Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2013 N 09АП-36114/2012 ПО ДЕЛУ N А40-103446/12-146-37

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2013 г. N 09АП-36114/2012

Дело N А40-103446/12-146-37

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей:
Пронниковой Е.В., Каменецкого Д.В.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2012 по делу N А40-103446/12-146-37, принятое судьей Роговым А.Н.,
по заявлению ООО Управляющая компания района "Бескудниковский" (ОГРН 5067746131240, 127206, г. Москва, Соломенной сторожки пр-д, дом 5, корп. 1)
к Государственной жилищной инспекции города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя:
Зеранинова С.Л. по дов. от 11.06.2011,
от ответчика:
Сорока Ю.Н. по дов. от 10.01.2013,

установил:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2012 заявление ООО "Управляющая компания района "Бескудниковский" (далее - Общество) заявление о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции г. Москвы (далее - Мосжилинспекция) от 19.06.2012 N 02-140/12-93, о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 9.1 КоАП г. Москвы было удовлетворено.
Государственная жилищная инспекция города Москвы не согласилась с решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, установленного ст. 9.1 КоАП г. Москвы.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 08.06.2012 ведущим специалистом Газовой технической инспекции Мосжилинспекции Скороход И.В. проведена проверка содержания и эксплуатации газового хозяйства жилых домов по адресам: г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 89, корп. 1, Коровинское шоссе, д. 2/38; Коровинское шоссе, д. 4, корп. 4; Коровинское шоссе, д. 4, корп. 1, Коровинское шоссе, д. 8, корп. 1. Юридическим лицом, ответственным за обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание жилых домов по указанным адресам, является ООО "Управляющая компания района "Бескудниковский".
В ходе проверки было установлено, что:
- по адресу Дмитровское шоссе, д. 89, корп. 1 не обеспечена тяга в вентиляционном канале кухни в кв. 2;
- по адресу Коровинское шоссе, д. 2/38 не обеспечена тяга в вентиляционном канале кухни в кв. 64, 62, 67, 69;
- по адресу Коровинское шоссе д. 4, корп. 4 не обеспечена тяга в вентиляционном канале кухни в кв. 100, 80, 86;
- по адресу Коровинское шоссе, д. 4, корп. 1 не обеспечена тяга в вентиляционном канале кухни в кв. 4, 18;
- по адресу Коровинское шоссе, д. 8, корп. 1 не обеспечена тяга в вентиляционном канале кухни в кв. 2, кв. 20.
Проверяющий орган пришел к выводу, что в результате ответчиком нарушены требования норматива г. Москвы по эксплуатации жилищного фонда: п. 5.3 ЖНМ-2004/02 "Системы вентиляции жилых зданий", утвержденного Постановлением Правительства Москвы N 758-ПП от 02.11.2004, что повлекло привлечение Общества к административной ответственности по ст. 9.1 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление является не мотивированным, не подтвержденным достаточными доказательствами.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом в силу следующего.
Системы вентиляции жилых зданий должны поддерживать чистоту (качество) воздуха в помещениях и равномерность его распределения, воздух из помещений, в которых могут выделяться вредные вещества или неприятные запахи, должны удаляться непосредственно наружу и не попадать в другие помещения здания, в том числе через вентиляционные каналы (п. 9.5, п. 9.7 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", актуализированная редакция).
В соответствии с п. 3.7.6 Правил производства трубопечных работ (Госгортехнадзор России N 03-35/477 от 14.11.2001, ГУГПС МВД России N 20/2.2/2797 от 26.07.2001) наличие тяги в вентиляционном канале проверяется путем прикладывания листа тонкой бумаги к воздуховытяжной решетке. При достаточной тяге лист бумаги плотно прилегает к решетке и самостоятельно удерживается. При отсутствии тяги в вентиляционном канале проведение замеров скорости удаления воздуха из газифицированных помещений специальными техническими средствами нецелесообразно, так как в данном случае она отсутствует.
В проверенных газифицированных помещениях, по вышеуказанным адресам, тяга в вентиляционных каналах отсутствовала.
Отклонение от нормативных значений при расчетных параметрах наружного и внутреннего воздуха допускается не более 10% по объему воздуха, проходящего через воздухоприемное устройство (п. 4.3.7 ЖНМ-2004/02 "Системы вентиляции жилых зданий").
В соответствии с п. 5.1, п. 5.2, п. 5.3 ЖНМ-2004/02 "Системы вентиляции жилых зданий":
- - в состав работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции входят плановые и внеплановые осмотры (с одновременным устранением мелких неисправностей и выявлением фактов самовольного переустройства вентиляционных каналов/коробов), подготовка к сезонной эксплуатации с выполнением необходимых мероприятий, текущий ремонт элементов системы вентиляции, капитальный ремонт систем вентиляции;
- - плановые осмотры системы естественной вентиляции проводятся ежегодно, техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции должны обеспечивать наличие тяги и удаление нормативного объема воздуха из помещений, отсутствие засоров в каналах, герметичность вытяжных каналов и коробов;
- - п. 5.5.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации) - не допускается эксплуатация внутренних устройств газоснабжения домов или в отдельных квартирах и помещениях при отсутствии или нарушении тяги в вентиляционных каналах.
Обеспечение содержания и ремонта внутридомового газового оборудования, а также безопасности населения при пользовании газом в быту является обязанностью собственника жилого здания (уполномоченного собственника, управляющей организации) (п. 4.3.1 МДК 2-04.2004 "Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда").
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170) и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В данных Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда указано, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Пункт 5.5.6, п. 5.5.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, установлено, что:
- - организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы;
- - работы по устранению нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах, должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда;
- - организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов должны обеспечивать периодические проверки вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, - не реже двух раз в год (зимой и летом).
Возникновение же в газифицированных помещениях жилых домов обратной тяги в вентиляционных каналах, равно и отсутствие тяги, приводит к нарушению трехкратного воздухообмена в газифицированном помещении, нарушению процесса удаления продуктов сгорания газа, а при возникновении в помещении утечки газа на газопроводе или газовом оборудовании не обеспечит удаление газа из помещения, что приведет к скоплению газа в замкнутом пространстве и достижению его взрывоопасной концентрации и может повлечь за собой трагические последствия.
Исходя из вышеизложенного, непроведение полноценного ежегодного технического обслуживания вентиляционных каналов в газифицированных жилых домах ООО "Управляющая компания района "Бескудниковский", с прочисткой вентиляционных каналов, устранением мелких неисправностей в системе вентиляции, с устранением нарушений действующих нормативов, и недостижение окончательного результата технического обслуживания - наличие тяги (обеспечения воздухообмена) в газифицированных помещениях не обеспечивало безопасное проживание граждан в газифицированных жилых домах и нарушало нормы и правила в содержании и эксплуатации жилых домов, а именно п. 5.3 ЖНМ-2004/02 "Системы вентиляции жилых зданий", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 02.11.2004 N 758-ПП.
В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Обеспечение содержания и ремонта внутридомового газового оборудования, а также безопасности населения при пользовании газом в быту является обязанностью собственника жилого здания (уполномоченного собственника, управляющей организации (п. 4.3.1 МДК 2-04.2004).
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредствам технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Таким образом, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Вывод суда о том, что причиной отсутствия тяги могут являться, в том числе неправомерные действия жильцов, производящих в кухнях незаконную перепланировку путем уничтожения стояка тяги для увеличения размера кухни, является несостоятельным в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, при проведении проверки присутствовал представитель ООО "Управляющая компания района "Бескудниковский", каких-либо замечаний относительного того, что отсутствие тяги явилось следствием действий жильцов конкретных квартир, не сделал.
Все изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях заявителя имеются событие и состав административного правонарушения (в том числе вина в совершении правонарушения), предусмотренного ст. 9.1 КоАП г. Москвы, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом, с соблюдением предусмотренных КоАП РФ порядка и сроков привлечения лица к административной ответственности, в связи с чем названное постановление являются законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные Обществом требования.
Руководствуясь ч. 5.1 ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2012 по делу N А40-103446/12-146-37 отменить.
В удовлетворении заявления ООО Управляющая компания района "Бескудниковский" об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции города Москвы от 19.06.2012 N 02-140/12-93 о привлечении ООО Управляющая компания района "Бескудниковский" к административной ответственной по ст. 9.1 Кодекса г. Москвы об административных правонарушения отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Л.ЗАХАРОВ

Судьи
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
Е.В.ПРОННИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)