заседание продолжено 23.01.2013 в том же судебном составе.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы присутствующих в судебном заседании сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В пункте 19.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 разъяснено, что в силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Судам следует учитывать, что поскольку согласно части 1 статьи 29.9 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении именуется как постановление о назначении административного наказания, так и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановления обоих указанных видов могут быть обжалованы в арбитражный суд. Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
Согласно статье 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях. Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается, в том числе на основании заявлений потерпевших.
Вывод суда первой инстанции о том, что вынесение обжалуемого постановления без извещения ЖСК "Дружба-5" и без предоставления заявителю возможности участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении носит существенный характер ввиду ущемления права заинтересованного лица на защиту и данное нарушение является самостоятельным основанием для отмены постановления административного органа, признан судом апелляционной инстанции ошибочным.
В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении.
В постановлении прокурора Республики Карелия от 03.05.2012 о возбуждении административного производства не указано о признании ЖСК "Дружба-5" потерпевшим по делу.
Между тем, из этого постановления видно, что оно выносилось в присутствии председателя ЖСК "Дружба-5" Афанасьевой О.В., ей разъяснялись процессуальные права и была вручена копия постановления.
Постановление о прекращении производства по делу от 31.05.2012 направлено в адрес ЖСК "Дружба-5", о чем свидетельствует письмо Комитета от 09.07.2012 (л.д. 14,15).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Не извещение ЖСК "Дружба-5" о рассмотрении дела об административном правонарушении не привело к нарушению его прав, и позволило административному органу полно и всесторонне рассмотреть дело.
Таким образом, нарушение положений статьи 25.2 КоАП РФ не является существенным процессуальным нарушением, влекущим безусловную отмену постановления по делу об административном правонарушении.
Кроме того, ЖСК "Дружба-5" реализовало свои права, заявив требование об отмене постановления Комитета в судебном порядке.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В части 2 статьи 3 Закона N 210-ФЗ установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 части 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования N 520), в соответствии с которыми тарифы на горячую воду относятся к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и представляют собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды.
Этим же Постановлением утверждены Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила), которыми определяется порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 3 Правил организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, следующие документы:
- 1) заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения;
- 2) производственная программа;
- 3) расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности;
- 4) расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности;
- 5) бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет;
- 6) отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
С 2011 года государственное регулирование тарифов на горячую воду в г. Петрозаводске осуществляется Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам.
Для ОАО "ПКС" с 01.01.2011 Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам установил тарифы на горячую воду, которые применяются для жильцов 55 жилых домов, имеющих систему централизованного горячего водоснабжения. В перечень этих домов не входят жилые дома, обслуживаемые ЖСК "Дружба-5".
Из апелляционных жалоб следует, что в жилые дома, обслуживаемые ЖСК "Дружба-5", горячая вода как ресурс не поставляется, заявителю через присоединенную сеть поставляется согласованное количество тепловой энергии и теплоносителя. Приготовлением горячей воды для этих домов ОАО "ПКС" не занимается. Поэтому для домов, обслуживаемых ЖСК "Дружба-5", подлежат применению тарифы на тепловую энергию и подпиточную воду, установленные с 01.01.2012 постановлением Госкомитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 13.12.2011 N 297.
В соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования N 520 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Пунктом 48 Основ ценообразования N 520 установлено, что тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Пунктом 49 Основ ценообразования N 520 установлено, что стоимость 1 куб. метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.
Пунктом 4 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Минрегионом России. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организации коммунального комплекса от 15.02.2011 N 47 (далее Методические указания N 47).
Абзацем первым пункта 7 Методических указаний N 47 установлено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения).
Абзацами шестым - восьмым пункта 7 Методических указаний N 47 установлено, что если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:
- - тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- - расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).
Абзацем 9 пункта 7 Методических указаний N 47 установлено, что если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Таким образом, в абзаце первом пункта 7 Методических указаний N 47, как и в пункте 47 Основ ценообразования N 520 содержится императивное требование об установлении тарифа на горячую воду только для тех организаций коммунального комплекса, которые, во-первых, осуществляют непосредственное производство горячей воды (в том числе с использованием центральных тепловых пунктов), и, во-вторых, осуществляют оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (закрытая система теплоснабжения).
Из приведенных норм Методических указаний N 47 следует, что тариф на горячую воду, предусмотренный Основами ценообразования N 520, не подлежит установлению при иных способах приготовления горячей воды, в том числе с использованием открытой системы теплоснабжения.
Таким образом, пункты 47, 48, 49 Основ ценообразования N 520, относящиеся к условиям установления тарифа на горячую воду, а также названные выше положения Методических указаний N 47 определяют условия установления тарифа на горячую воду для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения), т.е. неприменимы с целью установления тарифа на горячую воду для потребителей теплоснабжающей организации, эксплуатирующей открытую систему теплоснабжения.
Данная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом РФ в Решении от 12 мая 2012 N ВАС-534/12.
Решением от 29 июня 2012 года N ВАС-4747/12 Высший Арбитражный Суд РФ признал абзац первый пункта 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47, в части слов "в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети, а также абзац четвертый пункта 7 Методических указаний не соответствующими Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, и недействующими.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 года N 1149 "О внесении в основы ценообразования в сфере деятельности организации коммунального комплекса" внесены изменения в Основы ценообразования в сфере деятельности организации коммунального комплекса, которым пункты 47 - 49 Основ ценообразования N 520 изложены в новой редакции.
Согласно пункту 49 Основ ценообразования N 520 в новой редакции под открытой системой горячего водоснабжения (теплоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на теплоноситель принимается равным тарифу на теплоноситель, установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В случае если тариф на теплоноситель не установлен, то компонент на теплоноситель принимается равным стоимости 1 куб. метра воды, учитываемой при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Компонент на тепловую энергию принимается равным тарифу на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
При этом, согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 года N 1149 тарифы на горячую воду в изложенном выше порядке устанавливаются на 2013 год.
Исходя из изложенного, следует вывод, что в рассматриваемый период нормативными правовыми актами не был урегулирован порядок определения тарифов на горячее водоснабжение в открытой системе горячего водоснабжения.
Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам при проведении административного расследования установлено, что счета-фактуры за поставляемый ресурс по договорам теплоснабжения - тепловая энергия, используемый потребителем для целей отопления и горячего водоснабжения, выставлены ОАО "ПКС" с указанием стоимости тепловой энергии и подпиточной воды. Тариф на тепловую энергию, указанный в счетах-фактурах, соответствует установленному с 01.01.2012 постановлением Комитета "О тарифах на тепловую энергию ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" от 13.12.2011 N 297. Тариф на подпиточную воду (теплоноситель), указанный в счетах-фактурах, соответствует установленному с 01.01.2012 тарифу на теплоноситель постановлением Комитета от 13.12.2011 N 297.
Доказательства того, что ОАО "ПКС" выставляло счета-фактуры за горячее водоснабжение, как это указано в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, в материалы дела не представлены, а счета-фактуры N ТТ-1414 от 29.02.2012 и N 1112590 от 31.03.2012, на которые имеется ссылка в названном постановлении, выставлены на оплату тепловой энергии и подпиточной воды (теплоносителя) в соответствии с установленными тарифами.
Иной порядок расчетов стоимости горячей воды в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) не был установлен в рассматриваемый период, следовательно, вывод суда о нарушении ОАО "ПКС" порядка ценообразования, образующего событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является ошибочным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
Таким образом, постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам о прекращении производства по делу от 31 мая 2012 года N 8-ЛБ/2012 принято в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии с правовыми нормами, регулирующими ценообразование в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
В связи с изложенным, решение суда подлежит отмене, а заявление ТСЖ "Дружба-5" - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29 октября 2012 года по делу N А26-6636/2012 отменить.
Отказать жилищно-строительному кооперативу "Дружба-5" (185014, Петрозаводск, Лососинское ш., д. 22, корп. 1, кв. 5, ОРГН 1031000003539) в удовлетворении заявленных требований.
Председательствующий
Л.А.ШУЛЬГА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Е.А.ФОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2013 ПО ДЕЛУ N А26-6636/2012
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2013 г. по делу N А26-6636/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С., после перерыва в судебном заседании Черняк Е.В.
при участии:
от заявителя: Пономарева А.В. по доверенности от 01.11.2012, после перерыва - не явился, извещен
от заинтересованного лица: Барской Т.Н. по доверенности от 09.01.2013, после перерыва Атарцевой Т.М. по доверенности N ОР-8/01 от 09.01.2013
от 3-го лица: 1) Зосим В.С. по доверенности N 75 от 16.06.2012, после перерыва не явился, извещен, 2) не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23751/2012, 13АП-23753/2012) Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам и Жилищно-строительного кооператива "Дружба-5" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.10.2012 по делу N А26-6636/2012 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по заявлению Жилищно-строительный кооператив "Дружба-5"
к Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам
3-е лицо: 1) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы", 2) Прокуратура Республики Карелия
Об отмене постановления
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Дружба-5": 185014, г. Петрозаводск, Лососинское ш., д. 22, корп. 1, кв. 5, ОГРН 1031000003539 (далее - ЖСК "Дружба-5) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об отмене постановления от 31.05.2012 Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам: 185003, г. Петрозаводск, ул. Мерецкова, 8а (далее - Комитет).
Определениями суда от 30.07.2012 и от 23.08.2012 к участию в деле привлечены открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы": г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 11В, ОГРН 1031000052335 (далее - ОАО "ПКС" и прокурор Республики Карелия.
Решением от 29 октября 2012 года суд признал незаконным и отменил постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 31.05.2012 о прекращении производства по делу N 8-ЛБ/2012, вынесенное в отношении открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы".
Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам заявил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.10.2012 по делу N А26-6636/2012 об отмене постановления о прекращении производства по делу N 8-ЛБ/2012 об административном правонарушении.
По мнению Комитета, у него отсутствовали основания для привлечения ЖСК "Дружба-5" к участию в деле в качестве потерпевшего, следовательно, не было и обязанности об извещении данного лица о рассмотрении дела об административном правонарушении. Комитет считает, что в действиях ОАО "ПКС" отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы.
ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.10.2012 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению ОАО "ПКС" при вынесении Комитетом постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении не были нарушены процессуальные нормы, поскольку ЖСК "Дружба-5" в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не признано потерпевшим, а в действиях ОАО "ПКС" отсутствует вменяемое ему событие административного правонарушения, поскольку в жилые дома, обслуживаемые кооперативом коммунальный ресурс "горячая вода" не поставляется.
В судебном заседании представитель ОАО "ПКС" поддержал доводы апелляционной жалобы.
ЖСК "Дружба-5", считая решение суда законным и обоснованным, возражало против доводов апелляционных жалоб. По мнению ЖСК "Дружба-5" ОАО "ПКС" не имело право использовать и выставлять счета с использованием компонента на тепловую энергию при осуществлении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
В судебном заседании представитель ЖСК "Дружба-5" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционные жалобы.
Прокурор Республики Карелия, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, не направил в судебное заседание своего представителя, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В отзыве на апелляционную жалобу, прокурор, считая решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением ЖЭК "Дружба-2", ЖЭК "Дружба-3", ЖЭК "Дружба-4", ЖСК "Дружба-5" и ТСЖ "Зеленая 14" Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия провело проверку действий ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" (далее - ОАО "ПКС") по применению тарифов на горячее водоснабжение.
В ходе проверки было установлено, что ОАО "ПКС" применяло в расчетах плату за потребленную горячую воду с ЖСК "Дружба-5" тарифа, установленного на тепловую энергию в рублях за гикакалорию, что не соответствует требованиям законодательства.
Решением от 26.08.2010 по данному делу антимонопольный орган признал, что, являясь субъектом естественной монополии, ОАО "ПКС" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии). При этом, производя расчеты за тепловую энергию на горячее водоснабжение с объединениями граждан (ТСЖ, ЖСК, ЖЭК) как с юридическими лицами, ОАО "ПКС" допустило нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которое выразилось в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения в расчетах с объединениями граждан тарифа на тепловую энергию вместо тарифа на горячее водоснабжение для населения, установленного уполномоченным органом.
По делу N 03-16/31-2010 антимонопольный орган выставил в адрес ОАО "ПКС" предписание от 26.08.2010, которым (пункт 1.2) обязал применять в расчетах за тепловую энергию на горячее водоснабжение с объединениями граждан (жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья и т.п.) тарифов на горячую воду, установленных для населения уполномоченным органом.
29 февраля и 31 марта 2012 года в адрес ЖСК "Дружба-5" ОАО "ПКС" выставило счета-фактуры N ТТ-1414 и N 1112590 об оплате тепловой энергии, измеряемой в Гигакалориях, по цене 1047 руб. 22 коп. за единицу, и подпиточной воды, измеряемой в куб. метрах, по цене 31 руб. 69 коп. за единицу.
По факту нарушения ОАО "ПКС" установленного порядка ценообразования, выразившегося в выставлении ЖКС "Дружба-5" счетов-фактур о внесении платы за горячее водоснабжение для населения по тарифу на тепловую энергию, прокурор Республики Карелия 03.05.2012 возбудил в отношении ОАО "ПКС" дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьями 23.51 и 28.7 КоАП РФ названное постановление направлено для проведения административного расследования в Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.
Постановлением от 31 мая 2012 года по делу N 8-ЛБ/2012 Комитет прекратил производство в отношении ОАО "ПКС" в связи с отсутствием в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
ЖСК "Дружба-5", полагая, что постановление Комитета является незаконным, обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции усмотрев в действиях ОАО "ПКС" событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ и нарушение процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении, признал незаконным и отменил постановление Комитета.
В судебном заседании 16.01.2013 объявлялся перерыв до 09-30 час. 23.01.2013. Судебное заседание продолжено 23.01.2013 в том же судебном составе.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы присутствующих в судебном заседании сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В пункте 19.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 разъяснено, что в силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Судам следует учитывать, что поскольку согласно части 1 статьи 29.9 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении именуется как постановление о назначении административного наказания, так и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановления обоих указанных видов могут быть обжалованы в арбитражный суд. Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
Согласно статье 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях. Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается, в том числе на основании заявлений потерпевших.
Вывод суда первой инстанции о том, что вынесение обжалуемого постановления без извещения ЖСК "Дружба-5" и без предоставления заявителю возможности участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении носит существенный характер ввиду ущемления права заинтересованного лица на защиту и данное нарушение является самостоятельным основанием для отмены постановления административного органа, признан судом апелляционной инстанции ошибочным.
В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении.
В постановлении прокурора Республики Карелия от 03.05.2012 о возбуждении административного производства не указано о признании ЖСК "Дружба-5" потерпевшим по делу.
Между тем, из этого постановления видно, что оно выносилось в присутствии председателя ЖСК "Дружба-5" Афанасьевой О.В., ей разъяснялись процессуальные права и была вручена копия постановления.
Постановление о прекращении производства по делу от 31.05.2012 направлено в адрес ЖСК "Дружба-5", о чем свидетельствует письмо Комитета от 09.07.2012 (л.д. 14,15).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Не извещение ЖСК "Дружба-5" о рассмотрении дела об административном правонарушении не привело к нарушению его прав, и позволило административному органу полно и всесторонне рассмотреть дело.
Таким образом, нарушение положений статьи 25.2 КоАП РФ не является существенным процессуальным нарушением, влекущим безусловную отмену постановления по делу об административном правонарушении.
Кроме того, ЖСК "Дружба-5" реализовало свои права, заявив требование об отмене постановления Комитета в судебном порядке.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В части 2 статьи 3 Закона N 210-ФЗ установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 части 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования N 520), в соответствии с которыми тарифы на горячую воду относятся к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и представляют собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды.
Этим же Постановлением утверждены Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила), которыми определяется порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 3 Правил организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, следующие документы:
- 1) заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения;
- 2) производственная программа;
- 3) расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности;
- 4) расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности;
- 5) бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет;
- 6) отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
С 2011 года государственное регулирование тарифов на горячую воду в г. Петрозаводске осуществляется Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам.
Для ОАО "ПКС" с 01.01.2011 Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам установил тарифы на горячую воду, которые применяются для жильцов 55 жилых домов, имеющих систему централизованного горячего водоснабжения. В перечень этих домов не входят жилые дома, обслуживаемые ЖСК "Дружба-5".
Из апелляционных жалоб следует, что в жилые дома, обслуживаемые ЖСК "Дружба-5", горячая вода как ресурс не поставляется, заявителю через присоединенную сеть поставляется согласованное количество тепловой энергии и теплоносителя. Приготовлением горячей воды для этих домов ОАО "ПКС" не занимается. Поэтому для домов, обслуживаемых ЖСК "Дружба-5", подлежат применению тарифы на тепловую энергию и подпиточную воду, установленные с 01.01.2012 постановлением Госкомитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 13.12.2011 N 297.
В соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования N 520 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Пунктом 48 Основ ценообразования N 520 установлено, что тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Пунктом 49 Основ ценообразования N 520 установлено, что стоимость 1 куб. метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.
Пунктом 4 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Минрегионом России. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организации коммунального комплекса от 15.02.2011 N 47 (далее Методические указания N 47).
Абзацем первым пункта 7 Методических указаний N 47 установлено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения).
Абзацами шестым - восьмым пункта 7 Методических указаний N 47 установлено, что если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:
- - тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- - расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).
Абзацем 9 пункта 7 Методических указаний N 47 установлено, что если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Таким образом, в абзаце первом пункта 7 Методических указаний N 47, как и в пункте 47 Основ ценообразования N 520 содержится императивное требование об установлении тарифа на горячую воду только для тех организаций коммунального комплекса, которые, во-первых, осуществляют непосредственное производство горячей воды (в том числе с использованием центральных тепловых пунктов), и, во-вторых, осуществляют оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (закрытая система теплоснабжения).
Из приведенных норм Методических указаний N 47 следует, что тариф на горячую воду, предусмотренный Основами ценообразования N 520, не подлежит установлению при иных способах приготовления горячей воды, в том числе с использованием открытой системы теплоснабжения.
Таким образом, пункты 47, 48, 49 Основ ценообразования N 520, относящиеся к условиям установления тарифа на горячую воду, а также названные выше положения Методических указаний N 47 определяют условия установления тарифа на горячую воду для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения), т.е. неприменимы с целью установления тарифа на горячую воду для потребителей теплоснабжающей организации, эксплуатирующей открытую систему теплоснабжения.
Данная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом РФ в Решении от 12 мая 2012 N ВАС-534/12.
Решением от 29 июня 2012 года N ВАС-4747/12 Высший Арбитражный Суд РФ признал абзац первый пункта 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47, в части слов "в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети, а также абзац четвертый пункта 7 Методических указаний не соответствующими Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, и недействующими.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 года N 1149 "О внесении в основы ценообразования в сфере деятельности организации коммунального комплекса" внесены изменения в Основы ценообразования в сфере деятельности организации коммунального комплекса, которым пункты 47 - 49 Основ ценообразования N 520 изложены в новой редакции.
Согласно пункту 49 Основ ценообразования N 520 в новой редакции под открытой системой горячего водоснабжения (теплоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на теплоноситель принимается равным тарифу на теплоноситель, установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В случае если тариф на теплоноситель не установлен, то компонент на теплоноситель принимается равным стоимости 1 куб. метра воды, учитываемой при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Компонент на тепловую энергию принимается равным тарифу на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
При этом, согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 года N 1149 тарифы на горячую воду в изложенном выше порядке устанавливаются на 2013 год.
Исходя из изложенного, следует вывод, что в рассматриваемый период нормативными правовыми актами не был урегулирован порядок определения тарифов на горячее водоснабжение в открытой системе горячего водоснабжения.
Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам при проведении административного расследования установлено, что счета-фактуры за поставляемый ресурс по договорам теплоснабжения - тепловая энергия, используемый потребителем для целей отопления и горячего водоснабжения, выставлены ОАО "ПКС" с указанием стоимости тепловой энергии и подпиточной воды. Тариф на тепловую энергию, указанный в счетах-фактурах, соответствует установленному с 01.01.2012 постановлением Комитета "О тарифах на тепловую энергию ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" от 13.12.2011 N 297. Тариф на подпиточную воду (теплоноситель), указанный в счетах-фактурах, соответствует установленному с 01.01.2012 тарифу на теплоноситель постановлением Комитета от 13.12.2011 N 297.
Доказательства того, что ОАО "ПКС" выставляло счета-фактуры за горячее водоснабжение, как это указано в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, в материалы дела не представлены, а счета-фактуры N ТТ-1414 от 29.02.2012 и N 1112590 от 31.03.2012, на которые имеется ссылка в названном постановлении, выставлены на оплату тепловой энергии и подпиточной воды (теплоносителя) в соответствии с установленными тарифами.
Иной порядок расчетов стоимости горячей воды в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) не был установлен в рассматриваемый период, следовательно, вывод суда о нарушении ОАО "ПКС" порядка ценообразования, образующего событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является ошибочным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
Таким образом, постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам о прекращении производства по делу от 31 мая 2012 года N 8-ЛБ/2012 принято в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии с правовыми нормами, регулирующими ценообразование в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
В связи с изложенным, решение суда подлежит отмене, а заявление ТСЖ "Дружба-5" - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29 октября 2012 года по делу N А26-6636/2012 отменить.
Отказать жилищно-строительному кооперативу "Дружба-5" (185014, Петрозаводск, Лососинское ш., д. 22, корп. 1, кв. 5, ОРГН 1031000003539) в удовлетворении заявленных требований.
Председательствующий
Л.А.ШУЛЬГА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Е.А.ФОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)