Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Трутева В.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Перовой Т.А., Шмидт Т.Е.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е. к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис" о признании несоответствующим правилам раскрытия информации ответа на запрос о предоставлении информации, понуждении к предоставлению информации на основании запроса, поданного в электронном виде, по апелляционной жалобе Е. на решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 09 апреля 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Шмидт Т.Е., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Е. обратился в суд с вышеуказанным иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - ООО "Жилсервис"), уточнив иск в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил признать несоответствующим правилам раскрытия информации сообщение ответчика без номера и даты в ответ на его запрос от 31 января 2013 года о предоставлении информации, обязать ответчика предоставить ему в течение двух дней в электронной форме на адрес его электронной почты информацию о порядке и условиях оказания услуг в 2013 году по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества на 2013 год в указанном доме, план работ на 2013 год по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, выполняемых управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ, сведения с описанием содержания каждой запланированной на 2013 год работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, периодичность выполнения плановой работы с учетом конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющих выбор конкретных работ, выполняемых в 2013 году, стоимость каждой работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в расчете на единицу измерения, которые запланированы к выполнению в 2013 году в том числе: стоимость каждой работы в расчете на 1 пог. м соответствующих инженерных сетей многоквартирного дома, стоимость каждой работы в расчете на 1 кв. м площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу дома, стоимость каждой работы в расчете на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса многоквартирного дома, стоимость каждой работы в расчете на другие единицы измерения показателей в отношении общего имущества многоквартирного дома. В обоснование исковых требований указал, что 31 января 2013 года обратился в ООО "Жилсервис", являющейся управляющей компанией многоквартирного дома, где он проживает, с запросом о предоставлении информации в порядке ч. 2 ст. 165 ЖК РФ. Однако данный запрос не был исполнен ответчиком в установленный законом двухдневный срок. В ответ на обращение Е. ему было направлено сообщение без даты и номера, содержащее указание на возможность получения запрашиваемой информации на сайте администрации г. Ртищево Саратовской области. Предоставленный директором ООО "Жилсервис" ответ на обращение не соответствует правилам, установленным стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Решением Ртищевского районного суда Саратовской области от 09 апреля 2013 года в удовлетворении исковых требований Е. к ООО "Жилсервис" отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Е. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в части признания несоответствующим правилам раскрытия информации ответа на запрос. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда являются незаконными и необоснованными, при вынесении решения судом было допущено неправильное применение норм материального права. Суду не были представлены доказательства принятия решения общим собранием собственников многоквартирного дома об установлении платы за содержание и ремонт общего имущества жилого дома, на чем и были основаны выводы суда об отказе в удовлетворении требований. Однако судом не было принято во внимание наличие препятствий со стороны ответчика в проведении общего собрания для принятия соответствующего решения. Обжалуемый судебный акт создает препятствие для собственников помещений, которые без участия управляющей компании не вправе установить соответствующую и законную плату за содержание и ремонт общего имущества. Судом нарушены нормы процессуального права, поскольку указанное им решение Ртищевского районного суда Саратовской области от <дата> не носит преюдициального значения, так как не имеет отношения к рассматриваемому делу в связи с рассмотрением спора относительно другого периода времени. Судом не были вручены истцу копии документов, приобщенных ответчиком в ходе рассмотрения дела, что привело к нарушению принципа состязательности и равноправия. Не соответствуют действительности выводы суда о наличии в сети "Интернет" на сайте www.sarmo.ru запрашиваемой информации, поскольку они не подтверждены какими-либо доказательствами. В ходе рассмотрения дела суд вышел за пределы заявленных требований, сделал необоснованные выводы, противоречащие положениям действующего законодательства.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных ЖК РФ, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, указанными в ч. 2 ст. 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из положений ч. 11 ст. 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.
Согласно ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт). В п. 1 Стандарта установлено, что этот документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Перечень информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией с детализацией сведений, ее составляющих, приведены в п. п. 3, 8, 9, 10, 11, 13, 14 Стандарта.
В силу п. 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с п. 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта РФ, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет; в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Согласно п. 10 Стандарта в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения: услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491; услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом.
На основании п. 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения: а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления; б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством РФ правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. 13 Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 погонный метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
В силу п. 17 Стандарта раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Согласно п. 18 Стандарта информация на основании запроса, поступившего в электронном виде, предоставляется на адрес электронной почты потребителя в течение двух рабочих дней со дня поступления запроса управляющей организацией.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Е. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности квартиры <адрес>, управляющей организацией дома является ООО "Жилсервис".
31 января 2013 года Е. по электронной почте направил ответчику запрос о предоставлении информации в порядке ч. 2 ст. 165 ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731, где просил ответчика предоставить информацию о порядке и условиях оказания услуг в 2013 году по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества на 2013 год в указанном доме, план работ на 2013 год по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, выполняемых управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ, сведения с описанием содержания каждой запланированной на 2013 год работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, периодичность выполнения плановой работы с учетом конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющих выбор конкретных работ, выполняемых в 2013 году, стоимость каждой работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в расчете на единицу измерения, которые запланированы к выполнению в 2013 году в том числе: стоимость каждой работы в расчете на 1 пог. м соответствующих инженерных сетей многоквартирного дома, стоимость каждой работы в расчете на 1 кв. м площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу дома, стоимость каждой работы в расчете на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса многоквартирного дома, стоимость каждой работы в расчете на другие единицы измерения показателей в отношении общего имущества многоквартирного дома.
31 января 2013 года ООО "Жилсервис" в установленный п. 18 Стандарта срок по электронной почте истцу был направлен ответ о том, что необходимая информация находится на сайте администрации г. Ртищево www.sarmo.ru. Указанный ответ соответствует требованиям п. 19 Стандарта и содержит в себе текст запроса истца от 31 января 2013 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Ртищевского районного суда Саратовской области от <дата> по иску между теми же сторонами установлено, что размещенная ООО "Жилсервис" на сайте администрации г. Ртищево www.sarmo.ru информация о деятельности в сфере управления многоквартирными домами соответствует требованиям Стандарта, а также порядку, способу и объему ее раскрытия. Указанное обстоятельство также подтверждается актом N проверки государственной жилищной инспекции Саратовской области от <дата>, согласно которому нарушений со стороны ООО "Жилсервис" не выявлено, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731 информация раскрыта в полном объеме на сайте: www.sarmo.ru.
Судом первой инстанции на основании представленных доказательств обоснованно сделан вывод о том, что информация на указанном сайте является актуальной, регулярно обновляется и дополняется, данный сайт содержит всю информацию, предусмотренную Стандартом.
Довод жалобы о том, что информация о деятельности ООО "Жилсервис", размещенная на официальном сайте www.sarmo.ru, раскрыта неполно, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку каких-либо достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих данный довод, истцом не представлено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ООО "Жилсервис" не отказывало истцу в удовлетворении запроса от 31 января 2013 года, ответ Е. управляющей организацией был дан в срок, установленный п. 18 Стандарта, обязанность по предоставлению информации управляющей организацией исполнена в полном объеме, требуемая информация в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, имеется на сайте www.sarmo.ru.
Довод автора жалобы о безусловной обязанности управляющей организации предоставлять запрашиваемую информацию в полном объеме, независимо от наличия ее на официальном сайте, судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на неверном толковании правовых норм, изложенных в Стандарте.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к заключению о законности и обоснованности решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Е. к ООО "Жилсервис" о признании несоответствующим правилам раскрытия информации ответа на запрос о предоставлении информации, понуждении к предоставлению информации на основании запроса, поданного в электронном виде.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны доводам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование иска, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 09 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Е. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3295
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу N 33-3295
Судья: Трутева В.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Перовой Т.А., Шмидт Т.Е.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е. к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис" о признании несоответствующим правилам раскрытия информации ответа на запрос о предоставлении информации, понуждении к предоставлению информации на основании запроса, поданного в электронном виде, по апелляционной жалобе Е. на решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 09 апреля 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Шмидт Т.Е., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Е. обратился в суд с вышеуказанным иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - ООО "Жилсервис"), уточнив иск в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил признать несоответствующим правилам раскрытия информации сообщение ответчика без номера и даты в ответ на его запрос от 31 января 2013 года о предоставлении информации, обязать ответчика предоставить ему в течение двух дней в электронной форме на адрес его электронной почты информацию о порядке и условиях оказания услуг в 2013 году по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества на 2013 год в указанном доме, план работ на 2013 год по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, выполняемых управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ, сведения с описанием содержания каждой запланированной на 2013 год работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, периодичность выполнения плановой работы с учетом конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющих выбор конкретных работ, выполняемых в 2013 году, стоимость каждой работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в расчете на единицу измерения, которые запланированы к выполнению в 2013 году в том числе: стоимость каждой работы в расчете на 1 пог. м соответствующих инженерных сетей многоквартирного дома, стоимость каждой работы в расчете на 1 кв. м площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу дома, стоимость каждой работы в расчете на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса многоквартирного дома, стоимость каждой работы в расчете на другие единицы измерения показателей в отношении общего имущества многоквартирного дома. В обоснование исковых требований указал, что 31 января 2013 года обратился в ООО "Жилсервис", являющейся управляющей компанией многоквартирного дома, где он проживает, с запросом о предоставлении информации в порядке ч. 2 ст. 165 ЖК РФ. Однако данный запрос не был исполнен ответчиком в установленный законом двухдневный срок. В ответ на обращение Е. ему было направлено сообщение без даты и номера, содержащее указание на возможность получения запрашиваемой информации на сайте администрации г. Ртищево Саратовской области. Предоставленный директором ООО "Жилсервис" ответ на обращение не соответствует правилам, установленным стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Решением Ртищевского районного суда Саратовской области от 09 апреля 2013 года в удовлетворении исковых требований Е. к ООО "Жилсервис" отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Е. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в части признания несоответствующим правилам раскрытия информации ответа на запрос. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда являются незаконными и необоснованными, при вынесении решения судом было допущено неправильное применение норм материального права. Суду не были представлены доказательства принятия решения общим собранием собственников многоквартирного дома об установлении платы за содержание и ремонт общего имущества жилого дома, на чем и были основаны выводы суда об отказе в удовлетворении требований. Однако судом не было принято во внимание наличие препятствий со стороны ответчика в проведении общего собрания для принятия соответствующего решения. Обжалуемый судебный акт создает препятствие для собственников помещений, которые без участия управляющей компании не вправе установить соответствующую и законную плату за содержание и ремонт общего имущества. Судом нарушены нормы процессуального права, поскольку указанное им решение Ртищевского районного суда Саратовской области от <дата> не носит преюдициального значения, так как не имеет отношения к рассматриваемому делу в связи с рассмотрением спора относительно другого периода времени. Судом не были вручены истцу копии документов, приобщенных ответчиком в ходе рассмотрения дела, что привело к нарушению принципа состязательности и равноправия. Не соответствуют действительности выводы суда о наличии в сети "Интернет" на сайте www.sarmo.ru запрашиваемой информации, поскольку они не подтверждены какими-либо доказательствами. В ходе рассмотрения дела суд вышел за пределы заявленных требований, сделал необоснованные выводы, противоречащие положениям действующего законодательства.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных ЖК РФ, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, указанными в ч. 2 ст. 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из положений ч. 11 ст. 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.
Согласно ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт). В п. 1 Стандарта установлено, что этот документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Перечень информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией с детализацией сведений, ее составляющих, приведены в п. п. 3, 8, 9, 10, 11, 13, 14 Стандарта.
В силу п. 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с п. 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта РФ, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет; в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Согласно п. 10 Стандарта в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения: услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491; услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом.
На основании п. 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения: а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления; б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством РФ правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. 13 Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 погонный метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
В силу п. 17 Стандарта раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Согласно п. 18 Стандарта информация на основании запроса, поступившего в электронном виде, предоставляется на адрес электронной почты потребителя в течение двух рабочих дней со дня поступления запроса управляющей организацией.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Е. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности квартиры <адрес>, управляющей организацией дома является ООО "Жилсервис".
31 января 2013 года Е. по электронной почте направил ответчику запрос о предоставлении информации в порядке ч. 2 ст. 165 ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731, где просил ответчика предоставить информацию о порядке и условиях оказания услуг в 2013 году по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества на 2013 год в указанном доме, план работ на 2013 год по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, выполняемых управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ, сведения с описанием содержания каждой запланированной на 2013 год работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, периодичность выполнения плановой работы с учетом конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющих выбор конкретных работ, выполняемых в 2013 году, стоимость каждой работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в расчете на единицу измерения, которые запланированы к выполнению в 2013 году в том числе: стоимость каждой работы в расчете на 1 пог. м соответствующих инженерных сетей многоквартирного дома, стоимость каждой работы в расчете на 1 кв. м площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу дома, стоимость каждой работы в расчете на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса многоквартирного дома, стоимость каждой работы в расчете на другие единицы измерения показателей в отношении общего имущества многоквартирного дома.
31 января 2013 года ООО "Жилсервис" в установленный п. 18 Стандарта срок по электронной почте истцу был направлен ответ о том, что необходимая информация находится на сайте администрации г. Ртищево www.sarmo.ru. Указанный ответ соответствует требованиям п. 19 Стандарта и содержит в себе текст запроса истца от 31 января 2013 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Ртищевского районного суда Саратовской области от <дата> по иску между теми же сторонами установлено, что размещенная ООО "Жилсервис" на сайте администрации г. Ртищево www.sarmo.ru информация о деятельности в сфере управления многоквартирными домами соответствует требованиям Стандарта, а также порядку, способу и объему ее раскрытия. Указанное обстоятельство также подтверждается актом N проверки государственной жилищной инспекции Саратовской области от <дата>, согласно которому нарушений со стороны ООО "Жилсервис" не выявлено, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731 информация раскрыта в полном объеме на сайте: www.sarmo.ru.
Судом первой инстанции на основании представленных доказательств обоснованно сделан вывод о том, что информация на указанном сайте является актуальной, регулярно обновляется и дополняется, данный сайт содержит всю информацию, предусмотренную Стандартом.
Довод жалобы о том, что информация о деятельности ООО "Жилсервис", размещенная на официальном сайте www.sarmo.ru, раскрыта неполно, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку каких-либо достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих данный довод, истцом не представлено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ООО "Жилсервис" не отказывало истцу в удовлетворении запроса от 31 января 2013 года, ответ Е. управляющей организацией был дан в срок, установленный п. 18 Стандарта, обязанность по предоставлению информации управляющей организацией исполнена в полном объеме, требуемая информация в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, имеется на сайте www.sarmo.ru.
Довод автора жалобы о безусловной обязанности управляющей организации предоставлять запрашиваемую информацию в полном объеме, независимо от наличия ее на официальном сайте, судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на неверном толковании правовых норм, изложенных в Стандарте.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к заключению о законности и обоснованности решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Е. к ООО "Жилсервис" о признании несоответствующим правилам раскрытия информации ответа на запрос о предоставлении информации, понуждении к предоставлению информации на основании запроса, поданного в электронном виде.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны доводам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование иска, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 09 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Е. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)