Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2007 N 16АП-1282/07(1) ПО ДЕЛУ N А25-516/07-4

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2007 г. N 16АП-1282/07(1)

Дело N А25-516/07-4

Резолютивная часть постановления оглашена 03 сентября 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2007 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.
судей: Цигельникова И.А., Винокуровой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Семыкиным В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики
на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.07.2007 г.
по делу N А25-516/07-4
по иску ОАО "Черкесские городские электрические сети" г. Черкесск
к КЧ РГУП "Жилищно-эксплуатационное управление", Министерству финансов и имущественных отношений КЧР, Финансовому управлению администрации г. Черкесска
о взыскании задолженности
с участием представителей:
от Министерства финансов и имущественных отношений КЧР - Аджиева А.Э. (доверенность N 12 от 18.04.2007 г.),

установил:

Открытое акционерное общество "Черкесские городские электрические сети" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с исковым заявлением к Карачаево-Черкесскому Республиканскому Государственному предприятию "Жилищно-эксплуатационное управление", реорганизованное в Открытое акционерное общество ЖЭУ (далее - ЖЭУ), Министерству финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики (далее - Министерство финансов КЧР), Финансовому управлению администрации города Черкесска о взыскании 19 831 рублей задолженности, образовавшейся в результате предоставления льгот малообеспеченным гражданам по оплате электрической энергии за период ноябрь - декабрь 2005 года.
Решением от 18.07.2007 / резолютивная часть решения объявлена 13 июля, полный текст изготовлен 18 июля / с казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики в пользу открытого акционерного общества "Черкесские городские электрические сети" взыскано 19 831 рубль. В удовлетворении исковых требований к Финансовому управлению администрации города Черкесска и КЧРГУП "Жилищно-эксплуатационное управление" отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что в нарушение требований статьи 15.4 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" Министерство финансов КЧР не определило порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации; в спорный период из республиканского бюджета не выделялись средства на оплату субсидий по коммунальным услугам, а средств, выделенных из федерального и местного бюджетов на эти цели, оказалось недостаточно.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов КЧР обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 18.07.2007 и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, суд неверно применил нормы материального права, не исследовал фактические обстоятельства дела. Заявитель полагает, что судебные инстанции должным образом не исследовали и не оценили документы, представленные истцом в качестве доказательств поставки малообеспеченным гражданам электроэнергии в спорный период. Поэтому вывод судов о доказанности обществом заявленных требований нельзя признать обоснованным.
В судебном заседании представитель Министерства финансов КЧР просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, в удовлетворении иска отказать.
Финансовое управление администрации города Черкесска в отзыве на жалобу указало на несостоятельность доводов Министерства финансов КЧР, а также законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, который просят оставить без изменения, рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителя.
ОАО "Жилищно-эксплуатационное управление" в отзыве на жалобу указало на несостоятельность доводов Министерства финансов КЧР, считает решение суда законным и обоснованным, а также просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.
ОАО "Черкесские городские электрические сети" обратилось в суд с ходатайством об отложении рассмотрения дела, которое оставлено без удовлетворения.
Проверив правильность решения суда от 18.07.2007 по делу N А 25-516/07-4 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основания.
Как видно из материалов дела, Общество заявило требования о взыскании задолженности по возмещению расходов, связанных с уменьшением принимаемой от малообеспеченных граждан оплаты за электрическую энергию на размер субсидий, предоставляемых им на основании статьи 15.4 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" и статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (за ноябрь, декабрь 2005 года).
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы, относящиеся к сфере социальной защиты населения, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Субсидии, предоставляемые гражданам на основании статьи 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", относятся к мероприятиям социальной защиты населения.
Согласно статье 15.4 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации. Указанные порядок и условия не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, органы государственной власти города федерального значения Москвы и органы государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга в установленном порядке обеспечивают предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Таким образом, затраты, связанные с предоставлением субсидий гражданам, компенсируются за счет средств местного бюджета. Финансирование же указанных расходов осуществляется не только за счет средств бюджета муниципального образования, но и финансовой помощи, передаваемой на эти цели Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации.
Согласно пункту 4142 Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444, до перехода к перечислению субсидий на персонифицированные социальные счета размер начисленных платежей за жилье и (или) коммунальные услуги, подлежащие оплате получателями субсидии, уменьшается на размер предоставленных субсидий.
При разрешении спора суд первой инстанции установил, что органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики не определили порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации. Бюджетом Карачаево-Черкесской Республики на 2005 год не предусматривалось выделение средств на оплату субсидий по жилью и коммунальным услугам и направление указанных средств муниципальным образованиям, а выделенных из федерального и местного бюджетов денежных средств на оплату субсидий оказалось недостаточно.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, статьями 6, 20, 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по возмещению затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг, в пределах переданных ему на эти цели денежных средств из бюджета Российской Федерации и бюджета Карачаево-Черкесской Республики.
Судом первой инстанции установлено, что в 2005 году финансирование расходов по предоставлению Обществу субсидий осуществлялось за счет средств бюджета Российской Федерации и муниципального бюджета, поскольку Минфин Карачаево-Черкесской Республики перечислял муниципальному образованию г. Черкесск в погашение задолженности по затратам, связанным с предоставлением гражданам субсидий, только средства федерального бюджета.
В силу пункта 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (введен в действие с 01.03.2005) финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - из бюджетов данных субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации на цели, указанные в настоящей части, из федерального бюджета может передаваться финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с устанавливаемыми органами государственной власти субъекта Российской Федерации стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ОАО ЖЭУ осуществляет технические функции по установлению и начислению субсидий гражданам, но не осуществляет финансирование самих субсидий, а поэтому не отвечает за образование задолженности по оплате перед Обществом.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что задолженность перед истцом за ноябрь - декабрь 2005 года образовалась вследствие не финансирования из бюджета субъекта РФ - Карачаево-Черкесской Республики, поэтому обязанность по выплате субсидий должна быть возложена на казну субъекта Российской Федерации в лице уполномоченного финансового органа - Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики.
Задолженность по субсидиям перед Обществом за период с 01.11.2005 по 31.12.2005 составила 19 831 рубль, размер задолженности подтверждается материалами дела и актом сверок между ОАО "Черкесские городские электрические сети" и Карачаево-Черкесским Республиканским Государственным предприятием "Жилищно-эксплуатационное управление", реорганизованное в Открытое акционерное общество ЖЭУ.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно взыскал задолженность по субсидиям в размере 19 831 руб. за период с 01.11.2005 по 31.12.2005 с субъекта Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы Минфина КЧР о ненадлежащей оценке судом первой инстанции представленных истцом доказательств и недоказанности обществом размера заявленных требований, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными. В деле имеются ежеквартальные адресные реестры получателей субсидий, акты сверок задолженности с органами местного самоуправления, которые были предметом тщательного исследования судом первой инстанции, им дана должная правовая оценка. Не могут быть приняты во внимание и доводы о том, что имеется двойная компенсация оплаты задолженности, поскольку судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции установлено, что в 2005-2006 годы Минфин КЧР за счет бюджета республики компенсацию субсидий за ноябрь- декабрь 2005 года не производил.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.07.2007 по делу N А25-516/07-4, по которому резолютивная часть решения объявлена 13 июля, а полный текст изготовлен 18 июля, в связи с чем судом первой инстанции ошибочно указано решение суда от 13 июля 2007 года, является законным и обоснованным, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Ходатайство ОАО "Черкесские городские электрические сети" об отложении дела слушанием оставить без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.07.2007 / резолютивная часть решения объявлена 13 июля, полный текст изготовлен 18 июля / по делу N А25-516/07-4 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий
Г.В.КАЗАКОВА

Судьи
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ
Н.В.ВИНОКУРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)