Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 01.03.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2505/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 марта 2012 г. по делу N 33-2505/2012


Справка: судья Юдин Ю.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Гизатуллина А.А.,
судей Ткачевой А.А., Салихова Х.А.
при секретаре Х.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Х.С. на решение Салаватского районного суда РБ от ... года которым постановлено:
Х.С. в иске к Администрации МР Салаватский район об обязании включить Х.С. в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий к Администрации МР Салаватский район РБ, отказать.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

Х.С. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан о включении в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указывая следующее.
Х.С. является дочерью Ю.А.Х. участника Великой Отечественной войны и на основании Указа Президента РФ N 714 от 7 мая 2008 года и Федерального закона "О ветеранах" имеет право на обеспечение жильем, за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты на приобретение жилья. Кроме того, она является инвалидом с детства и нуждается в постороннем уходе. В настоящее время она проживает в доме N ... по ул. ... в деревне ....... Дом ветхий, зимой промерзает насквозь, Х.С. не может проживать в нем и вынуждена жить у родственников. Она неоднократно обращалась в Администрацию Салаватского района, однако получала оттуда только формальные отписки, что проживает в доме площадью более 16 кв. м и поэтому не относится к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий. А то обстоятельство, что в доме невозможно проживать, чиновников не волнует. Просит обязать Администрацию Салаватского района РБ включить ее в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд вынес приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Х.С. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на кассационное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. ...).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав Х.С., представителя Х.С. - А., поддержавших доводы жалобы, представителя Администрации муниципального района Салаватский район РБ С., возражавшую по жалобе, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Указом Президента РФ N 714 от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" установлено, что необходимо до 1 мая 2010 года завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". В соответствии с пунктом 7 указанного Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления.
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" обеспечение жильем осуществляется за счет средств федерального бюджета членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Статьей 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Судом отказано в удовлетворении исковых требований Х.С., поскольку истцом не предоставлены доказательства обращения в администрацию сельского поселения в период до 2005 года с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и нахождения ее на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также не доказано ее проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Указанный вывод следует из материалов гражданского дела и не опровергается доводами кассационной жалобы истца.
Из материалов дела и пояснений истца следует, что в установленном порядке Х.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года не вставала. Доказательства того, что Х.С. когда-либо состояла на указанном учете, в том числе после 01.01.2005 года суду не представлены.
Требования о восстановлении в очереди по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий истцом не заявлены.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что Х.С. является собственником жилого дома ... жилой площадью ... кв. м. Из акта проверки жилищных условий от ... года комиссии сельского поселения Ишимбаевский сельсовет усматривается, что дом деревянный, аварийный с печным отоплением, комнаты сырые.
При этом обоснованно указано, что заключение компетентной комиссии о непригодности дома для проживания при рассмотрении дела не представлено.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42 Положения).
Заключение указанной комиссии суду не представлено.
Акт обследования, составленный администрацией сельского поселения, не является надлежащим свидетельством нуждаемости.
Из пояснения начальника отдела по работе с территориями и кадрами Администрации муниципального района Салаватский район У. следует, что сведения о включении Х.С. в районный список указаны ошибочно, не верно, то есть письмо Администрации муниципального района Салаватский район N ... от ... года, где указано, что Х.С. как инвалид ... группы и член семьи погибшего участника Великой Отечественной войны, включена в районный список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. ..) не соответствует действительности.
Согласно письму Министерства труда и социальной защиты N ... от ... года года Х.С. в республиканских списках ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за ... и ... годы не значится.
Из содержания архивной справки Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан следует, что в архивный отдел заявления граждан о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий за ... годы на хранение не сдавались.
Согласно письму Администрации сельского поселения Ишимбаевский сельсовет Х.С. в администрацию сельского поселения Ишимбаевский сельсовет в период с ... годы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не обращалась.
На основании изложенного судом первой инстанции обоснованно сделан вывод об отсутствии достаточных доказательств правомерности заявленных требований Х.С. и отказе в удовлетворении иска.
Таким образом, нарушение прав истца со стороны администрации муниципального района Салаватский район РБ не установлены.
Как усматривается из обжалуемого судебного акта, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции всесторонне исследовал представленные в дело доказательства и дал исчерпывающую оценку доводам истца, вновь приведенным в кассационной жалобе.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец неоднократно обращалась с заявлениями в Администрацию Президента Башкортостана, к Председателю Совета ветеранов Салаватского района Республики Башкортостан, не свидетельствуют о незаконности решения суда.
Судебная коллегия оснований для переоценки имеющихся по делу доказательств не находит, также не усматривает нарушений гражданско-процессуальных норм или неправильного применения норм материального права, влекущих отмену решения. Таким образом, решение суда по доводам кассационной жалобы отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ (в ред., действовавшей до 01.01.2012 года), судебная коллегия

определила:

решение Салаватского районного суда РБ от ... года оставить без изменения, кассационную жалобу Х.С. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.А.ГИЗАТУЛЛИН

Судьи
А.А.ТКАЧЕВА
Х.А.САЛИХОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)