Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 19.06.2013 ПО ДЕЛУ N А09-6533/2012

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2013 г. по делу N А09-6533/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 19.06.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шильненковой М.В.
судей Свириденко О.М., Чистовой И.В.
при участии в заседании:
от истца Корнейкова О.А. (дов. N 105 от 11.01.2013), Козлова Н.А. (дов. N 103 от 11.01.2013),
от ответчика Макеева Н.Н. (дов. б/н от 14.12.2012), Ковардакова Л.В. (дов. б/н от 18.06.2013),
от третьего лица не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Березинское жилищно-коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Брянской области от 26.10.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 по делу N А09-6533/2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Брянсктеплоэнерго", ОГРН 1113256020360, ИНН 3250527250, (далее - ООО "Брянсктеплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Березинское жилищно-коммунальное хозяйство", ОГРН 1083202000441, ИНН 3202012364, (далее - ООО "Березинское ЖКХ") о взыскании 772123 рублей 71 копейки, в том числе: 769409 рублей 34 копеек основного долга и 2714 рублей 37 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное образование - Брянская область в лице Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.10.2012 (судья Азаров Д.В.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 (судьи Мордасов Е.В., Можеева Е.И., Сентюрина И.Г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ООО "Березинское ЖКХ" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых судебных актов, как незаконных.
В судебном заседании кассационной инстанции представители заявителя кассационной жалобы поддержали ее доводы по изложенным мотивам. Представители ООО "Брянсктеплоэнерго" доводы кассационной жалобы ответчика отклонили, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.
Представители третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения соответствующих сведений на официальном Интернет-сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее истца, суд кассационной инстанции находит принятые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, 01.12.2011 между ООО "Брянсктеплоэнерго" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Березинское ЖКХ" (потребитель) заключен договор теплоснабжения N 050-11110091, согласно условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать в многоквартирные дома согласно Приложению N 1 к договору согласованное количество тепловой энергии с целью обеспечения их тепловой энергией и горячим водоснабжением, а потребитель - оплачивать поданную тепловую энергию по ценам и в порядке, предусмотренным договором.
Согласно пункту 4.1 договора расчеты за фактически поданную тепловую энергию производятся по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
Срок действия договора определен с 01.12.2011 до 31.12.2012 (пункт 7.2).
23.12.2011 ООО "Брянсктеплоэнерго" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Березинское ЖКХ" (потребитель) заключен договор теплоснабжения N 050-11110091, которым установлена обязанность истца подавать потребителю согласованное количество тепловой энергии и горячей воды для обеспечения многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, соответствующим коммунальным ресурсом.
Пунктом 4.1 договора также определено, что расчеты за фактически поданную тепловую энергию производятся по тарифам, установленным соответствующими органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
Срок действия договора определен с 01.01.2012 до 01.01.2013 с условием ежегодной пролонгации (пункт 7.2).
Ссылаясь на то, что поставленный истцом в период с декабря 2011 года по май 2012 года тепловой ресурс в жилые дома, расположенные по адресу: Дятьковский район, д. Березино, ул. Керамическая, NN 10, 12, 13, 14, 15, 32, 38, 24, 24а, 31, 33, оплачен ответчиком не в полном объеме, ООО "Брянсктеплоэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд пришел к выводу о правомерности применения ресурсоснабжающей организацией при расчете суммы задолженности ответчика за спорный период экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию и услуги горячего водоснабжения, утвержденных постановлениями Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 30.11.2011 N 33/1-3т, от 22.12.2011 N 36/2-т, от 30.11.2011 N 33/2-2гвс, от 22.12.2011 N 36/4-2гвс, которые не были обжалованы заинтересованными лицами в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает данный вывод суда недостаточно обоснованным, сделанным без учета ряда обстоятельств, имеющих существенное значения для правильного разрешения спора.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматриваемый спор возник из правоотношений сторон, связанных со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть жилых объектов, находящихся в управлении ответчика, и возникающих в связи с этим обязательств по оплате полученного ресурса.
В силу ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Как следует из материалов дела, поставка тепловой энергии осуществлялась для нужд многоквартирных жилых домов, обслуживанием которых занимался ответчик. При этом ООО "Березинское ЖКХ" соответствует понятию "исполнитель коммунальных услуг", определенному п. 3 Правил N 307, согласно которому исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Из абзаца второго пункта 15 Правил N 307 следует, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно части 4 статьи 154, части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется федеральным законодательством в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии, экономической обоснованности доходности и расходов теплоснабжающих организаций на производство и передачу данного ресурса, в связи с чем предусматривается установление предельных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителю.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 184-ФЗ от 26.12.2005 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 157 ЖК РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, установленным согласно настоящей статьи.
При этом ч. 2 ст. 6 настоящего Закона предусмотрено, что предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, по субъектам Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с указанными индексами по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат по оказанию коммунальных услуг
В силу ч. 3 ст. 6 ФЗ N 184-ФЗ предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются не позднее установления предельных индексов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, предусмотренных Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Приказами Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 12.10.2011 N 24/8-жкх, от 19.10.2010 N 11/1-жкх в целях реализации Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановления Правительства РФ от 28.08.2009 N 708 "Об утверждении основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги" установлены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по Березинскому муниципальному образованию на 2011, 2012 годы.
В соответствии с указанными приказами и установленными уполномоченным регулирующим органом субъекта РФ предельными индексами роста размера платы решениями Березинского сельского Совета народных депутатов от 20.12.2010, от 30.12.2010 утверждены тарифы на отопление и услуги горячего водоснабжения для населения МО Березинское сельское поселение на 2011 год, которые являются ниже экономически обоснованных.
Удовлетворяя в полном объеме исковые требования в отношении задолженности ответчика по экономически обоснованным тарифам за весь спорный период (декабрь 2011 года - май 2012 года), суд первой инстанции не учел, что Правила предоставления коммунальных услуг N 307 предоставляют право исполнителю коммунальных услуг рассчитываться с ресурсоснабжающей организацией по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27.07.2010 N 3779/10.
Факт осуществления населением Муниципального образования Березинское сельское поселение расчетов за поставленный тепловой ресурс в спорный период по тарифам, установленным решениями Березинского сельского Совета народных депутатов от 20.12.2010, от 30.12.2010, подтвержден материалами дела, и ресурсоснабжающей организацией не оспаривается.
В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, раскрывающей существо принципа состязательности участников арбитражного процесса, законодатель закрепил положение, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вместе с тем, надлежащие доказательства, свидетельствующие о том, что тарифы на отопление и услуги горячего водоснабжения, установленные указанными решениями органа местного самоуправления от 20.12.2010, от 30.10.2010, применяемые при расчетах за тепловой ресурс, полученный в спорный период гражданами, проживающими в многоквартирных домах, управляемых ответчиком, были оспорены в установленном порядке заинтересованными лицами или признаны недействующими, в материалах дела отсутствуют.
Однако указанные обстоятельства с учетом императивного характера нормы абзаца второго пункта 15 Правил N 307, которая носит прямое действие, не были приняты во внимание арбитражного суда при решении вопроса об обоснованности взыскания с ответчика, как исполнителя коммунальных услуг, задолженности за поставленную тепловую энергию, рассчитанную по экономически обоснованному тарифу за весь спорный период.
Следует отметить, что, реализуя полномочия управляющей организации, ответчик не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов граждан, проживающих в многоквартирных домах, в связи с чем соответствующая ответственность управляющих организаций по обязательствам, связанным с потреблением коммунальных ресурсов, не может быть большей, чем ответственность граждан-потребителей, что также не было учтено арбитражным судом первой и апелляционной инстанций.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что органом местного самоуправления при установлении тарифов на услуги отопления и горячего водоснабжения для населения муниципального образования Березинское сельское поселение учитывались предельные индексы изменения размеры платы граждан за коммунальные услуги, утвержденные Комитетом государственного регулирования тарифов Брянской области в пределах своих полномочий, что привело к установлению тарифа на тепловую энергию для населения ниже экономически обоснованного, не был предметом исследования арбитражного суда, и надлежащая правовая оценка ему не дана.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая, что арбитражным судом в нарушение процессуальных норм дана неполная оценка представленным сторонами доказательствам, не применены положения действующего законодательства об учете при определении размера платы граждан за коммунальные услуги предельных индексов изменения размера платы, установленных Федеральным законом N 184-ФЗ от 26.12.2005, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области, при котором суду следует учесть вышеизложенное и, принимая во внимание доводы и возражения сторон, разрешить спор, применив соответствующие нормы права.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 3, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 26.10.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 по делу N А09-6533/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА

Судьи
О.М.СВИРИДЕНКО
И.В.ЧИСТОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)