Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 28.03.2011

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2011 года


Верховный Суд Республики Хакасия
в лице председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Жилинской И.А.,
с участием представителя Верховного Совета Республики Хакасия Чустеевой И.А.,
представителя Правительства Республики Хакасия Занковец Ю.В.,
прокурора Васильевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Петрусенко Анатолия Николаевича о признании Закона Республики Хакасия от 22 апреля 2009 года N 24-ЗРХ "О порядке и форме предоставления мер социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", Постановления Правительства Республики Хакасия от 19 января 2010 года N 09 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан в Республике Хакасия" противоречащими федеральному законодательству, недействующими,
установил:

22 апреля 2009 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия "О порядке и форме предоставления мер социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - Закон Республики Хакасия), 22 апреля 2009 года подписан председателем Правительства Республики Хакасия, текст Закона опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" от 29 апреля 2009 года N 26.
Согласно преамбуле Закон Республики Хакасия принят в целях подготовки к осуществлению перехода от безналичной формы предоставления мер социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг к предоставлению им указанных мер в денежной форме согласно статье 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Хакасия предоставление установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия мер социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в безналичной форме и в денежной форме (в том числе путем перечисления средств на предоставление таких мер на имеющиеся или открываемые гражданами банковские счета) осуществляется с 1 января 2010 года до 1 января 2013 года.
Условия и порядок перехода к предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме, а также порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме устанавливаются Правительством Республики Хакасия (статья 2 Закона Республики Хакасия).
В целях реализации указанного Закона Республики Хакасия Правительством Республики Хакасия принято Постановление от 19 января 2010 года N 09 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан в Республике Хакасия" (далее - Постановление Правительства Республики Хакасия), 10 августа 2010 года внесены изменения, текст Постановления опубликован в бюллетене "Вестник Хакасия" от 28 января 2010 года N 6.
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан в Республике Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 19 января 2010 года N 09 (далее - Порядок) настоящий Порядок регулирует предоставление в Республике Хакасия мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в денежной форме.
Предоставление мер социальной поддержки осуществляется уполномоченным органом по месту жительства или по месту пребывания гражданина. Граждане, имеющие право на получение мер социальной поддержки, осуществляют плату за жилое помещение и коммунальные услуги в полном объеме и сроки, установленные статьей 155 Жилищного кодекса РФ (пункт 3 Порядка).
Меры социальной поддержки предоставляются в форме денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 22 Порядка).
Согласно пункту 29 Порядка денежная выплата на ЖКУ производится уполномоченным органом ежемесячно. Предоставление мер социальной поддержки осуществляется путем перечисления денежных средств на банковские счета граждан либо их направления через организации федеральной почтовой связи (пункт 30 Порядка).
Петрусенко А.Н., являющийся инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обратился в суд с заявлением о признании Закона Республики Хакасия от 22 апреля 2009 года N 24-ЗРХ "О порядке и форме предоставления мер социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", Постановления Правительства Республики Хакасия от 19 января 2010 года N 09 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан в Республике Хакасия" противоречащими федеральному законодательству, недействующими, ссылаясь на их противоречие положениям Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и нарушение своего права на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральным законом, ухудшение условий предоставления мер социальной поддержки, уменьшение размера ее предоставления.
В судебном заседании Петрусенко А.Н. не присутствовал.
Представитель Верховного Совета Республики Хакасия Чустеева И.А. с доводами заявителя не согласилась, пояснив, что полномочия по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, а также средства на осуществление данных полномочий передаются Российской Федерацией в ведение субъектов Российской Федерации, которые вправе определять форму предоставления таких мер, а также устанавливать положения, определяющие условия и порядок получения мер социальной поддержки в определенной субъектом Российской Федерации форме.
Представитель Правительства Республики Хакасия Занковец Ю.В. заявленные требования не признала, пояснила, что Закон Республики Хакасия "О порядке и форме предоставления мер социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" принят в целях подготовки к осуществлению перехода от безналичной формы предоставления мер социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг к предоставлению указанных мер в денежной форме согласно Федеральному закону "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Республика Хакасия, подавшая в установленные сроки заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, была обязана выполнить свои обязательства в части перехода на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме. Невыполнение этого условия повлекло бы приостановление предоставления указанной финансовой поддержки. Постановление Правительства Республики Хакасия "Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан в Республике Хакасия" принято во исполнение Закона Республики Хакасия в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации.
Выслушав представителей Верховного Совета Республики Хакасия, Правительства Республики Хакасия, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
По смыслу приведенных конституционных положений, реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями от 24 июля 2009 года) социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая данным Законом и другими федеральными законами.
Меры социальной поддержки, предусмотренные указанным Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 предусмотренные данным Законом меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, порядок финансирования которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 предусмотренным статьей 13 указанного Закона категориям граждан, в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется:
оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций, образованном в федеральном бюджете, бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки и размера занимаемой площади. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В случае использования средств не по целевому назначению Правительство Российской Федерации вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (с изменениями от 29 декабря 2010 года) необходимым условием предоставления финансовое поддержки за счет фонда является наличие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, предусматривающих предоставление установленным федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 861 утверждены методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции.
Пунктом 1 Методики установлено, что распределение субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникших при выполнении соответствующих полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил форма предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из смысла приведенных норм следует, что полномочия по предоставлению инвалидам-чернобыльцам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, а также средства на осуществление данных полномочий передаются Российской Федерацией в ведение субъектов Российской Федерации, которые вправе определять форму предоставления таких мер, а, следовательно, и устанавливать положения, определяющие условия и порядок получения мер социальной поддержки в определенной субъектом Российской Федерации форме.
Федеральными органами государственной власти (Правительством Российской Федерации) определяется порядок расходования и учета средств, передаваемых субъектам Российской Федерации для реализации указанных выше полномочий.
Таким образом, оспариваемые Петрусенко А.Н. Закон Республики Хакасия, Постановление Правительства Республики Хакасия и утвержденный им Порядок предоставления мер социальной поддержки приняты по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и в пределах предоставленных им полномочий.
Суд не может согласиться с доводом заявителя о нарушении оспариваемыми нормативными правовыми актами Республики Хакасия уровня социальных гарантий, предоставляемых федеральным законодателем, по следующим основаниям.
Порядок расчета и предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены Методикой распределения субвенций и Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 861.
В силу пункта 2 Методики распределения субвенций размер субвенции, предоставляемой бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации, определяется по соответствующей формуле, учитывающей федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", и федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и текущий ремонт жилого помещения, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение) на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц по субъекту Российской Федерации, установленный Правительством Российской Федерации на соответствующий год.
Федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации на 2009, 2010 годы определялись Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2008 года N 960 и для Республики Хакасия составляли 57,6 и 64,4 руб. соответственно на 1 кв. метр жилой площади в месяц.
Согласно пункту 22 Порядка размер ежемесячной денежной выплаты на ЖКУ состоит из суммы размеров денежных выплат на каждый вид жилищно-коммунальных услуг, которые предоставляются гражданину, и определяется исходя из норматива потребления жилищно-коммунальных услуг в пределах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, но не выше занимаемой общей площади жилого помещения, по утвержденным в соответствии с законодательством ценам и тарифам (статья 22 Порядка).
Региональные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Хакасия на 2009 - 2011 года установлены Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 марта 2009 года N 82 и составляли по Республике Хакасия на 2009 год 57,60 руб., на 2010 год - 64,40 руб., на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, для города Абакана соответственно 54,8 и 61,3 руб. на 1 кв. метр.
Из анализа названных положений федерального и республиканского законодательства следует, что установленные оспариваемым Порядком правила расчета единовременной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг прав и законных интересов заявителя не нарушают и уровень предоставленных ему гарантий социальной поддержки по сравнению с федеральным законодательством не снижают.
Кроме того, пунктом 26 Порядка предусмотрено, что граждане, имеющие право на получение мер социальной поддержки без ограничения нормативами потребления коммунальных услуг, в случае превышения фактического объема потребления коммунальных услуг нормативов потребления вправе обратиться в уполномоченный орган за перерасчетом объема предоставленных мер социальной поддержки.
Таким образом, заявитель, полагая, что размер получаемой им денежной выплаты на жилищно-коммунальные услуги не соответствует объему мер социальной поддержки, право на которые он имеет в соответствии с федеральным законодательством, вправе обратиться за перерасчетом указанных сумм.
В случае отказа в таком перерасчете Петрусенко А.Н. не лишен возможности обжаловать соответствующий отказ в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193 - 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:

в удовлетворении заявления Петрусенко Анатолия Николаевича о признании Закона Республики Хакасия от 22 апреля 2009 года N 24-ЗРХ "О порядке и форме предоставления мер социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", Постановления Правительства Республики Хакасия от 19 января 2010 года N 09 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан в Республике Хакасия" противоречащими федеральному законодательству, недействующими отказать.
Решение может быть обжаловано, прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Т.Л.ПЕТРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)