Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Пановой Л.А., Черкасской Г.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Доверие" (ОГРН 1091840000966, ИНН 1834046759; далее - общество "УК Доверие") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.07.2012 по делу N А71-3323/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470; общество "УКС") - Нилова В.В. (доверенность от 28.04.2012).
Представители общества "УК Доверие", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "УКС" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу "УК Доверие" о взыскании задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и горячей воды, поставленных в период с июля по ноябрь 2011 г. по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.02.2010 N 04-УД/К3005, в сумме 33 217 834 руб. 97 коп. основного долга, 1 814 427 руб. 19 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.09.2011 по 04.07.2012 с последующим начислением по день фактической оплаты задолженности (с учетом уточнения заявленных требований в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 12.07.2012 (судья Желнова Е.В.) исковые требования удовлетворены частично. С общества "УК Доверие" в пользу общества "УКС" взыскано 33 216 466 руб. 49 коп. основного долга, 1 591 272 руб. 22 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим их начислением по день фактической оплаты задолженности, начиная с 05.07.2012 исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8% годовых, а также 196 179 руб. 70 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска истцу отказано. Обществу "УКС" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1838 руб. 69 коп. (с учетом определения об исправлении арифметической ошибки от 13.07.2012).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 (судьи Масальская Н.Г., Дружинина Л.В., Рубцова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "УК Доверие" просит судебные акты отменить, ссылаясь на то, что его задолженность перед истцом составляет 31 475 056 руб. 04 коп., соответственно сумма процентов подлежит уменьшению и должна составлять 1 508 314 руб. 90 коп.
В обоснование доводов заявитель кассационной жалобы указывает на необоснованное использование при расчете объема тепловой энергии на отопление нежилых помещений, расположенных в жилом доме, при отсутствии приборов учета у потребителя Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального водоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105), которая не зарегистрирована в Минюсте и не имеет силы нормативного акта, или Методики N МДК 4-05.2004. По мнению ответчика, отсутствие утвержденного для нежилых помещений в многоквартирном доме норматива потребления тепловой энергии не исключает применение норматива потребления для граждан. Кассатор отмечает, что из постановления администрации г. Ижевска от 28.12.2009 N 1285 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление для многоквартирных домов города Ижевска" не следует, что нормативы утверждены только для жилых помещений, поскольку норматив утвержден в отношении многоквартирного дома как единого целого и его размер зависит от года постройки или количества этажей.
При этом общество "УК Доверие" возражает относительно двойного учета объема потребления по домам, расположенным по адресам: ул. Коммунаров, д. 239, ул. Пушкинская, д. 216, поясняя, что согласно техническому паспорту нежилые помещения в них отсутствуют, те служебные помещения, которые учитываются в расчете истцом - это жилые помещения, переведенные в нежилой фонд. Ответчик также считает, что истцом не доказан факт и объем потребления горячей воды помещением, расположенным по адресу: г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, д. 76.
Заявитель полагает, что в отношении спорных домов должен применяться тариф, утвержденный для общества "УКС" для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии по магистральным тепловым сетям, поскольку спорные дома запитаны непосредственно от магистральных сетей, транспортирующих горячую воду, минуя тепловые пункты.
Кассатор считает необоснованным определение истцом в ноябре 2011 г. объема потребленных ресурсов по дому N 49, расположенному по ул. 10 лет Октября в г. Ижевске, исходя из некорректных показаний приборов учета, в указанный период для расчета необходимо было применять норматив потребления соответствующего коммунального ресурса.
По мнению общества "УК Доверие", ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениями Правил N 307 не предусмотрена обязанность составления акта об отсутствии подачи и потребления коммунального ресурса с участием энергоснабжающей компании и абонента, в связи с чем представленные в материалы дела акты об отсутствии горячего водоснабжения за подписью начальников участков, диспетчеров, старших по домам (председателей совета) являются надлежащими доказательствами отсутствия поставки и потребления горячей воды жителями домов, находящихся под управлением общества "УК Доверие". Кроме того, истцом при уменьшении размера исковых требований учтены только сведения из накопительной ведомости, которые не совпадают с информацией по отключениям горячего водоснабжения, зафиксированной двухсторонними актами.
Заявитель полагает, что у истца не имелось оснований для отказа ответчику в проведении расчетов за полученную тепловую энергию и горячую воду по показаниям общедомового прибора учета в многоквартирном доме, расположенном по ул. Восточная, 34, в период с июля по сентябрь 2011 г., поскольку прибор учета был забракован только 07.10.2011, что следует из акта о забраковке.
В отзыве на кассационную жалобу общество "УКС" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между обществами "УКС" (энергоснабжающая организация) и "УК Доверие" (абонент) заключен договор теплоснабжения от 01.02.2010 N 4-УД/К3005 (в редакции соглашения сторон от 05.10.2010 и судебных актов по делу N А71-7503/2010).
В соответствии с условиями договора энергоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для целей отопления и горячую питьевую воду для жилых домов, находящихся под управлением абонента до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей энергоснабжающей организации и сетей абонента, а абонент обязался своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию и горячую питьевую воду (п. 1.1 договора).
Порядок расчетов согласован сторонами в Приложении N 3 к договору, согласно которому оплата за тепловую энергию производится абонентом платежными поручениями до 30-го числа месяца следующего за расчетным периодом, после выставления энергоснабжающей организацией счета-фактуры и акта приема-передачи с указанием раздельного потребления энергоресурсов каждым домом или объектом.
Во исполнение принятых на себя обязательств общество "УКС" в период с июля по ноябрь 2011 г. поставляло тепловую энергию и горячее водоснабжение на объекты (многоквартирные жилые дома), находящиеся в управлении общества "УК Доверие".
Факт поставки энергоресурсов подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен.
Выставленные для оплаты счета-фактуры ответчиком оплачены частично, задолженность по расчету истца (с учетом уточнения исковых требований) составила 33 217 834 руб. 97 коп.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обществом "УК Доверие" принятых на себя обязательств по оплате стоимости тепловой энергии и горячей воды, поставленных в многоквартирные дома, общество "УКС" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя требования истца частично, суды исходили из доказанности факта поставки ответчику тепловой энергии и горячего водоснабжения в объеме и стоимостью, определенных истцом, за исключением поставки энергоресурсов на объект, расположенный по адресу: ул. Красноармейская, д. 175, по которому суд признал правильным расчет ответчика и исключил из суммы долга 1368 руб. 48 коп.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
На основании ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
В соответствии со ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные ст. 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1, 2 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Судами установлено, что общество "УК Доверие" в спорный период времени являлось исполнителем коммунальных услуг, а общество "УКС" для него - ресурсоснабжающей организацией; между сторонами в спорный период существовали договорные правоотношения по приобретению тепловой энергии в целях оказания коммунальных услуг гражданам. На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила N 307.
Действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению (п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации) предусматривает учет фактического потребления энергоресурсов одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей, отапливаемой площади и утвержденных нормативов соответствующей коммунальной услуги.
Пунктом 15 Правил N 307 установлено, что размер платы за горячее водоснабжение, отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Судами установлено, что не все многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, оборудованы общедомовыми приборами учета.
В соответствии с положениями Правил N 307 объем тепловой энергии и горячей воды в отношении домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, истец определял на основании показаний приборов учета (ведомости учета параметров теплопотребления, отчеты о потреблении тепловой энергии и теплоносителя), в отношении домов, где приборы учета отсутствуют - с учетом норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
Судами установлено, что в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ответчика имеются нежилые помещения, в отношении которых истец также осуществляет функцию исполнителя коммунальной услуги.
Судом первой инстанции установлено отсутствие в г. Ижевске утвержденных нормативов потребления тепловой энергии для нежилых помещений. Указанный вывод суда первой инстанции не оспорен, иного в рамках настоящего дела не доказано.
В силу п. 20 Правил N 307 при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются: при отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды и (или) горячей воды - расчетным путем исходя из нормативов водопотребления, а при отсутствии таких нормативов - в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды признали соответствующим действующему законодательству (п. 20 Правил N 307) расчет истца, в котором количество тепловой энергии относительно данных нежилых помещений исчислено исходя из строительных норм и правил для горячего водоснабжения и отопления ввиду отсутствия в г. Ижевске утвержденных в установленном законом порядке нормативов потребления коммунальных ресурсов для нежилых помещений.
Поскольку юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие нежилые помещения жилых домов, не относятся к населению, в отношении них применяется тариф, утвержденный регулирующим органом для соответствующей группы потребителей.
Ссылка общества "УК Доверие" на двойной учет объема потребления по домам, расположенным по адресам: ул. Коммунаров, д. 239, ул. Пушкинская, д. 216 подлежит отклонению, поскольку доказательств двойного начисления по указанным объектам размера платы за отопление в материалах дела не имеется. Судами верно установлено, что используемые истцом сведения об общей полезной площади, соответствуют данным, указанным в технических паспортах, доказательств, свидетельствующих о внесении в указанные документы изменений в части площади жилых помещений, ответчиком не представлено, наличие нежилых помещений в данных домах подтверждено материалами дела и ответчиком не опровергнуто, контррасчет с использованием Методики N 105 не представлен.
Возражения заявителя кассационной жалобы относительно доказанности факта и объема потребления горячей воды помещением, расположенным по адресу: г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, д. 76, обоснованно отклонены судами в связи с тем, что доказательств отсутствия в данном помещении сети горячего водоснабжения материалы дела не представлено.
Довод ответчика о необходимости применения к части объектов тарифа, установленного для потребителей, подключенных к магистральным тепловым сетям, а не к распределительным, верно отклонен судами, так как противоречит материалам дела.
Судами верно указано на то, что в соответствии с п. 4.1 СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети" тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления от магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям. Разделение тепловых сетей устанавливается проектом или эксплуатационной организацией.
В письмах от 26.06.2012, 26.07.2012 председатель РЭК Удмуртской Республики указал на то, что постановлением РЭК Удмуртской Республики от 30.11.2011 N 17/1 утверждены тарифы на тепловую энергию отпускаемую обществом "УКС", при этом тарифы дифференцированы по зонам теплоснабжения: магистральные сети, распределительные сети. Понятия магистральные и распределительные тепловые сети в нормативных документах по ценообразованию не установлены, однако Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, предусмотрено, что тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются отдельно для потребителей, получающих горячую воду и пар, и могут быть дифференцированы по иным параметрам. До 2008 г. тарифы на тепловую энергию от распределительных (квартальных) и магистральных тепловых сетей устанавливались разным юридическим лицам с разными расходами на содержание сетей и с различной стоимостью покупной тепловой энергии. Магистральные тепловые сети находятся в собственности открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 5" (далее - общество "ТГК N 5"), а распределительные тепловые сети в муниципальной собственности муниципального образования "Город Ижевск", с учетом этого распределение расходов общества "УКС" на содержание тепловых сетей произведено с учетом принадлежности сетей теплоснабжения согласно перечню имущества, переданного в аренду общества "УКС" двумя собственниками: обществом "ТГК N 5" и комитетом по имуществу администрации муниципального образования "Город Ижевск". Принимая решение в рамках ежегодного предельного уровня роста тарифов, РЭК Удмуртской Республики сохранила существующую ранее тарифную привязку потребителей и, учитывая возможность передачи распределительных сетей другому арендатору, считает целесообразным и в дальнейшем сохранить дифференциацию тарифов на тепловую энергию по существующей схеме по принадлежности тепловых сетей на границе с объектами потребителя.
Проанализировав договор аренды имущества от 05.12.2007 N 518, заключенный между Управлением имущественных отношений администрации г. Ижевска (арендодатель) и обществом "УКС" (арендатор), акт приема-передачи имущества N 4 к договору, суды установили, что в аренду переданы тепловые камеры и тепловые сети, к которым присоединены теплопотребляющие установки многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика. Исследовав представленные в материалы дела схемы присоединения трубопроводов к жилым домам от котельных ЦТП, суды пришли к выводу о том, что многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, для целей отопления и горячего водоснабжения запитаны от распределительных сетей, для конечных потребителей коммунальных услуг, к которым распределение теплоносителя осуществляется после ЦТП, применим тариф, установленный для потребителей, подключенных к распределительным сетям.
Довод кассатора о необоснованном определении истцом объема потребленных ресурсов по дому N 49 по ул. 10 лет Октября за ноябрь 2011 г. по показаниям общедомового прибора учета также был рассмотрен судами и обоснованно отклонен.
Суды, установив, что в указанном многоквартирном жилом доме имеется коллективный прибор учета, который принят сторонами в эксплуатацию в качестве коммерческого, ответчиком представлены истцу показания за ноябрь 2011 г., узел учета тепловой энергии соответствующим актом не забракован, доказательств некорректности показаний прибора учета не представлено, пришли к выводу о том, что общество "УКС" правомерно исчислило объем потребленных ресурсов в данном случае на основании показаний прибора учета.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что при определении подлежащего оплате объема потребленной горячей воды не учтены периоды отключения горячего водоснабжения, отклонены судами как несостоятельные.
В силу п. 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с подп. "ж", "з" п. 49 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг обязан производить в установленном разд. 7 Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения.
Согласно п. 60 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную Приложением N 1 к данным Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным Приложением.
В силу п. 61 Правил N 307 при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с п. 10 данных Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации от 04.06.2007 N 10611-ЮТ/07 "О разъяснении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, в части изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в соответствии с подп. "ж" п. 49 Правил исполнитель обязан производить в установленном разд. VII Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность. При этом исполнитель должен самостоятельно выполнить указанную обязанность в отношении всех лиц, имеющих обязательства по оплате коммунальных услуг, в случаях, когда исполнителю известно о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, а в иных случаях - при установлении факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке, установленном разд. VIII Правил.
Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества определен ст. 60 - 63 Правил N 307.
Согласно п. 64 Правил N 307 в случае непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств является акт о непредставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 71 Правил N 307).
На основании изложенного суды пришли к верному выводу о том, что акты об отсутствии горячего водоснабжения, подписанные со стороны ответчика в одностороннем порядке, при отсутствии у истца данных о прекращении им подачи горячего водоснабжения в дома ответчика и иных доказательств, подтверждающих данный факт, не могут являться надлежащими доказательствами, свидетельствующими о перерывах в подаче горячего водоснабжения в точках поставки.
Судами установлено, что обществом "УКС" учтены периоды перерывов поставки горячей воды по причине проведения ремонтных работ с учетом периодов допустимой продолжительности перерывов, установленных в п. 4 Приложения N 1 к Правилам N 307, зафиксированные в накопительных ведомостях отключений горячего водоснабжения за период с июля по ноябрь 2011 г., актах на отсутствие горячего водоснабжения, составленных с участием истца, в признаваемой обществом "УКС" части.
Ссылка ответчика на необходимость определения объема тепловой энергии, потребленной домом N 34 по ул. Восточной в период с июля по сентябрь 2011 г. по показаниям прибора учета, также был обоснованно отклонен судами на основании следующего.
В соответствии с п. 7.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила учета тепловой энергии и теплоносителя), на основании показаний приборов учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
Согласно акту повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 27.10.2010 прибор учета на объекте, расположенном по адресу: ул. Восточная, д. 34, был допущен в эксплуатацию с 28.09.2010 по 15.09.2011.
Пунктом 9.8. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя предусмотрено, что при выходе из строя приборов учета, с помощью которых определяется количество тепловой энергии и масса (или объем) теплоносителя, а также приборов, регистрирующих параметры теплоносителя, ведение учета тепловой энергии и массы (или объема) теплоносителя и регистрация его параметров на период не более 15 суток в течение года с момента приемки узла учета на коммерческий расчет осуществляются на основании показаний этих приборов, взятых за предшествующие выходу из строя 3 суток с корректировкой по фактической температуре наружного воздуха на период перерасчета.
В соответствии с п. 9.9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя при несвоевременном сообщении потребителем о нарушении режима и условий работы узла учета и о выходе его из строя он считается вышедшим из строя с момента его последней проверки энергоснабжающей организацией. В этом случае количество тепловой энергии, масса (или объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты.
В силу абз. второго п. 9.10 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя положения п. 9.8 данных Правил не распространяются в случаях: несанкционированного вмешательства в его работу; нарушения пломб на оборудовании узла учета, линий электрических связей; механического повреждения приборов и элементов узла учета; работы любого из них за пределами норм точности, установленных в разд. 5; врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета. Расчеты с такими потребителями осуществляются на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты с момента последней проверки энергоснабжающей организацией узла учета потребителя.
Поскольку согласно акту от 13.10.2011 причиной забракования прибора учета явилось отсутствие пломб на расходомерах горячего водоснабжения и отопления, применение Правил учета тепловой энергии и теплоносителя к отношениям сторон согласовано в договоре теплоснабжения от 01.02.2010 N 04-УД/К3005, суды пришли к верному выводу о том, что истец правомерно объем потребленных ресурсов определил с учетом норматива потребления коммунальной услуги "отопление" и положений п. 9.10 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя.
Учитывая вышеизложенное, поскольку доказательств оплаты стоимости потребленных энергоресурсов в сумме 33 216 466 руб. 49 коп. ответчиком не представлено, суды обоснованно удовлетворили исковые требования о взыскании задолженности в указанной сумме, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 591 272 руб. 22 коп.
Решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить в силе.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.07.2012 по делу N А71-3323/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Доверие" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.Л.ВЕРБЕНКО
Судьи
Л.А.ПАНОВА
Г.Н.ЧЕРКАССКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 06.02.2013 N Ф09-14020/12 ПО ДЕЛУ N А71-3323/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2013 г. N Ф09-14020/12
Дело N А71-3323/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Пановой Л.А., Черкасской Г.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Доверие" (ОГРН 1091840000966, ИНН 1834046759; далее - общество "УК Доверие") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.07.2012 по делу N А71-3323/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470; общество "УКС") - Нилова В.В. (доверенность от 28.04.2012).
Представители общества "УК Доверие", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "УКС" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу "УК Доверие" о взыскании задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и горячей воды, поставленных в период с июля по ноябрь 2011 г. по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.02.2010 N 04-УД/К3005, в сумме 33 217 834 руб. 97 коп. основного долга, 1 814 427 руб. 19 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.09.2011 по 04.07.2012 с последующим начислением по день фактической оплаты задолженности (с учетом уточнения заявленных требований в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 12.07.2012 (судья Желнова Е.В.) исковые требования удовлетворены частично. С общества "УК Доверие" в пользу общества "УКС" взыскано 33 216 466 руб. 49 коп. основного долга, 1 591 272 руб. 22 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим их начислением по день фактической оплаты задолженности, начиная с 05.07.2012 исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8% годовых, а также 196 179 руб. 70 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска истцу отказано. Обществу "УКС" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1838 руб. 69 коп. (с учетом определения об исправлении арифметической ошибки от 13.07.2012).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 (судьи Масальская Н.Г., Дружинина Л.В., Рубцова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "УК Доверие" просит судебные акты отменить, ссылаясь на то, что его задолженность перед истцом составляет 31 475 056 руб. 04 коп., соответственно сумма процентов подлежит уменьшению и должна составлять 1 508 314 руб. 90 коп.
В обоснование доводов заявитель кассационной жалобы указывает на необоснованное использование при расчете объема тепловой энергии на отопление нежилых помещений, расположенных в жилом доме, при отсутствии приборов учета у потребителя Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального водоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105), которая не зарегистрирована в Минюсте и не имеет силы нормативного акта, или Методики N МДК 4-05.2004. По мнению ответчика, отсутствие утвержденного для нежилых помещений в многоквартирном доме норматива потребления тепловой энергии не исключает применение норматива потребления для граждан. Кассатор отмечает, что из постановления администрации г. Ижевска от 28.12.2009 N 1285 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление для многоквартирных домов города Ижевска" не следует, что нормативы утверждены только для жилых помещений, поскольку норматив утвержден в отношении многоквартирного дома как единого целого и его размер зависит от года постройки или количества этажей.
При этом общество "УК Доверие" возражает относительно двойного учета объема потребления по домам, расположенным по адресам: ул. Коммунаров, д. 239, ул. Пушкинская, д. 216, поясняя, что согласно техническому паспорту нежилые помещения в них отсутствуют, те служебные помещения, которые учитываются в расчете истцом - это жилые помещения, переведенные в нежилой фонд. Ответчик также считает, что истцом не доказан факт и объем потребления горячей воды помещением, расположенным по адресу: г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, д. 76.
Заявитель полагает, что в отношении спорных домов должен применяться тариф, утвержденный для общества "УКС" для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии по магистральным тепловым сетям, поскольку спорные дома запитаны непосредственно от магистральных сетей, транспортирующих горячую воду, минуя тепловые пункты.
Кассатор считает необоснованным определение истцом в ноябре 2011 г. объема потребленных ресурсов по дому N 49, расположенному по ул. 10 лет Октября в г. Ижевске, исходя из некорректных показаний приборов учета, в указанный период для расчета необходимо было применять норматив потребления соответствующего коммунального ресурса.
По мнению общества "УК Доверие", ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениями Правил N 307 не предусмотрена обязанность составления акта об отсутствии подачи и потребления коммунального ресурса с участием энергоснабжающей компании и абонента, в связи с чем представленные в материалы дела акты об отсутствии горячего водоснабжения за подписью начальников участков, диспетчеров, старших по домам (председателей совета) являются надлежащими доказательствами отсутствия поставки и потребления горячей воды жителями домов, находящихся под управлением общества "УК Доверие". Кроме того, истцом при уменьшении размера исковых требований учтены только сведения из накопительной ведомости, которые не совпадают с информацией по отключениям горячего водоснабжения, зафиксированной двухсторонними актами.
Заявитель полагает, что у истца не имелось оснований для отказа ответчику в проведении расчетов за полученную тепловую энергию и горячую воду по показаниям общедомового прибора учета в многоквартирном доме, расположенном по ул. Восточная, 34, в период с июля по сентябрь 2011 г., поскольку прибор учета был забракован только 07.10.2011, что следует из акта о забраковке.
В отзыве на кассационную жалобу общество "УКС" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между обществами "УКС" (энергоснабжающая организация) и "УК Доверие" (абонент) заключен договор теплоснабжения от 01.02.2010 N 4-УД/К3005 (в редакции соглашения сторон от 05.10.2010 и судебных актов по делу N А71-7503/2010).
В соответствии с условиями договора энергоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для целей отопления и горячую питьевую воду для жилых домов, находящихся под управлением абонента до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей энергоснабжающей организации и сетей абонента, а абонент обязался своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию и горячую питьевую воду (п. 1.1 договора).
Порядок расчетов согласован сторонами в Приложении N 3 к договору, согласно которому оплата за тепловую энергию производится абонентом платежными поручениями до 30-го числа месяца следующего за расчетным периодом, после выставления энергоснабжающей организацией счета-фактуры и акта приема-передачи с указанием раздельного потребления энергоресурсов каждым домом или объектом.
Во исполнение принятых на себя обязательств общество "УКС" в период с июля по ноябрь 2011 г. поставляло тепловую энергию и горячее водоснабжение на объекты (многоквартирные жилые дома), находящиеся в управлении общества "УК Доверие".
Факт поставки энергоресурсов подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен.
Выставленные для оплаты счета-фактуры ответчиком оплачены частично, задолженность по расчету истца (с учетом уточнения исковых требований) составила 33 217 834 руб. 97 коп.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обществом "УК Доверие" принятых на себя обязательств по оплате стоимости тепловой энергии и горячей воды, поставленных в многоквартирные дома, общество "УКС" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя требования истца частично, суды исходили из доказанности факта поставки ответчику тепловой энергии и горячего водоснабжения в объеме и стоимостью, определенных истцом, за исключением поставки энергоресурсов на объект, расположенный по адресу: ул. Красноармейская, д. 175, по которому суд признал правильным расчет ответчика и исключил из суммы долга 1368 руб. 48 коп.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
На основании ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
В соответствии со ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные ст. 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1, 2 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Судами установлено, что общество "УК Доверие" в спорный период времени являлось исполнителем коммунальных услуг, а общество "УКС" для него - ресурсоснабжающей организацией; между сторонами в спорный период существовали договорные правоотношения по приобретению тепловой энергии в целях оказания коммунальных услуг гражданам. На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила N 307.
Действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению (п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации) предусматривает учет фактического потребления энергоресурсов одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей, отапливаемой площади и утвержденных нормативов соответствующей коммунальной услуги.
Пунктом 15 Правил N 307 установлено, что размер платы за горячее водоснабжение, отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Судами установлено, что не все многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, оборудованы общедомовыми приборами учета.
В соответствии с положениями Правил N 307 объем тепловой энергии и горячей воды в отношении домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, истец определял на основании показаний приборов учета (ведомости учета параметров теплопотребления, отчеты о потреблении тепловой энергии и теплоносителя), в отношении домов, где приборы учета отсутствуют - с учетом норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
Судами установлено, что в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ответчика имеются нежилые помещения, в отношении которых истец также осуществляет функцию исполнителя коммунальной услуги.
Судом первой инстанции установлено отсутствие в г. Ижевске утвержденных нормативов потребления тепловой энергии для нежилых помещений. Указанный вывод суда первой инстанции не оспорен, иного в рамках настоящего дела не доказано.
В силу п. 20 Правил N 307 при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются: при отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды и (или) горячей воды - расчетным путем исходя из нормативов водопотребления, а при отсутствии таких нормативов - в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды признали соответствующим действующему законодательству (п. 20 Правил N 307) расчет истца, в котором количество тепловой энергии относительно данных нежилых помещений исчислено исходя из строительных норм и правил для горячего водоснабжения и отопления ввиду отсутствия в г. Ижевске утвержденных в установленном законом порядке нормативов потребления коммунальных ресурсов для нежилых помещений.
Поскольку юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие нежилые помещения жилых домов, не относятся к населению, в отношении них применяется тариф, утвержденный регулирующим органом для соответствующей группы потребителей.
Ссылка общества "УК Доверие" на двойной учет объема потребления по домам, расположенным по адресам: ул. Коммунаров, д. 239, ул. Пушкинская, д. 216 подлежит отклонению, поскольку доказательств двойного начисления по указанным объектам размера платы за отопление в материалах дела не имеется. Судами верно установлено, что используемые истцом сведения об общей полезной площади, соответствуют данным, указанным в технических паспортах, доказательств, свидетельствующих о внесении в указанные документы изменений в части площади жилых помещений, ответчиком не представлено, наличие нежилых помещений в данных домах подтверждено материалами дела и ответчиком не опровергнуто, контррасчет с использованием Методики N 105 не представлен.
Возражения заявителя кассационной жалобы относительно доказанности факта и объема потребления горячей воды помещением, расположенным по адресу: г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, д. 76, обоснованно отклонены судами в связи с тем, что доказательств отсутствия в данном помещении сети горячего водоснабжения материалы дела не представлено.
Довод ответчика о необходимости применения к части объектов тарифа, установленного для потребителей, подключенных к магистральным тепловым сетям, а не к распределительным, верно отклонен судами, так как противоречит материалам дела.
Судами верно указано на то, что в соответствии с п. 4.1 СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети" тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления от магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям. Разделение тепловых сетей устанавливается проектом или эксплуатационной организацией.
В письмах от 26.06.2012, 26.07.2012 председатель РЭК Удмуртской Республики указал на то, что постановлением РЭК Удмуртской Республики от 30.11.2011 N 17/1 утверждены тарифы на тепловую энергию отпускаемую обществом "УКС", при этом тарифы дифференцированы по зонам теплоснабжения: магистральные сети, распределительные сети. Понятия магистральные и распределительные тепловые сети в нормативных документах по ценообразованию не установлены, однако Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, предусмотрено, что тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются отдельно для потребителей, получающих горячую воду и пар, и могут быть дифференцированы по иным параметрам. До 2008 г. тарифы на тепловую энергию от распределительных (квартальных) и магистральных тепловых сетей устанавливались разным юридическим лицам с разными расходами на содержание сетей и с различной стоимостью покупной тепловой энергии. Магистральные тепловые сети находятся в собственности открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 5" (далее - общество "ТГК N 5"), а распределительные тепловые сети в муниципальной собственности муниципального образования "Город Ижевск", с учетом этого распределение расходов общества "УКС" на содержание тепловых сетей произведено с учетом принадлежности сетей теплоснабжения согласно перечню имущества, переданного в аренду общества "УКС" двумя собственниками: обществом "ТГК N 5" и комитетом по имуществу администрации муниципального образования "Город Ижевск". Принимая решение в рамках ежегодного предельного уровня роста тарифов, РЭК Удмуртской Республики сохранила существующую ранее тарифную привязку потребителей и, учитывая возможность передачи распределительных сетей другому арендатору, считает целесообразным и в дальнейшем сохранить дифференциацию тарифов на тепловую энергию по существующей схеме по принадлежности тепловых сетей на границе с объектами потребителя.
Проанализировав договор аренды имущества от 05.12.2007 N 518, заключенный между Управлением имущественных отношений администрации г. Ижевска (арендодатель) и обществом "УКС" (арендатор), акт приема-передачи имущества N 4 к договору, суды установили, что в аренду переданы тепловые камеры и тепловые сети, к которым присоединены теплопотребляющие установки многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика. Исследовав представленные в материалы дела схемы присоединения трубопроводов к жилым домам от котельных ЦТП, суды пришли к выводу о том, что многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, для целей отопления и горячего водоснабжения запитаны от распределительных сетей, для конечных потребителей коммунальных услуг, к которым распределение теплоносителя осуществляется после ЦТП, применим тариф, установленный для потребителей, подключенных к распределительным сетям.
Довод кассатора о необоснованном определении истцом объема потребленных ресурсов по дому N 49 по ул. 10 лет Октября за ноябрь 2011 г. по показаниям общедомового прибора учета также был рассмотрен судами и обоснованно отклонен.
Суды, установив, что в указанном многоквартирном жилом доме имеется коллективный прибор учета, который принят сторонами в эксплуатацию в качестве коммерческого, ответчиком представлены истцу показания за ноябрь 2011 г., узел учета тепловой энергии соответствующим актом не забракован, доказательств некорректности показаний прибора учета не представлено, пришли к выводу о том, что общество "УКС" правомерно исчислило объем потребленных ресурсов в данном случае на основании показаний прибора учета.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что при определении подлежащего оплате объема потребленной горячей воды не учтены периоды отключения горячего водоснабжения, отклонены судами как несостоятельные.
В силу п. 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с подп. "ж", "з" п. 49 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг обязан производить в установленном разд. 7 Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения.
Согласно п. 60 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную Приложением N 1 к данным Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным Приложением.
В силу п. 61 Правил N 307 при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с п. 10 данных Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации от 04.06.2007 N 10611-ЮТ/07 "О разъяснении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, в части изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в соответствии с подп. "ж" п. 49 Правил исполнитель обязан производить в установленном разд. VII Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность. При этом исполнитель должен самостоятельно выполнить указанную обязанность в отношении всех лиц, имеющих обязательства по оплате коммунальных услуг, в случаях, когда исполнителю известно о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, а в иных случаях - при установлении факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке, установленном разд. VIII Правил.
Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества определен ст. 60 - 63 Правил N 307.
Согласно п. 64 Правил N 307 в случае непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств является акт о непредставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 71 Правил N 307).
На основании изложенного суды пришли к верному выводу о том, что акты об отсутствии горячего водоснабжения, подписанные со стороны ответчика в одностороннем порядке, при отсутствии у истца данных о прекращении им подачи горячего водоснабжения в дома ответчика и иных доказательств, подтверждающих данный факт, не могут являться надлежащими доказательствами, свидетельствующими о перерывах в подаче горячего водоснабжения в точках поставки.
Судами установлено, что обществом "УКС" учтены периоды перерывов поставки горячей воды по причине проведения ремонтных работ с учетом периодов допустимой продолжительности перерывов, установленных в п. 4 Приложения N 1 к Правилам N 307, зафиксированные в накопительных ведомостях отключений горячего водоснабжения за период с июля по ноябрь 2011 г., актах на отсутствие горячего водоснабжения, составленных с участием истца, в признаваемой обществом "УКС" части.
Ссылка ответчика на необходимость определения объема тепловой энергии, потребленной домом N 34 по ул. Восточной в период с июля по сентябрь 2011 г. по показаниям прибора учета, также был обоснованно отклонен судами на основании следующего.
В соответствии с п. 7.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила учета тепловой энергии и теплоносителя), на основании показаний приборов учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
Согласно акту повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 27.10.2010 прибор учета на объекте, расположенном по адресу: ул. Восточная, д. 34, был допущен в эксплуатацию с 28.09.2010 по 15.09.2011.
Пунктом 9.8. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя предусмотрено, что при выходе из строя приборов учета, с помощью которых определяется количество тепловой энергии и масса (или объем) теплоносителя, а также приборов, регистрирующих параметры теплоносителя, ведение учета тепловой энергии и массы (или объема) теплоносителя и регистрация его параметров на период не более 15 суток в течение года с момента приемки узла учета на коммерческий расчет осуществляются на основании показаний этих приборов, взятых за предшествующие выходу из строя 3 суток с корректировкой по фактической температуре наружного воздуха на период перерасчета.
В соответствии с п. 9.9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя при несвоевременном сообщении потребителем о нарушении режима и условий работы узла учета и о выходе его из строя он считается вышедшим из строя с момента его последней проверки энергоснабжающей организацией. В этом случае количество тепловой энергии, масса (или объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты.
В силу абз. второго п. 9.10 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя положения п. 9.8 данных Правил не распространяются в случаях: несанкционированного вмешательства в его работу; нарушения пломб на оборудовании узла учета, линий электрических связей; механического повреждения приборов и элементов узла учета; работы любого из них за пределами норм точности, установленных в разд. 5; врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета. Расчеты с такими потребителями осуществляются на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты с момента последней проверки энергоснабжающей организацией узла учета потребителя.
Поскольку согласно акту от 13.10.2011 причиной забракования прибора учета явилось отсутствие пломб на расходомерах горячего водоснабжения и отопления, применение Правил учета тепловой энергии и теплоносителя к отношениям сторон согласовано в договоре теплоснабжения от 01.02.2010 N 04-УД/К3005, суды пришли к верному выводу о том, что истец правомерно объем потребленных ресурсов определил с учетом норматива потребления коммунальной услуги "отопление" и положений п. 9.10 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя.
Учитывая вышеизложенное, поскольку доказательств оплаты стоимости потребленных энергоресурсов в сумме 33 216 466 руб. 49 коп. ответчиком не представлено, суды обоснованно удовлетворили исковые требования о взыскании задолженности в указанной сумме, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 591 272 руб. 22 коп.
Решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить в силе.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.07.2012 по делу N А71-3323/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Доверие" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.Л.ВЕРБЕНКО
Судьи
Л.А.ПАНОВА
Г.Н.ЧЕРКАССКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)