Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2013 ПО ДЕЛУ N А26-2289/2013

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2013 г. по делу N А26-2289/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.,
при участии:
- от истца (заявителя): не явился, извещен;
- от ответчика (должника): не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16950/2013) Государственной жилищной инспекции Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.06.2013 по делу N А26-2289/2013 (судья Левичева Е.И.), принятое
по иску (заявлению) Администрации Суоярвского городского поселения
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании недействительным предписания

установил:

Администрация Суоярвского городского поселения (ОГРН 1051002321094, 186870, г. Суоярви, ул. Шельшакова, д. 6, далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - инспекция, ГЖИ) от 12.03.2013 N 391 об устранении нарушений действующего законодательства.
Решением суда первой инстанции от 14.06.2013 заявленное требование удовлетворено, оспариваемое предписание признано недействительным.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда первой инстанции от 14.06.2013 отменить, ссылаясь на ошибочность вывода суда о нарушении инспекцией требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), поскольку проверка в отношении Администрации не проводилась.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции представителей не направили. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании обращения гр. Казакевичене К.С. о понуждении Администрацию Суоярвского городского поселения организовать предоставление услуги водоснабжения жителям по ул. Новоселов в г. Суоярви (л.д. 24), заместителем руководителя Инспекции 12.02.2013 издано распоряжение N 306 о проведении внеплановой/выездной проверки в отношении ООО "Суоярвский водоканал" на предмет соблюдения обязательных требований, установленных жилищным законодательством Российской Федерации (л.д. 27-28).
В ходе проверки было установлено, что ООО "Суоярвский водоканал" не осуществляет подачу холодной воды в жилые дома по ул. Новоселов в г. Суоярви (акт от 12.03.2013, л.д. 31).
12.03.2013 инспекцией выдано предписание N 391, которым Администрации предписано в течение 30 календарных дней с момента получения предписания организовать подачу холодной воды питьевого качества гражданам, проживающим в жилых домах во ул. Новоселов в г. Суоярви (л.д. 32).
Не согласившись с законностью указанного предписания, Администрация обратилась в суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции признал недействительным оспариваемое предписание, установив нарушения процедуры проверки, предусмотренной Законом N 294-ФЗ.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции ввиду следующего.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с пунктом 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае инспекция осуществляет надзор за соблюдением органами местного самоуправления правил содержания общество имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.10.2011 N 281-П.
Согласно пункту 2 Указанного Положения, инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Карелия, законами Республики Карелия, указами и распоряжениями Главы Республики Карелия, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Карелия, иными нормативными правовыми актами Республики Карелия, а также настоящим Положением.
Таким образом, при проведении надзора ГЖИ руководствуется, в том числе и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В статье 1 Закона N 294-ФЗ определено, что данный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В статье 2 Закона N 294-ФЗ дается понятие государственного контроля (надзора), под которым понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Закон N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).
В данном случае суд первой инстанции правомерно установил, что оспариваемым предписанием от 12.03.2013 на администрацию возложены обязанности по исполнению требований инспекции (обязанность по представлению документов и исполнению предписания), что в данном случае законно лишь при условии соблюдения определенной Законом N 294-ФЗ процедуры проведения проверки.
Так, в силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Однако, как следует из материалов дела, инспекцией проведена проверка в отношении иного юридического лица (ООО "Суоярвский водоканал") и не являлась проверкой деятельности Администрации.
Инспекцией не оспаривается, что распоряжение о проведении проверки в отношении Администрации не издавалось, чем были нарушены требования части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ.
Поскольку материалами дела подтверждается проведение проверки с нарушением требований части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 20 названного Закона, правомерно признал оспариваемое предписание недействительным.
Кроме того, из оспариваемого предписания следует, что оно выдано на основании акта проверки от 12.03.2013 N 306, однако указанный акт не содержит каких либо нарушений, тем более совершенных Администрацией.
Также материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о том, что обязанность по организации подачи воды должна быть возложена именно на Администрацию. Напротив, в материалы дела представлен договор управления спорным многоквартирным домом, из которого следует, что обязанность на предоставлению собственникам многоквартирного дома коммунальных услуг, с 02.07.2012 возложена на ООО "Управляющая компания Реал" (л.д. 50-59).
Таким образом, материалы дела не содержит документов, подтверждающих наличие законных оснований для выдачи оспариваемого предписания, а также соблюдение инспекцией требований Закона N 294-ФЗ при проведении проверки, что обоснованно признано судом в качестве обстоятельства, являющегося безусловным основанием для признания оспариваемого предписания недействительным, как нарушающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание, что подателем жалобы не представлено доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, нарушения норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.06.2013 по делу N А26-2289/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий
И.Г.САВИЦКАЯ

Судьи
Г.В.БОРИСОВА
И.Б.ЛОПАТО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)