Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.03.2013 ПО ДЕЛУ N А57-16653/2012

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2013 г. по делу N А57-16653/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.
судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" Абушаева Галия Абдрешитовна по доверенности N 01-03/16 от 07.03.2012,
от Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" Кулакова Елена Алексеевна по доверенности N 02-02/1872.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 декабря 2012 года по делу N 57-16653/2012 (судья Волкова М.А.),
по иску товарищества собственников жилья "Электронник-1", г. Саратов, (ОГРН 1036405303318),
к Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, (ОГРН 1036405000280),
Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов ", г. Саратов, (ОГРН 1026402205246),
третьи лица:
Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов",
о взыскании,

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Электронник-1" (далее товарищество, истец) к Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее администрация), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее комитет) о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав товарищества, за период с 01 марта 2011 г. по 01 июля 2012 г. в сумме 359 411,37 руб.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно последним уточнениям истец просил взыскать в пользу товарищества с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав товарищества, за период с 01 февраля 2011 г. по 01 августа 2012 г. в сумме 412 289,55 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 40 000 руб.
Судом уточнение исковых требований принято.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21 декабря 2012 г. исковые требования удовлетворены частично. С муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета в пользу товарищества за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" взысканы взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав товарищества, за период с 01 февраля 2011 г. по 01 августа 2012 г. в сумме 412 289,55 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-16653/2012 от 21 декабря 2012 г. отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что в материалах дела отсутствуют: протоколы собраний товарищества, определивших размер обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на 2011-2012 г.г.; сметы расходов на проведение капитального ремонта на указанный год; акты осмотра многоквартирных домов; перечень услуг и работ по капитальному ремонту, условия их оказания и выполнения, размер их финансирования, утвержденный общим собранием собственников.
Заявитель указывает, что администрация не является членом товарищества, и отсутствуют доказательства заключения договоров между товариществом и муниципальным образованием на управление многоквартирным домом.
Заявитель также указывает, что статья 158 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит понятие не "взносы на капитальный ремонт", а "расходы на капитальный ремонт", несение которых должно быть подтверждено товариществом.
В Двенадцатый арбитражный апелляционный суд поступила жалоба комитета, в которой податель просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 декабря 2012 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель считает, что товариществом не предпринято попыток для получения субсидии в заявленном размере согласно Постановлению администрации N 599 от 24 июля 2007 г. "О порядке предоставления субсидии на капитальный ремонт доли муниципального образования".
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, товарищество является объединением собственников помещений ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе города Саратова.
Муниципальное образование "Город Саратов" является собственником ряда помещений в многоквартирных жилых домах под управлением товарищества.
В период с 24 по 28 апреля 2006 г. в соответствии с разделом 13 устава товарищества, со статьями 145, 146 Жилищного кодекса Российской Федерации проведено общее собрание членов товарищества в форме заочного голосования по вопросу установления с 01 мая 2006 г. для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
Решения общего собрания оформлены протоколом подведения итогов общего собрания членов товарищества, проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования).
Общее собрание членов товарищества большинством голосов приняло решение об установлении с 01 мая 2006 г. для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах входящих в товарищество ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утвержденному для Саратовской области соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации: на 2011 год в размере 5,4 руб. /кв. м согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 768 от 28 сентября 2010 г.; на 2012 год - 5,8 руб. /кв. м согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 1077 от 21 декабря 2011 г.
В голосовании принял участие и поддержал установление с 01 мая 2006 г. для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "Город Саратов" по доверенности от 03 апреля 2006 г.
Указанное решение общего собрания проведено в соответствии с действующим законодательством и не оспорено.
Ненадлежащее исполнение администрацией как собственником муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, входящих в товарищество, обязательств по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных жилых домов пропорционально доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей долевой собственности, послужило основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов товарищества.Указанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования по его расходным обязательствам.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
Пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов товарищества по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Пунктом 9.4. устава товарищества установлено, что муниципальное образование "Город Саратов" в соответствии с положениями пункта 9.3 устава обязано оплачивать товариществу расходы (взносы) по капитальному ремонту объектов общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества в размере, установленном общим собранием членов товарищества.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
На основании положений пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом отсутствие договора на содержание и ремонт общего имущества в жилом доме не освобождает его от предусмотренной законом обязанности по внесению платы на содержание общего имущества собственников жилого дома.
Возможность предоставления денежных средств на капитальный ремонт способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере установленном общим собранием членов товарищества и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав данного товарищества.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалованное решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем оснований для его изменения или отмены не имеется.
Доводы апелляционных жалоб были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда, сводятся к несогласию с оценкой судом установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены или изменения судебного акта. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов Арбитражного суда Саратовской области.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 декабря 2012 года по делу N А57-16653/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.

Председательствующий
Ф.И.ТИМАЕВ

Судьи
Т.В.ВОЛКОВА
А.Ю.НИКИТИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)