Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К.П.
в отсутствие лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Административной комиссии муниципального образования "Город Магадан"
на решение от 16 января 2013 года
по делу N А37-3822/2012
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Минеевой А.А.
по заявлению общество с ограниченной ответственностью "Любимый город наш" (ОГРН 1104910002823, ИНН 4909107929)
к Административной комиссии муниципального образования "Город Магадан"
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Любимый город наш" (далее - общество) обратилось Арбитражный суд Магаданской с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссией муниципального образования "Город Магадан" (далее - Административная комиссия) от 03.10.2012 N 286/274 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Закона Магаданской области от 15.03.2005 N 583-ОЗ "Об административных правонарушениях в Магаданской области" (далее - Закон N 583-ОЗ) в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Решением суда от 16 января 2013 года требование общества удовлетворено в виду неверной квалификации вменяемого обществу правонарушения.
Не согласившись с судебным актом, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. По мнению заявителя жалобы, вывод суда о неверной квалификации является необоснованным и противоречит закону.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, письмом от 03.09.2012 исх. N 4048 Муниципальное казенное учреждение "Административно-техническая инспекция города Магадана" (далее - МКУ г. Магадана "Административно-техническая инспекция города Магадана") предложило произвести ремонт и очистку козырьков подъездов многоквартирного жилого дома N 4 "а" по ул. Гагарина г. Магадана и обеспечить явку представителя ООО "Любимый город наш" на осмотр козырьков подъездов здания указанного дома 13.09.2012 в 10 часов 30 минут.
В результате проведенного осмотра специалистом МКУ г. Магадана "Административно-техническая инспекция города Магадана" в отсутствие представителя общества и присутствии двух не заинтересованных лиц установлено, что козырек подъезда 2 (П-2) названного здания жилого дома не очищен и находится в неисправном состоянии (раскол бетонного основания), о чем составлен акт от 13.09.2012.
Указанное бездействие ООО "Любимый город наш" административная комиссия признала нарушением пункта 8.1.2 "Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан", утвержденных решением Магаданской городской Думы от 22.12.2006 N 123-Д, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 Закона N 583-ОЗ.
19.09.2012 начальником отдела исполнения административного законодательства Управления административно-технического контроля мэрии г. Магадана в отсутствие представителя в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 274.
В соответствии со статьей 11.3 Закона N 583-ОЗ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.4, рассматривают административные комиссии.
03.10.2012 в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении административной комиссией вынесено оспариваемое постановление N 286/274.
Не согласившись с постановлением о привлечении общества к административной ответственности, общество обжаловало его в суд.
В соответствии со статьей 6.4 Закона N 583-ОЗ, нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), установленных органами местного самоуправления, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10 000 до 50 000 руб.
В целях обеспечения надлежащего поддержания уровня благоустройства, санитарно-технического, экологического состояния муниципального образования "Город Магадан", Решением Магаданской городской Думы от 22.12.2006 N 123-Д утверждены Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан" (далее - Правила благоустройства).
Требования Правил являются обязательными для всех физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и направлены на поддержание санитарного порядка, охрану окружающей среды, повышение безопасности населения (пункт 1.2).
Согласно пункту 3.2.1 Правил благоустройства объекты благоустройства должны содержаться в чистоте и исправном состоянии.
Пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 1.4 Правил благоустройства фасады зданий и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий и сооружений, в том числе порталы арочных проездов, кровли, крыльца, ограждения и защитные решетки, навесы, козырьки, окна, входные двери, балконы, наружные лестницы, эркеры, лоджии, карнизы, столярные и металлоизделия, ставни, водосточные трубы, светильники, и другое оборудование, пристроенное к стенам или вмонтированное в них, номерные знаки домов и лестничных клеток являются элементами благоустройства, а не его объектами, как указывает административный орган в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении.
Раздел 8.5 Правил благоустройства устанавливает требования к устройству и содержанию входов.
Правила благоустройства не содержат норм, устанавливающих требования к надлежащему содержанию входов в многоквартирные жилые дома как объектов общего имущества таких домов.
Судом апелляционной инстанции по материалам дела установлено, что ООО "Любимый город наш" является управляющей организацией и обслуживающей жилищный фонд многоквартирного жилого дома N 4 "а" по ул. Гагарина г. Магадана.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Госстроя России от 27.03.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170) (зарегистрированы в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176).
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 11 данных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Арбитражным судом установлен раскол бетонного основания козырька подъезда N 2 жилого дома N 4 "а" по ул. Гагарина г. Магадана, что создает угрозу здоровью и безопасности людей и подтверждается представленными в дело доказательствами, а именно, актом осмотра, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении.
Таким образом, общество не обеспечило исправное состояние козырьков над входами в подъезды указанного многоквартирного жилого дома, не приняло своевременных мер, направленных на производство работ по реставрации и ремонту отдельных элементов фасада, в частности козырьков подъездов.
Объективная сторона правонарушения заключается как в действии, так и в бездействии, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений со стороны субъекта - управляющей компании.
Ненадлежащее содержание общего имущества, в частности козырьков подъездов является нарушением положений пунктов 4.2.4.2, 4.8.10 Правил N 170. В частности в пункте 4.2.4.2 Правил N 170, при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
Поскольку управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491), вывод арбитражного суда о неправильной квалификации вменяемого обществу противоправного деяния по статье 6.4 Закона N 583-ОЗ, признается обоснованным и правомерным.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела и, оценив в порядке положений статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 16 января 2013 года по делу N А37-3822/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Судья
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.03.2013 N 06АП-891/2013 ПО ДЕЛУ N А37-3822/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2013 г. N 06АП-891/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К.П.
в отсутствие лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Административной комиссии муниципального образования "Город Магадан"
на решение от 16 января 2013 года
по делу N А37-3822/2012
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Минеевой А.А.
по заявлению общество с ограниченной ответственностью "Любимый город наш" (ОГРН 1104910002823, ИНН 4909107929)
к Административной комиссии муниципального образования "Город Магадан"
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Любимый город наш" (далее - общество) обратилось Арбитражный суд Магаданской с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссией муниципального образования "Город Магадан" (далее - Административная комиссия) от 03.10.2012 N 286/274 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Закона Магаданской области от 15.03.2005 N 583-ОЗ "Об административных правонарушениях в Магаданской области" (далее - Закон N 583-ОЗ) в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Решением суда от 16 января 2013 года требование общества удовлетворено в виду неверной квалификации вменяемого обществу правонарушения.
Не согласившись с судебным актом, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. По мнению заявителя жалобы, вывод суда о неверной квалификации является необоснованным и противоречит закону.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, письмом от 03.09.2012 исх. N 4048 Муниципальное казенное учреждение "Административно-техническая инспекция города Магадана" (далее - МКУ г. Магадана "Административно-техническая инспекция города Магадана") предложило произвести ремонт и очистку козырьков подъездов многоквартирного жилого дома N 4 "а" по ул. Гагарина г. Магадана и обеспечить явку представителя ООО "Любимый город наш" на осмотр козырьков подъездов здания указанного дома 13.09.2012 в 10 часов 30 минут.
В результате проведенного осмотра специалистом МКУ г. Магадана "Административно-техническая инспекция города Магадана" в отсутствие представителя общества и присутствии двух не заинтересованных лиц установлено, что козырек подъезда 2 (П-2) названного здания жилого дома не очищен и находится в неисправном состоянии (раскол бетонного основания), о чем составлен акт от 13.09.2012.
Указанное бездействие ООО "Любимый город наш" административная комиссия признала нарушением пункта 8.1.2 "Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан", утвержденных решением Магаданской городской Думы от 22.12.2006 N 123-Д, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 Закона N 583-ОЗ.
19.09.2012 начальником отдела исполнения административного законодательства Управления административно-технического контроля мэрии г. Магадана в отсутствие представителя в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 274.
В соответствии со статьей 11.3 Закона N 583-ОЗ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.4, рассматривают административные комиссии.
03.10.2012 в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении административной комиссией вынесено оспариваемое постановление N 286/274.
Не согласившись с постановлением о привлечении общества к административной ответственности, общество обжаловало его в суд.
В соответствии со статьей 6.4 Закона N 583-ОЗ, нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), установленных органами местного самоуправления, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10 000 до 50 000 руб.
В целях обеспечения надлежащего поддержания уровня благоустройства, санитарно-технического, экологического состояния муниципального образования "Город Магадан", Решением Магаданской городской Думы от 22.12.2006 N 123-Д утверждены Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан" (далее - Правила благоустройства).
Требования Правил являются обязательными для всех физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и направлены на поддержание санитарного порядка, охрану окружающей среды, повышение безопасности населения (пункт 1.2).
Согласно пункту 3.2.1 Правил благоустройства объекты благоустройства должны содержаться в чистоте и исправном состоянии.
Пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 1.4 Правил благоустройства фасады зданий и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий и сооружений, в том числе порталы арочных проездов, кровли, крыльца, ограждения и защитные решетки, навесы, козырьки, окна, входные двери, балконы, наружные лестницы, эркеры, лоджии, карнизы, столярные и металлоизделия, ставни, водосточные трубы, светильники, и другое оборудование, пристроенное к стенам или вмонтированное в них, номерные знаки домов и лестничных клеток являются элементами благоустройства, а не его объектами, как указывает административный орган в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении.
Раздел 8.5 Правил благоустройства устанавливает требования к устройству и содержанию входов.
Правила благоустройства не содержат норм, устанавливающих требования к надлежащему содержанию входов в многоквартирные жилые дома как объектов общего имущества таких домов.
Судом апелляционной инстанции по материалам дела установлено, что ООО "Любимый город наш" является управляющей организацией и обслуживающей жилищный фонд многоквартирного жилого дома N 4 "а" по ул. Гагарина г. Магадана.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Госстроя России от 27.03.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170) (зарегистрированы в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176).
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 11 данных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Арбитражным судом установлен раскол бетонного основания козырька подъезда N 2 жилого дома N 4 "а" по ул. Гагарина г. Магадана, что создает угрозу здоровью и безопасности людей и подтверждается представленными в дело доказательствами, а именно, актом осмотра, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении.
Таким образом, общество не обеспечило исправное состояние козырьков над входами в подъезды указанного многоквартирного жилого дома, не приняло своевременных мер, направленных на производство работ по реставрации и ремонту отдельных элементов фасада, в частности козырьков подъездов.
Объективная сторона правонарушения заключается как в действии, так и в бездействии, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений со стороны субъекта - управляющей компании.
Ненадлежащее содержание общего имущества, в частности козырьков подъездов является нарушением положений пунктов 4.2.4.2, 4.8.10 Правил N 170. В частности в пункте 4.2.4.2 Правил N 170, при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
Поскольку управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491), вывод арбитражного суда о неправильной квалификации вменяемого обществу противоправного деяния по статье 6.4 Закона N 583-ОЗ, признается обоснованным и правомерным.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела и, оценив в порядке положений статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 16 января 2013 года по делу N А37-3822/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Судья
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)