Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.12.2008 ПО ДЕЛУ N А12-17656/08-С67

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2008 г. по делу N А12-17656/08-С67


Резолютивная часть постановления объявлена "23" декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" декабря 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания" - не явились, извещены надлежащим образом,
от Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания" (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "12" ноября 2008 года по делу N А12-17656/08-С67, принятое судьей Павловой С.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания" (г. Волгоград)
к Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области (г. Волгоград)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

установил:

В арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания" с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области от 16.10.2008 г. N 771 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 12.11.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В материалах дела имеется отзыв, в котором Государственная жилищная инспекция по Волгоградской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
В материалах дела также имеется ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания" о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя общества.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей сторон.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 08.09.2008 г. Государственной жилищной инспекцией по Волгоградской области на основании распоряжения N 711 от 03.09.2008 г. проведена плановая инспекционная проверка в многоквартирном доме N 27, расположенном по ул. Таращанцев в Краснооктябрьском районе г. Волгограда.
Проверкой выявлены нарушения обязательных требований п. п. 2.6.2, 3.2.3, 4.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 (далее Правила), а именно - отсутствуют дверные полотна и частично дверные коробки на незадымляемых лестничных клетках; п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 08.09.2008 г. N 711.
По факту установленных нарушений составлен протокол об административном правонарушении от 10.09.2008 г. N 711. Постановлением от 16.10.2008 г. N 711 ООО "ЖЭК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 41 000 руб.
Общество оспорило вынесенное в отношении него постановление в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина заявителя в его совершении установлены и подтверждены материалами дела.
Суд апелляционной инстанции находит данные выводы суда обоснованными по следующим основаниям.
Статьей 7.22 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Материалами дела подтверждается, что в ходе проведенной жилищной Инспекцией проверки установлено значительное количество нарушений Правил, которые были подробно отражены и описаны в акте проверки от 08.09.2008 г. N 711 (л.д. 25).
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективную сторону данного правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в нарушении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 и Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правил).
Согласно ст. 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пунктов 2, 39 и 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов административного дела следует, что собственниками помещений вышеуказанных многоквартирных домов согласно ст. 161 Жилищного Кодекса РФ на общих собраниях выбран способ управления - управление управляющей организацией ООО "ЖЭК". В соответствии с положениями ст. 162 Жилищного Кодекса РФ управляющей организацией ООО "ЖЭК" с собственниками помещений многоквартирных домов заключены договора управления многоквартирными домами от 01.06.2008 года.
В пунктах 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с п. 13 названных Правил управляющей организацией проводятся осмотры общего имущества, результаты которых оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия управляющей организацией решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений), в том числе о необходимости проведения текущего или капитального ремонта общего имущества.
Факт возникновения нарушений, установленных в ходе проверки, до принятия дома в управление ООО "ЖЭК", в период осуществления функций управления иным юридическим лицом не освобождает ООО "ЖЭК" от обязанности соблюдать правила содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, принятого им в управление, поскольку ООО "ЖЭК" за период своей деятельности с 01.06.2008 года не приняло всех зависящих от него мер по устранению имеющих место нарушений, в том числе направленных на устранение выявленных нарушений в содержании дверных полотен и дверных коробках, устранение которых не требует больших финансовых и временных затрат. Более того, с момента принятия многоквартирного дома в управление - 01.06.2008 года у управляющей организации ООО "ЖЭК" возникли в полном объеме обязанности по содержанию и ремонту общего имущества, которая с этого момента несет всю ответственность за надлежащее исполнение своих обязательств.
Кроме этого, Обществом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих тот факт, что с момента принятия многоквартирного дома N 27 по ул. Таращанцев в управление Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм эксплуатации жилищного фонда.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ и п. 31 Правил, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
При этом, предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Таким образом, управляющей организации ООО "ЖЭК" при принятии многоквартирного дома N 27 по ул. Таращанцев в управление и заключении с собственниками договоров управления необходимо было рассчитать и предложить собственникам помещений размер платы за содержание и ремонт общего имущества, обеспечивающий надлежащее его содержание и ремонт, а также уведомить собственников жилых помещений о необходимости решения в установленном порядке вопроса о проведении капитального ремонта многоквартирных домов и выделению средств на его финансирование.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что управляющей организацией ООО "ЖЭК" не были приняты все зависящие меры по соблюдению правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, в том числе по организации и обеспечению выполнения работ по ремонту дверей и дверных коробок на незадымляемых лестничных клетках.
Кроме этого, вопрос о сборе средств для производства таких видов работ в установленном порядке не решался. Управляющая организация ООО "ЖЭК" не инициировала проведение общих собраний собственников жилых помещений по вышеуказанным вопросам и формированию источника финансирования работ по устранению имеющихся в жилом доме дефектов.
Апелляционный суд считает необоснованным довод Общества о том, что Госжилинспекцией нарушен процессуальный порядок привлечения ООО "ЖЭК" к административной ответственности по настоящему делу, так как событие административного правонарушения, по мнению ООО "ЖЭК" при составлении протокола N 711 от 10.09.2008 года не наступило. Как следует из материалов дела, на момент вынесения постановления N 711-16.10.2008 г., выявленные 08.09.2008 года Госжилинспекцией нарушения, касающиеся отсутствия дверных полотен и дверных коробок на незадымляемых лестничных клетках, не устранены. Не устранение до 01.10.2008 г. указанных нарушений свидетельствует о том, что многоквартирный дом не готов к эксплуатации в осенне-зимний период.
Кроме того, на момент вынесения постановления о привлечении общества к административной ответственности от 16.10.200 года ООО "ЖЭК" не представило доказательств того, что им предприняты меры по подготовке дома к эксплуатации в осенне-зимний период, а, следовательно, ООО "ЖЭК" обоснованно привлечено к административной ответственности.
Таким образом, довод ООО "ЖЭК" о том, что у Госжилинспекции отсутствовали основания для проведения проверки и возбуждения административного дела ввиду того, что 08.09.2008 года не наступило событие административного правонарушения, за которое ООО "ЖЭК" привлечено 16.10.2008 года к административной ответственности, является несостоятельным, так как согласно п. п. 3.2.3, 4.7.1 Правил, организация, ответственная за ремонт и содержание многоквартирного дома, обязана обеспечить исправное состояние дверей и окон, окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок. Таким образом, выявленные в ходе инспекционной проверки по контролю за ходом подготовки вышеуказанные нарушения Правил, являются достаточным основанием для привлечения ООО "ЖЭК" к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 7.22 КоАП РФ. Не устранение выявленных нарушений до 01.10.2008 года подтверждает, что дом N 27 по ул. Таращанцев не подготовлен к эксплуатации в зимний период.
Также апелляционный суд считает необоснованным доводом общества о том, что должностным лицом Госжилинспекции были допущены нарушения положения ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", так как при проведении проверки представителю ООО "ЖЭК" не было предъявлено распоряжения о проведении мероприятия по контролю и своим служебным удостоверением, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятием по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. Таким образом, вышеуказанным федеральным законом четко определен порядок ознакомления проверяемых лиц с распоряжением о проведении мероприятия по контролю и служебным удостоверением, в виде предъявления для ознакомления, тем самым обеспечивается защита прав проверяемого лица, в части недопущения к участию в проверки должностного лица контролирующего органа, неуполномоченного на проведение такой проверки. В случае неисполнения указанных требований, отсутствия у прибывшего на проверку должностного лица распоряжения о проведении мероприятия по контролю и служебного удостоверения проверяемое лицо вправе отказать такому должностному лицу в проведении мероприятия по контролю и не представлять для осмотра места общего пользования многоквартирного дома, в том числе кровлю, подвалы, чердачные и иные помещения, в которые ограничен свободный доступ.
При этом Федеральный закон от 08.08.2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" не содержит требований о фиксации должностным лицом контролирующего органа факта ознакомления проверяемого лица с распоряжением о проведении мероприятия по контролю.
В акте проверки и в материалах административного дела, представителем ООО "ЖЭК" Тропиной Н.С., присутствующей при проведении проверки, не отражены сведения о нарушении указанных требований закона, а также не отрицается, что проверка 08.09.2008 года проводилась главным специалистом - инспектором Ольховым В.Э., т.е. должностным лицом, указанным в распоряжении Госжилинспекции от 03.09.2008 года N 711. Кроме того, в уведомлении о проведении инспекционной проверки от 03.09.2008 года N 711, полученным обществом, согласно штампу регистрации входящих документов 04.09.2008 года, содержится ссылка на номер и дату распоряжения, являющегося основанием для проведения проверки.
При таких обстоятельствах, Госжилинспекцией при проведении проверки в соответствии с распоряжением N 711 был соблюден порядок проведения мероприятия по контролю, который предусмотрен Федеральным законом от 08.08.2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Суд апелляционной инстанции не принимает довод ООО "ЖЭК" о том, что дом N 27 по ул. Таращанцев 1986 года постройки, а сведения о проведении капитального ремонта зданий в целом или их отдельных элементов отсутствуют.
В соответствии со ст. 421 Гражданского Кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Свобода граждан и юридических лиц по поводу заключения договора означает, прежде всего, их право вступать или воздерживаться от вступления в договорные отношения любого типа. Договоры управления, заключенные управляющей организацией ООО "ЖЭК" с собственниками помещений, являются добровольным соглашением сторон об установлении гражданских прав и обязанностей. Таким образом, ООО "ЖЭК" добровольно приняло на себя обязательства по управлению вышеуказанным многоквартирным домом 1986 года постройки, а следовательно, обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему техническому содержанию и ремонту общего имущества этого дома.
В силу ст. ст. 309, 310 Гражданского Кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Пунктом 8.2 ст. 162 Жилищного Кодекса РФ предусмотрено право одностороннего отказа собственников помещений в многоквартирном доме от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Кроме того, довод заявителя об отсутствии финансовой возможности устранить выявленные неисправности, не является обстоятельством, исключающим вину ООО "ЖЭК" во вмененном ему административном правонарушении, так как ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, не ставят в зависимость исполнение заявителем своих обязанностей по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме от наличия денежных средств на эти цели.
Апелляционный суд считает несостоятельным довод Общества о том, что Госжилинспекцией незаконно назначено наказание с учетом отягчающих обстоятельств, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, а не единое место совершения правонарушения, как указал в своем доводе заявитель.
При таких обстоятельствах, при привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания, Госжилинспекцией правомерно были учтены обстоятельства, влияющие на размер установленного КоАП РФ размера штрафа, а именно, неоднократное привлечение ООО "ЖЭК" Госжилинспекцией к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, по которому на день привлечения к ответственности не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. настоящего Кодекса (постановление Госжилинспекции N 17 от 28.02.2008 года), и наказание в виде административного штрафа в размере 41000 рублей назначено правомерно.
Таким образом, факт правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждается материалами дела, порядок привлечения к административной ответственности инспекцией не нарушен.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от "12" ноября 2008 года по делу N А12-17656/08-С67 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания" без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА

Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
О.А.ДУБРОВИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)