Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6818

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2012 г. по делу N 33-6818


Судья: И.А. Ермакова

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Т.В. Паршиной
судей И.Д. Васильевых, М.В. Кочетковой
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 сентября 2012 года дело
по апелляционной жалобе Т.
на решение Володарского районного суда Нижегородской области от 15 мая 2012 года по делу по заявлению Т. об обжаловании действий директора Государственного бюджетного учреждения "Центр предоставления мер социальной поддержки Володарского района" по выдаче справки о предоставлении льгот, обязании выдать справку.
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Васильевых И.Д., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

установила:

Т. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий директора Государственного бюджетного учреждения "Центр предоставления мер социальной поддержки Володарского района" по выдаче справки о предоставлении льгот, в обоснование указав следующее.
17.10.2011 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" в целях осуществления социальной поддержки Правительство Российской Федерации постановлено осуществить в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 01.01.2005 г. по 31.12.2011 г. Согласно п. 3 Постановления, меры социальной поддержки предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам по месту их работы. Для реализации данного Постановления 16.12.2011 г. издан Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Минфина Российской Федерации N 1556ан/174н об утверждении порядка осуществления единовременной денежной выплаты (приложение к Приказу N 2), согласно которого для получения данной единовременной денежной выплаты необходимо предоставить справку органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации по месту жительства о том, что в период, за который начисляется единовременная денежная выплата, работники не пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, представляемой работниками в учреждение. В связи с чем, Т. обратилась в ГБУ "Центр предоставления мер социальной поддержки Володарского района" с заявлением о выдаче данной справки. Т. считает, что в справке N от 12.03.2012 г., выданной на основании заявления, необоснованно указано, что в период с 01.01.2005 г. по 01.02.2012 г. ей, как члену семьи "Ветерана боевых действий" в соответствии со ст. 16 Закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", предоставлялись льготы и ежемесячная денежная компенсация по оплате жилищных услуг.
Т. полагает, что данная информация указана незаконно и необоснованно, поскольку она в боевых действиях участия не принимала, ветераном боевых действий не является. Считает, что к пользователям льгот, предоставляемых ветеранам боевых действий, не относится. Указывает, что данная мера предоставлялась ее мужу - Т.А.Ф., как ветерану боевых действий.
Также Т. считает, что указание в законе на членов семей, произведено не с точки зрения предоставления данной меры социальной поддержки всем членам семьи, а лишь на предоставление ветерану боевых действий конкретной льготы независимо от количества лиц, проживающих совместно с ним. Указание в справке N о предоставлении ей льготы и ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищных услуг, как члену семьи "Ветерана боевых действий", является необоснованным и незаконным, создает препятствие к реализации ее права на получение мер социальной поддержки согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 839 от 17.10.2011 г., поскольку комиссией госпиталя ей отказано в единовременной денежной выплате за период с 01.01.2005 г. по 01.02.2012 г.
В ходе судебного разбирательства Т. дополнила заявленные требования и просила суд обязать ГБУ "Центр предоставления мер социальной поддержки Володарского района" выдать справку согласно пункта 5 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2011 г. N 1556АН/174Н о том, что в период, за который начисляется единовременная денежная выплата, она не пользовалась правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Заинтересованное лицо - ГБУ "Центр предоставления мер социальной поддержки Володарского района" в лице директора П., заявленные требования не признало.
Заинтересованное лицо Госпиталь () - структурное подразделение ФГУ "Окружной военный клинический госпиталь военного округа" - надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Решением Володарского районного суда Нижегородской области от 15 мая 2012 года заявление Т. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Т. поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Заявитель жалобы считает, что судом неправильно истолкован закон N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. "О ветеранах", которым предусмотрены меры социальной поддержки в виде оплаты 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, ветеранам боевых действий, в том числе занимаемой членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими, в то время как Т. ветераном боевых действий не является. Кроме этого, льгота рассчитывается от общей площади занимаемой квартиры, вне зависимости от количества членов семьи.
Также заявитель указывает, что судом не учтено, что ее супруг - Т.А.Ф. - при предоставлении льготы указал Т. как члена своей семьи совместно с ним проживающую в соответствии с положениями семейного законодательства, а не с целью получения льготы.
Судом не дана оценка факту отсутствия выплаты непосредственно ей ежемесячной денежной компенсации, которая начисляется и выплачивается конкретному лицу.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Государственного казенного учреждения "Управления социальной защиты населения Володарского района" П., просившую оставить решение суда без изменения, и пояснившую, что в связи с реорганизацией в настоящее время наименование ГБУ "Центр предоставления мер социальной поддержки Володарского района" изменено на Государственное казенное учреждение "Управления социальной защиты населения Володарского района", судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Т. работает в Госпитале () - структурном подразделении ФГУ "ОВКГ ВО" Минобороны России. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 г. N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", заявитель имеет право на получение мер социальной поддержки. Так, указанным нормативным актом с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г. медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки установлена ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей (п. 1).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 839 от 17.10.2011 г. предусмотрено произвести в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 01.01.2012 г.) в случае, если они имели право по состоянию на 31.12.2004 г. на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения, в том числе 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рублей в месяц в 2010 году, 1103 рублей в месяц в 2011 году.
Также указанным Постановлением предусмотрен субъектный состав лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки. Меры поддержки предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам по месту их работы (п. 3). Меры, предусмотренные п. 2 Постановления, не предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам за периоды, в течение которых они пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2011 г. N 1556ан/174н. (п. 4).
Т., как лицо, имеющее право на получение мер социальной поддержки (льгот) на основании вышеуказанного Постановления, 17.02.2012 г. и 02.03.2012 г. обратилась в ГБУ "Центр предоставления мер социальной поддержки Володарского района" с заявлением о предоставлении справки, подтверждающей, что мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг она не пользуется. ГБУ "Центр предоставления мер социальной поддержки Володарского района" выдало 17.02.2012 г. и 12.03.2012 г. Т. справки NN, соответственно, из содержания которых следует, что в период с 01.01.2005 г. по 01.02.2012 г. Т. предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищных услуг, как члену семьи ветерана боевых действий, выплата прекращена с 01.02.2012 г. по личному заявлению.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, установив факт наличия у супруга Т. - Т.А.Ф. - статуса ветерана боевых действий, которому предоставлялась мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Т., поскольку указанная мера социальной поддержки предоставлялась как самому ветерану Т.А.Ф., так и членам семьи, совместно с ним проживающих, в том числе Т.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается ввиду следующего.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК Российской Федерации установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие). При этом в соответствии с указанной статьей юридически значимыми обстоятельствами, входящими в предмет доказывания входят нарушение прав и свобод гражданина, организации-заявителя, создание препятствий к их осуществлению и (или) незаконное возложение на гражданина какой-либо обязанности либо незаконное привлечение его к ответственности.
Кроме этого, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 15 Постановления N 2 разъяснил, что в заявлении об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно быть указано, в частности, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия).
Судом установлено, что супруг заявителя Т. - Т.А.Ф. является ветераном боевых действий.
Статьей 16 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. "О ветеранах" определен перечень мер социальной поддержки, предоставляемых государством ветеранам боевых действий, к которым подпунктом 5 пункта 1 отнесена оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Анализируя указанную статью, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данная мера социальной поддержки распространяется и на членов семьи ветерана боевых действий.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.07.2008 г. N 281 утверждено Положение, которое определяет порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных компенсаций, а также особенности предоставления мер социальной поддержки по оплате топлива, установленных, в том числе и законом "О ветеранах".
Согласно подп. 4 п. 1 указанного Положения меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячных денежных компенсаций в объеме, установленном нормативными правовыми актами, перечисленными в пункте 1 Положения, при отсутствии у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях по очной форме, при предоставлении указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не учитывается). При наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ежемесячные денежные компенсации предоставляются гражданам при условии заключения и (или) выполнения условий соглашения(ий) о погашении задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг либо отдельных видов коммунальных услуг.
К членам семьи гражданина, имеющего право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, относятся проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители данного гражданина, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они признаются им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство (подп. 5 п. 1).
На основании заявлений от 06.12.2004 г. и 28.08.2008 г. (л.д. 25-27) Т.А.Ф. была предоставлена мера социальной поддержки в виде субсидии - единой денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг. При этом из содержания заявлений усматривается, что мера социальной поддержки была предоставлена, в том числе и членам семьи Т.А.Ф., в частности супруге Т.
Согласно Реестру лиц, имеющих право на единую денежную компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг, расчет льготы по квартире Т-ких произведен исходя из членов семьи, совместно проживающих с ветераном боевых действий, с учетом члена семьи - Т.
Указанное служит доказательством того факта, что Т., являясь членом семьи ветерана боевых действий и проживая с ним на одной жилой площади, фактически пользовалась мерой социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг. То есть, вне зависимости от того, что заявитель не является ветераном боевых действий, являясь членом семьи ветерана, в соответствии с указанными положениями закона, получала меры социальной поддержки. При этом получение денежной компенсации ветераном боевых действий, а не членами его семьи, не подтверждает отсутствие получения данной меры, поскольку законодателем установлено, что льгота рассчитывается исходя из общей площади занимаемых жилых помещений. Выплата компенсации непосредственно Т.А.Ф., как ветерану боевых действий, не исключает распространение этой меры социальной поддержки и на Т., поскольку последняя состоит на регистрационном учете и проживает в квартире совместно с Т.А.Ф., что в соответствии с положениями жилищного законодательства свидетельствует об обязанности солидарно нести расходы по содержанию жилого помещения.
При таких обстоятельствах, справки от 17.02.2012 г. N и от 12.03.2012 г. N, выданные ГБУ "Центр предоставления мер социальной поддержки Володарского района" о том, что в период с 01.01.2005 г. по 01.02.2012 г. Т. предоставлялись льготы и ежемесячная денежная компенсация по жилищным услугам, как члену семьи "Ветерана боевых действий" в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", содержит достоверные сведения и не нарушает права заявителя.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) устанавливая гарантии социальной защиты, в том числе социального обеспечения предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1), вместе с тем не определяет конкретные объемы способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который ввел общее правило гражданам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законом основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору получателя. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что такое правовое регулирование, устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан.
Более того, в связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 17.10.2011 г. N 839 "О мерах социальной поддержки и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" Министерство социальной политики Нижегородской области в письме от 20.02.2012 г. дало специальные разъяснения о том, что выплата, предусмотренная постановлением, будет осуществляться в установленных размерах по месту работы указанных граждан, в том числе за прошлое время, начиная с 2005 года, при условии не получения гражданами в указанный период мер социальной поддержки по оплате ЖКУ по другим основаниям (л.д. 41).
Т. предоставлено право получать меры социальной поддержки по одному из предусмотренных законом оснований, по выбору получателя - либо как члену семьи ветерана боевых действий, либо как медицинскому работнику по месту работы.
Таким образом, действия директора ГБУ "Центр предоставления мер социальной поддержки Володарского района", связанные с выдачей справок, указывающих на предоставление Т. льгот, являются законными.
Выводы суда являются верными.
Довод жалобы Т. о том, что лично она не получала денежную компенсацию, судебной коллегией отклоняется по изложенным выше основаниям.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по своей сути направлены на переоценку доказательств и свидетельствуют о несогласии заявителя с принятым решением, что не может являться основаниями для отмены решения суда. Ссылки жалобы по существу сводятся к повторению правовой позиции заявителя жалобы, изложенной ею в суде первой инстанции. Суд мотивировано отверг эти доводы, с выводами решения коллегия согласна; иное толкование норм материального права, которое дает заявитель, коллегия полагает неверным, основанием к отмене решения оно не является.
При установленных обстоятельствах, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом верно, выводы решения судом обоснованы, судебная коллегия с ними согласна и оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Володарского районного суда Нижегородской области от 15 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.В.ПАРШИНА

Судьи
И.Д.ВАСИЛЬЕВЫХ
М.В.КОЧЕТКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)