Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Чавкин А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Наумовой И.В.
судей Богониной В.Н., Ускова О.Ю.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 декабря 2012 года
апелляционную жалобу администрации городского поселения "Город Строитель" Яковлевского района Белгородской области
на решение Яковлевского районного суда от 20 сентября 2012 года
по делу по иску прокурора Яковлевского района в интересах ветерана Великой Отечественной войны К.И. к администрации городского поселения "Город Строитель" Яковлевского района Белгородской области о признании незаконным бездействия в части непредоставления мер социальной поддержки ветерану Великой Отечественной войны, возложении обязанности по проведению ремонта жилого дома.
Заслушав доклад судьи Наумовой И.В., объяснения представителя К.И. - К.Н. (по доверенности), возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
К.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является участником Великой Отечественной войны, имеет право на установленные законом меры социальной поддержки.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14 января 2003 года К.И. является собственником домовладения <адрес> (л.д. 21).
В 2010 году К.И. обращался в администрацию городского поселения "Город Строитель" Яковлевского района Белгородской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а также о предоставлении жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ.
Согласно протоколу жилищной комиссии администрации городского поселения "Город Строитель" от 27 января 2010 года и постановлению главы администрации городского поселения "Город Строитель" N 6 от 27 января 2010 года К.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (л.д. 10-14), поскольку, являясь собственником жилого дома <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, в котором проживает один, он обеспечен жилой площадью сверх учетной нормы (14 кв. м) ввиду отсутствуют основания для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Прокуратурой Яковлевского района проведена проверка по заявлению К.И. по вопросу соблюдения норм жилищного законодательства.
Проверкой установлено, что, принимая решение об отказе в постановке на учет, администрация поселения не создала межведомственную комиссию с целью проверки пригодности или непригодности жилого помещения и соответствия его установленным требованиям.
29 июля 2012 года проведено обследование домовладения К.И. межведомственной комиссией, по заключению которой жилому дому N 58 по ул. Магистральной х. Редины Дворы г. Строитель необходим капитальный ремонт, включающий в себя полную замену кровли, оконных переплетов, системы электрооборудования и строительство пристройки, предназначенной под санитарную комнату (л.д. 7-8).
Прокурор Яковлевского района обратился с иском к администрации городского поселения "Город Строитель" в интересах К.И. в порядке ст. 45 ГПК РФ, ссылаясь на положения Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", просил признать бездействие администрации в части непредоставления мер социальной поддержки ветерану Великой Отечественной войны К.И. незаконными, возложить обязанность на ответчика провести капитальный ремонт жилого дома принадлежащего ему на праве собственности.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации городского поселения "Город Строитель" Яковлевского района Белгородской области в части непредоставления мер социальной поддержки ветерану Великой Отечественной войны К.И. по приведению в пригодность для проживания жилого помещения.
На администрацию возложена обязанность провести капитальный ремонт жилого дома <адрес>, принадлежащего К.И., выполнив работы: полностью заменив кровлю, оконные переплеты, систему электрооборудования, построить пристройку, предназначенную для санитарной комнаты.
В апелляционной жалобе администрация городского поселения "Город Строитель" просит об отмене решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Признавая незаконным бездействие администрации городского поселения "Город Строитель" в части непредоставления мер социальной поддержки К.И. по приведению в пригодность жилого помещения, суд исходил из того, что К.И., как ветерану Великой Отечественной войны, должны быть обеспечены за счет средств государства нормальные жилищные условия с учетом положений ст. 7 Конституции РФ и Федерального закона "О ветеранах".
Вывод суда основан на неправильном толковании норм материального права.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрено подпунктом 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. "а" - "ж" и "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Как установлено судом первой инстанции К.И. является собственником жилого дома <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, в котором проживает один, и обеспечен жилой площадью сверх учетной нормы (14 кв. м).
Дом не признан аварийным и непригодным для проживания. Заключение межведомственной комиссии от 29 июля 2012 года вывод о непригодности для проживания жилого дома К.И. не содержит, а лишь констатирует необходимость проведения капитального ремонта.
Перечень мер социальной поддержки, предусмотренный Федеральным законом N 5-ФЗ "О ветеранах", является исчерпывающим и не предусматривает такую меру социальной защиты как проведение капитального ремонта жилых помещений ветеранов.
Суд первой инстанции возложил на органы местного самоуправления не предусмотренную законом обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома, принадлежащего ветерану Великой Отечественной войны.
Статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ установлены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, в состав которых не входит право на получение средств для проведения ремонта жилых домов.
Конституция РФ, предусматривая в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (ч. 2 ст. 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры такой защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что выбор способов и объема социальной защиты, а также форм ее предоставления относится к дискреции законодателя, который, однако, связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольного отказа от принятых на себя публично-правовых обязательств.
В случае признания в установленном законом порядке дома, принадлежащего К.И., непригодным для проживания в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" он вправе ставить вопрос об обеспечении его жильем.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что принятое судом первой инстанции решение является незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ст. 328, ст. 329, п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Яковлевского районного суда от 20 сентября 2012 года по делу по иску прокурора Яковлевского района в интересах ветерана Великой Отечественной войны К.И. к администрации городского поселения "Город Строитель" Яковлевского района Белгородской области о признании незаконным бездействия в части непредоставления мер социальной поддержки, возложении обязанности по проведению ремонта жилого дома отменить.
Вынести новое решение.
В удовлетворении требований прокурора Яковлевского района в интересах ветерана Великой Отечественной войны К.И. к администрации городского поселения "Город Строитель" Яковлевского района Белгородской области о признании незаконным бездействия в части непредоставления мер социальной поддержки, возложении обязанности по проведению ремонта жилого дома отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3992
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2012 г. по делу N 33-3992
Судья Чавкин А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Наумовой И.В.
судей Богониной В.Н., Ускова О.Ю.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 декабря 2012 года
апелляционную жалобу администрации городского поселения "Город Строитель" Яковлевского района Белгородской области
на решение Яковлевского районного суда от 20 сентября 2012 года
по делу по иску прокурора Яковлевского района в интересах ветерана Великой Отечественной войны К.И. к администрации городского поселения "Город Строитель" Яковлевского района Белгородской области о признании незаконным бездействия в части непредоставления мер социальной поддержки ветерану Великой Отечественной войны, возложении обязанности по проведению ремонта жилого дома.
Заслушав доклад судьи Наумовой И.В., объяснения представителя К.И. - К.Н. (по доверенности), возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
К.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является участником Великой Отечественной войны, имеет право на установленные законом меры социальной поддержки.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14 января 2003 года К.И. является собственником домовладения <адрес> (л.д. 21).
В 2010 году К.И. обращался в администрацию городского поселения "Город Строитель" Яковлевского района Белгородской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а также о предоставлении жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ.
Согласно протоколу жилищной комиссии администрации городского поселения "Город Строитель" от 27 января 2010 года и постановлению главы администрации городского поселения "Город Строитель" N 6 от 27 января 2010 года К.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (л.д. 10-14), поскольку, являясь собственником жилого дома <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, в котором проживает один, он обеспечен жилой площадью сверх учетной нормы (14 кв. м) ввиду отсутствуют основания для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Прокуратурой Яковлевского района проведена проверка по заявлению К.И. по вопросу соблюдения норм жилищного законодательства.
Проверкой установлено, что, принимая решение об отказе в постановке на учет, администрация поселения не создала межведомственную комиссию с целью проверки пригодности или непригодности жилого помещения и соответствия его установленным требованиям.
29 июля 2012 года проведено обследование домовладения К.И. межведомственной комиссией, по заключению которой жилому дому N 58 по ул. Магистральной х. Редины Дворы г. Строитель необходим капитальный ремонт, включающий в себя полную замену кровли, оконных переплетов, системы электрооборудования и строительство пристройки, предназначенной под санитарную комнату (л.д. 7-8).
Прокурор Яковлевского района обратился с иском к администрации городского поселения "Город Строитель" в интересах К.И. в порядке ст. 45 ГПК РФ, ссылаясь на положения Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", просил признать бездействие администрации в части непредоставления мер социальной поддержки ветерану Великой Отечественной войны К.И. незаконными, возложить обязанность на ответчика провести капитальный ремонт жилого дома принадлежащего ему на праве собственности.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации городского поселения "Город Строитель" Яковлевского района Белгородской области в части непредоставления мер социальной поддержки ветерану Великой Отечественной войны К.И. по приведению в пригодность для проживания жилого помещения.
На администрацию возложена обязанность провести капитальный ремонт жилого дома <адрес>, принадлежащего К.И., выполнив работы: полностью заменив кровлю, оконные переплеты, систему электрооборудования, построить пристройку, предназначенную для санитарной комнаты.
В апелляционной жалобе администрация городского поселения "Город Строитель" просит об отмене решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Признавая незаконным бездействие администрации городского поселения "Город Строитель" в части непредоставления мер социальной поддержки К.И. по приведению в пригодность жилого помещения, суд исходил из того, что К.И., как ветерану Великой Отечественной войны, должны быть обеспечены за счет средств государства нормальные жилищные условия с учетом положений ст. 7 Конституции РФ и Федерального закона "О ветеранах".
Вывод суда основан на неправильном толковании норм материального права.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрено подпунктом 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. "а" - "ж" и "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Как установлено судом первой инстанции К.И. является собственником жилого дома <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, в котором проживает один, и обеспечен жилой площадью сверх учетной нормы (14 кв. м).
Дом не признан аварийным и непригодным для проживания. Заключение межведомственной комиссии от 29 июля 2012 года вывод о непригодности для проживания жилого дома К.И. не содержит, а лишь констатирует необходимость проведения капитального ремонта.
Перечень мер социальной поддержки, предусмотренный Федеральным законом N 5-ФЗ "О ветеранах", является исчерпывающим и не предусматривает такую меру социальной защиты как проведение капитального ремонта жилых помещений ветеранов.
Суд первой инстанции возложил на органы местного самоуправления не предусмотренную законом обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома, принадлежащего ветерану Великой Отечественной войны.
Статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ установлены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, в состав которых не входит право на получение средств для проведения ремонта жилых домов.
Конституция РФ, предусматривая в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (ч. 2 ст. 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры такой защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что выбор способов и объема социальной защиты, а также форм ее предоставления относится к дискреции законодателя, который, однако, связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольного отказа от принятых на себя публично-правовых обязательств.
В случае признания в установленном законом порядке дома, принадлежащего К.И., непригодным для проживания в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" он вправе ставить вопрос об обеспечении его жильем.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что принятое судом первой инстанции решение является незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ст. 328, ст. 329, п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Яковлевского районного суда от 20 сентября 2012 года по делу по иску прокурора Яковлевского района в интересах ветерана Великой Отечественной войны К.И. к администрации городского поселения "Город Строитель" Яковлевского района Белгородской области о признании незаконным бездействия в части непредоставления мер социальной поддержки, возложении обязанности по проведению ремонта жилого дома отменить.
Вынести новое решение.
В удовлетворении требований прокурора Яковлевского района в интересах ветерана Великой Отечественной войны К.И. к администрации городского поселения "Город Строитель" Яковлевского района Белгородской области о признании незаконным бездействия в части непредоставления мер социальной поддержки, возложении обязанности по проведению ремонта жилого дома отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)