Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.03.2009 ПО ДЕЛУ N А57-7193/2008-41

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2009 г. по делу N А57-7193/2008-41


Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от Государственной жилищной инспекции Саратовской области - Шахова И.И. по доверенности N 5 от 20.01.2009 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПНКБ"
на решение арбитражного суда Саратовской области от 25 августа 2008 года по делу N А57-7193/2008-41, принятое судьей Степура С.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПНКБ" (г. Саратов)
к Государственной жилищной инспекции Саратовской области (г. Саратов),
о признании незаконным действия по вынесению предписания,

установил:

Решением арбитражного суда Саратовской области от 25.08.2008 г. отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПНКБ" (далее - ООО "Управляющая компания "ПНКБ", Общество) о признании незаконным действия Государственной жилищной инспекции Саратовской области по вынесению предписания от 15.04.2008 г. N 82 ООО "Управляющая компания "ПНКБ".
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило принятое по делу решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание выдано Государственной жилищной инспекцией Саратовской области ненадлежащему лицу.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2008 г. решение арбитражного суда Саратовской области от 25.08.2008 г. отменено, предписание Государственной жилищной инспекции Саратовской области N 82 от 15.04.2008 г. признано незаконным.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.01.2009 г. постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2008 г. отменено, дело направлено в суд апелляционной инстанции для рассмотрения по существу жалобы ООО "Управляющая компания "ПНКБ" на решение арбитражного суда Саратовской области от 25.08.2008 г.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, открытом 02.03.2009 г., объявлялся перерыв до 09 час. 00 мин. 05.03.2009 г.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании пояснения представителя Государственной жилищной инспекции Саратовской области, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании жалоб граждан-жильцов дома по ул. Мичурина, д. 96 г. Саратова Государственной жилищной инспекцией Саратовской области (далее - Инспекция) вынесено Распоряжение на проведение инспекционной проверки от 07.04.2008 N 314.
В ходе проведения внеплановой инспекционной проверки соблюдения ООО "Управляющая компания "ПНКБ" (далее - управляющая компания) обязательных требований, установленных действующими нормативно-правовыми актами, при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, в жилом доме, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина 96, были выявлены нарушения правил содержания и ремонта жилого дома, а именно: на фасаде дома наличие трещин, в местах общего пользования отслоение штукатурки, износ кровельного покрытия, неисправность водоотводящих конструкций наружного водостока (водосточных труб), частичное наличие повреждений перекрытий лестничных площадок, наличие трещин на стенах лестничных клеток, повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток, в местах общего пользование неисправности внутридомовых электросетей, чем нарушены пп. 4.2.1.3, 4.6.1, 3.2.1, 3.2.2, 4.3.1, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. N 170.
По результатам проверки, оформленной актом от 15.04.2008 г., уполномоченным лицом Инспекции в отношении Общества, ответственного за содержание общего имущества проверяемого жилого дома, вынесено предписание N 82 от 15.04.2008 г. об устранении выявленных правонарушений и их причин.
Общество оспорило действия Инспекции по вынесению данного предписания в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из отсутствия предусмотренных ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовых оснований для признания действий по вынесению оспариваемого предписания недействительными.
Федеральным законом от 08 сентября 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон N 134-ФЗ) установлен порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля, их обязанности, а также права юридических лиц при проведении государственного контроля.
Статья 2 Закона N 134-ФЗ определяет государственный контроль (надзор) как проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами; а мероприятие по контролю как совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
Из анализа ст. 2 Закона N 134-ФЗ мероприятия по контролю представляют собой совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1086 "О Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" (далее - Положение), органы Государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами.
Органы Государственной жилищной инспекции имеют право: проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области является исполнительным органом власти области и осуществляет контроль за соблюдением требований жилищного законодательства участниками жилищных правоотношений, включая контроль за техническим состоянием жилищного фонда и общего имущества в многоквартирном доме и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.
Результаты мероприятий по контролю оформляются в соответствии с требованиями ст. 9 Закона N 134-ФЗ, о чем составляется акт соответствующей формы.
Оценив собранные по делу доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, основываясь на вышеуказанных нормах действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые действия совершены Инспекцией в пределах предоставленных полномочий по осуществлению контроля за техническим состоянием жилищного фонда и в установленном законом порядке.
Общество, оспаривая действия Инспекции по вынесению обжалуемого предписания, фактически не согласно с его содержанием, считает, что объем обязанностей ООО "Управляющая компания "ПНКБ" как управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений определяется исключительно договором, заключенным по итогам проведения конкурса.
Указанному доводу судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его переоценки.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в соответствии с положениями ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
Из материалов дела следует, что ООО "Управляющая компания "ПНКБ" по результатам проведения открытого конкурса получило право управления, в том числе спорным многоквартирным домом.
Согласно п. п. 1, 2 и 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу п. 2.4 Устава ООО "Управляющая компания "ПНКБ" осуществляет деятельность по управлению общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах, выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, представляет коммунальные услуги собственникам помещений и осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Общество как управляющая организация заключила договоры управления с собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, д. 96. Данное обстоятельство подтверждается договором управления многоквартирным домом от 01.03.2008 года.
В соответствии с п. п. 2, 39, 42 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно п. п. 13 и 20 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, осмотры общего имущества многоквартирных домов проводятся управляющей организацией. После установления факта превышения физического износа общего имущества уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности управляющей организации необходимо направить предложение собственникам помещений о проведении общего собрания с целью определения размера платы на проведение капитального ремонта.
Доказательств того, что ООО "Управляющая компания "ПНКБ" направлялись предложения собственникам помещений о проведении общего собрания с целью заключения дополнительного соглашения по определению размера платы для устранения неисправностей, установленных в ходе проверки, в общей части совпадающих с Перечнем работ и услуг по содержанию ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 96 по ул. Мичурина, в материалах дела не представлено.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирных домах не содержат каких-либо исключений равно особенностей в части исполнения обязанности по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирных домах управляющей организацией, ставшей таковой по итогам открытого конкурса.
Суд апелляционной инстанции считает, что обязанности, возложенные на ООО "Управляющая компания "ПНКБ" в договоре управления многоквартирным домом N 96 по ул. Мичурина от 01.03.2008 года, не освобождают управляющую организацию от соблюдения общеобязательных требований по содержанию общего имущества многоквартирного дома, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
Наличие выявленных Инспекцией нарушений Общество по существу не оспаривает и на какие-либо опровергающие доказательства в этой части не ссылается. Таким образом, действия Инспекции по вынесению предписания от 15.04.2008 г. N 82 ООО "Управляющая компания "ПНКБ" в связи с выявлением в ходе проверки нарушений обязательных требований, установленных законодательством при предоставлении жилищных и коммунальных услуг, являются законными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы правомерных выводов суда не опровергают, потому отклоняются судебной коллегией.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение арбитражного суда Саратовской области от 25 августа 2008 года по делу N А57-7193/2008-41 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.

Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ

Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
Ю.А.КОМНАТНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)