Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2013 ПО ДЕЛУ N А56-11953/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. по делу N А56-11953/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола: Федосеевой Е.С.
при участии:
- от заявителя: Романовой Ю.Г. по доверенности от 09.01.2013 N 157;
- от заинтересованного лица: Горбовского Д.В. по доверенности от 10.01.2013;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10053/2013) ОАО "Славянка" на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2013 по делу N А56-11953/2013 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по заявлению ОАО "Славянка"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

ОАО "Славянка" (129110, г. Москва, Суворовская площадь, д. 2, стр. 3, ОГРН 1097746264219, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (190068, Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д. 88-90, лит. А. далее - ГЖИ, административный орган) от 06.02.2013 N 299/13 о привлечении общества к административной ответственности по пункту 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее Закон Санкт-Петербурга N 273-70) в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано, в связи с обоснованным привлечением общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Славянка" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что проверяемые объекты благоустройства являются государственной собственностью и принадлежат Министерству обороны РФ, следовательно, общество, как управляющая компания, является ненадлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения; действующими Правилами уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга не предусмотрена обязанность очищать кровлю до полного отсутствия снега и наледи; административным органом не доказан факт угрозы падения наледи и снега с крыш домов.
Представитель административного органа с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 15.12.2012 специалистом ГЖИ Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 (далее - Правила) в домах, находящихся в управлении ОАО "Славянка", по адресам: Санкт-Петербург, г. Ломоносов: ул. Михайловская, д. 22, д. 47; ул. Новгородской, д. 9; ул. Лесной, д. 38, ул. Александровской, д. 24а; Жилой городок 15, д. 44, д. 46, д. 47, д. 37; ул. Центральной, д. 12; ул. Госпитальной, д. 11, д. 8, д. 10, д. 5, д. 2, д. 1а; г. Петергоф: ул. Аврора, д. 3, литера Л. Проверка проводилась в присутствии начальника РЭУ N 03 филиала "Ленинский" ОАО "Славянка".
По результатам проверки ГЖИ составлен акт от 14.12.2012 N 01/480 с приложением фотоматериалов, в котором зафиксировано, что:
- - не произведена очистка кровли зданий от снега и наледи по адресам (г. Ломоносов: ул. Михайловская, д. 22, д. 47; ул. Новгородской, д. 9; ул. Лесной, д. 38, ул. Александровской, д. 24а; Жилой городок 15, д. 44, д. 46, д. 47, д. 37; ул. Центральной, д. 12; ул. Госпитальной, д. 11, д. 8, д. 5, д. 2; г. Петергоф: ул. Аврора, д. 3, литера Л.) (нарушение пункта 5.13 Правил N 1334);
- - не произведена уборка снега от стен здания (г. Ломоносов: ул. Михайловская, д. 22, д. 47; ул. Лесной, д. 38, ул. Александровской, д. 24а; жилой городок 15, д. 44, д. 46, д. 47, д. 37; ул. Центральной, д. 12; ул. Госпитальной, д. 11, д. 8, д. 10, д. 5, д. 1а) (нарушение пункта 5.15.2 Правил N 1334);
- - не произведены работы по очистке дворовых территорий от снега (г. Ломоносов: ул. Михайловская, д. 22, д. 47; ул. Новгородской, д. 9; ул. Лесной, д. 38; Жилой городок 15, д. 44, д. 47, д. 37; ул. Центральной, д. 12; ул. Госпитальной, д. 11, д. 8) (нарушение пункта 5.7 Правил N 1334).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ОАО "Славянка" протокола об административном правонарушении от 28.01.2013 N 01/480, действия общества квалифицированы по части 2 статьи 23 Закона N 273-70.
На основании материалов административного дела заместителем начальника ГЖИ Санкт-Петербурга вынесено постановление от 14.02.2013 по делу об административном правонарушении N 404/13 о привлечении ОАО "Славянка" к административной ответственности по пункту 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга N 273-70 в виде штрафа в размере 250 000 рублей, за нарушение пунктов 5.7, 5.13, 5.15.2 Правил N 1334.
Общество с указанным постановлением не согласилось по тем основаниям, что не является надлежащим субъектом правонарушения, не доказано событие правонарушения. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Пунктом 2 статьи 23 Закона N 273-70 предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства от снега и наледи, в том числе работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 утверждены Правила уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга.
В разделе 1 Правил N 1334 определено, что данные Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и содержания территорий объектов благоустройства, порядок установления границ участков уборки территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 4.19 Правил N 1334 очистка объектов от снега, наледей и сосулек, а также организация вывоза указанных снежных и ледяных масс обеспечиваются владельцами объектов благоустройства.
Общество со ссылкой на данный пункт Правил полагает, что не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 23 Закона N 273-70.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Подпунктом "б" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В данном случае из договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 02.08.2010 N 1-УЖФ следует, что общество обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, в том числе по адресам: Санкт-Петербург, г. Ломоносов: ул. Михайловская, д. 22, д. 47; ул. Новгородской, д. 9; ул. Лесной, д. 38, ул. Александровской, д. 24а; Жилой городок 15, д. 44, д. 46, д. 47, д. 37; ул. Центральной, д. 12; ул. Госпитальной, д. 11, д. 8, д. 10, д. 5, д. 2, д. 1а; г. Петергоф: ул. Аврора, д. 3, литера Л., в соответствии с требованиями, установленными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Таким образом, именно на ОАО "Славянка", как на управляющую организацию, возложена обязанность по надлежащему содержанию придомовой территории, в том числе ее уборке, соблюдению чистоты и порядка, очистке от снега и наледи, а следовательно, общество является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которое предусмотрена частью 2 статьи 23 Закона N 273-70.
Ссылка общества на решение Арбитражного суда города Москвы N А40-32817/2012 ошибочна, поскольку указанный случай относится к привлечению общества по ч. 1 ст. 8.12 Кодекса об административных правонарушениях города Москвы, где из объектов благоустройства исключены жилые дома и объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. В рассматриваемом же случае управляющая компания привлекается к ответственности по части 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга N 273-70, где такого исключения не предусмотрено.
Оспариваемым постановлением обществу вменяется нарушение пунктов 5.7, 5.13, 5.15.2 Правил N 1334.
Объекты благоустройства должны содержаться в чистоте и исправном состоянии (пункт 3.1 Правил N 1334).
В пункте 2.2 Правил N 1334 разъяснено, что под содержанием объекта благоустройства понимается выполнение в отношении этого объекта благоустройства комплекса работ, обеспечивающих его чистоту, надлежащее физическое или техническое состояние и безопасность.
В соответствии с пунктом 5.1 названных Правил период зимней уборки устанавливается с 16 октября по 15 апреля и предусматривает работы, связанные с ликвидацией скользкости, удалением снега и снежно-ледяных образований.
Как следует из п. 5.2 Правил N 1334 - зимняя уборка автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий и иных объектов благоустройства предусматривает работы, связанные с ликвидацией скользкости, удалением снега и снежно-ледяных образований.
В силу п. 5.7 Правил N 1334 регулярно проводится очистка от снега проездов на дворовых, внутриквартальных территориях, обеспечивающая безопасное движение пешеходов и транспорта, и амбразур водоприемных патрубков ливневой канализации.
Снег, очищаемый с пешеходных территорий, а также с проездов, тротуаров на дворовых, внутриквартальных территориях, складируется на указанных территориях таким образом, чтобы были обеспечены проход пешеходов, проезд транспорта, доступ к инженерным коммуникациям и сооружениям на них и сохранность зеленых насаждений. Ширина сформированного снежного вала не должна превышать 1 м с учетом очищенной лотковой зоны. По мере накопления снега, но не позднее чем при достижении снежного вала высотой и шириной более 1 м, обеспечивается его вывоз.
В соответствии с пунктом 5.13 Правил для предотвращения падения сосулек и наледей с крыш и иных поверхностей объектов регулярно выполняется их очистка с обязательным применением мер предосторожности, обеспечивающих безопасность движения пешеходов и сохранность всех видов имущества, включая деревья, кустарники, плиточное покрытие тротуаров, вывески.
Сбрасывание снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на тротуары, прилегающие к улично-дорожной сети, и проезжие части улично-дорожной сети, убираемые специализированными организациями, осуществляется владельцами зданий, сооружений, объектов благоустройства с обязательным согласованием с указанными организациями сроков начала и окончания работ.
Сброшенные с крыш и иных поверхностей объектов снег и наледь формируются владельцами объектов в снежные валы в прилотковой зоне в соответствии с требованиями пункта 5.6 Правил. Вывоз снега и наледи производится в течение 24 часов владельцами этих объектов или иными автотранспортными организациями на основе заключенных договоров. Владельцы объектов, производящие сброс снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на очищенные объекты улично-дорожной сети (тротуары и проезжую часть), должны обеспечивать зачистку до асфальта территорий, на которые сбрасывается снег, в течение трех часов после сброса снега.
В силу пункта 5.15.2 Правил при производстве зимней уборки запрещается сдвигание снега к стенам зданий и сооружений.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Славянка", как управляющая организация, допустило нарушение проведения работ по очистке придомовой территории от снега и кровли от наледи и сосулек по 16 объектам благоустройства. Факт наличия угрозы падения снежно-ледяных образований подтверждается актом проверки от 14.12.2012 N 01/480 с материалами фотофиксации (на которых зафиксированы таблички с адресами домов, где проводилась проверка и фотосъемка).
Так из представленных в дело фотоматериалов усматривается, что обществом не проводится регулярное снятие ледяных и снежных образований с кровель домов козырьков подъездов; снег, очищаемый с дворовых территорий и проездов, складирован на дворовых территориях, на газонах и в зоне зеленых насаждений у стен зданий.
Таким образом, представленными в дело доказательствами, подтверждается правомерность выводов ГЖИ о нарушении обществом Правил N 1334. При составлении акта проверки и протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела общество достоверность указанных фотоматериалов и не опровергло.
Относительно утверждения общества о недоказанности угрозы обрушения с крыш снега, сосулек и наледи, апелляционный суд отмечает, что, в рассматриваемом случае правонарушение данным эпизодом не ограничивается, так фотоматериалами зафиксированы множественные случаи складирования снега на дворовых территориях, на газонах и в зоне зеленых насаждений у стен зданий, что также является нарушением Правил.
Доказательств невиновного поведения ОАО "Славянка", применительно к статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по исполнению публично-правовых обязательств в сфере благоустройства Санкт-Петербурга, по соблюдению правил уборки и обеспечению чистоты на соответствующей территории, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, не представлены они и в апелляционную инстанцию.
Оценив все обстоятельства дела, апелляционный суд считает, что административным органом доказан факт совершенного обществом административного правонарушения и его вина.
Таким образом, поскольку общество не соблюдало порядок уборки крыш от снега и наледи и придомовой территории от снега, то правомерно привлечено к административной ответственности по пункту 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга N 273-70, штраф назначен в минимальном размере санкции, предусмотренной данной статьей.
Процессуальных нарушений судом не установлено. Общество надлежащим образом извещалось как о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, так и о рассмотрении административного дела. Сроки привлечения к административной ответственности инспекцией соблюдены. Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд не установил.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 апреля 2013 года по делу N А56-11953/013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Славянка" без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА

Судьи
О.И.ЕСИПОВА
И.Б.ЛОПАТО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)