Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2013.
Полный текст постановления изготовлен 08.02.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Соловьевой М.В., Богуновой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-1", г. Йошкар-Ола, на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25.10.2012 по делу N А38-3194/2012,
по иску открытого акционерного общества "Мариэнергосбыт", г. Йошкар-Ола (ИНН 1215099739, ОГРН 1051200000015), к обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление-1", г. Йошкар-Ола (ИНН 1215131661, ОГРН 1081215003891), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального унитарного предприятия "Йошкар-Олинская ТЭЦ N 1" муниципального образования "Город Йошкар-Ола", г. Йошкар-Ола, о взыскании основного долга по оплате электрической энергии,
в судебном заседании приняли участие представители:
- от истца - Асмаева Т.И. по доверенности от 12.12.2012 N 54/13 сроком действия до 31.12.2013;
- от ответчика - не явился, извещен;
- от третьего лица - не явился, извещен,
открытое акционерное общество "Мариэнергосбыт" (далее - истец, ОАО "Мариэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление-1" (далее - ответчик, ООО "Домоуправление-1") о взыскании 705 370 руб. 30 коп. задолженности по оплате потребленной электрической энергии в период с апреля 2011 года по апрель 2012 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, арбитражным судом привлечено муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская ТЭЦ N 1" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (далее - МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ N 1").
Решением от 25.10.2012 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил заявленные исковые требования. Кроме того, взыскал с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в сумме 17 107 руб. 41 коп.
ООО "Домоуправление-1", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
ООО "Домоуправление-1" считает неверным вывод суда о том, что для определения количества отпущенной на общедомовые нужды энергии достаточно только данных показаний общедомовых приборов учета и сбора данных об объеме поставленной электрической энергии на места общего пользования. Со ссылкой на пункт 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам, заявитель жалобы пояснил, что для определения объема (количества) энергии, потребленной на общедомовые нужды, имеет значение точность снятия показаний приборов учета потребителей-граждан при определении количества потребленной населением электроэнергии на бытовые нужды, что соответствует требованиям законодательства. Пояснил, что в случае, если прибор учета не прошел проверку по истечении межповерочного интервала, то согласно пункту 31 Правил N 307 расчеты должны производиться по нормативам. При этом обязанность по контролю технического состояния приборов учета (индивидуальных, общедомовых), их соответствия требованиям действующего законодательства, их своевременной проверке и замене лежит на ресурсоснабжающей организации, т.е. истце. Между тем доказательств своевременных поверок индивидуальных приборов учета, показания которых использовались ОАО "Мариэнергосбыт" для расчета задолженности, в материалы дела не представлено.
По утверждению ответчика, объем электроэнергии по нормативу, в который уже включен объем электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, исходя из представленной истцом в суд информации, на основании которой ответчиком произведен контррасчет, размер задолженности ООО "Домоуправление-1" перед истцом за спорный период составляет 11 297 руб. 55 коп.
В судебном заседании представитель истца, возражая против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Домоуправление-1" является управляющей компанией на территории муниципального образования городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл, основной целью деятельности которого является организация управления и обслуживания жилищного фонда на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола".
01.04.2011 между ОАО "Мариэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ООО "Домоуправление-1" (исполнитель) заключен договор N 21646, в соответствии с условиями которого гарантирующий поставщик принял на себя обязательство подавать исполнителю электрическую энергию для целей оказания собственникам жилья и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги электроснабжения, использования ее на общедомовые нужды, а "Домоуправление-1" обязалось ее оплачивать.
Во исполнение принятых обязательств по договору истец в период с апреля 2011 года по апрель 2012 года поставил ответчику электрическую энергию для обеспечения деятельности многоквартирных домов.
Количество потребленной ответчиком электрической энергии определялось на основании показаний приборов учета, согласованных сторонами в приложении N 2 к договору, ежемесячно передаваемых истцу сетевой организацией МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ N 1" путем вычитания из текущих показаний приборов учета предыдущих показаний и умножения разницы на коэффициент трансформации. По местам общего пользования, не обеспеченным приборами учета, количество потребленной электроэнергии определялось по формуле: мощность, умноженная на часы горения. Стоимость электрической энергии определялась в соответствии с тарифами, утвержденными приказами Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 23.11.2010 N 96 и от 22.11.2011 N 216.
Наличие неоплаченной задолженности по оплате принятой электроэнергии явилось поводом истцу для обращения с настоящими исковыми требованиями в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований истец представил в материалы дела расчетные ведомости за спорный период, содержащие сведения о показаниях общедомовых приборов учета, количестве энергии, потребленной домами, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, применяемых тарифах и общей стоимости энергии по каждому жилому дому, интегральные акты учета электрической энергии по точкам учета за спорный период, а также акты приема-передачи.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Обязанность исполнителя коммунальных услуг, каковым является ответчик, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, возникает у управляющей компании в силу пункта 49 Правил N 307.
Дома жилого фонда вместе с энергопринимающими устройствами переданы ответчику (управляющей компании) на обслуживание (содержание, ремонт, управление) на основании договоров, заключенных с собственниками помещений.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирных домах выбрали один из способов управления многоквартирным домом - управление управляющей компанией.
Следовательно, отношения по снабжению электрической энергией между жителями и энергоснабжающей организацией опосредованы участием управляющей компании - ответчиком, который является исполнителем коммунальных услуг для населения жилого фонда, находящегося у него в управлении.
При этом в соответствии с пунктами 4, 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят управляющей организации.
Согласно пункту 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, уплатить деньги и т.п., а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статьям 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или соглашением сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Количество принятой жилыми домами ООО "Домоуправление-1" электроэнергии и задолженность ответчика подтверждены представленными в материалы дела документами. У суда отсутствуют основания сомневаться в показаниях общедомовых приборов учета, принятых в качестве расчетных. Расчет истца проверен судом первой инстанции и признан обоснованным. Доказательств, достоверно опровергающих исходные данные, использованные при расчете, или методику расчета ответчик не представил. При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца долг в сумме 705 370 руб. 30 коп.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неверном определении истцом количества потребленной электроэнергии на общедомовые нужды со ссылкой на необходимость определения количества потребленной населением электроэнергии на основании установленных нормативов потребления в связи с несвоевременной проверкой внутриквартирных приборов учета и несоответствием их классу точности, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Таким образом, до указанного срока собственники жилых помещений вправе использовать при расчетах ранее установленные приборы учета.
Установленное в пункте 141 Правил N 530 требование к классу точности приборов учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, не влечет возникновение негативных последствий использования приборов, не соответствующих установленному классу точности. Действующим законодательством не предусмотрено, что потребление электрической энергии гражданами при несвоевременной замене прибора учета, не соответствующего требованиям по классу точности, должно рассматриваться (приравниваться) как потребление электроэнергии в отсутствие индивидуального прибора учета с определением объема отпущенной электрической энергии на основании нормативов.
Оценивая представленные ответчиком в материалы дела акты осмотра индивидуальных приборов учета, суд первой инстанции обоснованно не принял их в качестве надлежащих доказательств доводов ООО "Домоуправление-1", поскольку акты составлены в одностороннем порядке, более того, были предметом оценки при рассмотрении дела N А38-4297/2011 и оценены судом как бездоказательные.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Иных убедительных доводов, способных повлиять на законность принятого судебного акта, заявителем не приведено.
С учетом изложенного арбитражный суд вынес законное решение.
Доводы заявителя жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклоняются в связи с вышеизложенным.
Оснований для отмены судебного акта по изложенным в апелляционной жалобе обстоятельствам не установлено.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25.10.2012 по делу N А38-3194/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-1", г. Йошкар-Ола, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.02.2013 ПО ДЕЛУ N А38-3194/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2013 г. по делу N А38-3194/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2013.
Полный текст постановления изготовлен 08.02.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Соловьевой М.В., Богуновой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-1", г. Йошкар-Ола, на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25.10.2012 по делу N А38-3194/2012,
по иску открытого акционерного общества "Мариэнергосбыт", г. Йошкар-Ола (ИНН 1215099739, ОГРН 1051200000015), к обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление-1", г. Йошкар-Ола (ИНН 1215131661, ОГРН 1081215003891), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального унитарного предприятия "Йошкар-Олинская ТЭЦ N 1" муниципального образования "Город Йошкар-Ола", г. Йошкар-Ола, о взыскании основного долга по оплате электрической энергии,
в судебном заседании приняли участие представители:
- от истца - Асмаева Т.И. по доверенности от 12.12.2012 N 54/13 сроком действия до 31.12.2013;
- от ответчика - не явился, извещен;
- от третьего лица - не явился, извещен,
установил:
открытое акционерное общество "Мариэнергосбыт" (далее - истец, ОАО "Мариэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление-1" (далее - ответчик, ООО "Домоуправление-1") о взыскании 705 370 руб. 30 коп. задолженности по оплате потребленной электрической энергии в период с апреля 2011 года по апрель 2012 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, арбитражным судом привлечено муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская ТЭЦ N 1" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (далее - МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ N 1").
Решением от 25.10.2012 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил заявленные исковые требования. Кроме того, взыскал с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в сумме 17 107 руб. 41 коп.
ООО "Домоуправление-1", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
ООО "Домоуправление-1" считает неверным вывод суда о том, что для определения количества отпущенной на общедомовые нужды энергии достаточно только данных показаний общедомовых приборов учета и сбора данных об объеме поставленной электрической энергии на места общего пользования. Со ссылкой на пункт 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам, заявитель жалобы пояснил, что для определения объема (количества) энергии, потребленной на общедомовые нужды, имеет значение точность снятия показаний приборов учета потребителей-граждан при определении количества потребленной населением электроэнергии на бытовые нужды, что соответствует требованиям законодательства. Пояснил, что в случае, если прибор учета не прошел проверку по истечении межповерочного интервала, то согласно пункту 31 Правил N 307 расчеты должны производиться по нормативам. При этом обязанность по контролю технического состояния приборов учета (индивидуальных, общедомовых), их соответствия требованиям действующего законодательства, их своевременной проверке и замене лежит на ресурсоснабжающей организации, т.е. истце. Между тем доказательств своевременных поверок индивидуальных приборов учета, показания которых использовались ОАО "Мариэнергосбыт" для расчета задолженности, в материалы дела не представлено.
По утверждению ответчика, объем электроэнергии по нормативу, в который уже включен объем электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, исходя из представленной истцом в суд информации, на основании которой ответчиком произведен контррасчет, размер задолженности ООО "Домоуправление-1" перед истцом за спорный период составляет 11 297 руб. 55 коп.
В судебном заседании представитель истца, возражая против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Домоуправление-1" является управляющей компанией на территории муниципального образования городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл, основной целью деятельности которого является организация управления и обслуживания жилищного фонда на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола".
01.04.2011 между ОАО "Мариэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ООО "Домоуправление-1" (исполнитель) заключен договор N 21646, в соответствии с условиями которого гарантирующий поставщик принял на себя обязательство подавать исполнителю электрическую энергию для целей оказания собственникам жилья и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги электроснабжения, использования ее на общедомовые нужды, а "Домоуправление-1" обязалось ее оплачивать.
Во исполнение принятых обязательств по договору истец в период с апреля 2011 года по апрель 2012 года поставил ответчику электрическую энергию для обеспечения деятельности многоквартирных домов.
Количество потребленной ответчиком электрической энергии определялось на основании показаний приборов учета, согласованных сторонами в приложении N 2 к договору, ежемесячно передаваемых истцу сетевой организацией МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ N 1" путем вычитания из текущих показаний приборов учета предыдущих показаний и умножения разницы на коэффициент трансформации. По местам общего пользования, не обеспеченным приборами учета, количество потребленной электроэнергии определялось по формуле: мощность, умноженная на часы горения. Стоимость электрической энергии определялась в соответствии с тарифами, утвержденными приказами Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 23.11.2010 N 96 и от 22.11.2011 N 216.
Наличие неоплаченной задолженности по оплате принятой электроэнергии явилось поводом истцу для обращения с настоящими исковыми требованиями в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований истец представил в материалы дела расчетные ведомости за спорный период, содержащие сведения о показаниях общедомовых приборов учета, количестве энергии, потребленной домами, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, применяемых тарифах и общей стоимости энергии по каждому жилому дому, интегральные акты учета электрической энергии по точкам учета за спорный период, а также акты приема-передачи.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Обязанность исполнителя коммунальных услуг, каковым является ответчик, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, возникает у управляющей компании в силу пункта 49 Правил N 307.
Дома жилого фонда вместе с энергопринимающими устройствами переданы ответчику (управляющей компании) на обслуживание (содержание, ремонт, управление) на основании договоров, заключенных с собственниками помещений.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирных домах выбрали один из способов управления многоквартирным домом - управление управляющей компанией.
Следовательно, отношения по снабжению электрической энергией между жителями и энергоснабжающей организацией опосредованы участием управляющей компании - ответчиком, который является исполнителем коммунальных услуг для населения жилого фонда, находящегося у него в управлении.
При этом в соответствии с пунктами 4, 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят управляющей организации.
Согласно пункту 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, уплатить деньги и т.п., а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статьям 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или соглашением сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Количество принятой жилыми домами ООО "Домоуправление-1" электроэнергии и задолженность ответчика подтверждены представленными в материалы дела документами. У суда отсутствуют основания сомневаться в показаниях общедомовых приборов учета, принятых в качестве расчетных. Расчет истца проверен судом первой инстанции и признан обоснованным. Доказательств, достоверно опровергающих исходные данные, использованные при расчете, или методику расчета ответчик не представил. При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца долг в сумме 705 370 руб. 30 коп.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неверном определении истцом количества потребленной электроэнергии на общедомовые нужды со ссылкой на необходимость определения количества потребленной населением электроэнергии на основании установленных нормативов потребления в связи с несвоевременной проверкой внутриквартирных приборов учета и несоответствием их классу точности, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Таким образом, до указанного срока собственники жилых помещений вправе использовать при расчетах ранее установленные приборы учета.
Установленное в пункте 141 Правил N 530 требование к классу точности приборов учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, не влечет возникновение негативных последствий использования приборов, не соответствующих установленному классу точности. Действующим законодательством не предусмотрено, что потребление электрической энергии гражданами при несвоевременной замене прибора учета, не соответствующего требованиям по классу точности, должно рассматриваться (приравниваться) как потребление электроэнергии в отсутствие индивидуального прибора учета с определением объема отпущенной электрической энергии на основании нормативов.
Оценивая представленные ответчиком в материалы дела акты осмотра индивидуальных приборов учета, суд первой инстанции обоснованно не принял их в качестве надлежащих доказательств доводов ООО "Домоуправление-1", поскольку акты составлены в одностороннем порядке, более того, были предметом оценки при рассмотрении дела N А38-4297/2011 и оценены судом как бездоказательные.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Иных убедительных доводов, способных повлиять на законность принятого судебного акта, заявителем не приведено.
С учетом изложенного арбитражный суд вынес законное решение.
Доводы заявителя жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклоняются в связи с вышеизложенным.
Оснований для отмены судебного акта по изложенным в апелляционной жалобе обстоятельствам не установлено.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25.10.2012 по делу N А38-3194/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-1", г. Йошкар-Ола, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.И.ВЕЧКАНОВ
А.И.ВЕЧКАНОВ
Судьи
Е.А.БОГУНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
Е.А.БОГУНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)