Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменева, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.С. Сюхунбин, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Дирекция строительства "Хангаласский Газстрой" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2012 года по делу N А58-5866/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Дирекция строительства "Хангаласский Газстрой" (ИНН 1435194868, ОГРН 1071435020722) к Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124) о признании распоряжения первого заместителя главы городского округа "Город Якутск" N 776/1 зр от 28.09.2012 недействительным; о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства,
(суд первой инстанции судья Шевелев В.В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция строительства "Хангаласский Газстрой" (далее ООО "ДС "Хангаласский Газстрой", заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124) о признании распоряжения первого заместителя главы городского округа "Город Якутск" N 776/1 зр от 28.09.2012 недействительным; о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что у Окружной администрации города Якутска отсутствовали основания для предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства. Оспариваемое распоряжение соответствует нормам статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статье 36.3 Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает на то, что предварительное решение о выделении земельного участка принято в 2005 году, еще до принятия Правил застройки г. Якутска. Особенности использования таких участков установлены ст. 6 Правил землепользования и застройки города Якутска, в силу которой использование и строительные изменения объектов недвижимости, несоответствующих Правилам после внесения изменений в Правила, могут существовать и использоваться без установления срока их приведения в соответствие с настоящими Правилами.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность принятого решения.
Заявитель в возражения на отзыв опроверг доводы заинтересованного лица.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своего представителя в судебное заседание не направили, заявитель обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии с ч. 2 ст. 200 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее и возражений на отзыв, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Обществу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 14:36:102035:44, общей площадью 281 кв. м, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Можайского, 13/5 квартал "Новопортовской". Вид разрешенного использования - проектирование и строительство многоэтажного жилого дома.
10 августа 2012 года заявитель обратился в Департамент градостроительства и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска с заявлением от 30.07.2012 N 424 о даче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 23.08.2012 N 2959р на 27 августа 2012 года назначены публичные слушания по вопросу предоставления заявителю разрешения на отклонение от предельных параметров. Указанное распоряжение опубликовано в газете "Эхо Столицы" от 24.08.2012 N 66 (2081), также на сайте Окружной администрации города Якутска.
По результатам публичных слушаний Постоянная комиссия по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки города Якутска направила первому заместителю Главы Городского округа "Город Якутск" протокол публичных слушаний и заключение.
28 сентября 2012 года Окружная администрация городского округа "Город Якутск" вынесла распоряжение N 776/1зр "Об отказе в предоставлении ООО "Дирекция строительства "Хангаласский Газстрой" разрешения на отклонение от предельных параметров.
Заявитель, полагая, что изложенный в распоряжении окружной администрации города Якутска отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из заявленного требования и подлежащих применению норм права, в предмет судебного исследования входят следующие обстоятельства: соответствует ли изложенный в распоряжении N 776/1 зр от 28.09.2012 отказ Окружной администрации об отказе в предоставлении Обществу разрешения на отклонение от предельных параметров требованиям закона и нарушает ли права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, соблюден ли порядок принятия оспариваемого распоряжения, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации и уставом муниципального образования.
Статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1).
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2).
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3).
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения (часть 4).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5).
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6).
Таким образом, приведенной нормой права урегулированы отношения, возникающие в случаях, когда размер земельного участка меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурации, инженерно-технические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 14:36:102035:44, общей площадью 281 кв. м.
Решением окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 г. N РОС-51-9 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск".
Пунктом 4 части 7 статьи 36.3 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Якутск" утверждены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зоне среднеэтажной жилой застройки Ж-5:
- а) минимальный размер земельного участка - 937, 5 кв. м;
- б) минимальный отступ от красной линии внутриквартальных проездов и магистральных улиц составляет соответственно 3 м и 5 м;
- в) минимальная глубина дворовой части составляет:
- для зданий этажностью менее 10 этажей - 12,5 метров;
- для зданий этажностью 10 этажей и более - по 2,5 м на каждый этаж;
- г) минимальный отступ от границ земельных участков до боковой стены многоквартирного дома устанавливается в размере 5 м;
- д) минимальное количество этажей - 5;
- е) максимальное количество этажей - 16;
- ж) максимальный процент застройки земельного участка составляет 50 процентов;
- з) минимальный процент озеленения земельного участка составляет 15 процентов.
Из материалов дела следует, что согласно градостроительного плана земельного участка NRU 14301000-2011-30875-434, утвержденного приказом главного архитектора N 789 от 29.12.2011, строительство объекта "Многоквартирный жилой дом" невозможно по причине несоответствия земельного участка Правилам землепользования и застройки городского округа "город Якутск".
В связи с несоответствием параметров земельного участка для строительства объекта заявитель обратился с заявлением на проведение публичных слушаний в рамках муниципальной услуги "Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства".
Как было указано в части 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. А вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях
Таким образом, стадия публичных слушаний не только предваряет все последующие стадии решения указанного вопроса (подготовка рекомендаций комиссией; принятие итогового решения главой местной администрации), но и служит фактической и юридической базой для принятия решения по данному вопросу главой местной администрации.
Именно на этой стадии открыто обсуждаются все предложения и замечания, поступившие на заявление лица, заинтересованного в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. При этом заинтересованное лицо вправе представлять на них свои доводы и документы, обосновывающие его позицию по обсуждаемому вопросу.
По результатам публичных слушаний комиссией было принято заключение о том, что земельный участок, предоставленный Обществу для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома, не соответствует по предельным параметрам требованиям подпунктов а, в, г, ж, з пункта 4 части 7 статьи 36.3 Правил землепользования. Собственники квартир, присутствующие на слушаниях, высказались против строительства нового объекта.
Согласно протокола публичных слушаний от 18.09.2012 г. членами комиссии являлись начальник Департамента градостроительной политики Новикова Г.Г., начальник УАиГ, главный архитектор г. Якутска Алексеев Н.Н., директор МБУ "ГлавАПУ" Сергеев С.А., кроме того на слушаниях присутствовали начальник отдела планировки и застройки "ГлавАПУ" Яковлев В.Г., начальник управления дорог и вертикальной планировки Пинигин Н.А.
Из указанного выше суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заключение публичных слушаний, на котором было основано оспариваемое распоряжение, было принято, в том числе, лицами, имеющими специальные познания в области градостроительства и архитектуры.
В связи с чем, несостоятельным является довод заявителя о том, что основанием для принятия оспариваемого распоряжения указано мнение лиц (нескольких человек), принявших участие в публичных слушаниях, которые не имеют специальных познаний в области градостроительства и архитектуры.
Материалами дела подтверждается, что публичные слушания были проведены в соответствии с решением Якутской городской Думы от 15.02.2012 г. РЯГД-42-11 об утверждении нормативного правового акта "О публичных слушаниях в городском округе "город Якутск", регламентирующим порядок проведения публичных слушаний.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение принято в соответствии с нормами действующего законодательства.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на часть 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, является несостоятельной, так как объект капитального строительства "Многоквартирный жилой дом" до вступления в законную силу изменений в Правила землепользования и застройки застройщиком, которому был выдан по представленный проект земельный участок в 2005 году, не был возведен.
Размер земельного участка, выделенного заявителю для строительства многоэтажного жилого дома, в данном случае не является предметом спора по данному делу, в связи с чем, ссылка заявителя апелляционной жалобы в возражениях на отзыв, на часть 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, касающаяся земельного участка, а не объекта капитального строительства, является необоснованной.
Иные доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены, однако они не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2012 года по делу N А58-5866/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2012 года по делу N А58-5866/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ
Судьи
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2013 ПО ДЕЛУ N А58-5866/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2013 г. по делу N А58-5866/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменева, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.С. Сюхунбин, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Дирекция строительства "Хангаласский Газстрой" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2012 года по делу N А58-5866/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Дирекция строительства "Хангаласский Газстрой" (ИНН 1435194868, ОГРН 1071435020722) к Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124) о признании распоряжения первого заместителя главы городского округа "Город Якутск" N 776/1 зр от 28.09.2012 недействительным; о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства,
(суд первой инстанции судья Шевелев В.В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция строительства "Хангаласский Газстрой" (далее ООО "ДС "Хангаласский Газстрой", заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124) о признании распоряжения первого заместителя главы городского округа "Город Якутск" N 776/1 зр от 28.09.2012 недействительным; о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что у Окружной администрации города Якутска отсутствовали основания для предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства. Оспариваемое распоряжение соответствует нормам статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статье 36.3 Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает на то, что предварительное решение о выделении земельного участка принято в 2005 году, еще до принятия Правил застройки г. Якутска. Особенности использования таких участков установлены ст. 6 Правил землепользования и застройки города Якутска, в силу которой использование и строительные изменения объектов недвижимости, несоответствующих Правилам после внесения изменений в Правила, могут существовать и использоваться без установления срока их приведения в соответствие с настоящими Правилами.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность принятого решения.
Заявитель в возражения на отзыв опроверг доводы заинтересованного лица.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своего представителя в судебное заседание не направили, заявитель обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии с ч. 2 ст. 200 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее и возражений на отзыв, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Обществу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 14:36:102035:44, общей площадью 281 кв. м, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Можайского, 13/5 квартал "Новопортовской". Вид разрешенного использования - проектирование и строительство многоэтажного жилого дома.
10 августа 2012 года заявитель обратился в Департамент градостроительства и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска с заявлением от 30.07.2012 N 424 о даче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 23.08.2012 N 2959р на 27 августа 2012 года назначены публичные слушания по вопросу предоставления заявителю разрешения на отклонение от предельных параметров. Указанное распоряжение опубликовано в газете "Эхо Столицы" от 24.08.2012 N 66 (2081), также на сайте Окружной администрации города Якутска.
По результатам публичных слушаний Постоянная комиссия по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки города Якутска направила первому заместителю Главы Городского округа "Город Якутск" протокол публичных слушаний и заключение.
28 сентября 2012 года Окружная администрация городского округа "Город Якутск" вынесла распоряжение N 776/1зр "Об отказе в предоставлении ООО "Дирекция строительства "Хангаласский Газстрой" разрешения на отклонение от предельных параметров.
Заявитель, полагая, что изложенный в распоряжении окружной администрации города Якутска отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из заявленного требования и подлежащих применению норм права, в предмет судебного исследования входят следующие обстоятельства: соответствует ли изложенный в распоряжении N 776/1 зр от 28.09.2012 отказ Окружной администрации об отказе в предоставлении Обществу разрешения на отклонение от предельных параметров требованиям закона и нарушает ли права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, соблюден ли порядок принятия оспариваемого распоряжения, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации и уставом муниципального образования.
Статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1).
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2).
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3).
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения (часть 4).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5).
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6).
Таким образом, приведенной нормой права урегулированы отношения, возникающие в случаях, когда размер земельного участка меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурации, инженерно-технические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 14:36:102035:44, общей площадью 281 кв. м.
Решением окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 г. N РОС-51-9 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск".
Пунктом 4 части 7 статьи 36.3 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Якутск" утверждены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зоне среднеэтажной жилой застройки Ж-5:
- а) минимальный размер земельного участка - 937, 5 кв. м;
- б) минимальный отступ от красной линии внутриквартальных проездов и магистральных улиц составляет соответственно 3 м и 5 м;
- в) минимальная глубина дворовой части составляет:
- для зданий этажностью менее 10 этажей - 12,5 метров;
- для зданий этажностью 10 этажей и более - по 2,5 м на каждый этаж;
- г) минимальный отступ от границ земельных участков до боковой стены многоквартирного дома устанавливается в размере 5 м;
- д) минимальное количество этажей - 5;
- е) максимальное количество этажей - 16;
- ж) максимальный процент застройки земельного участка составляет 50 процентов;
- з) минимальный процент озеленения земельного участка составляет 15 процентов.
Из материалов дела следует, что согласно градостроительного плана земельного участка NRU 14301000-2011-30875-434, утвержденного приказом главного архитектора N 789 от 29.12.2011, строительство объекта "Многоквартирный жилой дом" невозможно по причине несоответствия земельного участка Правилам землепользования и застройки городского округа "город Якутск".
В связи с несоответствием параметров земельного участка для строительства объекта заявитель обратился с заявлением на проведение публичных слушаний в рамках муниципальной услуги "Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства".
Как было указано в части 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. А вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях
Таким образом, стадия публичных слушаний не только предваряет все последующие стадии решения указанного вопроса (подготовка рекомендаций комиссией; принятие итогового решения главой местной администрации), но и служит фактической и юридической базой для принятия решения по данному вопросу главой местной администрации.
Именно на этой стадии открыто обсуждаются все предложения и замечания, поступившие на заявление лица, заинтересованного в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. При этом заинтересованное лицо вправе представлять на них свои доводы и документы, обосновывающие его позицию по обсуждаемому вопросу.
По результатам публичных слушаний комиссией было принято заключение о том, что земельный участок, предоставленный Обществу для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома, не соответствует по предельным параметрам требованиям подпунктов а, в, г, ж, з пункта 4 части 7 статьи 36.3 Правил землепользования. Собственники квартир, присутствующие на слушаниях, высказались против строительства нового объекта.
Согласно протокола публичных слушаний от 18.09.2012 г. членами комиссии являлись начальник Департамента градостроительной политики Новикова Г.Г., начальник УАиГ, главный архитектор г. Якутска Алексеев Н.Н., директор МБУ "ГлавАПУ" Сергеев С.А., кроме того на слушаниях присутствовали начальник отдела планировки и застройки "ГлавАПУ" Яковлев В.Г., начальник управления дорог и вертикальной планировки Пинигин Н.А.
Из указанного выше суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заключение публичных слушаний, на котором было основано оспариваемое распоряжение, было принято, в том числе, лицами, имеющими специальные познания в области градостроительства и архитектуры.
В связи с чем, несостоятельным является довод заявителя о том, что основанием для принятия оспариваемого распоряжения указано мнение лиц (нескольких человек), принявших участие в публичных слушаниях, которые не имеют специальных познаний в области градостроительства и архитектуры.
Материалами дела подтверждается, что публичные слушания были проведены в соответствии с решением Якутской городской Думы от 15.02.2012 г. РЯГД-42-11 об утверждении нормативного правового акта "О публичных слушаниях в городском округе "город Якутск", регламентирующим порядок проведения публичных слушаний.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение принято в соответствии с нормами действующего законодательства.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на часть 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, является несостоятельной, так как объект капитального строительства "Многоквартирный жилой дом" до вступления в законную силу изменений в Правила землепользования и застройки застройщиком, которому был выдан по представленный проект земельный участок в 2005 году, не был возведен.
Размер земельного участка, выделенного заявителю для строительства многоэтажного жилого дома, в данном случае не является предметом спора по данному делу, в связи с чем, ссылка заявителя апелляционной жалобы в возражениях на отзыв, на часть 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, касающаяся земельного участка, а не объекта капитального строительства, является необоснованной.
Иные доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены, однако они не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2012 года по делу N А58-5866/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2012 года по делу N А58-5866/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ
Судьи
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)