Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.06.2013 ПО ДЕЛУ N А56-4102/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2013 г. по делу N А56-4102/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2013.
Полный текст постановления изготовлен 21.06.2013.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Афанасьева С.В. и Шпачевой Т.В., рассмотрев 17.06.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2012 (судья Даценко А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 (судьи Шестакова М.А., Кашина Т.А., Несмиян С.И.) по делу N А56-4102/2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района", место нахождения: 195176, Санкт-Петербург, Большая Пороховская улица, дом 37, корпус 2, ОГРН 1089847180763 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга", место нахождения: 195027, Санкт-Петербург, Тарасова улица, дом 8, ОГРН 1037816003917 (далее - Агентство), и с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) просило взыскать 85 879,03 руб. задолженности по договору от 30.06.2010 N 1699-200/1 (далее - Договор).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства", место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, улица Зодчего Росси, дом 1/3, ОГРН 1027809228116 (далее - ГУП "ВЦКП ЖХ"), Жилищный комитет Санкт-Петербурга, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, площадь Островского, дом 11, ОГРН 1047839009129, и Комитет финансов Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский проспект, дом 16, ОГРН 1027810256352.
Решением от 26.08.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Агентство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, в иске отказать. По мнению подателя жалобы, оно не наделено функциями собственника, в связи с чем не может нести бремя содержания имущества многоквартирного дома; обязанность по осуществлению расходов на содержание общего имущества несет администрация Красногвардейского района; не подлежит взысканию с ответчика задолженность, возникшая по вине нанимателей; денежные средства по договору ответчик обязан вносить только за пустующие и нежилые помещения (которых в данном доме нет); Агентство обеспечивает только перечисление денежных средств нанимателей на расчетный счет Общества.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участвующие в деле лица в соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ считаются надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество (управляющая компания) приняло на себя обязательства по содержанию и текущему ремонту доли Санкт-Петербурга в общем имуществе многоквартирного дома N 1, корпус 1, по Среднеохтинскому проспекту (далее - многоквартирный дом), обеспечению предоставления коммунальных услуг в помещениях, являющихся собственностью Санкт-Петербурга, а Агентство, выступающее уполномоченным представителем Санкт-Петербурга - собственника жилых и нежилых помещений в этом доме, обязалось возмещать расходы управляющей компании, связанные с исполнением названных обязанностей.
В приложениях N 1, 2 и 3 к Договору приведены соответственно перечень помещений, состав общего имущества и перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 3.2 Договора Агентство ежемесячно вносит плату за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома
Агентство также обеспечивает перечисление Обществу "платежей нанимателей за содержание и ремонт жилых помещений, платежей за коммунальные услуги, а также пеней в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством, поступивших на расчетный счет ГУП "ВЦКП ЖХ" на основании предъявленных нанимателям жилых помещений платежных документов "Счет за жилое помещение коммунальные и прочие услуги", формируемых ГУП "ВЦКП ЖХ" по договору с Агентством" (пункт 3.3. Договора).
Цена Договора включает в себя платежи нанимателей жилых помещений, перечисляемые ГУП "ВЦКП ЖХ" на расчетный счет Общества, выплаты за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (платежи за управление, отопление, электроснабжение на общедомовые нужды в отношении пустующих жилых и нежилых помещений, дополнительные платежи в отношении жилых помещений по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в виде разницы между размером платы, установленной решением общего собрания собственников многоквартирного дома, и размером законодательно утвержденной платы для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга) и платежи арендаторов нежилых помещений, перечисляемые Агентством на расчетный счет Общества.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Договора Агентство в пределах выделенных бюджетных ассигнований - по целевой статье 3500696 "Оплата расходов жилищных организаций на содержание и ремонт недвижимого имущества казны Санкт-Петербурга, расположенного в многоквартирных домах, находящихся в управлении ЖК, ЖСК и ТСЖ, а также управляющих организаций" Закона Санкт-Петербурга от 03.12.2009 N 605-104 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" - вносит исполнителю (Обществу) денежные средства, указанные в пункте 3.4.2 Договора.
До заключения Договора между сторонами был заключен договор от 17.06.2008 N 1599-200 аналогичного содержания.
Общество, ссылаясь на то, что у Агентства за период 2008-2011 годы образовалась задолженность по оплате расходов за коммунальные услуги и по содержанию общего имущества многоквартирного дома в размере 85 879,03 руб., обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили положения статей 309, 310 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статей 30, 155 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и признали требования обоснованными по праву и размеру.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иного вывода.
В соответствии с положениями части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Для исполнения Санкт-Петербургом как собственником жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию таких жилых помещений, а также содержанию и сохранению общего имущества упомянутых домов (кондоминиумов) и иных обязательств губернатором Санкт-Петербурга 16.03.2001 издано распоряжение N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N 310-р)
В соответствии с пунктом 1.1 Распоряжения N 310-р Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, несет расходы по оплате фактически потребляемых коммунальных услуг, по содержанию жилого помещения, по оплате содержания и сохранения общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).
Согласно пункту 1.2 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р, расчеты Санкт-Петербурга по перечисленным платежам производятся через районные жилищные агентства по месту нахождения помещения. В силу пункта 1.4 названного Положения перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
Обязанность по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в жилом доме в соответствии с распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 15.06.2005 N 52-р возложена также на государственные учреждения "Жилищные агентства административных районов".
В связи с этим судами правомерно не принят - как противоречащий указанным положениям и материалам дела - довод Агентства о том, что оно не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
В соответствии с подпунктами "е" и "ж" пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" (далее - Правила N 25) в качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан производить текущий ремонт жилого помещения и своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента заключения договора социального найма жилого помещения в соответствии с законодательством.
Как следует из представленного в материалы дела Договора, Агентство обязалось принимать меры по обеспечению соблюдения нанимателями жилых помещений Правил N 25 (пункт 2.3.2 Договора), а также обеспечить перечисление Обществу соответствующих платежей нанимателей, в том числе пеней в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.3. Договора). Согласно разделу 3 Договора расчет, начисление и корректировка платы за коммунальные и жилищные услуги нанимателям жилищного фонда, принадлежащего Санкт-Петербургу, производится Агентством; на основании договора с последним ГУП "ВЦКП ЖХ" формирует счет за жилое помещение коммунальные и прочие услуги.
Таким образом, Общество не ведет лицевые счета нанимателей жилых помещений, не осуществляет расчет платежей за жилье и коммунальные услуги, не оформляет счета к оплате и не осуществляет сбор платежей за жилье и коммунальные услуги с нанимателей жилых помещений.
При таких обстоятельствах Агентство как представитель собственника жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, и сторона Договора, взявшая на себя соответствующие обязательства, обязано возместить Обществу расходы по содержанию и текущему ремонту общего имущества этого дома, а также коммунальные услуги, на что обоснованно указано судами обеих инстанций.
При этом Агентство не лишено возможности восстановить свои имущественные интересы путем взыскания с нанимателей задолженности по таким платежам и применения к виновным лицам предусмотренной законом ответственности за неисполнение денежного обязательства.
Размер задолженности проверен судами и подтвержден ответчиком в ходе рассмотрения дела.
Ссылка подателя жалобы на пункт 4 статьи 155 ЖК РФ не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку заключенный сторонами Договор предусматривает порядок, отличный от порядка, предусмотренного указанной нормой: плата нанимателей за коммунальные услуги, а также за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме непосредственно управляющей организации не поступает.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 по делу N А56-4102/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.В.БОГОЛЮБОВА

Судьи
С.В.АФАНАСЬЕВ
Т.В.ШПАЧЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)