Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Куприянова Е.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Аганесовой О.Б.,
судей Чистяковой Н.М., Федосеевой О.А.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя П. по доверенности П.Л. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 13 августа 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований П. к администрации города Вологды о предоставлении земельного участка отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чистяковой Н.М., судебная коллегия
установила:
П. является инвалидом ..., что подтверждается справкой от <ДАТА> N ....
<ДАТА> П. обратилась в администрацию города Вологды с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка площадью ... кв. м для ведения личного подсобного хозяйства в районе <адрес>.
Письмом Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды от <ДАТА> N ... П. предложено конкретизировать местоположение испрашиваемого земельного участка и сообщено о том, что на территории <адрес> не предусмотрен вид разрешенного использования "личное подсобное хозяйство".
<ДАТА> П. обратилась в суд с иском к администрации города Вологды о предоставлении земельного участка.
Просила предоставить ей земельный участок на территории города Вологды площадью ... кв. м для ведения личного подсобного хозяйства.
<ДАТА> представитель истца П. по доверенности П.Л. уточнил исковые требования, просил суд обязать администрацию города Вологды предоставить П. в собственность земельный участок по адресу: <адрес> в соответствии с кадастровым паспортом за исключением ...
В судебное заседание истец П. не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель истца П. по доверенности П.Л. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации города Вологды по доверенности З. иск не признала, указывая на отсутствие отказа администрации города Вологды в предоставлении в собственность П. земельного участка.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель П. по доверенности П.Л. ставит вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права, указывая на необходимость предоставления земельного участка с учетом нахождения на нем объектов недвижимости и владение П. земельным участком на протяжении более ... лет.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Статья 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Положения статьи 17 указанного Закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Согласно Правилам предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, на учет принимаются и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов.
Как следует из материалов дела, П., являясь инвалидом ..., <ДАТА> обратилась в Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью ... кв. м в районе <адрес> приложив к заявлению схему расположения земельного участка, копии справки об инвалидности и паспорта гражданина Российской Федерации.
Письмом Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды от <ДАТА> N ... П. сообщено о том, что приложенная к заявлению схема земельного участка не позволяет определить местоположение земельного участка, в связи с чем с целью принятия решения по формированию земельного участка П. предложено конкретизировать местоположение испрашиваемого земельного участка. Одновременно П. сообщено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Вологды, утвержденными решением Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года N 72 (с последующими изменениями), на территории <адрес> не предусмотрен вид разрешенного использования "личное подсобное хозяйство".
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований П., с чем соглашается и судебная коллегия.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Вологда" утвержден постановлением администрации города Вологды от 19 сентября 2012 года N 5313.
Пунктом 5.1 Порядка определено, что заявители, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, направляют в администрацию города Вологды заявления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению истца также было приложено схематичное изображение предполагаемого местоположения испрашиваемого земельного участка.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции обоснованно указал, что П. не соблюден порядок обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
Приложенная П. схема расположения земельного участка не позволяет определить местоположение земельного участка, поскольку на ней отсутствует привязка границ земельного участка к местности, расположенные на участке объекты недвижимости, временные строения, линейные объекты, инженерные коммуникации, их охранные зоны и другие обременения или ограничения.
<ДАТА> администрация города Вологды разъяснила П. в письме N ... о том, что приложенная к заявлению схема земельного участка не позволяет определить местоположение земельного участка и предложила ей конкретизировать местоположение испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, со стороны ответчика не было допущено нарушения прав истца, гарантированных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы представителя истца по доверенности П.Л. основаны на неправильном толковании норм материального права и подлежат отклонению. Наличие у истца права на первоочередное получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не означает обязанность соответствующего органа предоставить по его требованию любой выбранный земельный участок без соблюдения соответствующей процедуры, которая закреплена в Земельном кодексе Российской Федерации. Принятие решения по данному вопросу является прерогативой заинтересованных лиц и не относится к компетенции суда. Ссылка подателя жалобы относительно необходимости предоставления истцу земельного участка по адресу: <адрес> для личного подсобного хозяйства с учетом нахождения на нем объектов недвижимости несостоятельна по вышеизложенным обстоятельствам.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 13 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя П. по доверенности П.Л. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4994/2013
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. по делу N 33-4994/2013
Судья: Куприянова Е.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Аганесовой О.Б.,
судей Чистяковой Н.М., Федосеевой О.А.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя П. по доверенности П.Л. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 13 августа 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований П. к администрации города Вологды о предоставлении земельного участка отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чистяковой Н.М., судебная коллегия
установила:
П. является инвалидом ..., что подтверждается справкой от <ДАТА> N ....
<ДАТА> П. обратилась в администрацию города Вологды с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка площадью ... кв. м для ведения личного подсобного хозяйства в районе <адрес>.
Письмом Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды от <ДАТА> N ... П. предложено конкретизировать местоположение испрашиваемого земельного участка и сообщено о том, что на территории <адрес> не предусмотрен вид разрешенного использования "личное подсобное хозяйство".
<ДАТА> П. обратилась в суд с иском к администрации города Вологды о предоставлении земельного участка.
Просила предоставить ей земельный участок на территории города Вологды площадью ... кв. м для ведения личного подсобного хозяйства.
<ДАТА> представитель истца П. по доверенности П.Л. уточнил исковые требования, просил суд обязать администрацию города Вологды предоставить П. в собственность земельный участок по адресу: <адрес> в соответствии с кадастровым паспортом за исключением ...
В судебное заседание истец П. не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель истца П. по доверенности П.Л. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации города Вологды по доверенности З. иск не признала, указывая на отсутствие отказа администрации города Вологды в предоставлении в собственность П. земельного участка.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель П. по доверенности П.Л. ставит вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права, указывая на необходимость предоставления земельного участка с учетом нахождения на нем объектов недвижимости и владение П. земельным участком на протяжении более ... лет.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Статья 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Положения статьи 17 указанного Закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Согласно Правилам предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, на учет принимаются и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов.
Как следует из материалов дела, П., являясь инвалидом ..., <ДАТА> обратилась в Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью ... кв. м в районе <адрес> приложив к заявлению схему расположения земельного участка, копии справки об инвалидности и паспорта гражданина Российской Федерации.
Письмом Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды от <ДАТА> N ... П. сообщено о том, что приложенная к заявлению схема земельного участка не позволяет определить местоположение земельного участка, в связи с чем с целью принятия решения по формированию земельного участка П. предложено конкретизировать местоположение испрашиваемого земельного участка. Одновременно П. сообщено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Вологды, утвержденными решением Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года N 72 (с последующими изменениями), на территории <адрес> не предусмотрен вид разрешенного использования "личное подсобное хозяйство".
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований П., с чем соглашается и судебная коллегия.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Вологда" утвержден постановлением администрации города Вологды от 19 сентября 2012 года N 5313.
Пунктом 5.1 Порядка определено, что заявители, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, направляют в администрацию города Вологды заявления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению истца также было приложено схематичное изображение предполагаемого местоположения испрашиваемого земельного участка.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции обоснованно указал, что П. не соблюден порядок обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
Приложенная П. схема расположения земельного участка не позволяет определить местоположение земельного участка, поскольку на ней отсутствует привязка границ земельного участка к местности, расположенные на участке объекты недвижимости, временные строения, линейные объекты, инженерные коммуникации, их охранные зоны и другие обременения или ограничения.
<ДАТА> администрация города Вологды разъяснила П. в письме N ... о том, что приложенная к заявлению схема земельного участка не позволяет определить местоположение земельного участка и предложила ей конкретизировать местоположение испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, со стороны ответчика не было допущено нарушения прав истца, гарантированных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы представителя истца по доверенности П.Л. основаны на неправильном толковании норм материального права и подлежат отклонению. Наличие у истца права на первоочередное получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не означает обязанность соответствующего органа предоставить по его требованию любой выбранный земельный участок без соблюдения соответствующей процедуры, которая закреплена в Земельном кодексе Российской Федерации. Принятие решения по данному вопросу является прерогативой заинтересованных лиц и не относится к компетенции суда. Ссылка подателя жалобы относительно необходимости предоставления истцу земельного участка по адресу: <адрес> для личного подсобного хозяйства с учетом нахождения на нем объектов недвижимости несостоятельна по вышеизложенным обстоятельствам.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 13 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя П. по доверенности П.Л. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)