Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
судей Золотухиной С.И., Ивановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ткаченко Т.И.,
при участии:
- от заявителя: председателя ТСЖ N 7 Ильина В.И. (протокол заседания правления ТСЖ N 7 от 27.01.2008 г.), паспорт <...>;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 65527);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.06.2008 г. по делу N А32-6847/2008-30/141
по заявлению товарищества собственников жилья N 7
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании недействительным предписания от 26.03.2008 г. N 000460,
принятое судьей Грязевой В.В.,
установил:
Товарищество собственников жилья N 7 (далее - ТСЖ N 7) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции о признании недействительным предписания от 26 марта 2008 года N 000460.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27 июня 2008 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован отсутствием законом установленной обязанности ТСЖ заключать договоры, указанные в оспариваемом предписании. Суд, ссылаясь на нормы гражданского законодательства о свободе договора, указал, что лицу не может быть предписано заключить договор в соответствующий срок, если на предполагаемого контрагента также не возложена обязанность заключить данный договор. Кроме того, суд первой инстанции сослался на то, что собственниками жилых помещений не включено в состав общего имущества оборудование, необходимое для предоставления коммунальных услуг газо - и электроснабжения. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что у заявителя отсутствовала обязанность заключать договоры со специализированным организациями, предоставляющими услуги по газо - и электроснабжению.
Не согласившись с принятым судебным актом Государственная жилищная инспекция обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. В обоснование требований, изложенных в апелляционной жалобе, заинтересованное лицо сослалось на наличие у госжилинспекции полномочий на выдачу соответствующих предписаний, полагая, что товарищество собственников жилья, добровольно приняв на себя обязательства по управлению жилым домом, обязано соблюдать положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которым организация по обслуживанию жилищного фонда обязана заключить со специализированными организациями договор на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения, проверку дымоходов и вентиляционных каналов, внутридомового электрооборудования.
В своем отзыве на апелляционную жалобу товарищество собственников жилья не согласилось с доводами заинтересованного лица, сославшись на то, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда не определяют требование и порядок обслуживания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, а регулируют порядок ремонта и обслуживания жилых помещений, в связи с чем указанные нормы адресованы, по мнению заявителя, собственникам жилых помещений, либо уполномоченным организациям, осуществляющим эксплуатацию жилого фонда.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке апелляционного производства повторно рассматривает дело.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края на основании распоряжения от 25.03.2008 г. N 553 проведена проверка соблюдения товариществом собственников жилья N 7 нормативно-технических требований при эксплуатации жилого дома, находящегося в Краснодарском крае, г. Славянске-на-Кубани, по ул. Ковтюха, 49.
В ходе проверки актом от 26.03.2008 г. N 000496 установлено, что ТСЖ N 7 не имеет договора со специализированной организацией на обслуживание внутридомовых газовых сетей, входящих в состав общего имущества. Кроме того, проверкой установлено, что товариществом не выполнена проверка вентиляционных каналов и внутридомового электрооборудования. В результате данных действий (бездействия) ТСЖ N 7, как указано в акте, были нарушены пункты 5.5.6, 5.6.2 и 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170.
На основании акта проверки ТСЖ N 7 было выдано предписание от 26.03.2008 г. N 000460, согласно пунктам 1 - 3 которого товариществу было предписано в срок до 11 апреля 2008 года заключить договор со специализированной организацией на обслуживание внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) (пункт 1 предписания), выполнить проверку вентиляционных каналов с составлением акта (пункт 2), а также заключить договор со специализированной организацией на проверку внутридомового электрооборудования (пункт 3).
Указанное предписание было оспорено ТСЖ N 7 в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов и должностных лиц является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, если установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что действующими правовыми нормами не предусмотрена обязанность товарищества собственников жилья заключать со специализированными организациями на обслуживание газового и электрооборудования.
Суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции в части отсутствия у товарищества обязанности по заключению со специализированными организациями договоров на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения является необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 27.03.2006 г. N 700 основным видом деятельности ТСЖ N 7 является управление эксплуатацией жилого фонда. Согласно пункту 2.1 Устава ТСЖ N 7, утвержденного решением Общего собрания членов товарищества (протокол от 07.10.2002 г. N 1), товарищество является добровольным объединением собственников (домовладельцев) жилых и нежилых помещений и иной недвижимости в кондоминиуме, созданное, в том числе, в целях реализации прав собственниками жилых и нежилых помещений прав по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом; распределения между членами товарищества обязанностей по возмещению соответствующих издержек по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту общего имущества; обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества; обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также нанимателей жилых помещений и арендаторов жилых и нежилых помещений; заключения договоров в соответствии с целями своей деятельности.
Таким образом, ТСЖ N 7 в силу приведенных норм и в соответствии с фактическими обстоятельствами по делу ТСЖ N 7 является лицом, ответственным за содержание жилищного фонда, принадлежащего собственникам помещений в жилом доме, находящимся в Краснодарском крае, г. Славянске-на-Кубани, по ул. Ковтюха, 49.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 12 указанных Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом) путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; или путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Подпунктами "а" - "д" пункта 2 данных Правил предусмотрено, что в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В соответствии с пунктами 5 - 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества также включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, внутридомовая система электроснабжения и иное оборудование.
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
В силу пункта 1.4 указанных Правил, а также в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" граждане и юридические лица обязаны:
1) использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан;
2) бережно относиться к жилищному фонду и земельным участкам, необходимым для использования жилищного фонда;
3) выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования;
4) своевременно производить оплату жилья, коммунальных услуг, осуществлять выплаты по жилищным кредитам;
5) использовать указанные в пункте 2 земельные участки без ущерба для других лиц.
За выполнение указанных обязанностей согласно статье 4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" лица несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Техническое обслуживание здания согласно главе II Правил включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
В силу пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в том числе, содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы, своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
В соответствии с пунктом 5.5.12 указанных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки:
а) дымоходов:
- сезонно работающего газоиспользующего оборудования - перед отопительным сезоном;
- кирпичных - один раз в три месяца;
- асбоцементных, гончарных и из жаростойкого бетона - один раз в год;
- отопительно-варочных печей - три раза в год (перед началом и среди отопительного сезона, а также в весеннее время);
б) вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, - не реже двух раз в год (зимой и летом).
Согласно акту проверки от 26.03.2008 г. N 000496 и предписанию N 00460 товариществом собственников жилья не заключен договор со специализированной организацией на обслуживание ВДГО, не выполнена проверка вентиляционных каналов, в связи с чем товариществу было правомерно пунктами 1, 2 оспариваемого ненормативного акта госжилинспекции предписано в соответствии с пунктом 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда заключить договор со специализированной организацией на обслуживание ВДГО, а также согласно пункту 5.5.12 указанных Правил выполнить проверку вентиляционных каналов.
В силу изложенного вывод суда о недействительности пунктов 1, 2 оспариваемого предписания Госжилинспекции является неправомерным.
Между тем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что действующими правовыми нормами не устанавливается обязанность ТСЖ заключать договоры со специализированными организациями на обслуживание внутридомового электрооборудования. Положения пункта 5.6.2 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда предусматривают обязанность организаций обеспечивать эксплуатацию электрооборудования. При этом по смыслу пункта 5.6.8 Правил эксплуатацию электрооборудования осуществляют при помощи специальных инструментов, измерительных приборов, основных и дополнительных средств защиты работники организации по обслуживанию жилищного фонда.
Таким образом, указанные нормы не предусматривают обязательное заключение организациями, осуществляющими обслуживание жилищного фонда, договоров со специализированными организациями на обслуживание внутридомового электрооборудования, в связи с чем пункт 3 предписания Госжилинспекции, в соответствии с которым товариществу было предписано заключить договор со специализированной организацией на обслуживание внутридомового электрооборудования, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы товарищества.
В связи с изложенным, судом первой инстанции сделан правильный вывод о недействительности оспариваемого предписания Госжилинспекции в части обязания товарищества заключить договор со специализированной организацией на обслуживание внутридомового электрооборудования.
Между тем в части пунктов 1, 2, которыми товариществу предписано заключить со специализированной организацией договор на техническое обслуживание ВДГО и провести проверку вентиляционных каналов, оспариваемое предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 26.03.2008 г. N 000467 соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит изменению, а апелляционная жалоба Госжилинспекции частичному удовлетворению.
Расходы лиц, участвующих в деле, по уплате госпошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции, подлежат распределению по правилам статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2008 г. изменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 26.03.208 г. N 000460 в части пункта 3 как не соответствующее Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170. В части требования о признании недействительным пунктов 1 и 2 данного предписания отказать.
Абзац 2 резолютивной части решения изложить в следующей редакции: "Взыскать с Государственной жилищной инспекции Краснодарского края в пользу товарищества собственников жилья N 7, г. Славянск-на-Кубани, 1000 рублей в возмещение расходов по госпошлине".
Взыскать с товарищества собственников жилья N 7 в пользу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 500 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.И.ТКАЧЕНКО
Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Н.Н.ИВАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.12.2008 N 15АП-6258/2008 ПО ДЕЛУ N А32-6847/2008-30/141
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2008 г. N 15АП-6258/2008
Дело N А32-6847/2008-30/141
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
судей Золотухиной С.И., Ивановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ткаченко Т.И.,
при участии:
- от заявителя: председателя ТСЖ N 7 Ильина В.И. (протокол заседания правления ТСЖ N 7 от 27.01.2008 г.), паспорт <...>;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 65527);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.06.2008 г. по делу N А32-6847/2008-30/141
по заявлению товарищества собственников жилья N 7
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании недействительным предписания от 26.03.2008 г. N 000460,
принятое судьей Грязевой В.В.,
установил:
Товарищество собственников жилья N 7 (далее - ТСЖ N 7) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции о признании недействительным предписания от 26 марта 2008 года N 000460.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27 июня 2008 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован отсутствием законом установленной обязанности ТСЖ заключать договоры, указанные в оспариваемом предписании. Суд, ссылаясь на нормы гражданского законодательства о свободе договора, указал, что лицу не может быть предписано заключить договор в соответствующий срок, если на предполагаемого контрагента также не возложена обязанность заключить данный договор. Кроме того, суд первой инстанции сослался на то, что собственниками жилых помещений не включено в состав общего имущества оборудование, необходимое для предоставления коммунальных услуг газо - и электроснабжения. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что у заявителя отсутствовала обязанность заключать договоры со специализированным организациями, предоставляющими услуги по газо - и электроснабжению.
Не согласившись с принятым судебным актом Государственная жилищная инспекция обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. В обоснование требований, изложенных в апелляционной жалобе, заинтересованное лицо сослалось на наличие у госжилинспекции полномочий на выдачу соответствующих предписаний, полагая, что товарищество собственников жилья, добровольно приняв на себя обязательства по управлению жилым домом, обязано соблюдать положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которым организация по обслуживанию жилищного фонда обязана заключить со специализированными организациями договор на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения, проверку дымоходов и вентиляционных каналов, внутридомового электрооборудования.
В своем отзыве на апелляционную жалобу товарищество собственников жилья не согласилось с доводами заинтересованного лица, сославшись на то, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда не определяют требование и порядок обслуживания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, а регулируют порядок ремонта и обслуживания жилых помещений, в связи с чем указанные нормы адресованы, по мнению заявителя, собственникам жилых помещений, либо уполномоченным организациям, осуществляющим эксплуатацию жилого фонда.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке апелляционного производства повторно рассматривает дело.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края на основании распоряжения от 25.03.2008 г. N 553 проведена проверка соблюдения товариществом собственников жилья N 7 нормативно-технических требований при эксплуатации жилого дома, находящегося в Краснодарском крае, г. Славянске-на-Кубани, по ул. Ковтюха, 49.
В ходе проверки актом от 26.03.2008 г. N 000496 установлено, что ТСЖ N 7 не имеет договора со специализированной организацией на обслуживание внутридомовых газовых сетей, входящих в состав общего имущества. Кроме того, проверкой установлено, что товариществом не выполнена проверка вентиляционных каналов и внутридомового электрооборудования. В результате данных действий (бездействия) ТСЖ N 7, как указано в акте, были нарушены пункты 5.5.6, 5.6.2 и 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170.
На основании акта проверки ТСЖ N 7 было выдано предписание от 26.03.2008 г. N 000460, согласно пунктам 1 - 3 которого товариществу было предписано в срок до 11 апреля 2008 года заключить договор со специализированной организацией на обслуживание внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) (пункт 1 предписания), выполнить проверку вентиляционных каналов с составлением акта (пункт 2), а также заключить договор со специализированной организацией на проверку внутридомового электрооборудования (пункт 3).
Указанное предписание было оспорено ТСЖ N 7 в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов и должностных лиц является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, если установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что действующими правовыми нормами не предусмотрена обязанность товарищества собственников жилья заключать со специализированными организациями на обслуживание газового и электрооборудования.
Суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции в части отсутствия у товарищества обязанности по заключению со специализированными организациями договоров на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения является необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 27.03.2006 г. N 700 основным видом деятельности ТСЖ N 7 является управление эксплуатацией жилого фонда. Согласно пункту 2.1 Устава ТСЖ N 7, утвержденного решением Общего собрания членов товарищества (протокол от 07.10.2002 г. N 1), товарищество является добровольным объединением собственников (домовладельцев) жилых и нежилых помещений и иной недвижимости в кондоминиуме, созданное, в том числе, в целях реализации прав собственниками жилых и нежилых помещений прав по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом; распределения между членами товарищества обязанностей по возмещению соответствующих издержек по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту общего имущества; обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества; обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также нанимателей жилых помещений и арендаторов жилых и нежилых помещений; заключения договоров в соответствии с целями своей деятельности.
Таким образом, ТСЖ N 7 в силу приведенных норм и в соответствии с фактическими обстоятельствами по делу ТСЖ N 7 является лицом, ответственным за содержание жилищного фонда, принадлежащего собственникам помещений в жилом доме, находящимся в Краснодарском крае, г. Славянске-на-Кубани, по ул. Ковтюха, 49.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 12 указанных Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом) путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; или путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Подпунктами "а" - "д" пункта 2 данных Правил предусмотрено, что в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В соответствии с пунктами 5 - 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества также включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, внутридомовая система электроснабжения и иное оборудование.
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
В силу пункта 1.4 указанных Правил, а также в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" граждане и юридические лица обязаны:
1) использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан;
2) бережно относиться к жилищному фонду и земельным участкам, необходимым для использования жилищного фонда;
3) выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования;
4) своевременно производить оплату жилья, коммунальных услуг, осуществлять выплаты по жилищным кредитам;
5) использовать указанные в пункте 2 земельные участки без ущерба для других лиц.
За выполнение указанных обязанностей согласно статье 4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" лица несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Техническое обслуживание здания согласно главе II Правил включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
В силу пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в том числе, содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы, своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
В соответствии с пунктом 5.5.12 указанных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки:
а) дымоходов:
- сезонно работающего газоиспользующего оборудования - перед отопительным сезоном;
- кирпичных - один раз в три месяца;
- асбоцементных, гончарных и из жаростойкого бетона - один раз в год;
- отопительно-варочных печей - три раза в год (перед началом и среди отопительного сезона, а также в весеннее время);
б) вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, - не реже двух раз в год (зимой и летом).
Согласно акту проверки от 26.03.2008 г. N 000496 и предписанию N 00460 товариществом собственников жилья не заключен договор со специализированной организацией на обслуживание ВДГО, не выполнена проверка вентиляционных каналов, в связи с чем товариществу было правомерно пунктами 1, 2 оспариваемого ненормативного акта госжилинспекции предписано в соответствии с пунктом 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда заключить договор со специализированной организацией на обслуживание ВДГО, а также согласно пункту 5.5.12 указанных Правил выполнить проверку вентиляционных каналов.
В силу изложенного вывод суда о недействительности пунктов 1, 2 оспариваемого предписания Госжилинспекции является неправомерным.
Между тем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что действующими правовыми нормами не устанавливается обязанность ТСЖ заключать договоры со специализированными организациями на обслуживание внутридомового электрооборудования. Положения пункта 5.6.2 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда предусматривают обязанность организаций обеспечивать эксплуатацию электрооборудования. При этом по смыслу пункта 5.6.8 Правил эксплуатацию электрооборудования осуществляют при помощи специальных инструментов, измерительных приборов, основных и дополнительных средств защиты работники организации по обслуживанию жилищного фонда.
Таким образом, указанные нормы не предусматривают обязательное заключение организациями, осуществляющими обслуживание жилищного фонда, договоров со специализированными организациями на обслуживание внутридомового электрооборудования, в связи с чем пункт 3 предписания Госжилинспекции, в соответствии с которым товариществу было предписано заключить договор со специализированной организацией на обслуживание внутридомового электрооборудования, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы товарищества.
В связи с изложенным, судом первой инстанции сделан правильный вывод о недействительности оспариваемого предписания Госжилинспекции в части обязания товарищества заключить договор со специализированной организацией на обслуживание внутридомового электрооборудования.
Между тем в части пунктов 1, 2, которыми товариществу предписано заключить со специализированной организацией договор на техническое обслуживание ВДГО и провести проверку вентиляционных каналов, оспариваемое предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 26.03.2008 г. N 000467 соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит изменению, а апелляционная жалоба Госжилинспекции частичному удовлетворению.
Расходы лиц, участвующих в деле, по уплате госпошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции, подлежат распределению по правилам статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2008 г. изменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 26.03.208 г. N 000460 в части пункта 3 как не соответствующее Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170. В части требования о признании недействительным пунктов 1 и 2 данного предписания отказать.
Абзац 2 резолютивной части решения изложить в следующей редакции: "Взыскать с Государственной жилищной инспекции Краснодарского края в пользу товарищества собственников жилья N 7, г. Славянск-на-Кубани, 1000 рублей в возмещение расходов по госпошлине".
Взыскать с товарищества собственников жилья N 7 в пользу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 500 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.И.ТКАЧЕНКО
Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Н.Н.ИВАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)