Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2013 ПО ДЕЛУ N А49-9015/2012

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2013 г. по делу N А49-9015/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителя Управления по регулированию тарифов и энергосбережения Пензенской области - Сидоркиной О.В. (доверенность от 18.02.2013 N 1216),
представитель общества с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" - не явился; общество извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 апреля 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 января 2013 года по делу N А49-9015/2012 (судья Голованова Н.В.),
принятое по заявлению общества с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" (ОГРН 1095802000920, ИНН 5802008155), Пензенская область, г. Каменки,
к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережения Пензенской области (ОГРН 1095836002470), г. Пенза,
о признании незаконным бездействия,

установил:

общество с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" (далее - общество, ОДО "Сети водоотведения города Каменки") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным бездействия Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее - управление) по неисполнению требований Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и обязать управление устранить нарушения указанных Правил путем внесения дополнений в Приложения N 1 и N 2 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20.08.2012 N 89 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения Пензенской области" в следующем порядке:
- - дополнить таблицу Приложения N 1 столбцом N 5 с наименованием "водоотведение", содержащим количественный показатель объема норматива водоотведения, применительно к каждому виду степени благоустройства, указанного в столбце N 2 данной таблицы;
- - дополнить таблицу Приложения N 2 столбцом N 6 с наименованием "водоотведение", содержащим количественный показатель объема норматива водоотведения, применительно к каждому виду степени благоустройства, указанного в столбце N 2 данной таблицы (л.д. 3 - 6, 100 - 101).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 29.01.2013 по делу N А49-9015/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 122 - 130).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 135 - 138).
Управление апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в пояснении по делу.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель управления отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в пояснении по делу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, пояснении по делу и в выступлении представителя управления, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 23.09.2009 ОДО "Сети водоотведения города Каменки" зарегистрировано Межрайонной ИФНС России N 2 по Пензенской области в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством серии 58 N 001652260 (л.д. 11) и сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 12).
Согласно Уставу предметом деятельности общества является оказание услуг по сбору, очистке и отведению сточных вод от населенных пунктов в водные объекты.
Общество, полагая, что приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20.08.2012 N 89 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения Пензенской области" в нарушение Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, не содержит размера величины норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, обратилось в управление с письмом от 13.09.2012 N 796 (л.д. 15 - 17) об устранении допущенных нарушений в вышеназванном приказе.
Не получив ответа от управления на свое заявление, общество в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия управления по неисполнению требований Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 4 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания незаконным бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого бездействия закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно пункту 9 названных Правил установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Постановлением Правительства Пензенской области от 04.08.2012 N 440-пП утверждено Положение об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, согласно которому названное управление является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и контроля в установленных сферах деятельности на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством (п. 1.1), решения по вопросам, входящим в компетенцию управления, принимаются в форме приказов (п. 1.4).
Пунктом 3.11 вышеназванного Положения определено, что управление утверждает в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством нормативы потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, а также нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельных участков и надворных построек.
Приказом управления от 20.08.2012 N 89 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения Пензенской области" установлены и введены в действие с 01.09.2012 нормативы потребления населением Пензенской области коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях, определенные исходя из конструктивных и технических параметров многоквартирных или жилых домов (в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая); в отношении водоотведения - износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая) (приложение N 1 к настоящему приказу), а также установлены и введены нормативы потребления населением Пензенской области коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды, определенные исходя из конструктивных и технических параметров многоквартирных или жилых домов (в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая); в отношении водоотведения - износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая) (приложение N 2 к настоящему приказу).
Вышеназванный приказ управления опубликован в издании "Издательский дом "Пензенская правда" от 21.08.2012 N 63, а изменения, внесенные в него приказом управления от 03.10.2012 N 109, опубликованы в издании "Издательский дом "Пензенская правда" 05.10.2012.
В соответствии с пунктом 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях определяется исходя из суммы нормативов холодного водоснабжения и горячего водоснабжения в жилых помещениях.
Согласно пункту 29 вышеназванных Правил, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов холодного водоснабжения и горячего водоснабжения на общедомовые нужды.
Таким образом, в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, отсутствуют императивные требования об установлении в форме фиксированной величины норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению.
В пункте 1 примечания к приложению N 1 к приказу управления от 20.08.2012 N 89 указано, что в соответствии с пунктом 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (с последующими изменениями), норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях определяется исходя из суммы нормативов холодного водоснабжения и горячего водоснабжения в жилых помещениях.
В пунктах 1 и 2 примечания к приложению N 2 к приказу управления от 20.08.2012 N 89 указано, что в соответствии с пунктом 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (с последующими изменениями), нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов холодного водоснабжения и горячего водоснабжения на общедомовые нужды.
Заявитель, полагая, что приказ управления от 20.08.2012 N 89 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения Пензенской области" в нарушение Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, не содержит размера величины норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, обжалует бездействие управления, выразившееся в отсутствие исполнения надлежащим образом полномочий по установлению нормативов водоотведения на коммунальные услуги в жилых помещениях и на общедомовые нужды.
При этом заявитель просит суд обязать управление устранить указанные нарушения Правил путем внесения дополнений в Приложения N 1 и N 2 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области N 89 от 20.08.2012, а именно: дополнить таблицу Приложения N 1 столбцом N 5 с наименованием "водоотведение", содержащим количественный показатель объема норматива водоотведения, применительно к каждому виду степени благоустройства, указанного в столбце N 2 данной таблицы; дополнить таблицу Приложения N 2 столбцом N 6 с наименованием "водоотведение", содержащим количественный показатель объема норматива водоотведения, применительно к каждому виду степени благоустройства, указанного в столбце N 2 данной таблицы.
В силу положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим кодексом.
Выбор способа защиты нарушенного права принадлежит заявителю, но удовлетворение требования возможно только тогда, если это приведет к восстановлению нарушенного права. Заявитель, избрав способ защиты в виде оспаривания бездействия уполномоченного органа в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не указывает какие права и каким образом будут восстановлены удовлетворением заявленного требования о признании незаконным бездействия управления.
Суд первой инстанции правильно указал, что оспаривая бездействие управления, заявитель не привел мотивированных и документальных обоснований незаконности бездействия управления, выразившегося в отсутствие исполнения надлежащим образом полномочий по установлению нормативов водоотведения на коммунальные услуги в жилых помещениях и на общедомовые нужды в соответствии с требованиями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Заявителем в ходе судебного разбирательства настоящего дела не названа конкретная императивная норма закона об установлении в форме фиксированной величины норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, которая нарушена управлением, а также не доказано что в результате этого нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вместе с тем, бремя доказывания нарушения своих прав и охраняемых законом интересов в силу статей 4 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на заявителя. В нарушение названных норм кодекса заявителем не доказано нарушение его прав оспариваемым бездействием.
Из содержания заявления общества (л.д. 3 - 6) и уточнений к нему (л.д. 100 - 101) следует, что по своей сути требования общества сводятся к проверке судом отдельных положений действующего нормативного правового акта - приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20.08.2012 N 89, на соответствие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, а также внесению изменений в оспариваемый нормативный правовой акт в редакции, предложенной заявителем.
Суд первой инстанции правильно указал, что данная категория дел рассматривается в порядке, предусмотренном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а не главой 24.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что избранный заявителем способ судебной защиты не соответствует характеру возникших спорных правоотношений. Выбор ненадлежащего способа защиты является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. В этой связи требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 января 2013 года по делу N А49-9015/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
Е.Г.ПОПОВА
А.А.ЮДКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)