Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.М.А. к Товариществу собственников жилья "Тигровый" Второй жилой комплекс" о признании права оплачивать тепловую энергию на основании прибора индивидуального учета тепловой энергии, возложении обязанности произвести перерасчет платежей за тепловую энергию, выставлять документы для оплаты тепловой энергии на основании показаний прибора индивидуального учета тепловой энергии, по апелляционной жалобе представителя истца К.Л.А. на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 15 ноября 2012 года, которым в иске было полностью отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения П.М.Н. и ее представителя К.Л.А., возражения представителей ответчика Б.В.Н. и Ч.И.П., судебная коллегия
П.М.А. обратилась с иском к Товариществу собственников жилья (ТСЖ) "Тигровый" Второй жилой комплекс", указав, что является собственником квартиры <...> в г. Владивостоке. В 2004 году в соответствии с рабочим проектом лицензированная организация установила в квартире индивидуальный прибор учета тепловой энергии. После согласования установки счетчика с ТСЖ она производила оплату отопления по счетчику. После увольнения председателя ТСЖ ей стали выдавать счета на оплату теплоэнергии по норме потребления без учета показаний счетчика. Возникла задолженность и спор об оплате коммунальных платежей.
П.М.А. просила признать за ней право на оплату тепловой энергии (отопления) на основании показаний прибора индивидуального учета тепловой энергии и обязать ТСЖ выставлять ей документы на оплату с учетом показаний прибора учета тепловой энергии, а также произвести перерасчет за тепловую энергию.
Истец и представитель иск поддержали.
Ответчик ТСЖ "Тигровый" Второй комплекс жилья" иск не признал.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении иска полностью отказал.
В апелляционной жалобе представитель истца К.Л.А. просит отменить решение суда и удовлетворить иск.
По утверждению заявителя жалобы суд неправильно применил нормы материального права и неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отказ в иске судом был мотивирован тем, что в доме по ул. <...> имеется общедомовой узел учета тепловой энергии. По решению общего собрания членов ТСЖ "Тигровый" Второй комплекс жилья", Уставу ТСЖ, договору между П.Ю.К. и ТСЖ определен порядок оплаты услуг по теплоснабжению. Установка индивидуального прибора учета в квартире была произведена с нарушением закона, оплата услуг по теплоснабжению по счетчику и производилась также с нарушением законодательства.
П.М.А. считает, что ее право на оплату коммунальных услуг, исходя из показаний приборов учета, основано на Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354; решения органов управления ТСЖ не содержат запрета на установку приборов индивидуального учета тепловой энергии, не было принято во внимание, то, что ранее производилась оплата по счетчику, а представленный договор предусматривает плату по приборам учета.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, изучив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что решение суда следует оставить без изменения.
Неоспоримыми являются факты наличия в доме <...> общедомового узла учета тепловой энергии и установки истцом в квартире N <...> индивидуального счетчика тепловой энергии.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 потребитель имеет право принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности (п. "з" ст. 33).
Таким образом, доводы истца о наличии у него права на установку в квартире прибора учета тепловой энергии обоснованны.
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" признано утратившим силу с 1 сентября 2012 года за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 января 2015 г.
По Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем (пункты 19, 21, 23, 25).
Так, согласно подпункту "б" пункта 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к Правилам в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление, а в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета, так же, как и при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета (подпункт 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам) исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
С учетом изложенного, доводы истца о возможности оплаты за тепловую энергию по показаниям прибора индивидуального учета, также обоснованны.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 установлено, что прибор индивидуального учета должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (п. 33).
Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" установлено, что к применению сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку, и отвечающие требованиям об обеспечении единства измерений, метрологическим и техническим. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации (ст. 9).
Из материалов дела следует, что в соответствии с рабочим проектом ООО НТЦ "Юниор" оборудовало в квартире истца узел коммерческого учета тепловой энергии.
При таких обстоятельствах истцу следовало доказать, что оборудованный в его квартире узел коммерческого учета тепловой энергии соответствует правилам учета тепловой энергии.
Представленные истцом доказательства этому, в частности акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя на период с 25 августа 2010 года до 24 августа 2014 года, составленный ООО НТЦ "Юниор", является недопустимым доказательством, поскольку противоречит Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго РФ 12.09.1995 г. N Вк-4936.
По указанным Правилам - глава 7, допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется в двух экземплярах соответствующий акт.
Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
При допуске в эксплуатацию узла учета потребителя после получения акта представитель энергоснабжающей организации пломбирует приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя.
Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя.
Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
В деле нет доказательств, указывающих на то, что узел учета в квартире П.М.А. был в установленном порядке допущен к ведению учета полученной тепловой энергии, а, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований в целом не имелось, поскольку изначально требования основаны на установке в квартире индивидуального теплосчетчика.
Правильное по существу решение суда не может быть отменено по формальным соображениям (п. 6 ст. 330 ГПК РФ).
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы судебная коллегия посчитала необоснованными и отклонила.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 15 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца П.М.А. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 29.01.2013 ПО ДЕЛУ N 33-739
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2013 г. по делу N 33-739
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.М.А. к Товариществу собственников жилья "Тигровый" Второй жилой комплекс" о признании права оплачивать тепловую энергию на основании прибора индивидуального учета тепловой энергии, возложении обязанности произвести перерасчет платежей за тепловую энергию, выставлять документы для оплаты тепловой энергии на основании показаний прибора индивидуального учета тепловой энергии, по апелляционной жалобе представителя истца К.Л.А. на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 15 ноября 2012 года, которым в иске было полностью отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения П.М.Н. и ее представителя К.Л.А., возражения представителей ответчика Б.В.Н. и Ч.И.П., судебная коллегия
установила:
П.М.А. обратилась с иском к Товариществу собственников жилья (ТСЖ) "Тигровый" Второй жилой комплекс", указав, что является собственником квартиры <...> в г. Владивостоке. В 2004 году в соответствии с рабочим проектом лицензированная организация установила в квартире индивидуальный прибор учета тепловой энергии. После согласования установки счетчика с ТСЖ она производила оплату отопления по счетчику. После увольнения председателя ТСЖ ей стали выдавать счета на оплату теплоэнергии по норме потребления без учета показаний счетчика. Возникла задолженность и спор об оплате коммунальных платежей.
П.М.А. просила признать за ней право на оплату тепловой энергии (отопления) на основании показаний прибора индивидуального учета тепловой энергии и обязать ТСЖ выставлять ей документы на оплату с учетом показаний прибора учета тепловой энергии, а также произвести перерасчет за тепловую энергию.
Истец и представитель иск поддержали.
Ответчик ТСЖ "Тигровый" Второй комплекс жилья" иск не признал.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении иска полностью отказал.
В апелляционной жалобе представитель истца К.Л.А. просит отменить решение суда и удовлетворить иск.
По утверждению заявителя жалобы суд неправильно применил нормы материального права и неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отказ в иске судом был мотивирован тем, что в доме по ул. <...> имеется общедомовой узел учета тепловой энергии. По решению общего собрания членов ТСЖ "Тигровый" Второй комплекс жилья", Уставу ТСЖ, договору между П.Ю.К. и ТСЖ определен порядок оплаты услуг по теплоснабжению. Установка индивидуального прибора учета в квартире была произведена с нарушением закона, оплата услуг по теплоснабжению по счетчику и производилась также с нарушением законодательства.
П.М.А. считает, что ее право на оплату коммунальных услуг, исходя из показаний приборов учета, основано на Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354; решения органов управления ТСЖ не содержат запрета на установку приборов индивидуального учета тепловой энергии, не было принято во внимание, то, что ранее производилась оплата по счетчику, а представленный договор предусматривает плату по приборам учета.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, изучив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что решение суда следует оставить без изменения.
Неоспоримыми являются факты наличия в доме <...> общедомового узла учета тепловой энергии и установки истцом в квартире N <...> индивидуального счетчика тепловой энергии.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 потребитель имеет право принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности (п. "з" ст. 33).
Таким образом, доводы истца о наличии у него права на установку в квартире прибора учета тепловой энергии обоснованны.
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" признано утратившим силу с 1 сентября 2012 года за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 января 2015 г.
По Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем (пункты 19, 21, 23, 25).
Так, согласно подпункту "б" пункта 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к Правилам в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление, а в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета, так же, как и при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета (подпункт 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам) исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
С учетом изложенного, доводы истца о возможности оплаты за тепловую энергию по показаниям прибора индивидуального учета, также обоснованны.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 установлено, что прибор индивидуального учета должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (п. 33).
Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" установлено, что к применению сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку, и отвечающие требованиям об обеспечении единства измерений, метрологическим и техническим. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации (ст. 9).
Из материалов дела следует, что в соответствии с рабочим проектом ООО НТЦ "Юниор" оборудовало в квартире истца узел коммерческого учета тепловой энергии.
При таких обстоятельствах истцу следовало доказать, что оборудованный в его квартире узел коммерческого учета тепловой энергии соответствует правилам учета тепловой энергии.
Представленные истцом доказательства этому, в частности акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя на период с 25 августа 2010 года до 24 августа 2014 года, составленный ООО НТЦ "Юниор", является недопустимым доказательством, поскольку противоречит Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго РФ 12.09.1995 г. N Вк-4936.
По указанным Правилам - глава 7, допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется в двух экземплярах соответствующий акт.
Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
При допуске в эксплуатацию узла учета потребителя после получения акта представитель энергоснабжающей организации пломбирует приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя.
Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя.
Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
В деле нет доказательств, указывающих на то, что узел учета в квартире П.М.А. был в установленном порядке допущен к ведению учета полученной тепловой энергии, а, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований в целом не имелось, поскольку изначально требования основаны на установке в квартире индивидуального теплосчетчика.
Правильное по существу решение суда не может быть отменено по формальным соображениям (п. 6 ст. 330 ГПК РФ).
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы судебная коллегия посчитала необоснованными и отклонила.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 15 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца П.М.А. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)