Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.11.2012 ПО ДЕЛУ N А55-20820/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2012 г. по делу N А55-20820/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2012 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2012 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью "МАИ-3Н" - Курашкина Т.С.; доверенность от 01.10.2012 года,
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - Федулов В.М.; доверенность от 01.02.2012 года N А-1159,
- от ТСЖ "Королева 17" - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "МАИ-3Н"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2012 года по делу N А55-20820/2012 (судья Стенина А.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "МАИ-3Н", (ОГРН 1056320004300), Самарская область, г. Тольятти,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
3-е лицо: ТСЖ "Королева 17", (ОГРН 1076300007442), Самарская область, г. Тольятти,
о признании незаконным и отмене постановления N ТАвз-5787 от 15.05.2012 о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50000 рублей,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "МАИ-3Н" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления к Государственной жилищной инспекции Самарской области N ТАвз-5787 от 15.05.2012 о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Общество с ограниченной ответственностью "МАИ-3Н" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что нарушения, которые были выявлены в ходе внеплановой проверки 23.04.2012 г. Государственной жилищной инспекцией (далее - ГЖИ), а именно: следы протечек над дверями эвакуационного выхода 16, 15, 14 этажи - 6 мест появились в результате нарушения верхнего кровельного покрытия и установки дверей на пожарных выходах с торца здания.
По мнению подателя жалобы, Государственной жилищной инспекции Самарской области не доказано нарушение п. 4.3.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 (далее - ПиН ТЭЖФ).
Нарушения, указанные в постановлении N ТАвз-5787, Госжилинспекция не выявила, а следовательно не вправе была наказывать за них ООО "МАИ+ЗН".
Без ремонта кровли и замены дверей на эвакуационных выходах (что относится к работам капитального характера) нельзя было прекратить протечки, которые нарушали штукатурный и окрасочный слой потолка и стен в местах общего пользования.
Как указано в апелляционной жалобе, работы по капитальному ремонту были произведены ЗАО "Волгоспецстрой" согласно договору строительного подряда N 1 от 21.08.2009 г.. заключенного между ЗАО "Волгоспецстрой" и ТСЖ "Королева 17".
Как считает податель жалобы, ЗАО "Волгоспецстрой" произвело работы некачественно, в частности по ремонту кровли и фасада, установке дверей на пожарных выходах с торца здания.
В результате произведенных ЗАО "Волгоспецстрой" работ ненадлежащего качества появились следы протечек на потолке и стенах.
ООО "МАИ+ЗН" не могло обратиться в ЗАО "Волгоспецстрой" с претензиями по дефектам работ, так как не состояло с последней в договорных отношениях, поэтому все свои претензии направляло в адрес ТСЖ "Королева 17".
Также податель жалобы считает неправомерным вывод суда о том, что что заявитель не доказал факт доведения до собственников информации о необходимости проведения ремонта. ООО "МАИ+ЗН" направило в адрес ТСЖ "Королева 17" письмо (исх N 373 от 14.05.2012 г.) о необходимости проведения текущего и капитального ремонта с приложением описи ремонтных работ от 14.04.2012 г. и плана текущего ремонта, составленного 27.04.2012 г. с предложением произвести ремонт.
Податель жалобы считает, что суд не принял во внимание, что все обязанности, предусмотренные пунктами 13 и 14 Правил N 491, ООО "МАИ+ЗН" выполнило.
В судебном заседании представитель Общества с ограниченной ответственностью "МАИ-3Н" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области считает решение законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о дне и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя ТСЖ "Королева 17".
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
23 апреля 2012 года Государственной жилищной инспекцией Самарской области была проведена внеплановая проверка состояния объекта жилого дома N 17 по адресу: г. Тольятти, бульвар Королева, в результате которого была установлено наличие нарушений окрасочного и штукатурного слоев стен и потолков лестничных клеток: следы протечек на потолке и стенах над дверными блоками в местах общего пользования на 14 - 16 этажах, не обеспечены теплотехнические, акустические, водоизоляционные свойства чердачных перекрытия на 14 - 16 этажах, тем самым нарушены подпункт а) пункта 10 и пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее Правила) и пункты 3.2.8., 4.3.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ 27.09.2003 года N 170 (далее ПиН ТЭЖФ).
По результатам проверки был составлен акт N ТАвз-5787 от 23.04.2012 года, протокол N ТАвз-5787 об административном правонарушении от 24.04.2012 года.
Постановлением Государственной жилищной инспекции Самарской области N ТАвз-5787 по делу об административном правонарушении от 15 мая 2012 года заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного постановления по делу об административном правонарушении незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ст. 7.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектами, правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22. КоАП РФ признаются как должностные лица, так и юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда закреплены в постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила). Нарушение указанных правил, свидетельствует о ненадлежащем техническом обслуживании многоквартирного дома.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, при этом силу п. 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Судом верно отмечено в решении, что заявитель осуществляет управление жилым домом N 17 по бульвару Королева в г. Тольятти.
В соответствии с п. 42 Правил, лица, оказывающие услуги и выполняющие работы, несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 названных Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
- а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
- г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
- д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
- е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Судом верно указано в решении, что актом проверки N ТАвз-5787 от 23 апреля 2012 года и протоколом N ТАвз-5787 об административном правонарушении от 24 апреля 201 2 года зафиксированы нарушения требований подпункта "а" пункта 10 Правил и п. 3.2.8, 4.3.1. ПиН ТЭЖФ-2003 со ссылкой на некачественно выполненные работы в период проведения капитального ремонта генподрядчиком ООО "Волгаспецстрой", с которым был заключен договор с ТСЖ "Королева 17".
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Общества с ограниченной ответственностью "МАИ-3Н" о том, что работы, неисполнение которых вменяется заявителю обязаны устранить ООО "Волгаспецстрой" и ТСЖ "Королева 17", а не заявитель, поскольку в соответствии с подпунктом "а" и подпунктом "з" пункта 11 Правил содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а также текущий и капитальный ремонт и содержание общего имущества.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности граждан и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих видов работ и услуг в договор с управляющей компанией.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 (далее Правила содержания) - общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома:
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с подпунктами а), в) и з) пункта 11 Правил содержания - содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
- - осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил содержания ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
- - содержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
- - текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил содержания, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с пунктами 13 и 14 Правил, осмотры общего имущества проводятся управляющей организацией, результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживании, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Кроме того, ненадлежащее состояние общего имущества многоквартирного дома было выявлено еще при осмотре 15.02.2012 года, и каких либо мер по проведению ремонта до проверочных мероприятий Инспекции 23.04.2012 года и принятия Инспекцией Постановления N ТАвз-5787 15.05.2012 года Заявитель не предпринимал; соответствующее письмо Заявителя направлено в ТСЖ "Королева 17" 14.05.2012 года.
В соответствии с Приложением N 2 к ПиН ТЭЖФ, срок устранения неисправностей балконных дверных полотен в зимнее время - 1 сутки.
Устранение неисправностей стальных, асбоцементных и других кровель, оконных и дверных наполнений, внутренняя отделка относятся к текущему ремонту, что отражено в пунктах 4, 5, 10 Приложения N 7 к ПиН ТЭЖФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявителем не доказан факт доведения до собственников информации о необходимости проведения ремонта, не представлены доказательства своевременного обращения к вышеуказанным организациям в пределах срока, предусмотренного договором, за исправлением недостатков выполненных работ и не нашел оснований для освобождения заявителя от ответственности.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2012 года по делу N А55-20820/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, установленным п. 4 ст. 288 АПК РФ.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)