Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Антоновой О.И., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гречушкиным И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу союза товарищества собственников жилья "Волга" на решение арбитражного суда Саратовской области от 05 марта 2013 года по делу N А57-23241/2012, (судья Федорцова С.А.),
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Заря-2012", г. Саратов (ИНН 6453124887, ОГРН 1126453006030),
к товариществу собственников жилья "Победа", г. Саратов (ИНН 6453080140, ОГРН 1056405306100),
союзу товарищества собственников жилья "Волга", г. Саратов (ИНН 6453080365, ОГРН 1056405307166),
третьи лица: государственная жилищная инспекция по Саратовской области, г. Саратов, администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
об обязании передать техническую документацию на жилой дом,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Моргуновой О.В. по доверенности N 1 от 03.12.2012,
от товарищества собственников жилья "Победа" - не явились, извещены,
от союза товарищества собственников жилья "Волга" - Ульянова С.Н. по доверенности от 02.07.2012,
от третьих лиц - не явились, извещены,
установил:
в арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Заря-2012" (далее - истец, ТСЖ "Заря-2012") к товариществу собственников жилья "Победа", союзу товарищества собственников жилья "Волга" (далее - ответчики, СТСЖ "Волга", ТСЖ "Победа") об обязании предоставить техническую документацию на жилой многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Одесская, д. 11.
Определением от 21.12.2012 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, государственную жилищную инспекцию по Саратовской области.
Определением от 30.01.2013 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрацию Ленинского района муниципального образования "Город Саратов".
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, в которых просит обязать Союз ТСЖ "Волга" передать истцу техническую документацию на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Одесская, д. 11, а именно:
- - поквартирные карточки формы N 9, 10, карточки прописки формы N 16 на каждое зарегистрированное лицо;
- - информацию по лицевым карточкам квартиросъемщиков;
- - акты выполненных работ по текущему ремонту;
- - акты осмотра, проверки состояния инженерных коммуникаций, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, кровли, технического подполья и технического этажа, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирных домов;
- - паспорта на общедомовые приборы учета холодной воды, электроэнергии, тепла, установленные в домах, договора на установку общедомовых приборов учета, акты выполненных работ по данным договорам, акты ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета холодной воды, электроэнергии, тепла, установленные в домах.
Уточнение исковых требований принято арбитражным судом, так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Решением суда от 05 марта 2013 года суд обязал СТСЖ "Волга" передать ТСЖ "Заря-2012" техническую документацию на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Одесская, д. 11, а именно:
- - поквартирные карточки формы N 9, 10, карточки прописки формы N 16 на каждое зарегистрированное лицо;
- - информацию по лицевым карточкам квартиросъемщиков;
- - акты выполненных работ по текущему ремонту;
- - акты осмотра, проверки состояния инженерных коммуникаций, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, кровли, технического подполья и технического этажа, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирных домов;
- - паспорта на общедомовые приборы учета холодной воды, электроэнергии, тепла, установленные в домах, договора на установку общедомовых приборов учета, акты выполненных работ по данным договорам, акты ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета холодной воды, электроэнергии, тепла, установленные в домах.
В отношении ответчика - ТСЖ "Победа" в удовлетворении исковых требований отказано.
С ответчика - СТСЖ "Волга", расположенного по адресу: г. Саратов, Деловой проезд, д. 9, в пользу истца - ТСЖ "Заря-2012" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 рублей.
СТСЖ "Волга" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 05 марта 2013 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований ТСЖ "Заря-2012".
По мнению заявителя апелляционной жалобы, решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Оспаривая решение суда, заявитель апелляционной жалобы указал на то, что протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проведенного в очной форме голосования, не ставился на общее голосование собственников помещений вопрос об избрании нового способа управления этим домом, расторжение ранее действующего договора управления. Считает действующим договор управления, заключенный с ТСЖ "Победа".
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Представители ТСЖ "Победа" и третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель СТСЖ "Волга" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Представитель ТСЖ "Заря-2012" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, пояснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20 сентября 2012 г. собственники помещений многоквартирного дома N 11 по ул. Одесская г. Саратова провели общее собрание собственников помещений в форме заочного голосования, на котором большинством голосов были приняты решения о создании Товарищества собственников жилья в многоквартирном доме N 11 по ул. Одесская; об определении наименования создаваемого ТСЖ "Заря-2012", о принятии и утверждении устава ТСЖ "Заря-2012" и другое. Решения, зафиксированы протоколом от 20.09.2012.
Решение общего собрания было доведено до сведения ответчика.
01 ноября 2012 г. ТСЖ "Заря-2012" было зарегистрировано в государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с уставом ТСЖ "Заря-2012" создано для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, для реализации собственниками жилых и нежилых помещений прав по владению, пользованию и, в установленных законом пределах, распоряжению общим имуществом в многоквартирном доме.
Истец требованием, полученным ответчиком - СТСЖ "Волга" 09.11.2012 N 1734, сообщил ответчику о принятых общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 11 по ул. Одесская решениях, а также предлагал передать техническую документацию на жилой многоквартирный дом и иные связанные с управлением этим домом документы. Факт получения ответчиком данного заявления подтверждается отметкой ответчика в получении требования.
Ответчики технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирным домом N 11 по ул. Одесская, не передали.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался нормами жилищного и гражданского законодательства, регулирующими положения в сфере управления многоквартирном домом.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно позиции Верховного суда РФ, отраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2007 года "В соответствии с частью 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья может быть создано при объединении нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, а также нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений - жилых домов.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирном домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, правила проведения которого установлены статьями 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников (статьи 209, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пункт 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В подпункте 2 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов управления многоквартирным домом, который может быть выбран собственниками помещений в многоквартирном доме, предусмотрено управление товариществом собственников жилья.
Статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
Решение собственников помещений в многоквартирном доме о создании нового, отдельного товарищества (управляющей организации) - это реализация права на выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации выбор способа управления относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом может быть выбран и изменен в любое время по решению общего собрания собственников.
В соответствии со статьей 140 Жилищного кодекса Российской Федерации реорганизация товарищества собственников жилья, осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Избрание собственниками жилых помещений одного дома, входящего в ТСЖ, иного способа управления означает необходимость реорганизации ТСЖ в форме выделения, поскольку к вновь образуемому юридическому лицу должна перейти часть прав и обязанностей ранее созданного товарищества собственников жилья, возникших в связи с управлением несколькими многоквартирными домами. Порядок проведения реорганизации определяется пунктом 1 статьи 57, пунктом 4 статьи 58, статьей 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом следует учитывать, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие порядок реорганизации юридического лица, в данном случае должны применяться с учетом норм, содержащихся в пунктах 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что управление товариществом собственников жилья является одним из способов управления многоквартирным домом, который выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Поэтому изменение способа управления многоквартирным домом является исключительным правом жителей этого дома, которые решили выйти из состава ТСЖ и согласие на это членов ТСЖ, проживающих в других домах, входящих в состав ТСЖ, не требуется.
Кроме того, согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 7677/11 от 22.11.2011, "анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
Правовая конструкция указанного договора не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом. При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации)".
В соответствии с пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации у управляющей организации должна храниться техническая документация на многоквартирный дом, а также иные связанные с управлением таким домом документы, которые должны быть переданы ей в тридцатидневный срок до прекращения договора управления многоквартирным домом.
Исходя из положений статей 46, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является основанием для изменения способа управления домом и смены управляющей организации.
Таким образом, решением о создании ТСЖ "Заря-2012" собственники осуществили свой выбор способа управления домом.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 291 Гражданского кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу пунктов 4 - 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации на товарищество собственников жилья возложены обязанности по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме; обеспечению выполнения всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечению соблюдения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью. Аналогичные задачи и функции закреплены в уставе ТСЖ "Заря-2012".
Согласно пункту 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с протоколом N 1 от 28.02.2005 общего собрания собственников жилых и нежилых помещений, согласно утвержденной повестке дня, было создано ТСЖ "Победа", выбран способ управления в форме товарищества собственников жилья "Победа", утвержден устав и выбран орган управления - товарищество.
В соответствии с учредительным договором Союза товарищества собственников жилья от 25.03.2005, на основании протокола N 1 общего собрания учредителей СТСЖ "Волга" от 25.03.2005, в том числе ТСЖ "Победа", был создан СТСЖ "Волга".
Ответчик - СТСЖ "Волга" на основании договора N 3 от 30.06.2005 осуществлял управление жилыми домами, в том числе домом, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Одесская, д. 11, техническая документация на указанный дом была ему передана по акту (приложение к договору N 3 от 30.06.2005).
В соответствии с пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
- - документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- - документы (акты) о приемке результатов работ;
- - акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям.
Согласно пункту 26 указанных Правил, в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
- - копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- - выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- - заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
- - документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
- - проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- - иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений".
Кроме того, в состав документации, заменяемой с истечением срока действия, входят сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
Пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491) устанавливает, что "ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом".
Кроме того, в соответствии со статьей 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежностью), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Из положений п. п. 3.4, 3.5, 4.17, 4.18 СНиП 3.01.04-87 следует, что исполнительная и иная документация, перечисленная в п. п. 3.5 и 4.17, после приемки объекта в эксплуатацию должна храниться у заказчика (застройщика); при наличии единого заказчика (застройщика) - у соответствующих эксплуатационных организаций.
Таким образом, техническая документация, перечисленная в п. п. 3.5 и 4.17 СНиП 3.01.04-87, является принадлежностью вновь созданного объекта недвижимости, и в случае поступления объекта новому собственнику подлежит передаче непосредственно собственнику или уполномоченному им лицу, в частности, управляющей компании.
Пункт 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что "проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения...".
В соответствии с п. 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170) "в состав технической документации длительного хранения входит:
- -план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- - акт приемки жилых домов от строительных организаций;
- - акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- - схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализаций, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
- - паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
- - паспорта лифтового хозяйства;
- - паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок".
В соответствии с пунктом 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170) "в состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят:
- - сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
- - акты технических осмотров;
- - журналы заявок жителей;
- - протоколы измерения сопротивления электросетей;
- - протоколы измерения вентиляции".
В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491) в состав общего имущества включена внутридомовая инженерная система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях,
Исходя из вышеизложенного, и в соответствии с пунктом 7 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах РФ (утверждены Приказом Госстроя РФ от 21 апреля 2000 года N 92) необходимо требовать предоставления схемы тепловых сетей и теплопотребляющих установок, так как эта схема должна быть представлена теплоснабжающей организации при заключении договора теплоснабжения.
Наличие таких схем (исполнительных чертежей, паспортов тепловой сети и теплопотребляющих установок) является обязанностью абонента (п. 51 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах РФ (утв. приказом Госстроя РФ от 21 апреля 2000 года N 92).
Предыдущей управляющей организацией было ТСЖ "Победа". Данный факт не отрицается ответчиками и подтверждается протоколом N 1 от 28 февраля 2005 г. Впоследствии, между ТСЖ "Победа" и Союз ТСЖ "Волга" был заключен договор управления N 1 от 30 июня 2005 г., на основании которого ответчик приступил к управлению спорным домом и получил техническую документацию.
Заявитель апелляционной жалобы считает действующим договор управления, заключенный с ТСЖ "Победа" и полагает, что у истца отсутствуют основания для истребования документации у Союза ТСЖ "Волга", поскольку доказательств передачи документации Союзу в материалы дела не представлено.
Факт обоснованности требований ТСЖ "Заря-2012" как надлежащего истца подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Одесская, дом N 11, проведенного в очной форме голосования, от 20.09.2012 (т. 4 л.д. 44-62).
Согласно протоколу от 20.09.2012 собственниками помещений многоквартирного дома приняты следующие решения: создание ТСЖ, утверждено название - ТСЖ "Заря-2012", утвержден его устав, избраны члены управления и ревизионная комиссия ТСЖ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы противоречивы, не основаны на обстоятельствах дела и не подтверждены представленными в деле доказательствами, в связи с чем подлежат отклонению.
В части объема документации, которую Союз ТСЖ "Волга" обязан передать вновь созданному товариществу, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Представитель Союза ТСЖ "Волга" суду апелляционной инстанции пояснил, что приборы учета по всем видам коммунального ресурса были установлены в период, когда управление многоквартирным домом по ул. Одесская, 11 осуществлял Союз. Он же заключал договоры с ресусоснабжающими организациями, вел учет коммунальных ресурсов и выставлял документы на оплату жильцам.
Доказательств передачи паспортов на общедомовые приборы учета холодной воды, электроэнергии, тепла, установленных в доме, договоры на установку общедомовых приборов учета, акты выполненных работ по данным договорам, акты ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета холодной воды, электроэнергии, тепла, установленных в домах ТСЖ "Победа" либо "ТСЖ "Заря-2012" в материалы дела не представлено.
Поскольку в соответствии с пунктом 2.11 договора управления N 3 от 30.06.2005 между ТСЖ "Победа" и Союзом ТСЖ "Волга" Союзу были переданы все функции жилищного отдела, а именно прием и оформление документов на постановку и снятие с регистрационного учета, с воинского учета, на оформление паспортов, ведение картотеки жилищного фонда и т.д., именно Союз ТСЖ "Волга" является лицом, обязанным передать ТСЖ "Заря-2012" требуемую картотеку.
Материалы дела свидетельствуют, что документация, связанная с управлением многоквартирным домом, принятым в управление, до настоящего времени ТСЖ "Заря-2012" не передана.
Таким образом, отсутствие данной документации создает существенные препятствия в управлении жилыми домами.
По смыслу статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации управление общим имуществом в интересах собственников - владение, пользование и в установленных пределах распоряжение общим имуществом от имени ТСЖ "Заря-2012", но в интересах собственников.
В соответствии со статьями 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
В ходе принятия решения судом первой инстанции установлено, что какие-либо доказательства, подтверждающие, что решение собрания собственников помещений многоквартирного дома N 11 по ул. Одесская г. Саратова об избрании ТСЖ "Заря-2012" признано недействительным, в материалах дела не имеется.
Материалами дела подтверждается тот факт, что Союз ТСЖ "Волга" до настоящего времени не представил суду доказательства передачи технической и иной документации истцу.
Таким образом, судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции об удовлетворении иска в части предъявленных требований к СТСЖ "Волга" правомерным.
На основании изложенного судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Процессуальных оснований для отмены судебного акта апелляционным судом не выявлено. Апелляционную жалобу Союза ТСЖ "Волга" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение арбитражного суда Саратовской области от 05 марта 2013 года по делу N А57-23241/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.ЛЫТКИНА
Судьи
О.И.АНТОНОВА
В.Б.ШАЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.06.2013 ПО ДЕЛУ N А57-23241/12
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2013 г. по делу N А57-23241/12
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Антоновой О.И., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гречушкиным И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу союза товарищества собственников жилья "Волга" на решение арбитражного суда Саратовской области от 05 марта 2013 года по делу N А57-23241/2012, (судья Федорцова С.А.),
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Заря-2012", г. Саратов (ИНН 6453124887, ОГРН 1126453006030),
к товариществу собственников жилья "Победа", г. Саратов (ИНН 6453080140, ОГРН 1056405306100),
союзу товарищества собственников жилья "Волга", г. Саратов (ИНН 6453080365, ОГРН 1056405307166),
третьи лица: государственная жилищная инспекция по Саратовской области, г. Саратов, администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
об обязании передать техническую документацию на жилой дом,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Моргуновой О.В. по доверенности N 1 от 03.12.2012,
от товарищества собственников жилья "Победа" - не явились, извещены,
от союза товарищества собственников жилья "Волга" - Ульянова С.Н. по доверенности от 02.07.2012,
от третьих лиц - не явились, извещены,
установил:
в арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Заря-2012" (далее - истец, ТСЖ "Заря-2012") к товариществу собственников жилья "Победа", союзу товарищества собственников жилья "Волга" (далее - ответчики, СТСЖ "Волга", ТСЖ "Победа") об обязании предоставить техническую документацию на жилой многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Одесская, д. 11.
Определением от 21.12.2012 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, государственную жилищную инспекцию по Саратовской области.
Определением от 30.01.2013 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрацию Ленинского района муниципального образования "Город Саратов".
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, в которых просит обязать Союз ТСЖ "Волга" передать истцу техническую документацию на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Одесская, д. 11, а именно:
- - поквартирные карточки формы N 9, 10, карточки прописки формы N 16 на каждое зарегистрированное лицо;
- - информацию по лицевым карточкам квартиросъемщиков;
- - акты выполненных работ по текущему ремонту;
- - акты осмотра, проверки состояния инженерных коммуникаций, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, кровли, технического подполья и технического этажа, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирных домов;
- - паспорта на общедомовые приборы учета холодной воды, электроэнергии, тепла, установленные в домах, договора на установку общедомовых приборов учета, акты выполненных работ по данным договорам, акты ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета холодной воды, электроэнергии, тепла, установленные в домах.
Уточнение исковых требований принято арбитражным судом, так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Решением суда от 05 марта 2013 года суд обязал СТСЖ "Волга" передать ТСЖ "Заря-2012" техническую документацию на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Одесская, д. 11, а именно:
- - поквартирные карточки формы N 9, 10, карточки прописки формы N 16 на каждое зарегистрированное лицо;
- - информацию по лицевым карточкам квартиросъемщиков;
- - акты выполненных работ по текущему ремонту;
- - акты осмотра, проверки состояния инженерных коммуникаций, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, кровли, технического подполья и технического этажа, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирных домов;
- - паспорта на общедомовые приборы учета холодной воды, электроэнергии, тепла, установленные в домах, договора на установку общедомовых приборов учета, акты выполненных работ по данным договорам, акты ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета холодной воды, электроэнергии, тепла, установленные в домах.
В отношении ответчика - ТСЖ "Победа" в удовлетворении исковых требований отказано.
С ответчика - СТСЖ "Волга", расположенного по адресу: г. Саратов, Деловой проезд, д. 9, в пользу истца - ТСЖ "Заря-2012" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 рублей.
СТСЖ "Волга" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 05 марта 2013 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований ТСЖ "Заря-2012".
По мнению заявителя апелляционной жалобы, решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Оспаривая решение суда, заявитель апелляционной жалобы указал на то, что протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проведенного в очной форме голосования, не ставился на общее голосование собственников помещений вопрос об избрании нового способа управления этим домом, расторжение ранее действующего договора управления. Считает действующим договор управления, заключенный с ТСЖ "Победа".
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Представители ТСЖ "Победа" и третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель СТСЖ "Волга" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Представитель ТСЖ "Заря-2012" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, пояснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20 сентября 2012 г. собственники помещений многоквартирного дома N 11 по ул. Одесская г. Саратова провели общее собрание собственников помещений в форме заочного голосования, на котором большинством голосов были приняты решения о создании Товарищества собственников жилья в многоквартирном доме N 11 по ул. Одесская; об определении наименования создаваемого ТСЖ "Заря-2012", о принятии и утверждении устава ТСЖ "Заря-2012" и другое. Решения, зафиксированы протоколом от 20.09.2012.
Решение общего собрания было доведено до сведения ответчика.
01 ноября 2012 г. ТСЖ "Заря-2012" было зарегистрировано в государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с уставом ТСЖ "Заря-2012" создано для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, для реализации собственниками жилых и нежилых помещений прав по владению, пользованию и, в установленных законом пределах, распоряжению общим имуществом в многоквартирном доме.
Истец требованием, полученным ответчиком - СТСЖ "Волга" 09.11.2012 N 1734, сообщил ответчику о принятых общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 11 по ул. Одесская решениях, а также предлагал передать техническую документацию на жилой многоквартирный дом и иные связанные с управлением этим домом документы. Факт получения ответчиком данного заявления подтверждается отметкой ответчика в получении требования.
Ответчики технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирным домом N 11 по ул. Одесская, не передали.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался нормами жилищного и гражданского законодательства, регулирующими положения в сфере управления многоквартирном домом.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно позиции Верховного суда РФ, отраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2007 года "В соответствии с частью 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья может быть создано при объединении нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, а также нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений - жилых домов.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирном домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, правила проведения которого установлены статьями 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников (статьи 209, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пункт 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В подпункте 2 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов управления многоквартирным домом, который может быть выбран собственниками помещений в многоквартирном доме, предусмотрено управление товариществом собственников жилья.
Статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
Решение собственников помещений в многоквартирном доме о создании нового, отдельного товарищества (управляющей организации) - это реализация права на выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации выбор способа управления относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом может быть выбран и изменен в любое время по решению общего собрания собственников.
В соответствии со статьей 140 Жилищного кодекса Российской Федерации реорганизация товарищества собственников жилья, осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Избрание собственниками жилых помещений одного дома, входящего в ТСЖ, иного способа управления означает необходимость реорганизации ТСЖ в форме выделения, поскольку к вновь образуемому юридическому лицу должна перейти часть прав и обязанностей ранее созданного товарищества собственников жилья, возникших в связи с управлением несколькими многоквартирными домами. Порядок проведения реорганизации определяется пунктом 1 статьи 57, пунктом 4 статьи 58, статьей 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом следует учитывать, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие порядок реорганизации юридического лица, в данном случае должны применяться с учетом норм, содержащихся в пунктах 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что управление товариществом собственников жилья является одним из способов управления многоквартирным домом, который выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Поэтому изменение способа управления многоквартирным домом является исключительным правом жителей этого дома, которые решили выйти из состава ТСЖ и согласие на это членов ТСЖ, проживающих в других домах, входящих в состав ТСЖ, не требуется.
Кроме того, согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 7677/11 от 22.11.2011, "анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
Правовая конструкция указанного договора не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом. При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации)".
В соответствии с пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации у управляющей организации должна храниться техническая документация на многоквартирный дом, а также иные связанные с управлением таким домом документы, которые должны быть переданы ей в тридцатидневный срок до прекращения договора управления многоквартирным домом.
Исходя из положений статей 46, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является основанием для изменения способа управления домом и смены управляющей организации.
Таким образом, решением о создании ТСЖ "Заря-2012" собственники осуществили свой выбор способа управления домом.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 291 Гражданского кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу пунктов 4 - 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации на товарищество собственников жилья возложены обязанности по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме; обеспечению выполнения всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечению соблюдения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью. Аналогичные задачи и функции закреплены в уставе ТСЖ "Заря-2012".
Согласно пункту 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с протоколом N 1 от 28.02.2005 общего собрания собственников жилых и нежилых помещений, согласно утвержденной повестке дня, было создано ТСЖ "Победа", выбран способ управления в форме товарищества собственников жилья "Победа", утвержден устав и выбран орган управления - товарищество.
В соответствии с учредительным договором Союза товарищества собственников жилья от 25.03.2005, на основании протокола N 1 общего собрания учредителей СТСЖ "Волга" от 25.03.2005, в том числе ТСЖ "Победа", был создан СТСЖ "Волга".
Ответчик - СТСЖ "Волга" на основании договора N 3 от 30.06.2005 осуществлял управление жилыми домами, в том числе домом, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Одесская, д. 11, техническая документация на указанный дом была ему передана по акту (приложение к договору N 3 от 30.06.2005).
В соответствии с пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
- - документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- - документы (акты) о приемке результатов работ;
- - акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям.
Согласно пункту 26 указанных Правил, в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
- - копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- - выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- - заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
- - документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
- - проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- - иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений".
Кроме того, в состав документации, заменяемой с истечением срока действия, входят сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
Пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491) устанавливает, что "ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом".
Кроме того, в соответствии со статьей 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежностью), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Из положений п. п. 3.4, 3.5, 4.17, 4.18 СНиП 3.01.04-87 следует, что исполнительная и иная документация, перечисленная в п. п. 3.5 и 4.17, после приемки объекта в эксплуатацию должна храниться у заказчика (застройщика); при наличии единого заказчика (застройщика) - у соответствующих эксплуатационных организаций.
Таким образом, техническая документация, перечисленная в п. п. 3.5 и 4.17 СНиП 3.01.04-87, является принадлежностью вновь созданного объекта недвижимости, и в случае поступления объекта новому собственнику подлежит передаче непосредственно собственнику или уполномоченному им лицу, в частности, управляющей компании.
Пункт 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что "проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения...".
В соответствии с п. 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170) "в состав технической документации длительного хранения входит:
- -план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- - акт приемки жилых домов от строительных организаций;
- - акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- - схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализаций, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
- - паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
- - паспорта лифтового хозяйства;
- - паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок".
В соответствии с пунктом 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170) "в состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят:
- - сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
- - акты технических осмотров;
- - журналы заявок жителей;
- - протоколы измерения сопротивления электросетей;
- - протоколы измерения вентиляции".
В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491) в состав общего имущества включена внутридомовая инженерная система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях,
Исходя из вышеизложенного, и в соответствии с пунктом 7 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах РФ (утверждены Приказом Госстроя РФ от 21 апреля 2000 года N 92) необходимо требовать предоставления схемы тепловых сетей и теплопотребляющих установок, так как эта схема должна быть представлена теплоснабжающей организации при заключении договора теплоснабжения.
Наличие таких схем (исполнительных чертежей, паспортов тепловой сети и теплопотребляющих установок) является обязанностью абонента (п. 51 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах РФ (утв. приказом Госстроя РФ от 21 апреля 2000 года N 92).
Предыдущей управляющей организацией было ТСЖ "Победа". Данный факт не отрицается ответчиками и подтверждается протоколом N 1 от 28 февраля 2005 г. Впоследствии, между ТСЖ "Победа" и Союз ТСЖ "Волга" был заключен договор управления N 1 от 30 июня 2005 г., на основании которого ответчик приступил к управлению спорным домом и получил техническую документацию.
Заявитель апелляционной жалобы считает действующим договор управления, заключенный с ТСЖ "Победа" и полагает, что у истца отсутствуют основания для истребования документации у Союза ТСЖ "Волга", поскольку доказательств передачи документации Союзу в материалы дела не представлено.
Факт обоснованности требований ТСЖ "Заря-2012" как надлежащего истца подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Одесская, дом N 11, проведенного в очной форме голосования, от 20.09.2012 (т. 4 л.д. 44-62).
Согласно протоколу от 20.09.2012 собственниками помещений многоквартирного дома приняты следующие решения: создание ТСЖ, утверждено название - ТСЖ "Заря-2012", утвержден его устав, избраны члены управления и ревизионная комиссия ТСЖ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы противоречивы, не основаны на обстоятельствах дела и не подтверждены представленными в деле доказательствами, в связи с чем подлежат отклонению.
В части объема документации, которую Союз ТСЖ "Волга" обязан передать вновь созданному товариществу, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Представитель Союза ТСЖ "Волга" суду апелляционной инстанции пояснил, что приборы учета по всем видам коммунального ресурса были установлены в период, когда управление многоквартирным домом по ул. Одесская, 11 осуществлял Союз. Он же заключал договоры с ресусоснабжающими организациями, вел учет коммунальных ресурсов и выставлял документы на оплату жильцам.
Доказательств передачи паспортов на общедомовые приборы учета холодной воды, электроэнергии, тепла, установленных в доме, договоры на установку общедомовых приборов учета, акты выполненных работ по данным договорам, акты ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета холодной воды, электроэнергии, тепла, установленных в домах ТСЖ "Победа" либо "ТСЖ "Заря-2012" в материалы дела не представлено.
Поскольку в соответствии с пунктом 2.11 договора управления N 3 от 30.06.2005 между ТСЖ "Победа" и Союзом ТСЖ "Волга" Союзу были переданы все функции жилищного отдела, а именно прием и оформление документов на постановку и снятие с регистрационного учета, с воинского учета, на оформление паспортов, ведение картотеки жилищного фонда и т.д., именно Союз ТСЖ "Волга" является лицом, обязанным передать ТСЖ "Заря-2012" требуемую картотеку.
Материалы дела свидетельствуют, что документация, связанная с управлением многоквартирным домом, принятым в управление, до настоящего времени ТСЖ "Заря-2012" не передана.
Таким образом, отсутствие данной документации создает существенные препятствия в управлении жилыми домами.
По смыслу статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации управление общим имуществом в интересах собственников - владение, пользование и в установленных пределах распоряжение общим имуществом от имени ТСЖ "Заря-2012", но в интересах собственников.
В соответствии со статьями 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
В ходе принятия решения судом первой инстанции установлено, что какие-либо доказательства, подтверждающие, что решение собрания собственников помещений многоквартирного дома N 11 по ул. Одесская г. Саратова об избрании ТСЖ "Заря-2012" признано недействительным, в материалах дела не имеется.
Материалами дела подтверждается тот факт, что Союз ТСЖ "Волга" до настоящего времени не представил суду доказательства передачи технической и иной документации истцу.
Таким образом, судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции об удовлетворении иска в части предъявленных требований к СТСЖ "Волга" правомерным.
На основании изложенного судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Процессуальных оснований для отмены судебного акта апелляционным судом не выявлено. Апелляционную жалобу Союза ТСЖ "Волга" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение арбитражного суда Саратовской области от 05 марта 2013 года по делу N А57-23241/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.ЛЫТКИНА
Судьи
О.И.АНТОНОВА
В.Б.ШАЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)