Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2013 N 09АП-40546/2013-ГК, 09АП-40547/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А40-91620/11

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2013 г. N 09АП-40546/2013-ГК, 09АП-40547/2013-ГК

Дело N А40-91620/11

Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Седова С.П.,
судей Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мосесовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Государственной жилищной инспекции города Москвы
и Префектуры Западного Административного округа города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.08.2013 г. по делу N А40-91620/11,
принятое судьей Андрияновой С.М. (шифр судьи 130-536)
по иску 1) Префектуры Западного административного округа города Москвы (ОГРН 1027700594206, 121351, г. Москва, Ивана Франко ул., д. 12),
2) Государственной жилищной инспекции города Москвы (ОГРН 1027700066140, 129090, г. Москва, Мира пр-кт, д. 19)
к 1) Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, 119160, г. Москва, Знаменка ул., д. 19),
2) Федеральному государственному учреждению "Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации" (ОГРН 1107746633521, 115038, г. Москва, Пироговская Б. ул., д. 23),
3) Государственному учреждению Жилищно-эксплуатационная контора N 17 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (ОГРН 1027739220651, 121615, г. Москва, Рублевское ш., д. 18, к. 3),
третьи лица: 1) Открытое акционерное общество "Славянка" (ОГРН 1097746264219, 129110, г. Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 3),
2) Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (ОГРН 1087746462616, 119160, г. Москва, Знаменский Б. пер., д. 8, корп. 3)
3) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, 109012, г. Москва, Никольский переулок, д. 9),
об обязании выполнить капитальный ремонт,
при участии в судебном заседании:
- от истца - Префектуры Западного административного округа города Москвы: Шалин А.В. по доверенности N <...>;
- от истца - Государственной жилищной инспекции города Москвы: Сорокина Е.М. по доверенности N <...>;
- от ответчика - Министерства обороны Российской Федерации: Гордиенко Д.С. по доверенности от 27.03.2013;
- от ответчика - Федерального государственному учреждению "Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации": не явился, извещен;
- от ответчика - Государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 17 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы: не явился, извещен;
- от третьего лица - Открытого акционерного общества "Славянка": не явился, извещен;
- от третьего лица - Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации": Емельянов А.А. по доверенности <...>;
- от третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом: не явился, извещен,

установил:

С учетом уточнения заявленных требований Префектура Западного административного округа города Москвы и Государственная жилищная инспекции г. Москвы (далее - заявители, Префектура и Мосжилинспекция соответственно) обратились в арбитражный суд с заявлением об обязании Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного учреждения "Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации", ГУ ЖЭК-17 ЖКО КЭУ г. Москвы в рамках представленных полномочий осуществить необходимые действия по ремонту и восстановлению многоквартирного дома, путем демонтажа строительных конструкций и восстановления в прежнем объеме в монолитно-железобетонных конструкциях 5-ую торцевую секцию многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Рублевское ш., д. 20, корп. 1.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2012 г. первоначально заявленные требования удовлетворены, суд обязал Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение "Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации", ГУ ЖЭК-17 ЖКО КЭУ г. Москвы выполнить капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Рублевское ш., д. 20, корп. 1.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 г. решение от 24.04.2012 г. оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.11.2012 г. решение от 24.04.2012 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 16.07.2012 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-91620/11-130-536 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Суд кассационной инстанции указал на необходимость проверки, какие права и законные интересы города Москвы, в защиту которых заявлены исковые требования, были нарушены в рассматриваемом случае. Судом кассационной инстанции вывод суда первой инстанции о том, что необходимость проведения капитального ремонта всего многоквартирного дома документально подтверждена, признан несоответствующим представленным в дело доказательствам.
Третьими лицами в деле участвуют ОАО "Славянка", ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны, Росимущество.
Повторно рассмотрев дело, решением от 29 августа 2013 года Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с решением, истцы обратились с апелляционной жалобой, в которых просят его отменить и удовлетворить исковые требования, так как Мосжилинспекция обратилась в суд в интересах жильцов дома на основании ст. 20 ЖК РФ, положения о Мосжилинспекции, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП. Объем необходимых работ определен проектом ГУП ЦНИИСК им. Кучеренко. Обращение в суд Префектуры основано на пунктах 2.4.27, 2.4.29, разделе 3 Положения о Префектурах, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП.
В судебном заседании апелляционного суда истцы поддержали доводы жалоб, Минобороны и Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" возражали против ее удовлетворения, просили оставить решение без изменения.
Другие участвующие в деле лица, которые в соответствии со ст. 123 АПК РФ были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
К указанным выводам апелляционный суд пришел на основании следующих обстоятельств и норм права.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Москва, Рублевское шоссе, дом 20 корпус 1, передан находящемуся в ведении Министерства обороны Российской Федерации Государственному учреждению Жилищно-эксплуатационной конторе N 17 ЖКО КЭУ города Москвы на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 17.12.2002 г. N 4307-р, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества по состоянию на 04.04.2005 года.
Актом проверки от 12.11.2007 г., составленным с участием представителей Префектуры Западного административного округа города Москвы и Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве, установлено, что в указанном доме, принятом в эксплуатацию в 1994 году, неоднократно (в декабре 1997 года, мае 2002 года, в июне 2004 года, в июне 2006 года) возникали предаварийные ситуации в торцевой секции дома. В связи с чем, на основании распоряжения Префекта Западного административного округа города Москвы N 1003-РП были отселены 15 квартир дома.
07.11.2006 г. Правительством Москвы издано распоряжение N 2272-РП "О конструкции жилого дома по адресу: Рублевское шоссе д. 20 корп. 1", в соответствии с которым по решению собственников помещений в многоквартирном доме и в соответствии с предложением ГлавКЭУ МО РФ, функции по реконструкции данного дома были возложены на ГлавКЭУ МО РФ. Реконструкция должна была осуществляться путем строительства двух контрфорсных пристроек, за счет собственных и привлеченных средств. В настоящее время распоряжение утратило силу в связи с принятием распоряжения Правительства Москвы от 11.05.11 г. N 370-РП.
В связи с изложенным, ГУП ЦНИИСК им. Кучеренко разработан проект на усиление устойчивости аварийного здания, ООО "Гелиусстроймонтаж" выполнялись работы по усилению конструкций и подготовке к демонтажу торцевой панели фасада дома. ГУ ЖЭК-17 ЖКО КЭУ г. Москвы был заключен договор с ЦНИИСК им Кучеренко на проведение авторского надзора и проведение мониторинга части здания на период разборки торцевых панелей фасада.
30.06.2010 г. в ходе обследования дома, проведенного представителями Мосжилинспекции, Управы района Кунцево, ГУ ЖЭК-17 ЖКО КЭУ г. Москвы установлено, что в торцевой части здания установлены снаружи поддерживающие металлоконструкции до третьего этажа, в техническом этаже и на переходных лоджиях установлены стягивающие металлические конструкции, а также крепежные элементы вынесены на стены в помещениях незадымляемой лестничной клетки с 1-го по 16 этажи. Со стороны отселенных квартир ранее выполнено усиление наружных стен монолитом. На момент обследования мониторинг не велся. Согласно акту обследования отселенных квартир от 21.06.2010 г., составленному ГУ ЖЭК-17 ЖКО КЭУ г. Москвы, а также актам от 05.04.2010 г., 12.04.2010 г., 19.04.2010 г., 26.04.2010 г., расширения трещин в отселенных квартирах не наблюдается.
Последующие обследования многоквартирного дома проводились Государственной жилищной инспекцией города Москвы 28.02.2011 г. и 31.05.2011 г. В ходе обследования дома, проведенного Мосжилинспекцией 31.05.2011 г. совместно с Управой района Кунцево, ФГУ Управление эксплуатации и расквартирования МО РФ, ГУ ЖЭК-17 ЖКО КЭУ г. Москвы установлено, что целостность установленных ранее самостоятельно ГУ ЖЭК-17 ЖКО КЭУ г. Москвы маяков не нарушена.
Поскольку капитальный ремонт многоквартирного дома не выполнен, Префектура Западного административного округа города Москвы и Государственная жилищная инспекция г. Москвы обратились в арбитражный суд с указанными выше требованиями с учетом их уточнения.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее Закон N 1541-1) приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее - Положение N 47), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 42 Положения N 47 комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 1 распоряжения префекта Западного административного округа г. Москвы от 12 июля 2006 г. N 1003-РП на основании заключения Межведомственной комиссии Западного административного округа г. Москвы от 12 июля 2006 г. N 1-3-МВК/2006 признаны непригодными для проживания до проведения капитального ремонта квартиры N 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43 жилого дома по адресу: Рублевское шоссе, д. 20, корп. 1.
Таким образом, указанным распоряжением подтверждена необходимость проведения капитального только 15 квартир, находящихся в торцевой части здания.
Протоколом совещания межведомственной комиссии по вопросу строительства контрфорсной пристройки к жилому дому по адресу Рублевское шоссе, д. 20, корп. 1, от 8 июня 2006 г., установлено, что заключением технической комиссии с привлечением ЦНИИСК им. Кучеренко здание не признано аварийным и экстренных мер по предотвращению развития трещин и деформации стен не требуется.
В связи с чем, распоряжением Правительства Москвы от 07.11.2006 N 2272-РП "О реконструкции жилого дома по адресу: Рублевское шоссе д. 20 корп. 1" принято решение с учетом технического состояния несущих конструкций и в целях предотвращения аварийности принять предложение Глав КЭУ МО РФ и собственников помещений о проведении реконструкции жилого дома путем строительства двух контрфорсных пристроек (жилые секции с нежилыми помещениями на первых трех этажах) общей площадью 8100 кв. м.
Таким образом, комиссией спорный дом признан подлежащим реконструкции путем пристройки двух контрфорсных пристроек (жилые секции с нежилыми помещениями на первых трех этажах) общей площадью 8100 кв. м, а не нуждающимся в капитальном ремонте.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае заявителем заявлены требования с учетом их уточнения об обязании ответчиков в рамках представленных полномочий осуществить необходимые действия по ремонту и восстановлению многоквартирного дома, путем демонтажа строительных конструкций и восстановления в прежнем объеме в монолитно-железобетонных конструкциях 5-ую торцевую секцию многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Рублевское ш., д. 20, корп. 1.
В соответствии с пп. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ капитальный ремонт объектов это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Федеральным законом от 21 июля 2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" виды работ по капитальному ремонту многоквартирных домов определены в п. 3 ст. 5 указанного закона.
Однако заявителями не конкретизированы виды работ, а также конструктивные элементы многоквартирного дома, на которых, по его мнению, должны быть выполнены работы ответчиками. Заявителями документально не подтверждена необходимость проведения ответчиками действий по ремонту и восстановлению многоквартирного дома, исключительно путем демонтажа строительных конструкций и восстановления в прежнем объеме в монолитно-железобетонных конструкциях 5-ую торцевую секцию многоквартирного дома.
Согласно выписке из реестра федерального имущества по состоянию на 04.04.2005 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Москва, Рублевское шоссе, дом 20, корп. 1 на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 17.12.2002 N 4307-р был передан находящемуся в ведении Минобороны России государственному учреждению жилищно-эксплуатационная контора N 17 ЖКО КЭУ города Москвы.
Таким образом, указанный многоквартирный дом относится к жилому фонду Министерства обороны.
Истцами заявлены требования об обязании ответчиков в рамках представленных полномочий осуществить необходимые действия по ремонту и восстановлению многоквартирного дома, относящемуся к жилому фонду Министерства обороны. Какие действия должен совершить каждый из ответчиков (по реконструкции или капитальному ремонту), заявителями не указано.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Заявителями не указано, какие их права и законные интересы города Москвы нарушены и каким образом могут быть восстановлены в случае удовлетворения заявленных требований, в том числе с учетом того, что жилые помещения, расположенные в данном доме, приватизированы.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ, главой 25.3 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.08.2013 г. по делу N А40-91620/11 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Государственной жилищной инспекции города Москвы и Префектуры Западного административного округа города Москвы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
С.П.СЕДОВ

Судьи
О.Н.СЕМИКИНА
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)