Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 05.12.2013 ПО ДЕЛУ N А68-6510/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2013 г. по делу N А68-6510/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2013
В полном объеме постановление изготовлено 05.12.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Смолко С.И., Шелудяева В.Н.
при участии в судебном заседании:
- от прокуратуры Тульской области - Моисеевой Н.Г. - старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Тульской области по поручению от 21.11.2013 N 8/15-13;
- от администрации муниципального образования Щекинский район (ОГРН 1027101504231, ИНН 7118011747, Тульская область, г. Щекино, пл. Ленина, д. 1, 301248 - Кремневой С.В. - представителя по доверенности от 21.05.2013 N 18;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Щекинский район на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.09.2013 (судьи Чубарова Н.И., Егураева Н.В., Косоухова С.В.) по делу N А68-6510/2013,

установил:

прокурор Тульской области (далее по тексту - прокурор) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании постановления главы администрации муниципального образования Щекинский район от 04.04.2012 г. N 4-329 "О раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на территории Щекинского района" не соответствующим требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, и недействующим полностью.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.09.2013 заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе глава администрации муниципального образования Щекинский район (далее - Администрация), ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит указанное решение суда отменить и вынести новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Прокурор в отзыве на кассационную жалобу просит судебный акт оставить без изменения.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в кассационной жалобе и возражениях относительно их, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом норм права находит состоявшийся по делу судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с пунктом 11 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" Администрацией принято постановление от 04.04.2012 N 4-329, которым утверждены и рекомендованы для применения временные типовые формы предоставления информации, подлежащей раскрытию, организациям, осуществляющим деятельность в сфере управления многоквартирными домами на территории Щекинского района, и ежегодного отчета управляющей организации перед собственниками помещений в многоквартирном доме о выполнении договора управления за предыдущий год.
В обоснование своего требования прокурор указывает, что с учетом положений статьи 2, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) оспариваемый акт относится к нормативным и по своей сути не может носить рекомендательный характер, а потому обязателен для организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами на территории Щекинского района.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, придя к выводу, что оспариваемый нормативный акт издан с превышением пределов полномочий, предоставленных органам местного самоуправления, настоящим актом рекомендовано применять нормы, которым федеральный законодатель придал обязательный характер.
Суд кассационной инстанции полагает, что сделанный судом первой инстанции вывод о том, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, не соответствует установленным обстоятельствам и сделан на основе неправильного применения норм права.
Частью 1 статьи 192 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 17 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальный правовой акт есть решение по вопросам местного значения, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения.
В связи с этим при определении юридической природы оспариваемого акта арбитражным судам надлежит исходить из оценки его содержания.
Оспариваемый правовой акт по своему содержанию не может быть отнесен к нормативным правовым актам, поскольку он не устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Упомянутое постановление Администрации содержит лишь рекомендации использовать организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на территории Щекинского района, временные типовые формы, в том числе ежегодного отчета о выполнении договора управления за предыдущий год перед собственниками помещений в многоквартирном доме. Оспариваемый правовой акт сам по себе не влечет возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, а направлен на упорядочение раскрытия информации управляющими организациями об оказании услуг по содержанию и ремонту общего имущества.
Так, в соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных данным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 названного Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации Постановлением от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт, устанавливающий требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Вместе с тем Постановлением Правительства РФ от 21.08.2012 N 845 в упомянутый Стандарт внесены поправки, в силу которых раскрытие информации управляющими организациями, товариществами и кооперативами осуществляется по формам раскрытия информации, утвержденным Федеральным агентством по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству.
Поскольку до настоящего времени единые для всех формы пока не выпущены, цель Администрации была предложить организациям, осуществляющим деятельность в сфере управления многоквартирными домами на территории Щекинского района, раскрывать о себе информацию по общепринятым и удобным для них формам.
При этом содержание информации, указанной в рекомендованных Администрацией формах, соответствует требованиям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации и стандартами раскрытия информации, не умаляет и не включает дополнительных требований.
Содержащиеся в оспариваемом постановлении Администрации положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для названных выше организаций правила поведения, касающиеся заполнения, утвержденных временных форм отчетности при раскрытии необходимой информации в сфере управления многоквартирными домами. Соблюдение этих правил Администрация не вправе требовать и от управляющих организаций.
Учитывая изложенное постановление главы администрации муниципального образования Щекинский район от 04.04.2012 г. N 4-329 не содержит общеобязательных властных предписаний, носит рекомендательный характер и в силу этого не обладает признаками нормативного правового акта, а содержащиеся в нем положения не отвечают признакам правовых норм.
Согласно ч. 2 ст. 15.1 и ч. 2 ст. 16.1 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Таким образом, оспариваемое постановление Администрации не противоречит ни положениям упомянутого выше законодательства, ни положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 192 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных названным Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем из материалов дела не усматривается, чьи права нарушаются оспариваемым актом.
При таких обстоятельствах у суда не было оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применены нормы права.
Поскольку суд установил все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, но неправильно применил нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить решение от 24.09.2013 и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 24.09.2013 по делу N А68-6510/2013 отменить.
В удовлетворении требований прокурора Тульской области о признании постановления главы администрации муниципального образования Щекинский район от 04.04.2012 N 4-329 "О раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на территории Щекинского района" не соответствующим требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, и недействующим полностью - отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
С.И.СМОЛКО
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)