Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 03.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1917/2013

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июня 2013 г. по делу N 33-1917/2013


Докладчик Блинова М.А.
Судья Иванов Н.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Блиновой М.А. и Петровой Е.В.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Ядринского района Чувашской Республики в интересах А. к администрации *** сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики о предоставлении благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке, поступившее по апелляционной жалобе администрации *** сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики на решение Ядринского районного суда Чувашской Республики от 14 марта 2013 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Ядринского района Чувашской Республики в интересах А. удовлетворить и обязать администрацию *** сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики предоставить А. на семью из трех человек по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта <адрес>, по установленным требованиям в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ равнозначное ранее занимаемому жилому помещению общей площадью... кв. м и состоящее из... жилых комнат.
Исковые требования А. к администрацию *** сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики в части возложения обязанности по предоставлению ей на семью из трех человек по договору социального найма вне очереди благоустроенного жилого помещения из расчета на одного члена семьи не менее 16 кв. м общей площади отказать удовлетворением".
Заслушав доклад судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения представителей ответчика *** сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики Ф. и К., поддержавших доводы апелляционной жалобы на решение суда; истца А. и третьего лица П.И., возражавших против доводов апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия

установила:

Прокурор Ядринского района Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах А. к администрации *** сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики о предоставлении А. на семью из трех человек по договору социального найма вне очереди благоустроенного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по установленным санитарным и техническим требованиям в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ.
Исковые требования мотивированы тем, что заключением межведомственной комиссии от 16 марта 2010 г. жилой дом <адрес> признан непригодным для постоянного проживания, не подлежащим ремонту и реконструкции. Указанный жилой дом включен в районную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Ядринского района Чувашской Республики на 2012 г.". А., проживающая в квартире N данного жилого дома, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании постановления главы сельского поселения N от 14 сентября 2012 г. Однако, до настоящего времени жилое помещение истице не предоставлено, в связи с чем нарушены ее жилищные права.
Истица А. просила суд предоставить ей жилое помещение исходя из жилой площади на одного человека в размере 16 кв. м, указывая, что согласно положениям Федерального Закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилая площадь предоставляется исходя из расчета на одного человека не менее 16 кв. метров общей площади.
В судебном заседании представитель прокуратуры Ядринского района Чувашской Республики Г., истица А. исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным основаниям. А. просила предоставить ей на семью из трех человек благоустроенное жилое помещение из расчета на одного члена семьи не менее 16 кв. м общей площади и с двумя жилыми комнатами.
Представитель ответчика *** сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики Ф. в удовлетворении исковых требований просил отказать, указав, что семье истицы жилое помещение должно предоставляться за счет средств районного и республиканского бюджета на основании принятой программы, в бюджете *** сельского поселения денежные средства отсутствуют. Вопрос о предоставлении жилья будет решаться по мере поступления средств на целевую программу. Кроме того, в рамках реконструкции автодороги М7 принято решение о переселении жильцов данного дома, в том числе за счет средств, выделяемых на реконструкцию трассы.
Третье лицо П.И. в судебном заседании исковые требования просила удовлетворить.
Третье лицо П.А. в судебное заседание не явился.
Третьи лица Ядринская районная администрация Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики явку своих представителей в суд не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное ответчиком *** сельской администрацией Ядринского района Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что администрация сельского поселения является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку согласно законодательству обязанность по обеспечению граждан благоустроенными жилыми помещениями по республиканской целевой программе лежит на администрации Ядринского района, а не на администрации *** сельской администрации Ядринского района.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению А. благоустроенного жилого помещения, суд, руководствуясь положениями ст. 89 ЖК РФ, исходил из того, что жилой дом, в котором расположена квартира истца, является аварийным, признан непригодным для проживания, однако жильем она не обеспечена до настоящего времени.
Установлено, что А. проживает квартире <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии от 16 марта 2010 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции. Согласно заключения в доме водопровод отсутствует, электропроводка в аварийном состоянии, три квартиры в доме с печным отоплением, отмечены прогибы перекрытия, крыши, разрушения стены, фундамент дома.
Согласно Приложению N 2 Районной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Ядринского района Чувашской Республики на 2011 - 2012 гг." указанный дом включен в Перечень жилых домов, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа, в том числе многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.
На основании постановления главы администрации *** сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 14 сентября 2012 г. N А. с составом семьи из трех человек признана нуждающейся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу либо в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Частями 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, и установив, что занимаемое семьей истца жилое помещение является аварийным, признано непригодным для постоянного проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами жилищного законодательства с учетом ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований о предоставлении А. благоустроенного жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела и в апелляционной жалобе факт аварийности и непригодности жилого дома и наличия в связи с этим у истицы права на предоставление ей благоустроенного жилого помещения по договору социального найма ответчиком не оспаривался.
Доводы апелляционной жалобы сводятся лишь к тому, что администрация *** сельского поселения Ядринского района является ненадлежащим ответчиком по делу. Указанные доводы судебная коллегия признает несостоятельными.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16). Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1), 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в том числе полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии со статьей 17 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 г. "О регулировании жилищных отношений" органы местного самоуправления поселений и городских округов в Чувашской Республике наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с Законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.
При таких обстоятельствах, в силу закона именно на муниципальные образования - сельские поселения и городские округа - возложена обязанность по предоставлению другого благоустроенного помещения по договору социального найма.
При этом, согласно части 3 статьи 11 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, в том числе граждан, единственное жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу администрации *** сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики на решение Ядринского районного суда Чувашской Республики от 14 марта 2013 г. оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)