Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2013
В полном объеме постановление изготовлено 18.07.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи Степиной Л.В.
Судей Ивановой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Городской жилищный фонд" (ОГРН 1033600064277, ИНН 3666052416, г. Воронеж, пл. им. Ленина, д. 8, 394018) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" (ОГРН 1033692002178, ИНН 3666089166, г. Воронеж, пл. им. Ленина, д. 8, 394018) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Планета" (ОГРН 1033692001342, ИНН 3666082403, г. Воронеж, пл. им. Ленина, д. 8, 394006) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733, ИНН 3650002882, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 10, 394018) - Солтанова М.Ш. - представителя по доверенности от 01.04.2013 N 1369;
- от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069, г. Воронеж, пл. им. Ленина, д. 12, 394006) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городской жилищный фонд", Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс", Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Планета" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.11.2012 (судья Максимович Т.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А14-6814/2012,
установил:
заявители - общество с ограниченной ответственностью "Городской жилищный фонд", Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Импульс", Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Планета" (далее по тексту - заявители, ООО "Горжилфонд", ВРООИ "Импульс" и "Планета") обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий администрации городского округа город Воронеж (далее также - администрация) по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по площади Ленина, 8, с превышением установленного срока и с требованием предоставить дополнительные документы; о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в уклонении от формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по площади Ленина, 8, в установленный срок и без требования дополнительных документов; о признании незаконным отказа от 18.06.2012 Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в формировании указанного земельного участка (заявленные требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.)
К участию в деле в качестве солидарного соответчика привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 02.11.2012 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал бездействие администрации по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по площади Ленина, 8, не соответствующим Федеральному закону "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Земельному кодексу Российской Федерации, указав на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом по площади Ленина, 8, с нарушением установленного законом срока и с нарушением разумного срока формирования земельного участка, а также на бездействие администрации, не осуществившей кадастровый учет этого земельного участка, обязав последнюю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Горжилфонд" в месячный срок со дня вступления в законную силу решения. В удовлетворении требований ООО "Горжилфонд" к Департаменту арбитражный суд отказал. ВРООИ "Импульс" и "Планета" указанным судебным актом отказано в удовлетворении их требований.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 решение суда первой инстанции от 02.11.2012 отменено в части признания незаконным бездействия администрации городского округа город Воронеж, не осуществившей кадастровый учет земельного участка.
В кассационной жалобе заявители, считая постановление апелляционного суда незаконным и не соглашаясь с доводами, изложенными в отзыве администрации на заявление, просят отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.11.2012 и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе и объяснениях представителя администрации, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судом установлено, ООО "Горжилфонд" является собственником нежилого встроенного помещения площадью 1 157,1 кв. м, этаж: 1, подвал, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Воронеж, пл. Ленина, 8.
ВРООИ "Импульс" и ВРООИ "Планета" по договорам от 10.05.2011 и 17.06.2011 арендуют нежилые помещения N 6 и N 11.
17.01.2012 заявители обратились в администрацию с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: г. Воронеж, пл. Ленина, 8, приложив к заявлению копию свидетельства о регистрации права собственности ООО "Горжилфонд" на нежилое помещение от 16.07.2008 N 36-АВ032078, копии названных выше договоров аренды помещений, выписок из ЕГРЮЛ в отношении заявителей, копию решения Совета ВРООИ "Импульс", устава ООО "Горжилфонда", доверенности на представителя Комарову С.В.
ООО "Горжилфонд" также направило в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заявление о формировании упомянутого земельного участка, который письмом от 18.06.2012 отказал заявителю в формировании спорного земельного участка.
25.01.2012 Управление главного архитектора Департамента сообщило ООО "Горжилфонд" о необходимости предоставить перечень документов: технический паспорт объекта недвижимости, кадастровый план территории (выписка из государственного кадастра недвижимости), акт об установлении почтового адреса, схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в определенном масштабе.
Заявители, утверждая, что оспариваемые действия и бездействие администрации города, а также отказ Департамента сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по площади Ленина,8, не соответствуют части 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и нарушают их права и законные интересы, обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этом в резолютивной части судебного решения должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункты 4, 5 той же статьи).
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) признаются недействительными, если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Изучив обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к следующим выводам.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П разъяснил, что обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
В силу приведенных правовых норм суды правильно заключили, что поскольку ВРООИ "Импульс" и "Планета" являются арендаторами помещений N 11 и N 6 в нежилом подвальном помещении IV в лит. А, расположенном по пл. Ленина, 8, следовательно, они, как арендаторы, не могут заявлять о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом.
Кроме того, суды обеих инстанций правильно руководствовались положениями пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрена обязанность органа местного самоуправления на основании заявления граждан, заинтересованных в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду, либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Пунктом 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено применение статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ, и указано, что если земельный участок не сформирован, и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Из указанной нормы закона следует, что переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4). Данная позиция отражена в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 36, пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации на администрацию как орган местного самоуправления возложена обязанность осуществить такие действия по формированию земельного участка, как утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в установленный законом срок.
Таким образом, в рассматриваемом случае полномочиями по утверждению схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории наделена администрация, но не Департамент.
Ввиду чего суды обоснованно отказали в удовлетворении требований, заявленных ООО "Горжилфонд" к Департаменту.
В то же время суд апелляционной инстанции правильно указал, что администрация не уполномочена на осуществление кадастрового учета спорного земельного участка, поскольку в силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 органом кадастрового учета является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
На основании изложенного вывод арбитражного апелляционного суда о том, что неосуществление кадастрового учета спорного земельного участка администрацией не свидетельствует о незаконном бездействии последней.
При рассмотрении дела судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При подаче кассационной жалобы ООО "Городской жилищный фонд" уплатило государственную пошлину по чеку-ордеру от 03.06.2013 в сумме 100 руб. В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплате подлежит в данном случае 1000 руб. госпошлины, в связи с чем государственная пошлина в размере 900 руб. подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.11.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 по делу N А14-6814/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Городской жилищный фонд" (ОГРН 1033600064277, ИНН 3666052416) в доход федерального бюджета 900 (девятьсот) рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 18.07.2013 ПО ДЕЛУ N А14-6814/2012
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2013 г. по делу N А14-6814/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2013
В полном объеме постановление изготовлено 18.07.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи Степиной Л.В.
Судей Ивановой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Городской жилищный фонд" (ОГРН 1033600064277, ИНН 3666052416, г. Воронеж, пл. им. Ленина, д. 8, 394018) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" (ОГРН 1033692002178, ИНН 3666089166, г. Воронеж, пл. им. Ленина, д. 8, 394018) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Планета" (ОГРН 1033692001342, ИНН 3666082403, г. Воронеж, пл. им. Ленина, д. 8, 394006) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733, ИНН 3650002882, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 10, 394018) - Солтанова М.Ш. - представителя по доверенности от 01.04.2013 N 1369;
- от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069, г. Воронеж, пл. им. Ленина, д. 12, 394006) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городской жилищный фонд", Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс", Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Планета" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.11.2012 (судья Максимович Т.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А14-6814/2012,
установил:
заявители - общество с ограниченной ответственностью "Городской жилищный фонд", Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Импульс", Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Планета" (далее по тексту - заявители, ООО "Горжилфонд", ВРООИ "Импульс" и "Планета") обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий администрации городского округа город Воронеж (далее также - администрация) по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по площади Ленина, 8, с превышением установленного срока и с требованием предоставить дополнительные документы; о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в уклонении от формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по площади Ленина, 8, в установленный срок и без требования дополнительных документов; о признании незаконным отказа от 18.06.2012 Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в формировании указанного земельного участка (заявленные требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.)
К участию в деле в качестве солидарного соответчика привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 02.11.2012 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал бездействие администрации по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по площади Ленина, 8, не соответствующим Федеральному закону "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Земельному кодексу Российской Федерации, указав на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом по площади Ленина, 8, с нарушением установленного законом срока и с нарушением разумного срока формирования земельного участка, а также на бездействие администрации, не осуществившей кадастровый учет этого земельного участка, обязав последнюю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Горжилфонд" в месячный срок со дня вступления в законную силу решения. В удовлетворении требований ООО "Горжилфонд" к Департаменту арбитражный суд отказал. ВРООИ "Импульс" и "Планета" указанным судебным актом отказано в удовлетворении их требований.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 решение суда первой инстанции от 02.11.2012 отменено в части признания незаконным бездействия администрации городского округа город Воронеж, не осуществившей кадастровый учет земельного участка.
В кассационной жалобе заявители, считая постановление апелляционного суда незаконным и не соглашаясь с доводами, изложенными в отзыве администрации на заявление, просят отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.11.2012 и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе и объяснениях представителя администрации, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судом установлено, ООО "Горжилфонд" является собственником нежилого встроенного помещения площадью 1 157,1 кв. м, этаж: 1, подвал, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Воронеж, пл. Ленина, 8.
ВРООИ "Импульс" и ВРООИ "Планета" по договорам от 10.05.2011 и 17.06.2011 арендуют нежилые помещения N 6 и N 11.
17.01.2012 заявители обратились в администрацию с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: г. Воронеж, пл. Ленина, 8, приложив к заявлению копию свидетельства о регистрации права собственности ООО "Горжилфонд" на нежилое помещение от 16.07.2008 N 36-АВ032078, копии названных выше договоров аренды помещений, выписок из ЕГРЮЛ в отношении заявителей, копию решения Совета ВРООИ "Импульс", устава ООО "Горжилфонда", доверенности на представителя Комарову С.В.
ООО "Горжилфонд" также направило в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заявление о формировании упомянутого земельного участка, который письмом от 18.06.2012 отказал заявителю в формировании спорного земельного участка.
25.01.2012 Управление главного архитектора Департамента сообщило ООО "Горжилфонд" о необходимости предоставить перечень документов: технический паспорт объекта недвижимости, кадастровый план территории (выписка из государственного кадастра недвижимости), акт об установлении почтового адреса, схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в определенном масштабе.
Заявители, утверждая, что оспариваемые действия и бездействие администрации города, а также отказ Департамента сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по площади Ленина,8, не соответствуют части 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и нарушают их права и законные интересы, обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этом в резолютивной части судебного решения должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункты 4, 5 той же статьи).
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) признаются недействительными, если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Изучив обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к следующим выводам.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П разъяснил, что обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
В силу приведенных правовых норм суды правильно заключили, что поскольку ВРООИ "Импульс" и "Планета" являются арендаторами помещений N 11 и N 6 в нежилом подвальном помещении IV в лит. А, расположенном по пл. Ленина, 8, следовательно, они, как арендаторы, не могут заявлять о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом.
Кроме того, суды обеих инстанций правильно руководствовались положениями пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрена обязанность органа местного самоуправления на основании заявления граждан, заинтересованных в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду, либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Пунктом 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено применение статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ, и указано, что если земельный участок не сформирован, и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Из указанной нормы закона следует, что переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4). Данная позиция отражена в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 36, пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации на администрацию как орган местного самоуправления возложена обязанность осуществить такие действия по формированию земельного участка, как утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в установленный законом срок.
Таким образом, в рассматриваемом случае полномочиями по утверждению схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории наделена администрация, но не Департамент.
Ввиду чего суды обоснованно отказали в удовлетворении требований, заявленных ООО "Горжилфонд" к Департаменту.
В то же время суд апелляционной инстанции правильно указал, что администрация не уполномочена на осуществление кадастрового учета спорного земельного участка, поскольку в силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 органом кадастрового учета является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
На основании изложенного вывод арбитражного апелляционного суда о том, что неосуществление кадастрового учета спорного земельного участка администрацией не свидетельствует о незаконном бездействии последней.
При рассмотрении дела судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При подаче кассационной жалобы ООО "Городской жилищный фонд" уплатило государственную пошлину по чеку-ордеру от 03.06.2013 в сумме 100 руб. В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплате подлежит в данном случае 1000 руб. госпошлины, в связи с чем государственная пошлина в размере 900 руб. подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.11.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 по делу N А14-6814/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Городской жилищный фонд" (ОГРН 1033600064277, ИНН 3666052416) в доход федерального бюджета 900 (девятьсот) рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)