Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2013.
Полный текст постановления изготовлен 29.03.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Соловьевой М.В., Богуновой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 8", г. Саранск, на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.11.2012 по делу N А39-3567/2011,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 8", г. Саранск (ОГРН 1051327004431, ИНН 1327000138), к открытому акционерному обществу "СаранскТеплоТранс", г. Саранск (ОГРН 1021300974353, ИНН 1326007564), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Энергогород", о взыскании 573 519 руб. 17 коп.,
в судебном заседании приняли участие представители:
- от истца - не явился, извещен;
- от ответчика - не явился, извещен;
- от третьего лица - не явился, извещен,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 8" (далее - истец, ООО "Домоуправление N 8") обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "СаранскТеплоТранс" (далее - ответчик, ОАО "СаранскТеплоТранс") о взыскании 573 519 руб. 17 коп. перерасчета за поставленную тепловую энергию за периоды с 01.01.2011 по 23.07.2011 и с 01.10.2011 по 24.11.2011 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, арбитражным судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Энергогород" (далее - третье лицо, ООО "Энергогород").
Решением от 19.11.2012 Арбитражный суд Республики Мордовия отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
ООО "Домоуправление N 8", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
Оспаривая законность судебного акта, заявитель жалобы указал на нарушение ответчиком условий договора в части предоставления услуг горячего водоснабжения надлежащего качества. Как пояснил заявитель, в обоснование заявленного требования им были представлены результаты экспертизы "Расчет фактического потребления тепловой энергии в горячей воде для абонентов ООО "Домоуправление N 8", произведенной Министерством образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева", в соответствии с которыми стоимость недопоставленной ответчиком тепловой энергии составила 573 519 руб. 17 коп. Считает, что судом необоснованно не приняты во внимание представленные истцом распечатки архивных данных показаний общедомовых теплосчетчиков многоквартирных домов, которые были зафиксированы переносным считывающим устройством УС-Н2 с тепловых счетчиков ООО "Домоуправление N 8".
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.01.2010 между ОАО "СаранскТеплоТранс" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Домоуправление N 8" (исполнитель) заключен договор N 8Д/г, в соответствии с условиями которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать в многоквартирные дома, управляемые истцом, горячую воду в виде коммунальной услуги горячего водоснабжения.
ООО "Домоуправление N 8", полагая, что ввиду ненадлежащего исполнения ресурсоснабжающей организацией договорных обязательств с ответчика подлежит взысканию стоимость непоставленной горячей воды, истец обратился с настоящими исковыми требованиями в арбитражный суд.
Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии (статья 542 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению непосредственно гражданам, в спорном периоде регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества урегулирован в разделе VIII Правил N 307. В силу требований пункта 8 Правил N 307 взаимоотношения исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации должны строиться аналогичным образом.
Согласно пункту 60 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 1 в качестве надлежащего признается бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года.
Допускается перерыв подачи горячей воды суммарно 8 часов в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа.
За каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимый период перерыв подачи воды, размер ежемесячной платы снижается на 0,15% размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом положений пункта 61 Правил N 307.
Пунктом 5 приложения N 1 Правил N 307 установлены требования к обеспечению потребителя горячей водой. В частности, в точке разбора температура горячей воды должна быть не менее 60°C для открытых систем централизованного теплоснабжения, не менее 50°C для закрытых систем централизованного теплоснабжения, но не более 75°C для любых систем централизованного теплоснабжения.
Допустимым отклонением температуры горячей воды в точках разбора в ночное время (с 23.00 до 6.00 часов) считается не более 5°C, в дневное время (с 6.00 до 23.00 часов) не более чем на 3°C.
За каждые 3°C снижения температуры горячей воды свыше допустимых отклонений размер платы за горячую воду снижается на 0,1% за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения. При снижении температуры горячей воды ниже 40°C оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Пунктом 61 Правил 307 установлено, что при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.
В силу пункта 62 Правил N 307 объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредоставления коммунальной услуги.
Исполнитель коммунальных услуг обязан производить в установленном разделом VII настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность (подпункт "ж" пункта 49 Правил N 307).
Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества установлен разделом VIII Правил N 307.
В соответствии с пунктом 64 Правил N 307 в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Пунктом 65 Правил N 307 предусмотрено, что сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема (пункт 65).
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 66 Правил N 307).
В соответствии с пунктом 67 Правил N 307, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем.
Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей (пункт 68 Правил N 307).
В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества пункт 69 Правил N 307).
Из пункта 71 Правил N 307 следует, что акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование заявленного требования ООО "Домоуправление N 8" предоставило распечатки архивных данных замеров температуры горячей воды на вводе в жилые дома, которые были зафиксированы переносным считывающим устройством УС-Н2. Как указал истец, по данным считывающего устройства видно, что в определенных им календарных периодах и временных интервалах суток в многоквартирные дома подавалась горячая вода ненадлежащего качества - ее температура была ниже предельно допустимой.
Названные документы не являются допустимыми доказательствами по смыслу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку они составлены с нарушением положений вышеизложенных пунктов Правил N 307.
Оценив представленные истцом документы, суд первой инстанции обоснованно не принял их в качестве доказательства ненадлежащего исполнения ответчиком договорных обязательств, поскольку данные документы составлены ООО "Домоуправление N 8" в одностороннем порядке, кроме того, суд установил, что архивные данные, зафиксированные считывающим устройством, подвергались корректировке.
Иных доказательств, свидетельствующих о вине ресурсоснабжающей организации в подаче коммунального ресурса ненадлежащего качества, истцом в материалы дела не представлено. Как правильно отметил арбитражный суд, в деле отсутствуют достоверные первичные данные о температуре воды на вводе в дом, о длительности нарушения, о фактически произведенных перерасчетах гражданам-потребителям. При таких обстоятельствах в отсутствие доказательств поставки ответчиком горячей воды, не соответствующей требованиям действующего законодательства, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного арбитражный суд вынес законное решение.
Обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклоняются в связи с вышеизложенным.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.11.2012 по делу N А39-3567/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Домоуправление N 8", г. Саранск, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.И.ВЕЧКАНОВ
Судьи
Е.А.БОГУНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.03.2013 ПО ДЕЛУ N А39-3567/2011
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2013 г. по делу N А39-3567/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2013.
Полный текст постановления изготовлен 29.03.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Соловьевой М.В., Богуновой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 8", г. Саранск, на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.11.2012 по делу N А39-3567/2011,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 8", г. Саранск (ОГРН 1051327004431, ИНН 1327000138), к открытому акционерному обществу "СаранскТеплоТранс", г. Саранск (ОГРН 1021300974353, ИНН 1326007564), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Энергогород", о взыскании 573 519 руб. 17 коп.,
в судебном заседании приняли участие представители:
- от истца - не явился, извещен;
- от ответчика - не явился, извещен;
- от третьего лица - не явился, извещен,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 8" (далее - истец, ООО "Домоуправление N 8") обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "СаранскТеплоТранс" (далее - ответчик, ОАО "СаранскТеплоТранс") о взыскании 573 519 руб. 17 коп. перерасчета за поставленную тепловую энергию за периоды с 01.01.2011 по 23.07.2011 и с 01.10.2011 по 24.11.2011 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, арбитражным судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Энергогород" (далее - третье лицо, ООО "Энергогород").
Решением от 19.11.2012 Арбитражный суд Республики Мордовия отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
ООО "Домоуправление N 8", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
Оспаривая законность судебного акта, заявитель жалобы указал на нарушение ответчиком условий договора в части предоставления услуг горячего водоснабжения надлежащего качества. Как пояснил заявитель, в обоснование заявленного требования им были представлены результаты экспертизы "Расчет фактического потребления тепловой энергии в горячей воде для абонентов ООО "Домоуправление N 8", произведенной Министерством образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева", в соответствии с которыми стоимость недопоставленной ответчиком тепловой энергии составила 573 519 руб. 17 коп. Считает, что судом необоснованно не приняты во внимание представленные истцом распечатки архивных данных показаний общедомовых теплосчетчиков многоквартирных домов, которые были зафиксированы переносным считывающим устройством УС-Н2 с тепловых счетчиков ООО "Домоуправление N 8".
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.01.2010 между ОАО "СаранскТеплоТранс" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Домоуправление N 8" (исполнитель) заключен договор N 8Д/г, в соответствии с условиями которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать в многоквартирные дома, управляемые истцом, горячую воду в виде коммунальной услуги горячего водоснабжения.
ООО "Домоуправление N 8", полагая, что ввиду ненадлежащего исполнения ресурсоснабжающей организацией договорных обязательств с ответчика подлежит взысканию стоимость непоставленной горячей воды, истец обратился с настоящими исковыми требованиями в арбитражный суд.
Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии (статья 542 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению непосредственно гражданам, в спорном периоде регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества урегулирован в разделе VIII Правил N 307. В силу требований пункта 8 Правил N 307 взаимоотношения исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации должны строиться аналогичным образом.
Согласно пункту 60 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 1 в качестве надлежащего признается бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года.
Допускается перерыв подачи горячей воды суммарно 8 часов в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа.
За каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимый период перерыв подачи воды, размер ежемесячной платы снижается на 0,15% размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом положений пункта 61 Правил N 307.
Пунктом 5 приложения N 1 Правил N 307 установлены требования к обеспечению потребителя горячей водой. В частности, в точке разбора температура горячей воды должна быть не менее 60°C для открытых систем централизованного теплоснабжения, не менее 50°C для закрытых систем централизованного теплоснабжения, но не более 75°C для любых систем централизованного теплоснабжения.
Допустимым отклонением температуры горячей воды в точках разбора в ночное время (с 23.00 до 6.00 часов) считается не более 5°C, в дневное время (с 6.00 до 23.00 часов) не более чем на 3°C.
За каждые 3°C снижения температуры горячей воды свыше допустимых отклонений размер платы за горячую воду снижается на 0,1% за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения. При снижении температуры горячей воды ниже 40°C оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Пунктом 61 Правил 307 установлено, что при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.
В силу пункта 62 Правил N 307 объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредоставления коммунальной услуги.
Исполнитель коммунальных услуг обязан производить в установленном разделом VII настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность (подпункт "ж" пункта 49 Правил N 307).
Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества установлен разделом VIII Правил N 307.
В соответствии с пунктом 64 Правил N 307 в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Пунктом 65 Правил N 307 предусмотрено, что сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема (пункт 65).
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 66 Правил N 307).
В соответствии с пунктом 67 Правил N 307, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем.
Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей (пункт 68 Правил N 307).
В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества пункт 69 Правил N 307).
Из пункта 71 Правил N 307 следует, что акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование заявленного требования ООО "Домоуправление N 8" предоставило распечатки архивных данных замеров температуры горячей воды на вводе в жилые дома, которые были зафиксированы переносным считывающим устройством УС-Н2. Как указал истец, по данным считывающего устройства видно, что в определенных им календарных периодах и временных интервалах суток в многоквартирные дома подавалась горячая вода ненадлежащего качества - ее температура была ниже предельно допустимой.
Названные документы не являются допустимыми доказательствами по смыслу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку они составлены с нарушением положений вышеизложенных пунктов Правил N 307.
Оценив представленные истцом документы, суд первой инстанции обоснованно не принял их в качестве доказательства ненадлежащего исполнения ответчиком договорных обязательств, поскольку данные документы составлены ООО "Домоуправление N 8" в одностороннем порядке, кроме того, суд установил, что архивные данные, зафиксированные считывающим устройством, подвергались корректировке.
Иных доказательств, свидетельствующих о вине ресурсоснабжающей организации в подаче коммунального ресурса ненадлежащего качества, истцом в материалы дела не представлено. Как правильно отметил арбитражный суд, в деле отсутствуют достоверные первичные данные о температуре воды на вводе в дом, о длительности нарушения, о фактически произведенных перерасчетах гражданам-потребителям. При таких обстоятельствах в отсутствие доказательств поставки ответчиком горячей воды, не соответствующей требованиям действующего законодательства, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного арбитражный суд вынес законное решение.
Обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклоняются в связи с вышеизложенным.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.11.2012 по делу N А39-3567/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Домоуправление N 8", г. Саранск, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.И.ВЕЧКАНОВ
Судьи
Е.А.БОГУНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)